Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Литературно-критические статьи

Автор: Феликс ДробышевНоминация: Литературно-критические статьи

Как я прочитал "королевское" стихотворение финала ВКР-2006.

      Присоединяюсь к поздравлениям победителям ВКР- 06.
   А вот как я прочитал «королевское» стихотворение.
   
    ПЛОТНИКИ.
   
    Огурец да горбушка. Умыться студёной водой.
    Зычный крик пастухов, звон бичей, утром холод бодрящий.
    Репняки вдоль плетней, конский щавель да хрен вековой,
    Что ни редьки, ни пыли дорожной, ни жизни не слаще.
   
   Слаще пыли дорожной. Это как? Для заполнения.
   
   
    Обезлюдела даль. На холмах свечи белых церквей,
    Лишь стада добирают к зиме остяки да солому.
    Откурлыкал, отплакал последний косяк журавлей.
    Что ж, и нам на крыло. Расстаёмся с построенным домом.
   
   «свечи белых церквей» - штамп.
   
   «На холмах свечи белых церквей, Лишь стада добирают к зиме остяки да солому.» - Почему это одно предложение? «Лишь» - это слегка противопоставляющее слово.
   
   Кажется, в оригинале фраза звучит так: «Лошади кушают овес и солому.»
   
   
    Час пришёл вбить последние гвозди под стрехами крыш,
    И коньки отстругать, и крыльцо оторочить резьбою.
    Над осенним прудом шелестит остролистый камыш,
    Дерева осыпают листву под белёсой звездою.
   
   
   К двум последним строкам так и хочется добавить: «Волга впадает в Каспийское море.»
   
   Три катрена – чистая зарисовка. Но удержать картинку невозможно! Количество мест действия не уместится ни в какую оперативную человеческую память! Попробуйте нарисовать в голове натюрморт-пейзаж:
   «Огурец да горбушка.»
   «Умыться студёной водой.»
   «Зычный крик пастухов, звон бичей, утром холод бодрящий.»
   «Репняки вдоль плетней, конский щавель да хрен…»
   «Обезлюдела даль.»
   «На холмах свечи белых церквей,»
   «Лишь стада добирают к зиме остяки да солому.»
   «Откурлыкал, отплакал последний косяк журавлей.»
   «Расстаёмся с построенным домом.»
   «Час пришёл вбить последние гвозди под стрехами крыш,»
   «И коньки отстругать, и крыльцо оторочить резьбою.»
   «Над осенним прудом шелестит остролистый камыш,»
   «Дерева осыпают листву под белёсой звездою.»
   ….
   Получается? А главное, что пока непонятно куда автор клонит. Куда движется мысль автора? Я уж за читателя не говорю. Дальше - не лучше.
   
   
    А давно ль по весне волоокой вязали венцы,
    Городили леса и катили могучие бревна?
    Ритуал ежегодный вершили рабы и жрецы:
    Топоры к молодым небесам вознося малословно,
   
    Извергали щепу и шершавыми шкурами щёк
    Прижимались к сухому пахучему белому древу,
    Заклиная его, чтоб удача пришла на порог…
   
   
    Если картина смутно вырисовывается, то начинаешь понимать, что стилистика этого пейзажа – стык 19 и 20вв., «а ля Есенин». Причем налеплено все в кучу. Эдакий калейдоскоп чужого (прошлого, не личного?) восприятия.
   Мое неверие автору усиливается.
   
   
    Щебетали фуганки свои шебутные напевы,
   
    В пересверках стамес проcтупали проёмы дверей,
    Принимало буравы дрожащие хвойное тело,
    На Казанскую балки легли - солнце бьёт из щелей,
    Ходит юный настил под ногами земных корабелов.
   
    По ночам мы, смывая усталость негрустных трудов,
    Белозадыми рыбами прыгали в звёздное небо,
    Отраженное в чёрных овалах бездонных прудов,
    И сидели на пнях, и пугали русалочью небыль.
   
   А вот и интересная зарисовка, хоть и не оригинальная, - вода, как отражение ночного неба. Но почему доходит тяжело? Дело в количестве тяжеловесных эпитетов: «негрустные труды», «белозадые рыбы», «звёздное небо», «чёрные овалы», «бездонные пруды», «русалочья небыль». И почему-то, всё, что можно - во множественном числе?
   
   
    Эх, мужицкие цацки: топор да ночной костерок.
    Лето шаром катит. И не раз под седыми косцами
    Трын-трава полегла. Подошел незамеченным срок -
    Мы шатры из стропил возвели, словно арки над нами.
   
   «Мы шатры из стропил возвели, словно арки над нами.» - зримость сравниваемого равноценна. Значит – «так себе» сравнение.
   
   
    И плывём в облаках, как скрипучий Корабль Чудаков,
    В небе птицы летят, плещут радуги, блещут зарницы,
    А по тропам бегут среди ив, по бархоткам лугов
    Ребятишки и псы, задирая весёлые лица…
   
    «птицы - летят», «зарницы - блещут» - без комментариев, находки. Хотя, - радуги, зарницы и птицы – три в одном, с болью представляю пейзаж.
   
   Калейдоскоп пейзажей (времен и пространств) продолжается. С чего мы там начинали, кто помнит?
   
   
    Затрещали сороки, морозу осеннему быть,
    Урожай в погребах, небо снегом грозит серебристым,
    Тянут баньки дымком…
    “Ну, прощай, Дом”.
    И дверь притворить,
    Навсегда унося на губах этот запах смолистый.
   
   “Ну, прощай, Дом” – узнаваемая фраза, как и предсказуемость «унося запах на прощание».
   
   
   И само главное!
   Есть термин, предложенный Н.Шошани, – «Сдвиг сознания». Стихотворение лишено этого важнейшего поэтического элемента напрочь.
   В стихотворении очень слабо использован прием Контраста, а следовательно эмоции не получается ни под каким соусом.
   Отсутствует драматургическая структура. Кульминация? В каком месте мне (читателю) ком из горла вынимать?
   
   Отношение к поэзии, конечно же, субъективно.
   
   С уважением.

Дата публикации:04.02.2007 14:52