Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Михаил ЛезинскийНоминация: Проза

ДВА СЛОВА О МОИХ ДРУЗЬЯХ

      Я понимаю, надо бы написать «Слово о друзьях» , а у меня – два! И это правильно – о каждом по слову и будет два слова… Всё гениальное просто. А я, спорить не буду, гениален. Гениален уж тем, что выбираю себе в друзья настоящих талантов. Это ж уму непостижимо, сколько по миру разлетелось притч, анекдотов и прочих юморных вещей, автором которых был Марк Азов. Это ж уму непостижимо, скольких наград на мировых конкурсах удостоился Серёжа Сыченко в области карикатуры.Он мне четыре израильских книги оформил, которые вызывают зависть многих пишущих, и собирается приложить свои золотые руки к пятой…Но в вначале расскажу о своём друге Марке Азове с которым меня связывает не только наша общая географическая родина Украина, но и дружба сегодняшнего дня, проверенная временем…
    На одном из литературных семинаров, что проходят чуть ли не каждый год в одном из израильских кибуццев, наслушавшись под самую завязку умных речей наших же товарищей по литцеху, ждём не дождёмся когда наступит ночь, а с нею и с нею - ночные посиделки собираются, как талантливая молодёжь, так и талантливые старики. "Нет большей роскоши на свете, чем роскошь человеческого общения", - вот девиз недосыпов.
    Я сговорился с Марком Азовым, что он встретит меня ровно в час ночи у того здания, в котором я поселился.
    Но, когда я вышел в определённое время в ночь, подслеповато прищурился, понял, что маячившая фигура у моей двери - не Азов, а Марьян Беленький, тоже для Израиля фигура знаковая, но не мой Марк.
    - Марьян, - спросил я, - ты случайно Азова не встречал около моей двери.?
    Марьяма надо было видеть в эту минуту! Это напомнило мне картину, никак не могу вспомнить фамилию художника, - а картина тут же всплыла в сознании! Ну, та самая, на которой благородная русская гончая застыла перед деревом, из ветвей которого, вот-вот должна была вылететь птица. И охотник, подняв к небу, ствол, вот-вот бабахнет по ней - только перья полетят!
    - Как, - воскликнул Марьян, это тот самый Азов, который классик? Он - жив!?.
    И столько в этом "он жив?" было изумления и восторга, что я даже на секундочку усомнился - действительно, тот ли?!
    - Два часа тому назад был жив!
    - Познакомь!..Я на его пластинках, на которых Райкин записан, подрастал и чуть ли не с пеленок заучил наизусть азовские, то бишь райкинские монологи и сценки... Нет, ты меня разыгрываешь, ты уверен что это ... тот Азов...Ты уверен?..
    - Больше чем!
    И в темноте, когда нас осветил азовский фонарь, я увидел с радостный блеск марьяновских глаз - так может радоваться только по-настоящему Талантливый человек при виде другого, ещё более Талантливого собрата по перу ....
    Много хороших слов написал Марк Азов "за жизнь", а, с точки зрения литературы - это именно тот случай, когда "колиКчество слов переходит в "каКчество".
    Заковыченное слово из бессмертных райкинских интермедий, автором которых и был Марк Азов …
   Я как-то поинтересовался у Марка, как он относится к тому, что часто говорят «как сказал Райкин» и , когда ему рассказывают , им же придуманный анекдот? И Марк ответил:
   
    - Райкин – это здорово! Но нет большего счастья для писателя, как оказаться автором безымянного, «народного» анекдота. Мне прислали немецкую газету "Берлинер цайтунг" и в ней я обнаружил свои байки анекдоты советские-антисоветс­кие.­ А журнал "Огонек" в эпоху перестройки стал собирать русские народные частушки и там я нашел свою:
   
   Милый Ваня, милый Ваня,
   
   Слышишь - ножик точится?
   
   Сделай, Ваня, обрезанье -
   
   Мне в Израиль хочется.
   
   А однажды, приходит родственница и говорит: «Есть анекдот, которого даже Марк не знает», и рассказывает байку, которая давно опубликована в моей книжке. Басенки-побасенки, именуемые анекдотами, похожи на кошек, которые гуляют сами по себе!
   - И как себя чуствуешь при этом? - примерил я слова друга на себя.
   - Как в компании грибоедовых, крыловых и разных прочих эзопов…
   Что ж , в хорошей кампании находится мой друг, живой – еле живой! - классик при жизни.
   То, что сделал Марк Азов для Аркадия Райкина и Аркадий Райкин для Марка Азова, вы прочтёте в этой прекрасной книге. А я, хоть и мельком, освещу «обратную сторону луны». Малоосвещенную!
   - Марк, давай договоримся, что я о тебе ничего не знаю, и ты мне отвечаешь?.. Первый мой вопрос: Как ты дошёл до жизни такой? .. В смысле, писать стал?
    - Поэтом можешь ты не быть», - если верить Некрасову, а я уже был в 16 лет был поэтом . Корней Иванович Чуковский назвал меня "законченным поэтом", я и печатался, и по радио читал себя, и премию получил за песню, и состоял в кружке при Анне Ахматовой, потом перешел на прозу: и тоже премию получил и печатался, но меня смущала вторая часть некрасовского изречения : "Но гражданином быть обязан".
   А что такое гражданин- поэт (или прозаик) Советского Союза?
   Жополиз, извините за откровенность, у товарища Сталина и иже с ним! Единственный способ для писателя не восхвалять в то время - это высмеивать, критиковать "отдельные нетипичные недостатки", что я и стал делать в союзе с Тихвинским; бросил школу, переехал в Москву из Харькова. 15 лет жил без прописки под самым Кремлем и по соседству с Лубянкой, лягая Советскую власть за ее же деньги.
   Однажды к нам с обыском пришли сразу четыре полковника КГБ, стали читать наши творения, находя их явно антисоветскими. Но я обратил их внимание на печати цензуры и визы партийных бонз на титульных листах, и доблестные чекисты, с горячими сердцами и холодными головами, вернулись к себе на Лубянку с пустыми руками…
   - Ладно, Марк, едем дальше!
    Взгляните на портрет Марка с красным носом. Ну тот, что на обложке… Увидели?..
   Этот толстый красный нос пояляется тогда, когда выходит на сцену… Да, да на сцену в разных качествах - артиста или драматурга? Для поклонов …Хотя никаких театральных «заведениев» не кончал…Но тем не менее, ему удалось сыграть во многих спектаклях театра «Галилея» и поставить – уже здесь, в Израиле, - множество собственноручно написанных пьес…
   Что из себя представляет театр «Галилея» и что для него написал Марк Азов – этот человек при бороде и красном носе?..
    - Я, по природе, комик, даже клоун, у меня в кармане два носа : один для смеха, другой - для слез. Когда Бог творил еврея, он сперва вылепил нос, а потом прилепил к нему все остальное. И, обратите внимание, не потребовал обрезать нос, как кое-что…
    - Помолчи, Марк, я это и без тебя знаю. Слово предоставляю сам себе!..
    «Галилея» - это нечто вроде МХАТА… Правда, здание немножечко поменее будет, народу посещает немного пожиже и , ещё кое-чего в «Галилее» не просматривается, но – артисты…Впрочем, артисты не уступят мхатовцам … Недаром доктор икусствоведческих наук несравненная Злата Зарецкая ,назвали галилейские сценичесткие подмостки « метатеатром нашего времени!» Не знаю, о чём это говорит, но…красиво! Кто мне объяснит, что такое – метатеатр?..
    - Ладно, Марк, разрешаю тебе выскать ещё пару слов… Объясни мне – что такое метатеатр?
    - Я ж предупреждал тебя, без меня ты не разберёшся! Объясняю:современный­ метафорический театр, где много пластики, музыки и "актеры не ходят, а летают", как в старом синтетическом еврейском театре "Блуждающих звезд Шолом Алейхема". В этом спектакле я сыграл Гоцмаха, и показали это на фестивале " Славянский базар» в Витебске, на родине Марка Шагала.»
    - Помолчи, Марк, без тебя знаю, скажи лучше, когда ты успеваешь ?
    - Попробуй не успеть, если в нашем театре все молодые, а на "возрастную роль"- кого взять?.. Вот и приходится прикидываться в мои годы стариком!..
   
    - Пару слов, Маркуша о себе и, в чём есть смысл твоей жизни?
   
    - В существовании. То есть, в самой жизни и есть ее высший смысл! Я это понял еще на фронте Второй Мировой. А если после того, как в меня стреляли из всех видов оружия, я живу еще почти 60 лет под солнышком, то мне остается только сидеть и аплодировать Господу Богу: а я еще немножечко пишу, как тот еврей - портной, который сказал : "Если бы я был царем, я бы жил лучше, чем царь. Я бы еще немножечко шил. "
    Вот на этом, очень даже интересном месте, я бы и хотел прерваться, хотя множество жизненных ситуаций останется за кадром и перейти ко второму своему другу Сергею Сыченко, хотя что о нём говорить, за него говорят его живописные полотна и многочисленные карикатуры, завоевавшие мировое пространство.
    И всё же, всё же, всё же…
    Большую часть своей жизни Сергей Сыченко прожил в Харькове, - есть такой город на Украине, давший литературе и искусству не меньше, чем прославленная Одесса – разве только меня ? Но речь не обо мне!
    Харьков знает Сергея Сыченко как талантливого живописца и если он и менял его, то только на Москву, чтобы там закончить знаменитую «Строгановку» и снова вернутся в Харьков, чтобы уже окончательно осесть в …Хайфе!
    И именно в Израиле , как точно напишет наш общий друг Дан Мирошенский, « мы жизнь свою до смеха довели».
    В Израиле Сергей живет всего ничего - с июня 1996 года. Он всем хорошим в нём – Сергей Сыченко обязан Харькову – именно там , так себе, для развлечения рисовал дружеские шаржи карандашом или пером - сперва на однокашников, потом - на друзей и коллег и превратился в великолепного рисовальщика.
    ...Серёжу Сыченко в Хайфе знают и любят многие - от детей репатриантов до израильских бабушек, которых он тоже учит рисовать. И в среде художников, где отношения всегда складываются, ох как непросто, он пользуется не только уважением, но и всеобщей любовью…
    Сергей Сыченко – это я хвастаюсь, дабы при содействии друзей своих и на себя обратить внимание! – оформил все четыре моих книжки, изданные в Израиле, и книжки эти, - я имею в виду оформление, - вызывают острую зависть у моих коллег-писателей, которые считают, (наверное, правильно считают!) что только именно обложкам, они пользуются популярностью даже в Израиле, где на каждый квадратный сантиметр земли обетованной, приходится до десятка «гениальных» письмеников плюс столько же, непризнанных художников…
    Как в случае с Марком Азовым, то ж притворюсь, что мало что знаю о Серёже Сыченко и спровоцирую его на ответы.
    - Ответь мне, Серёженька, твои карикатуры выписаны столь тщательно, что уже одним этим вызывают раздражение у местных израильских художников. В твоих работах – карикатуры и дружеские шаржи имею в виду! – всё продумано! Создаётся впечатление, что ты тратишь на них много и много месяцев. Где ты берёшь эти месяцы, когда тебе приходится зарабатывать на хлеб преподавательской работой , оформлением разных там разностей, да ещё писать живописные полотна , в коих ты тоже добился мастерства и при этом ещё участвать в различных проектах… В частности, ты один из создателей группы «ТРАМВАЙ»… И, вообще, чтобы не отнимать у тебя драгоценнейшее время, сразу ответь на все вопросы…
    И, Художник - Живописец и График ответил… Из его ответов и состоит последующее «Слово»…
   
   … Для своей основной работы, - для живописных картин и карикатур! – выкраиваю время во время жаркого лета, когда для всех наступают каникулы…
   
   … Спешки нет в моих карикатурах от нехватки времени и сказывается классическая российская школа рисования – я же окончил московскую «Строгановку»… Это моё достоинство и мой недостаток – классика, скажем мягко, в Израиле не приветствуется среди маститых местных художников и это неприятие создаёт дополнительные трудности…
   
    Добавлю несколько слов и от себя!
   
    В далёкой , от Украины , а тем более, Израиля, Сибири, в городе нефтяников Сургуте объявили Конкурс карикатуры – приз «Ушанка» - различного «фасона» и достоинства… И победители «натянули на свои светлые головы, "Золотые". "Серебряные" и «Бронзовые ушанки», и среди достойных из достойнейших были Александр Медведев (Новосибирск) и Флориан Дор Крихан (Румыния). Александр Шибанов (Новосибирск) и Дмитрий Скаженик (Украина)… А наш Серёжа удостоился наивысшей награды «Гранд-при»… Главного и единственного и совсем не символическог приза – настоящей ушанки из меха ондатры , столь редкостной ондатры с золотым отливом , да ещё с золотыми колокольчиками на ушах, я уж не говорю о долларах, которые ему были не лишними в израильской действительности…
   
    Но снова подключу к разговору Сергея Сыченко!
   
    - Я с немалым удивлением обнаружил, что меня и некоторых других "русских израильтян"-карикату­ристов­ очень хорошо знают в мире. Еще более удивило, что мои работы, оказывается, включены уже в добрую сотню каталогов ! А в каталоге "Сто лучших карикатур мира " есть и моя работа …
   
    И снова от себя! Как видите, больше всего на свете , я люблю себя! Отсюда и отсебятина!
   
    Между прочим, к международным призам нашему – моему Серёже! – не привыкать: на ведущем европейском фестивале карикатур в Бельгии "Knokke-Heist" главным призом считается издание плаката с карикатурой победителя и использование ее главного элемента в качестве логотипа этого конкурса. Так что Сергей Сыченко стал победителем и этого юбилейного 40-го фестиваля и плакат фестиваля вышел вышел с Его логотипом.
   
    Полистайте альбом и вы обнаружите эти великолепные работы!
   
    Я уже упомянул, что Серёжа Сыченко входит – он же один из создателей ! – в знаменитую ( сегодня во всём мире!) в Израиле группу «ТРАМВАЙ», в которую вошло малое количество высокопрофессиональн­ых­ художников, картины которых можно отыскать во многих музеях мира. Сам Серёжа дал «трамвайным» художникам такое определение - «ТРАМВАЙ» - это не стиль и не метод творчества, не какая-то новая "школа", - это "пространство !"
   Конечно, в «Трамвай» можно заскочить и на ходу, но рискуешь сорваться с подножки – уж больно художественная планка высока!
   
    До меня докатились непроверенные слухи и вас, дорогие мои читатели , прошу не верить им , что Серёжа Сыченко настаивал назвать группу единомышленников « Харьковский трамвай»…И якобы, к этому делу подключил и другого харьковчанина Марка Азова и Марк, который Азов , откликнулся и при этом ударился в трамвайную лирику и напел при этом несколько ностальгических песен, на мотив «Сердце, тебе не хочется покоя :
   
    Трамвай ползет, как черепаха,
    Вожатый спит, как бегемот,
    Кондуктор лает, как собака :
    - Пройдите, граждане, вперед!...
   
    Но это, так сказать, лирическая сатира. А была и ничем не замутненная трамвайная лирика:
   
    Вечерний город весь в электросвете,
    Идут трамваи марки "А" и "Б",
    И на площадке в синеньком берете
    Кондуктор Варя с сумкой на ремне...
   
   
    И я подписываюсь под словами Марка Азова:
    Счастливого вам пути! И не прыгайте « з трамваю «...А лучше приделайте к нему пропеллер, и пусть воспарит над Хайфой и Харьковом первый летающий трамвай!
    И ещё один незапланированный вопрос , ЧТО ЕСТЬ НАША ЖИЗНЬ?
   И Марк ответил:
   Был анекдот: "Армянин , глядя на жирафа , не поверил самому себе и воскликнул: " Не может быть!"
   Вот так и в моих рассказах : жизнь - это то, чего не может быть...Однако, она есть!
   
    Под блестящие карикатуры Серёжи Сыченко, под песенки и анекдоты Марка Азова , я и закончу «ДВА СЛОВА» о своих друзьях, которые уже сегодня вошли в бессмертие!

Дата публикации:18.02.2005 14:44