Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект:

Номинация: Подборки стихотворений

№ 154. СЦЕНАРИИ. Номинатор – Виртуальный клуб поэзии «CTUXU.RU».

      ***
   
   К нам долетает сквозь десятилетья
   свет от сгоревших на немом киноэкране звезд,
   зал полон, проданы билеты,
   киномеханик копию принес.
   
   В глаза влетает электрическая пыль.
   Мы затвор безгранично откроем
   и будем двадцать пятый кадр ловить.
   
   Жизнь заново в фонарный желтый хлам
   заносит вирусы с ближайшего созвездья.
   Не надо ставить свет — сам все отдам,
   кричи «мотор», сокурсник и ровестник.
   
   Актриса в объектив внимательно глядит,
   внутри холодный разум пленку тянет.
   Картинка то замрет, то задрожит,
   и наконец нас в темноте оставит.
   
   Ч/б моя, промотанная мимо
   Финальной сцены, склееная жизнь
   из отбракованных средневековых фильмов,
   монтажера неизвестного каприз.
   
   Нам в эти темпы не войти сначала.
   Дверями полон дом и свет со всех сторон.
   Ты потеряла на земле так мало,
   что на тело не хватит для похорон.
   
   Полнометражный вопль в тысячах копий.
   
   Молочны небеса — цвет затерялся в них,
   по серому скверу ветрами молотит
   затронутый тлением подступающей осени
   вечер.
   
   И в нем твой голос повторился вкривь,
   и в нем снимали с полок киноленты,
   чтоб ими бинтовать смертельные раны,
   
   а ты говорила еще [без голоса],
   ты еще дышала
   
   но уже принесли две бобины с титрами
   уже играл тапер
   и Шкловский клеил и клеил
   печатал один и тот же кадр и клеил
   один и тот же кадр с поворотом головы
   превращая то, как ты повернула голову
   в мертвую неподвижную голову
   и удивленные глаза
   в застывшие глаза
   потом пошли титры «так она умерла»
   и включили свет
   и стал свет [во тьме светит
   в кинематографической почти прозрачной тьме]
   
   
   ***
   
   Где только наша не пропадала ...
   и там пропадала, и там тоже,
   и даже один раз пропала
   там, где никто не думал, что может
   кто-то пропасть. И в этом пропасть,
   такую не перемахнешь длиной всей жизни.
   Только со скукой, как в детстве пропись
   захлопнув, от которой ни каприз, ни
   усердие не избавляют, на двор выйдешь —
   за домом поленья. До самых высоких окон
   тянется дым. Черные катятся вишни
   углей, словно вращает оком
   кто черноглазый, с тонкой прозрачной кожей,
   свет полузаслонив фонаря, полуусилив,
   тихо уходит на беззвездную ночь похожий,
   от потемок мучительно синий.
   И длинная тень его в точности та же,
   что тень от любых других предметов,
   тянется, вбирая в себя тяжесть
   сумерек и лета.
   
   
   ***
   
   В краю коксующихся углей,
   а иногда лучины голубой,
   опасных бритв —
   (
   кино идет так, словно
   не кино, а фильма
   )
   — везде застыл твой голос.
   Он (этот край) как будто был так создан,
   чтоб негативом отпечатать голос твой.
   
   Уставя в центр тишины
   доспех Евклида — равнодушный циркуль,
   я обойду молчащие фонемы,
   миманс страстей, расписанный до жеста.
   Маршрут иглы, царапающей в коже,
   запечатленный граммофонный ангел
   среди застывшей речи пролетел.
   И воск неосторожный с неба капал,
   скрепляя дионисьевский фовизм
   малярным керосиновым восторгом.
   (
   Ты богомаза думаешь найти — распечатлеть икону,
   но это не икона —
   километры
    манихейских слепков тишины
   )
   
   Направьте белый шум, рельефы моря,
   морозотворчество крещенских стекол
   на нить внутри сидящего зрачка —
   тогда, как извлеченный из-под снега,
   лист желтый с перфорированным краем
   окажется ладони отпечатком
   того, кто создал людям имена.
   
   Еще немного, и отверзнется громада,
   и нас завалит, скомкает, зальет,
   но мне молитв припоминать не надо
   тому, кто внутри имени живет.
   
   Сглотни иноязыким отпечатком
   словесной сини,
   (
   оттиском языка на эмульсии мутного нёба
   потоки витрин цвета скользких и хрупких согласных
   )
    к берегу причаль
   зеленой пены, медленных сеансов
   и танцплощадок, где, как под водой
   (так медленно и пузыри пуская),
   обменивают жесты на слова.
   Слова, как это принято, сломают
   и на их месте что-то возведут,
   
   Указание режиссеру: В этом месте нужен мой крупный план. Я на фоне ... не важно на каком фоне ... медленно говорю, неудачно пытаясь подражать Воденникову:
   кажется, все-таки города солнца не будет,
   разве что город теней, фабрика смыслов,
   душ мелкий помол и немного телесно
   
   
   синематеку вывихнутых статуй,
   подобие дрожащего театра,
   бессловно и безмысленно, но жарко
   целующего пыльное стекло.
   И лампочка, пылающая в глотке
   виденьями строчащего оружья,
   перегорает, и в чуть мглистом свете
   Чапаев на берег выходит, чуть сырой.
   
   
   ***
   
   поэзия и ее дом
   закопченые стены неструганый пол
   лаэрт спит в золе трое слуг
   все пролетарски рвут каменистой итаки живот
   
   Где ты плавал в каком ток-шоу
   ты снимался в девятой роте
   видел там бреда пита
   не прошел по здоровью в актеры
   Я отец на заводе спичрайтер
   тристан в рюмочной вертер
   состарившийся в колхозе
   колхидского златорунья
   ордена ээта почетная доярка медея
   мне вручала свою телесность
   и грамоту от гермеса
   ну а как здесь моя собака
   жена и ребенок Афина
   их забрала за море
   теперь они в атлантиде
   у них вид на жительство сын
   учится в беркли будет лабать джаз
   пенелопа дизайнер одежды
   бывает на сквоте уорхолла
   А ты сам-то чего не поехал
   А на кой мне котел ваш бурлящий
   я вишневого сада не брошу
   пусть меня перерубит рахметов
   я распиленный стану прекрасен
   и доска из меня и горбыль
   и бумага сыночек бумага
   будет письма на чем писать
   и поэмы Опомнись старый
   mms кругом и блогспоты
   в rss менелай и елена
   если кодовая страница установлена какая нужно
   Так чего же теперь нам делать
   мы ведь буквы внутри старой книжки
   Не грусти ты папаша сканер
   нас уже перевел куда нужно
   
   
   ***
   
   Кино снимается и боги говорят
   из каждой тени. Но никто не верит.
   Органчик в черепе прибоем пошипит
   и скользкий вальс на «три-четыре» вдарит.
   
   Последний кинорежиссер на полке
   и думает, что вот он, триумф воли,
   и пусть сюда снисходят Дант с Мароном,
   изобразить этюдик разве жалко?
   
   Имеете вы столько полномочий
   чтоб нажимать «старт-стоп»?
   
   Пожайлуста избавьте нас от проявления восторга.
   И время, приближающее свертку
   пространства ради имени, гниет.
   
   Привычка к длинному сквозному плану
   располагается в периферийных долях мозга,
   а впрочем я вам льщу — нет никакого мозга,
   есть только представление и воля,
   
   зрачок, шагающий по лабиринтчатому тлену,
   по серой памяти свет в зале потушил.
   
   ....................­....................­.......­
   ....................­....................­.......­...
   ............... а километры пленки
   куда? Засвеченный шедевр
   зрачок большой и влажный защемит.
   Пройдут года. Ансамбль «Самоцветы»
   придет, собой заполнив наши мелкие «вчера».
   Одной большой свободой ночь сгустится,
   и впервые в жизни,
   из сердца выдохнув полуоформившийся стук,
   любой, взмахнув мечом из пенопласта,
   стяжает Гроб Господень или Трою.
   Но ни один из тех, кого я знаю,
   не (был, есть, будет) счастлив.
   
   Иначе просто невозможно тут
   
   
   ***
   
   посвящение Василию Шумову
   Народу нравится Кронос
   Квартет. Из далёких деревень
   идут в Москву ходоки,
   заслышав о приезде Кроноса.
   Крестьяне, бросив мотыги на землю,
   рассуждают о Вергилии и Данте.
   Зал Чайковского заполнен до предела,
   доярки и ветеринары аплодируют
   Джону Зорну и Филиппу Глассу.
   Взрослый, мальчик и дедушка старый, —
   во всемирной истории видят Кронос.
   Из кухонных кранов в трамвайном депо
   бьёт Кронос.
   Руководитель Союза Композиторов
   категорически за Кронос. Из всех языков
   в радиоэфире понятнее всем Кронос.
   
   
   ***
   
   Ты потерял, сценарный факультет какого-нибудь провинциального киновуза (если таковые вообще есть в природе)
   во мне такого преданного вечного студента,
   что умиленные профессора бы
   
   ага давай помечтаем о чуде
   что так неизбежно родится в пустые семестры
   ноль человек на место конкурс
   и в трубах ржавый сок течет
   
   такой широкий угол объектива
   приносит неизбежно мертвый фокус
   и далее везде и как Тарковский
   пытаться в микроскоп увидеть небо
   
   вне этих стен нет никого кто помнит далее пяти минут
   
   а здесь живут отброшенные в перспективу
   цветные рыбки Ленни Рифеншталь
   
   состоящие на 90% из прошлого они поднимаются из глубины
   проходят сквозь приличные предметы
   танцуют в мягком стрекоте и звоне
   и заползают на монтажный стол
   
   здесь жил когда-то мастер переделок
   монтажный гений погорелого театра
   но он не выдержал конкуренции и запер
   свой глаз на амбарный замок
   так кончилась эпоха взглядов в призму
   учебника «основы мелкого штриха»
   
   мне камера досталась по наследству неизвестно от кого
   
   помню первый раз когда вставил пленку, навел на резкость и включил мотор. Механизм незаметно завибрировал, послышался характерный шелест как бы сухих крыльев или разговоров летейского камыша. Должно быть, я мало что понял с того времени, хотя и научился многому. Главное – нажать «съемку», а дальше ................
   ....................­....................­.......­....................­....................­.......­....................­....................­.......­..
   ....................­....................­.......­....................­....................­.......­....................­....................­.......­..

Дата публикации:15.08.2006 17:33