Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Все произведения

Автор: Александр ВалентиновНоминация: Восточные формы

Золотое сечение хокку

      Золотое сечение хокку.
   
   Попытка проверить гармонию алгеброй.
   
   1.Форма.
   Чем объяснить интерес миллионов людей во всем мире к японскому трехстишию – хокку?
   Множество поэтов говорящих на разных языках очарованы этой поэтической формой существующей в Японии с XII века. Три строки 5-7-5 слогов и в них целый мир красоты природы и чувства. А может быть красота и есть ключ к пониманию этого интереса?
   Что стоит за визуальным чувством красоты давно известно архитекторам и живописцам.
   Это – идеальная пропорция или «золотое сечение».
   Если в прямоугольнике со сторонами А и В ( где В - длиннее) стороны соотносятся как
   
   А/В = В/ (А+В) ( это отношение приблизительно равно 0,7) – то это и есть идеальная пропорция или «золотое сечение».
   
   Самое удивительное то , что в случае с хокку мы тоже имеем «золотое сечение» :
   
   5/7=0,7 а 7/ (5+5) =0,7 , где как вы догадались 5 и 7 – количества слогов.
   
   Ритм 5-7-5 японского трехстишия является отшлифованным столетиями «золотым сечением» красоты хокку.
   
   2.Содержание.
   На примере творчества японского классика хокку Мацуо Басё ( Бабочки полет : Японские трехстишия. Пер. с яп. В.Н.Марковой – М., Лабиринт Пресс,2002. – 352 с.187 трехстиший М.Басё) попытаемся сделать статистический анализ содержания хокку. Для этого каждую из 3 строчек хокку отнесем по смыслу к одному из трех элементов теории познания – созерцанию, абстракции и действию. Уточним граничные условия выбранных элементов:
   
   Созерцание - это внешний вид объекта, ощущения ( цвет, вкус , звук, тактильные и иные), например, «в небе облачка клочок», «вода так холодна!», «аромат хризантем».
   
   Абстракция – это отвлеченные понятия, продукт деятельности мозга, например, «чем же там люди кормятся?», «как постарел знакомый печник!», «дети, кто скорей…»
   
   Действие – это движение, «осуществление существующего в возможности», например, «омывают цаплю по самую грудь», «спрятался в рощу бамбука», «стелет постель ему ветер…»
   
   Результаты анализа сведены в таблицу 1 и представлены графически в рис.1:
   
   Таблица 1
   % Созерцание Абстракция Действие
   Первая строка 28,7 47,9 23,4
   Вторая строка 24,2 26,9 48,9
   Третья строка 53,5 22,7 23,8
   
   Итак , в первой строке у 187 хокку М.Басё превалирует абстракция – 47,9 % случаев, во второй – действие 48.9% случаев, в третьей – созерцание- 53.5% случаев.
   
   
   
   Рис.1
   
   Можно привести несколько хокку М.Басё соответствующих приведенному распределению:
   
   1.Как разлилась река!
    Цапля бредет на коротеньких ножках
    По колено в воде.
   
   2.Сосенки…Милое имя!
    Клонятся к сосенкам на ветру
    Кусты и осенние травы
   
   3. Печального меня
    Сильнее грустью напои
    Кукушки дальний зов!
   
   Конечно, есть замечательные исключения из приведенных выше закономерностей,
   но в целом надеюсь эта информация может быть полезна начинающему «хоккуисту

Дата публикации:30.01.2007 10:27