Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Все произведения

Автор: Владимир ГуляевНоминация: Рассказ

Не последний шанс

      После окончания профтехучилища молоденькая девушка,
   новоиспечённый фотограф, получила распределение в небольшой
   районный центр. Куда она и отправилась с маленьким чемоданчиком
   'балетка', но с большим энтузиазмом и удовольствием, а как иначе,
   впереди для неё начиналась самостоятельная взрослая жизнь, интересная
   работа в фотоателье, знакомства с новыми людьми, возможно даже
   встреча своего суженного! Хотя об этом она ещё и не думала вовсе, ну
   так, может только самую малость, но это было где-то ещё глубоко в её
   сознании. Первоначально было увлечение фотографией и самостоятельная
   работа, да и вообще, столько много интересного ждало её впереди, а не
   эти глупости про парней.
    От краевого центра до нового места жительства было рукой подать, по
   сибирским меркам, всего-то километров восемьдесят с гаком и вскоре
   замороженный автобус доставил пассажиров к небольшой деревянной
   избе с чуть криво прибитой над массивной дверью вывеской, на которой
   коричневой краской, потрескавшейся от ветра и холода, было написано
   'Автовокзал'.
    Пассажиры спешно покидали холодный автобус, женщины с детьми так
   же спешно заходили в дом вокзала, затаскивая с собой узлы, а мужики,
   показывая своё безразличие к морозу, с расстегнутыми бортами пальто
   или полушубков, останавливались возле крыльца вокруг ведра для
   окурков и закуривали, чтобы продолжить свои разговоры незаконченные в
   поездке.
    Полина тоже вслед за тётками втиснулась внутрь. Чуть влажный, но
   тёплый воздух, в помещении обрадовал, она пробралась к большой
   круглой кирпичной печи и приложила к ней окоченевшие руки. - Зябко? -
   Спросила её дородная тётка, снимая с себя большую пуховую шаль. - Я
   ещё в автобусе на тебя посмотрела и подумала, как это она в такой
   одёжке не мёрзнет?
    - Ничего, я привыкшая.
    - Пришёл марток - надевай семь порток! А ты вона как легонько одета. К
   нам в гости, поди? Чего-то не признаю тебя. Ненашенская.
    - Училище закончила, вот на работу сюда приехала.
    - И кем же ты к нам, такая худенькая? Медичкой или учительницей?
    - Да, нет. Фотографом буду работать.
    - Ишь ты! Это, значит, с Карлычем в быткомбинате работать будешь? Это
   хорошо! А то он у нас, Карлыч-то, старый уже стал. А ты значит ему в
   смену. Как зовут-то?
    - Полина.
    - А жить-то есть где? Родственники там или знакомые.
    - Да, нет. Пока вот только с вами познакомилась.
    - И чё? На постой, поди, ко мне хочешь?
    - Нет, там мне, вроде бы, комнату обещали дать.
    - Вроде бы, да кабы. Комнату! Негоже девке одной в комнатах жить.
   Мало ли кто ночами мимо ходит! Я с этим комбинатом рядышком живу,
   угол у меня с кроватью есть. Пустует. Дочка в город уехала. На заводе
   работает. Не жилось ей здесь, в город, окаянная, умыкнула. А я тут одна
   мыкайся! Дочка-то, как ты, такая же щупленькая. Так что, если
   пожелаешь, то поживи у меня. Мне всё веселее будет. А там дальше и
   поглядишь.
    - Спасибо. Я, конечно, согласна.
    - Ну, вот и ладушки. Погрелась, тогда и пойдём. Я тут недалёко живу.
    Со следующего дня начались у Поли трудовые дни.
    Приближался праздник Международного женского дня, поэтому работы в
   фотоателье прибавилось: народ шёл и шёл фотографироваться, появились
   заявки на съёмку свадеб в Загсе райцентра и в ближайших сёлах.
    - Ишь, прослышали, что молодая да красивая в помощницах у меня
   появилась, так сразу валом повалили. А ты, дочка, учись. Фотография -
   это очень доброе дело. Вот живут себе люди, живут. А потом раз и всё.
   Нету их, а карточки остались на стенке под стеклом висеть. Память! А
   когда нет фото, то со временем уже и не вспомнить, кто и как выглядел, а
   на пальцах да на словах и не обрисуешь его внешность. А тут глянул и
   распознал. Так что наша работа фотографов очень даже нужная! Мы,
   получается, как сохранители семейной памяти людей и разных их
   моментов жизненных. Вот запечатлеем на фотоаппарат событие, как будто
   время остановим, а люди нас потом тёплым словом и помянут. Вот так,
   Полина! Нужная у нас профессия людям, очень даже необходимая.
    И Полина училась.
    У Петра Карловича, а именно так звали старого фотографа, было чему
   поучиться.
    - Главное, Поля, в нашем деле знаешь что?
    - Хорошая фотокамера и софиты.
    - Нет, Полина, главное в фотографии - это наш клиент, который желает
   получить от нас хорошее и качественное фотографическое изображение
   самого себя или своей семьи. И вот тогда мы должны правильно выбрать
   фон, освещение, помочь ему правильно встать или сесть, чтобы удобно
   было. И разговаривать с ним, как со своим старым и добрым знакомым,
   чтобы он чувствовал себя как дома. Знаешь, Поля, чувство собственного
   дома - это спокойствие и свобода, это самое гармоничное состояние
   человека, и оно одно из главных наших чувств. Вот нам и нужно, чтобы
   человек, придя к нам, расслабился и стал тем, кем он есть в обычной,
   привычной для него домашней обстановке, а не обращал внимания на
   яркий свет ламп и наши декорации. Вот тогда всё будет как надо! И
   фотография не будет сухим снимком, а будет живой и глаз радовать.
   Фотография - это искусство. Ну, тебя этому учили.
    - Да, но про чувство собственного дома нам в училище ни разу не
   говорили.
    - Про это в учебниках не напишут, это понимание приходит позже и у
   каждого по-разному, я вот так думаю. Всё зависит от того, хочешь ты
   просто фотографировать или стать фотографом-художнико­м.­ А художник,
   он что делает, он воплощает своё виденье красоты на холсте неделями
   или месяцами, а настоящий фотограф должен увидеть этот момент красоты
   и успеть запечатлеть его, потому что повтора может больше и не быть. Вот
   в этом, Поля, и состоит наша работа - поймать момент.
    Поля внимательно, с удовольствием и интересом наблюдала за спокойной
   и артистической работой старого фотографа, за его манерой общения с
   людьми, стараясь перенять все его действия и движения.
    После окончания рабочего дня, она не сразу уходила домой, а
   оставалась в ателье до ночи, чтобы как можно больше проявить
   фотоплёнок и фотопластинок, отснятых за день, отретушировать их при
   необходимости и распечатать фотографии, а потом увидеть плоды своего
   труда.
    В один из вечеров, когда на улице завывала весенняя вьюга и
   барабанила тяжёлыми снежными крупинками в окно, Поля опять осталась
   поработать в лаборатории. Красный свет фонаря освещал процесс
   проявки, фотографии получались, как показалось Полине, очень даже
   симпатичными.
    Неожиданно послышались стуки в дверь ателье.
    'Кто бы это мог быть в такую пору?' - Подумала она.
    - Кто там?
    - Откройте, пожалуйста. Мы из соседней деревни. Хотели бы
   сфотографироваться. - Послышался с улицы мужской голос.
    - Но уже поздно. Мы не работаем. Завтра приезжайте.
    - Завтра не получится. Завтра уже нельзя будет. Вы только
   сфотографируете нас с девушкой на память, и мы сразу же уедем. Нам,
   правда, завтра нельзя уже будет. Это у нас последний шанс с ней
   сфотографироваться! Правда, другого шанса больше не будет! Да, вы не
   бойтесь.
    - А я и не боюсь вовсе! - Поля открыла дверь, на пороге стоял
   заснеженный с ног до головы парень, а чуть поодаль - лошадь,
   запряжённая в сани. В санях сидело двое, ещё один парень с девушкой.
    - Давайте быстро заходите, холоду напустите. Вон вешалка, можете
   раздеться, а там стулья, садитесь, а я пока кассету заряжу.
    Поля ушла. Через чёрную штору, закрывающую проём в
   фотолабораторию, было слышно, как молодые люди зашли и начали
   двигать стульями, видимо они усаживались для фотографирования.
    - Я сейчас, ещё пару минут.
    Когда она вошла в слабоосвещённый зал, то увидела, что девушка в
   светлом платье и фате, с каким-то неприятно-застывшим выражением на
   лице и закрытыми глазами, сидит на стуле в не очень-то удобной позе, а
   парень стоит сзади, положа руки ей на плечи.
    - А она что сильно пьяная? - Заволновавшись от нехорошего
   предчувствия, спросила Полина.
    - Нет! - Ответил парень дрожащим голосом. - У нас сегодня свадьба
   была. И ей плохо стало, сильно плохо... Она как-то сразу оступилась и
   всё.... Мы вот с другом в сани её и в больницу, сюда, в райцентр. А она по
   дороге уже и.... А мы с ней так и не успели сфотографироваться! Завтра
   утром собирались к вам приехать. А оно вот как вышло. Так что завтра
   никак уже нельзя.
    Поля чуть не упала в обморок от этих слов.
    - Да, ты, не бойся! Я же её не убивал, она сама умерла! Любил я её
   сильно. Сердце, наверное. Вот я и хочу фото на память о ней себе
   оставить. Да, фотографируй ты нас скорей, и мы назад поедем, а то там
   гости все в шоке. Я им сказал, что в больницу ее везу. Умерла моя
   Шурочка...
    Парень замолчал, неуклюже поправил одной рукой фату невесте.
    Дальше всё было в густом тумане.
    Очнулась Поля утром от того, что её кто-то сильно тряс за плечи.
    - Ты, чего это, дочка? Перетрудилась, родимая? - Над ней стоял Карлыч.
    - Ой, Пётр Карлович! Не хочу я больше фотографом быть! - Разрыдалась
   Полина.
    - Погоди ты, погоди! Расскажи-ка всё толком-то, что случилось?
    Полина, запинаясь и всхлипывая после каждого слова, с горем пополам
   рассказала Карлычу про то, что произошло ночью.
    - Как они уехали, и что было дальше, я не помню. - Закончила она свой
   рассказ, уткнувшись Карлычу в плечо.
    Он гладил её по голове и тихо говорил:
    - Ничего, дочка, ничего, Поля! Всякое в жизни бывает! А фотограф из
   тебя выйдет очень хороший! Попомни мои слова. Негоже тебе бросать эту
   профессию! Так бывает в жизни, что она даёт тебе возможность или шанс,
   называй как угодно, чтобы выбрать дорогу, по которой дальше идти! Вот
   он у тебя первый выбор или первый шанс и появился. А может и не
   первый, но не последний уж точно! И ты всё сделала правильно! А вот,
   сколько их, этих шансов, тебе предстоит пройти - никто не знает. А
   безболезненно никогда ничего не происходит. Может у кого-то, но я
   таковых не встречал. У тебя будет ещё много всяких возможностей внести
   изменения в себе, в своей жизни, стоять на развилке и принимать верные
   решения. А вот у того парня, видимо, был и впрямь последний шанс
   оставить память о ней. Жалко, конечно, дивчину, да и жениха тоже, горе
   вместо радости и у него и родных. Навсегда запомнится. А ты всё
   правильно сделала.... Ну-ну, было и прошло...
   
    Дня два Поля не могла набраться смелости зайти в лабораторию, а
   старый фотограф как будто и не замечал её страхов. Эти дни они, молча,
   делали свою работу: Поля фотографировала посетителей, а Карлыч
   проявлял и печатал фотографии. А не проявленная фотопластинка со
   снимком того вечера так и лежала на полке, пока на третий день, ближе к
   обеду, в фотосалон не вошёл молодой парень в заснеженном тулупе. Сняв
   шапку, он стоял в дверном проёме, переступая с ноги на ногу.
    Карлыч сразу понял, кто это пришёл и зачем:
    - Ой, чёрт я старый, совсем забыл, печь-то затопил, а трубу приоткрыть
   запамятовал. Поленька, дочка, я сейчас быстренько сбегаю до дому и
   вернусь! - Накинув пальто и водрузив ушанку на голову он, ловко
   протиснувшись между посетителем и косяком проёма, вышел из ателье,
   закрыв за собой дверь.
    - Здрасте! Я вот за фотографией приехал. Помните, два дня назад мы тут
   были. - Парень стоял и мял своими большими руками шапку, видимо,
   стесняясь и не зная как себя вести дальше и что ещё сказать.
    Глядя на его неловкость и очень расстроенный вид, Полина
   почувствовала, что какая-то напряжённая струнка внутри неё, мешавшая
   ей все эти дни, вдруг, лопнула и отозвалась лёгким звоном в голове. И
   сразу исчезло чувства скованности и тревоги, гнетущие её все эти дни,
   лёгкая тёплая волна прокатилась по телу, она почувствовала, как слегка
   загорели щёки и согрелись руки.
    - Здравствуйте! Если вы подождёте полчасика, то фото как раз
   закрепится и просохнет. - Ей было неловко за свой обман, но она не могла
   признаться этому незнакомцу, что ей было страшно не только
   притрагиваться к кассете, но и смотреть в её сторону. - Хорошо?
    - Ладно. Можно я здесь подожду, вот тут на скамейке посижу.
    - Да, конечно.
    Поля быстрым шагом и решительно вошла в фотолабораторию. Страха не
   было, было одно желание: сделать всё правильно и не испортить эту
   фотографию.
   
    Сколько прошло времени, час или два, Поля не заметила, но всё у неё
   получалось быстро и как бы само собой. Закончив работу и вручив парню
   два фотоснимка, Поля сразу почувствовала не испытываемую никогда
   ранее лёгкость на душе.
    - Спасибо вам! - сказал парень, аккуратно завернул фотоснимки в газету
   и ушёл.
    Поля села на скамейку, опустив руки на колени.
    - Ну, слава богу, всё нормально дома. А то я переживал, вдруг чего не
   так. - Начал с порога Карлыч. - Поля! Ты чего это дочка? У тебя всё
   нормально?
    - Ой, Карлыч, спасибо вам большое. Теперь-то у меня точно всё
   нормально!
    Карлыч всё понял и лукаво улыбнулся, глядя на Полю.
   
    (События 1958 года. Сибирь.)
    18.09.2018

Дата публикации:10.05.2022 06:25