Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Sergio CheНоминация: Циклы стихов и поэмы

с того света на тот

      1.
   
   Совпадение дат напоминает второе причастие.
   Первое было как за день до чуда, которого не произошло,
   а последующие проходят с ощущеньем участия
   в безнадежном мероприятии. Тебе вручают весло
   
   и ты каменеешь на год и другой, тем не менее,
   слепошарая, как библиотекарь среди броненосцев и обезьян,
   ощущая течение времени, но не изменения
   внутри, и, пожалуй, глубже. Такая уж нам стезя.
   
   В тебе все тот же ребенок. Он прослушал курс биологии,
   а его мама и папа - адвентисты седьмого дня.
   Ему холодно', жарко, он заложник стоматологии,
   а Бог - это тот человек, что любит тебя и меня.
   
   До известной степени, разумеется. Так, несколько раз в год,
   напоминая, что он присутствует, как приходящая медсестра,
   Господь простирает ладони и провозглашает: "Вот!"
   И ты ощущаешь - да, это так. Ура.
   
   
   2.
   
   Проснешься поутру, начертишь пару рун
   потом идешь в поля, в карманах трупов шаришь.
   Сожжешь посад-другой, загонишь в храм табун,
   и к очагу. И мясо брата жаришь.
   
   Вдруг - вот те на! - Христос. Ведь срам аж не могу.
   А он уже идет, и в комнату заходит,
   благословляет всех, садится к очагу,
   берет с огня кусок и разговор заводит.
   
   И так вот до утра.
   
   
   4.
   
   Никогда я не буду себя ревновать,
   и, целуясь с тремя, засыпая с четвертой,
   точно знаю одно: есть трава-мурава,
   под которой мы встретимся мордою к морде.
   
   И я буду сидеть, как Кызыл-Оглы-бей,
   Попивая чаи, озирая просторы-
   не снаружи просторы, а где-то в себе -
   девы, ветер и жизнь. И неблизкие горы.
   
   
   5.
   
   Я слышал - малый сон сродни большому сну.
   Сну, от которого не ждешь ни пробужденья,
   ни сновидения. Но лезешь под косу,
   а там - увы! - не смерть, а новое рожденье.
   
   Вот так и малый сон. Когда ложишься спать
   с одною женщиной - рискуешь встать с другою.
   Да это еще что! - иной раз она та,
   но только ты не тот, а некто с бородою.
   
   Или без бороды, но все равно другой,
   и перед зеркалом с внезапным старшим братом
   тебя - ты слышишь вдруг, как - мертвый, молодой-
   ты рвешься из него, но падаешь обратно.
   
   А потому не спи, чтоб не рождаться вновь.
   Ведь каждый новый мир все гаже и печальней,
   все уже голова, все зеленее кровь,
   и пресловутый путь все дальше от начала.
   
   
   6.
   
   Я чувствую ветер, я чувствую тьму, я открываю глаза.
   Это существование. Это падение прямо
   вниз, как игральная карта. Я вряд ли успею сказать:
   - Не рожай меня, мама.
   
   Но метаболизм изменяется - и изменяется мир,
   становясь протяженностью с женщиной посередине.
   Становясь некой сферою с женщиной где-то внутри,
   с ощущеньем возникшего вместо копейки алтына.
   
   Но алтына хватает на хлеб и отнюдь не хватает на хмель:
   регистрация фактов наличия или отсутствия света,
   положения звезд, появления хлеба в суме...
   Достоверность теряется. Дом превращается в ветер.
   
   
   7.
   
   Сверни ладонь трубой и посмотри на тьму
   и посмотри еще раз, без ладони,
   и вздрогни вновь, увидев что к чему,
   как дева юная, читающая сонник,
   вдруг содрогается, узнав о чем мечтала,
   и смотрит в зеркало, чего ли нет в глазах.
   А пресловутый путь, чем дальше от начала,
   тем пресловутее, - но так же
   путь назад.
   
   
   8.
   
   Настанет день. И ты не ешь из рук,
   не дышишь рядом, и глаза твои - не очи,
   ты не кричишь "Ау!", а говоришь "не вдруг",-
   А вот Христос воскрес и заповедал прочим.
   
   Возьми свое лицо и посмотри на свет.
   Оно уже не кровь,
   но золото и зелень.
   И смерть уже прошла. А видимый ответ
   Приходит просто так, как кошка в новоселье.
   
   
   9.
   
   Иные женщины как телескоп ужасны.
   С известным вызовом заглянешь ей в глаза-
   но видишь не ответ, а некое пространство,
   ночную тьму и незнакомый зодиак,
   
   и некая рука несет тебя, сминая,
   и ставит в этот круг, чтоб жить не так как жил-
   нагим, дрожащим и подверженным влияньям
   несуществующих в прошедшем мире сил.
   
   
   10.
   
   Охотник спит. Во сне он видит небо
   и перелетных птиц, и Бога, и грозу.
   Но жизнь еще не превратилась в эпос,
   а превращается.
   Когда же я проснусь
   
   стоящим в воздухе меж ведьм и цеппелинов,
   между тобою - и другой тобой,
   меж Богом и грозой, сосною и осиной,
   толкающим под бок себя - само собой
   
   охотник (тоже я), очнувшись от скольженья
   в неведомую даль, приличную копью -
   не человеку, скажет с сожаленьем:
   "Я победил. Я больше не пою.",-
   
   и превращение закончится. Отныне-
   пляша, охотясь, бдя - я знаю, что уйти
   из сна уже нельзя.
   Но бдя и в той картине
   я больше не пою - я победил.
   
   
   11.
   
   Апрель - сними пальто или одень пальто,
   но март уже прошел, а май все за лесами,
   и как-то все не так, и номера лото
   мы называем вслух, как старцы, приосанясь.
   
   Послать бы это все, и, скинув лет 500,
   вновь ставшую тобой безумную старуху
   расцеловать во все, пока кровавый рот
   мне шепчет номера в разинутое ухо.
   
   И дай Бог помнить вновь: мы ветер и огонь -
   ни жалости к себе, ни жалости к другому,
   ты выжигаешь плоть, я разрываю сон -
   и мы стоим как дым над разоренным домом.
   
   И в общем все равно, какая плоть горит,
   чья выкипает кровь, кто жарится на сале -
   взглянув издалека, Свидетель говорит:
   - Я вижу ясный свет - такой же, как в начале.
   
   
   12.
   
   Проснешься ночью - рядом никого.
   И заорешь, и свет зажжешь в квартире,
   и обойдешь ее, дрожащий и нагой -
   но никого. Тогда, на счет четыре,
   
   подскочишь к зеркалу. Там тоже никого.
   Нет, кто-то есть, но далеко, как в тире
   темнеет силуэт, - а ты, сказав "огонь"
   издалека, как из другого мира -
   
   бабах! - и я в стекле, чудесно не разбитом,
   взираю на себя, без малого убитый
   (или убитый), легкий и пустой,
   
   без биографии, в неведомом сегодня,
   не нужный никому, ни для чего не годный,
   и, стало быть, бессмертный - как и до.
   
   
   13.
   
   Люби мая, цо- цо!
   В каких иных краях
   ты говоришь "вот-вот", идя на запах крови,
   какой сейчас козел с цветами на рогах
   идет куда ведешь, не чувствуя дурного?
   
   Зачем тебе козел. Приди назад и пей.
   Ведь это не пустяк, - и нам, как паразитам,
   живущим друг на друге, по себе
   не будет врозь. Так грустно быть забытым
   
   и видеть те же сны на тех же простынях,
   про то как наконец - или в конце концов-
   услышу звук ключа, услышу шум в сенях
   и прыгну в темноту:
   Любимая, цо-цо!
   
   
   14.
   
   Молчание. Полет. Пустые облака.
   Простые сны. Отсутствию сюжета
   все проще выглядеть движением песка,
   происходящим в результате ветра.
   
   Трехчасовая ночь, когда дневной ландшафт
   вдруг вносят в комнату и сразу же выносят,
   и бледный свет, оставшийся лежать
   на некоторое время, произносит:
   
   - Стой где поставлен, но не продолжай.
   Вопроса не было, но, в качестве ответа:
   вживаясь в роль сверкучего ножа,
   не помнишь разницы меж Богом и туалетом.
   
   
   15.
   
   На пасху ты приснишься мне - нагая
   или одетая - но ты приснишься. Вся
   не то чтоб прежняя, не то чтобы иная,
   а лишь далекая, как журавлей косяк,
   
   летящий жрать лягух в неведомых болотах
   и лепетать сквозь сон на старом языке-
   всегда умышленном - без времени и рода,
   где все как было, - и, без линий на руке,
   
   с лицом, рисуемым за завтраком к обеду
   и за обедом к ужину, опять
   стирающимся к вечеру - не ведать,
   что происходит, продолжая спать.
   
   
   16.
   
   Война окончена. Войска отведены,
   но население, подавшись в партизаны
   все целиком, простор чужой страны
   уже освоило. Чужими голосами
   (для конспирации) друг с другом говоря,
   живет чужим манером и порою
   глядит как родина - а там живет, борясь,
   иное населенье. И герои
   уже задумчивы - вернуться бы назад.
   Но завтра сабантуй, а детям в школу скоро.
   И лишь войска, волнуясь и глазам
   не доверяя, нервно сушат порох.
   
   
   
   18.
   
   С того света на тот продвигается некий герой.
   Он мужчина. Он женщина. Он существо без обличья.
   Он один, его несколько. В зеркало глядя, порой
   сомневаешься в том, что ты весь здесь присутствуешь лично.
   
   Взять тебя и меня, - помещенные в ветхий ландшафт,
   открывая глаза в тот момент, когда цепь разрушений
   превращает все в прах, - и движение праха назад,
   в никуда, ощущая как время и как продвиженье
   
   с того света на этот, не помня, что некая ночь
   никогда не кончается, - но, относя себя к праху,
   мы пытаемся вслед, чтобы время не двигалось, но
   как любое движение вспять - все кончается крахом,
   
   или все же победой, поскольку мы все еще здесь,
   предстоя другу друг на пространствах неведомой ночи
   без мозгов, гениталий, но с алым бантом на хвосте
   на том свете, на этом и на многочисленных прочих.
   
   
   19.
   
   В обычном туловище столько скрыто тайн.
   Вот кровь поет, пока течет без цели,
   приобретая вид горящего куста,
   и Бог рычит в кусте - ну а на самом деле
   
   никто не победит, поскольку нет войны,
   и мы идем скучать, покуда не герои
   не обескровлены, не вознаграждены
   в почти все тот же путь - но вроде и порою.
   
   А кровь молчит и ждет, чтобы сказать, но вне,
   что эпос сформирован, что раненья,-
   и промелькнувший мир тем краше и страшней,
   и тем былиннее, чем дольше путь в забвенье.
   
   
   20.
   
   Онемелые руки текут сквозь горящую плоть,
   но, идя друг сквозь друга, и, при наложении кадров,
   наблюдая картину, в которой добро или зло,
   и почти достоверную, вдруг ощущаешь отраду:
   
   так примерный герой, выживая по фабуле - для
   оживленья пейзажа и для ожиданья, что будет-
   не сгорает в огне, его не принимает земля,
   а вода покалечит, и вынесет прочь, и забудет.
   
   
   21.
   
   В медленном небе всплывает звезда о семи хоботах.
   Расступается почва. Земля выцветает как старый рисунок.
   Воздух больше не держит, и птица, оставшись в руках,
   улетает в себя, оставаясь в руках словно сумма
   
   тела вместе с полетом, полета и крови. Маршрут
   пролегает над гаснущей и исчезающей твердью
   неизвестной земли, но наверно домой - в пустоту
   где полет превращается в кровь,
   превращается в воздух и ветер.
   
   
   22.
   
   Пусть электричество, сжигая темноту,
   вновь восстанавливает комнату в деталях,
   известных со вчера, но многого скоту
   уже не повторить - вновь проходя по стали,
   
   по алюминию, по меди, и, слепя
   глаза стеклом с картинками иного,
   оно уже не вспомнит ни тебя,
   ни нас с тобой, ни многого другого.

Дата публикации:09.11.2004 11:24