Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Все произведения

Автор: Михаил ЛезинскийНоминация: Просто о жизни

МЫ С ТОБОЙ МАКАРЕНКИ . Последняя глава . ПРОЩАЛЬНАЯ

      ПРОЩАЛЬНАЯ
   
   Приемник включен на полную громкость и поэтому не знает меры. Счастье для приемника, что он .неодушевленный, а то бы давно порвал голосовые связки. Мелодии маршей врываются в просторный зал колхозного клуба. Сквозь атмосферные помехи слышен голос диктора:
   — Наша сегодняшняя радиопередача посвящается славным монтажникам Севастопольского сетевого района. Это их умелыми руками в маракутской степи построена электрическая воздушная линия, это они своим трудом преображают наш край. Сейчас мы с удовольствием предоставим слово руководителю работ технику Игорю Николаевичу Мартьянову. Просим вас, Игорь Николаевич.
   Игорь с любопытством вслушивался в свой, как будто совершенно чужой голос.
   — Когда это вы успели на ленту записаться, Игорь Николаевич? — интересуется Лукьяненко. — Нельзя ли там и нашу самодеятельность
   записать?
   — Не знаю. Надо будет разузнать.
   — Т-с-с, не мешайте, — просит Синельников, -— дайте людям передачу послушать.
   А между тем Игорь по радио продолжал:
   — ... почему нам удалось построить линию напряжения и сдать ее в эксплуатацию раньше срока? Прежде всего потому, что к ее строительству отнеслись по-государственному.­ Председатель колхоза «Гигант» Сергей Федорович Зозуля вошел в контакт со Свердловским совнархозом и приобрел передвижную подстанцию с маломощным трансформатором. А это позволило...
   Зозуля подмигнул зеленому глазку приемника, — дескать, знай наших. «Радио-Игорь» продолжал:
   — ...Наши монтажники Григорий Волков, Олег Синельников, Светлана Скрипичкина...
   — А я-то тут при чем? — Светлана изумленно взглянула на Игоря.
   Мартьянов постарался не услышать ее вопроса и внимательно, больше, чем это было необходимо, вслушивался в свое выступление.
    Не получив ответа, Светлана вздохнула и тоже стала слушать с повышенным вниманием. Ей было радостно, что Игорь помнит о ней. Она сама стала замечать, что все слова, даже самые обычные, но исходящие от Мартьянова, приобретают для нее особую значимость. Она пугалась этого чувства, она догадывалась, что это значит. Пугалась и в то же время радовалась, если б ей сейчас попался на глаза Вовка-Боб! Тот самый Боб Куренков, который ей говорил; «Любовь — это в книжках. Ее выдумали язвенники и неврастеники. Мужчине от женщины нужно только одно. Надо успешно взять от жизни все! Не опоздай, Жозефинка!»
   И Жозефинка старалась не опоздать. Брала. Но это были потери, а не приобретения. Попадись он ей сейчас, она бы с удовольствием закатила ему оплеуху. А тогда, тогда этот лощеный стиляга казался ей человеком из высшего мира. Интеллектуалом!
   «Да такому интеллектуалу Митрич даст сто очков вперед в любое время. Хороший он, Гришка, только...»
   В мысли снова ворвался Игорев радиоголос. Он называл фамилии, перечислял дела прошедших дней. Но вот Мартьянова сменил диктор. Он объявил:
   — Передаем концерт по заявкам...
   — По нашим заявкам!—обрадовался­ Лукьяненко. — А я-то думал, не передадут.
   — Мало ли что ты думал, — щелкнул его по носу Олег Синельников.
   Жора дал ему ответного тумака.
   — Дети! Цыц! — закричал на них Зозуля. — Вот я вас...
   После таких внушительных отеческих слов поневоле пришлось замолчать и слушать концерт.
   Но вот и концерт по заявкам окончен. Начались рукопожатия, рукопожатия и рукопожатия...
   — Счастливо добраться до дому, Игорь, — Зозуля трясет Мартьянову руку. — Не забывай
   нас. Наведывайся.
   — Постараюсь, — отвечает Игорь, а сам думает, что наверное долго теперь не забросит его судьба в этот район.
   Монтажники занимают места в кузове. Игорь прощается с Лукьяненко.
   — Значит, решил остаться в колхозе, Жора?
   — Всего на несколько месяцев, Игорь Николаевич. Вот только выступим на областном смотре — и сразу же в Севастополь. А там... Хочу
   попытаться в театральный институт. Дадите рекомендацию ?
   — Обязательно,
   — Спасибо, Игорь Николаевич.
   — От себя мы тоже напишем, — пообещал Зозуля.
   — Спасибо. Наташа пишет, что насчет теории она мне поможет. А если не примут, вернусь к вам снова изоляторы накручивать. Примете, Игорь Николаевич?
   — Какие могут быть разговоры? Конечно!
   ...Последние рукопожатия, рукопожатия, рукопожатия.
   Машина тронулась. И долго еще догоняли и перегоняли ее разорванные ветром фразы и слова: до свидания, счастливо, приезжайте, — все то, что говорят вдогонку друзьям в последние минуты.
   +++
   Через равные промежутки времени вагон потряхивало на стыках и слегка раскачивало. Время тянулось с черепашьей скоростью. От качки и однообразия хотелось спать. Но спать уже не было смысла — скоро поезд прибудет на место.
   Игорь отыскал глазами Светлану. Девушка пристально смотрела в окно, словно пыталась там что-то разглядеть. Но Игорь знал: там ничего нельзя разглядеть — ночь. О чем она задумалась?
   Задуматься ей было над чем. Она уже представляла себя дома. Прокуренная, с прочно застоявшимся винным запахом квартира. Мать, вечно ищущая солидного отставника, двусмысленные пошлые шуточки поклонников и однообразная, праздная жизнь. Ей вдруг сделалось горько-горько. Неужели с сегодняшнего дня все начнется сначала?! Нет! Надо устраиваться на работу и жить по-новому, жить самостоятельно. Зарплата, правда, небольшая... А что, если остаться в бригаде? Опять уехать в командировку... И Игорь там будет... По существу, ведь ничего еще не кончено между ними. Все еще впереди...
   И Светлана пальцем вычерчивает на темном стекле какие-то кривые.
   Задумался и Игорь. Было над чем задуматься и ему. Его мучили неопределенности. Наташа! Почему она совсем перестала писать? Болеет? Но ведь Жорка получает от нее письма. И часто. Что она пишет? Раньше Жора давал их ему читать, а потом как отрезал, «личные», говорит.
   От Наташи мысль снова переметнулась к Скрипичкиной: «Нельзя терять ее из виду. Предложить ей еще одну командировку? Но согласится ли она? Надо закрепить в ней то малое, что она почерпнула у нас»...
   Как много сложного в жизии! Как много приходится решать на ходу, в пути! И от этого не уйти, не уехать, и решать необходимо самим. Никто за них ничего не решит.
   Толчок. Поезд стал тормозить. И сразу же, прервав мысли, ворвался голос:
   — Товарищи! Вы въезжаете в город-герой...

Дата публикации:06.12.2006 14:02