Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Сергей ПавинНоминация: Очерки, эссе

Триумф и трагедия человеческого эгоизма

      В давние времена, когда еще человек был невежествен в науках, его отношение к окружающему и самому себе, как не странно, было наиболее реально и отвечало действительности. Это происходило не в области объяснения происходящих вокруг явлений, а именно отношения к себе и осознания себя частью чего-то более значимого. Потому что не зависимо от времени и уровня развития, человек всегда остается только частью чего-то, что он не в состоянии объяснить, - просто на заре становления человечества это чувствовалось наиболее сильно. Это время можно было бы назвать периодом наибольшей гармонии человека с природой, космосом и так далее. Чем это объяснялось? – В те времена человек был наиболее беззащитен и слаб по отношению к окружающему. Он при всем своем желании не мог возвысить себя до чего-то, перед чем он сам был беспомощен. И человек стал поклоняться этому неведомому – момент зарождения различных религий, духовных учений и так далее. К сожалению, среди них была масса диких, совершенно извращенных суеверий и идолопоклонств, например: принесение в жертву себе подобных. Но мы не будем касаться каких-то конкретных действий, а рассмотрим проблему эгоизма человека в более глобальном смысле.
    В дальнейшем, по мере научного и духовного роста, человек постоянно испытывал искушение впасть в крайность самовозвышения. Он чувствовал свое превосходство над животным и растительным миром, и по мере осознания этого превосходства он все более и более отдалялся от него, видя в нем лишь средство для обеспечения своей жизнедеятельности: еда, строительный материал, энергия. Противостояло такому отношению к самому себе и окружающей среде духовное развитие.
    Там где духовный и научный рост были в гармонии, мы наблюдаем признаки наибольшего развития. Это: Египет, Греция, Рим, Китай и так далее. Но, на каком-то этапе материальная составляющая брала верх над духовной, и это приводило к войнам, эксплуатации себе подобных, развращению и упадку. Это коснулось в той или иной степени всех из вышеперечисленных цивилизаций и произошло еще и потому что как, в большинстве своем извращенный духовный, так и научный уровень, был еще крайне низким. И зарождающееся ЭГО смогло с легкостью заслонять эти, для большинства закрытые, достижения. Что и приводило, в дальнейшем, к катаклизмам. На местах разрушенного старого спешило возродиться новое, но где-то оно оказалось еще хуже старого, а где-то, безусловно, лучше. Как бы там ни было, но, претерпев ряд метаморфоз, человечество продолжало развиваться как в научном, так и в духовном плане. Последний нам известен по возникновению новых религиозных учений и повышению уровня культуры. Но, если в дальнейшем, развитие науки все меньше оставляло загадок на том уровне, на котором тогда находился человек, то религия в основном оставалась неизменна. Можно сказать, что изменения и развития в науке были наиболее ощутимы по сравнению с выведенными единожды и остающимися неизменными духовными ценностями. Все это давало и увеличивало мнимое представление человека о своей природе и возможностях. Это был уже новый, наиболее устойчивый этап развития ЭГО, он подтверждался различными научными достижениями и наибольшим использованием природы себе в угоду. Явная дисгармония научного и духовного развития, привела к появлению нового вида человека – это односторонне развитый атеист-ученый, пропагандирующий упадочную теорию о познавании мира и происхождении человека. Наблюдается явная недалекость этого суждения, объяснимая одной простой формулой: нельзя познать неизмеримое и вечное. Но эти последние понятия несет с собой именно духовное развитие, которое так грубо попиралось наукой о материальных осязаемых вещах. Так как, наиболее полно духовное развитие сосредоточилось в, различного рода, религиях, то именно они активно ей подавлялись. Это относится, прежде всего, к передовым странам с развитой экономикой. Научный и духовный прогресс, вместо того чтобы идти рядом, помогая и дополняя друг друга, теперь, благодаря материально-научному­ подходу, рассматривался как мешающий один другому. Что незамедлительно отразилось в различного рода как социальных, так и духовных извращениях. Учение о сверхчеловеке Ницше, национал-социализм Гитлера, социализм Ленина и так далее. Теперь, на новом витке спирали, на фоне небывалого научно технического прогресса, проступают явные признаки духовного декаданса. Среди них: подавление себе подобных с помощью рычагов внешнеэкономического­ и политического управления, угроза ядерной катастрофы, экологические бедствия, упадок морально-этических норм поведения и тому подобное. Все это грозит вылиться в катастрофу, последствия которой непредсказуемы как по масштабам, так и по разрушительности. Эта трагедия стала возможна именно благодаря триумфу человеческого эгоизма, которому мы обязаны простым непониманием своей связи, как с природой, так и с высшими духовными ценностями, главное из которых это существование нечто более высшего, что может навести порядок, как в наших умах, так и нашей душе и что называют богом, космическим разумом, абсолютом и так далее. Именно утрачиванию этой связи мы обязаны использованию наших научных и технических достижений для того, чтобы жить здесь и сейчас без осознания сути происходящего, или, другими словами, уничтожению самих себя без понимания этого.

Дата публикации:19.09.2003 18:58