Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Открытый литературный конкурс "Поэзия"

Автор: Дмитрий РодионовНоминация: Обзоры

Среди шедевров...

      Среди шедевров…
   (Краткий обзор конкурсного лонг-листа)
   
   Первые и самые кровопролитные баталии отгремели. Теперь у всех есть возможность не просто бегло просматривать произведения, сотню за сотней, прикидывая шансы своего скромного творения на выживание, но вдумчиво знакомиться с хорошим, отмечая для себя лучшее. Тут уже нет места откровенной «перловке», ученическим ляпам, затасканным рифмам «любовь-кровь» или «тоска-строка». Можно наслаждаться поэзией. Той, которая нравится. Ибо предпочтения и вкусы у каждого разные. Благо, что в представленных работах разнообразия хоть отбавляй… Отбавило жюри, составившее короткий лист, а я просто постараюсь помочь читателю не потеряться в этом разнообразии.
   Начну с того, что сгруппирую стихи по неким умозрительным и достаточно случайным направлениям.
   
   1. Стихопесни. Безусловные плюсы этого вида поэзии – аллитерационная насыщенность, стройный звукоряд, строгий ритм, часто – эмоциональность и личностное отношение, реже – философское. Рифмы (в большинстве случаев) точные. Даже слегка простоватые. Вообще, песни достаточно просты и традиционны по форме. Не отношу это к недостаткам, так как перед автором стоит конкретная задача – связать текст и мелодию. Сложные конструкции для этого не годятся. Недостатки – неизбежное для песни использование повторов и рефрена, возможность, а в некоторых случаях – необходимость, штампов и «знакомых» тропов. Размер тоже подчинён мелодике – гекзаметр не выпоешь под гитарку… Прочная связь текста и мелодики приводит к тому, что в печатном варианте смысл теряется.
   
   «Слушай» Евгений Какузин
   «СИНИЦА И ЗИМА» Николай Хлебников (X-nick)
   «...время пущено...» Баталина Дарья
   «Песня невидимых граждан» Наталья Максимова
   «Песня крыс» Рыжий
   «Хулутно, плят!» Алексей Остудин
   «На Новой Зеландии» Владимир О. Сергеев
   «Платочек» Стеклянная галка
   «ТАБУН» Сергей Ворошилов
   «Про фею» kuruhuru
   НИ ОДНО ИЗ ЭТИХ СТИХОТВОРЕНИЙ НЕ ВКЛЮЧЕНО В ШОРТ –ЛИСТ!
   2. Стихи-картины. Главная проблема этого вида стихов состоит в их вторичности. В данном случае автором творения безусловно следует признать художника, написавшего полотно. Он уже высказал в красках всё, что хотел дать миру. Остальное – уже восприятие восприятия, пересказ, изложение, переосмысление шедевра. По сути – критика. Поэт рассказывает нам о том, что по его мнению хотел рассказать персонаж картины, который поведал это художнику, а художник передал когда-то поэту, запечатлев на холсте. Кстати, обратите внимание: стихов, посвящённых музыкальным произведениям, значительно меньше! Ведь выразить в словах музыку значительно сложнее, чем передать видимый образ… Собственно, плюсы этих произведений обусловлены критериями, присущими живописи: яркость, цветовая насыщенность, образность, символизм. Отсюда – живая развёрнутая метафоричность, аллегории, внимание к деталям, синтез, строгая композиционная структура. Трехстопные медлительные размеры, вычурные неточные рифмы. Минусы обусловлены также «живописными» критериями: статичность, излишняя описательность, вязкость повествования, «красивость» в ущерб логике и смыслу, перегруженность авторской труднодоступной символикой. Но главное – жёсткая привязка к первоисточнику, неизбежная вторичность текста. По этой причине сюда же вошли работы, посвящённые музыкальным произведениям. В них, в отличие от стихов-картин, больше звуков. В эту же категорию позволил себе включить пейзажные зарисовки. Основное отличие этих работ от описания картин – автор сам ищет натуру, более независим в выборе художественного инструментария, то есть избавлен от вторичности произведения. Однако плюсы и минусы, присущие этим стихам, достаточно схожи. Безусловно, у пейзажных стихотворений огромное преимущество – движение, живость, действие. Живописание словами – прекрасный талант! Однако, литература – не живопись, поэтому словестные картины нередко портит излишняя детализация описания. Вот работы этой категории:
   «Холст. Масло. Кровь (из цикла "Альбом Ван Гога")» Анна Ладошкина
   «МУЗЫКА XVII ВЕКА» Полтева Ксения
   «Зацвёл багульник» Надежда Колноузенко
   «Кариатида» Элла Крылова
   «Кафедральные витражи (Кёнигсберг)» Сешат
   «КАПРИЧЧО» Андрей Глухов
   «К портрету (автор - художник Рафаэль Багаутдинов)» Николай Иванович
   
   В эту же категорию позволил себе включить пейзажные зарисовки. Основное отличие этих работ от описания картин – автор сам ищет натуру, более независим в выборе художественного инструментария, то есть избавлен от вторичности произведения. Однако плюсы и минусы, присущие этим стихам, достаточно схожи. Безусловно, у пейзажных стихотворений огромное преимущество – движение, живость, действие. Живописание словами – прекрасный талант! Однако, литература – не живопись, поэтому словесные картины нередко портит излишняя детализация описания.
   
   «Февраль» Сергей Красиков
   «Зимовье губы ШирильдЫ» Александр Мельник
   «Между средой и четвергом» Брятов Александр
   «Тело красного кирпича» Григорий Беркович
   «День выдался» Лада Миллер
   «Ребенок в парке» Андрей Баранов
   «Холодное лето» Лариса Вировец
   
   3. Стихи о греках. Не о тех, кто «сунул руку в реку». О древних. Очень условное название темы, тем не менее знаковое. Понятно, что всё в этом мире неизменно: чувства, мысли, слова. Зачем повторять эпос, когда можно сделать гиперссылку «Одиссей», «Стикс», «Минерва», «Зевес»? Собственно, возникает другой вопрос – зачем мне, читателю, знать о том, как Вы переживаете за Эдипа или понимаете Телемаха? Получается анекдотическая ситуация: «Нееет! Мама – это я!» Автор как бы навязывает читателю СВОЕГО литературного героя, свой литературный образ, надевает бутафорские доспехи и с картонным мечом пытается прорваться в современность со сонмом одряхлевших образов, на которых построена не менее дряхлая парадигма европейского классического искусства. Клянусь Вам, конфликт Осириса и Сета не менее остр, Гильгамеш стоит Геркулеса, а человеческие жертвы ацтеков столь же примечательны, как гектакомба. Увы, в этом отношении авторы, век за веком отсылающие нас к архетипам одной из тысяч древних культур, подобны американцам, сделавшим культ из 200-летней весьма неказистой истории разномастных, не слишком приглядных поселенцев и отрицающих существование всего окружающего. Впрочем, это частное мнение, не претендующее на всеобщее признание. К плюсам данного вида стихов можно отнести энциклопедическую составляющую, филигранную работу со словом (чтобы по крайней мере – не хуже Гомера), систему символов и аллюзий, вязь смыслов, вечные темы и сюжеты, вплетённые в современность. Минусы – тяжёлый слог, менторский тон (зачастую), и вечно - вторичность текстов. Вот образцы, отобранные жюри:
   
   «Возвращение на Итаку» Геннадий Ермошин
   «ФЕДРА» Рита Бальмина
   «Возвращение» Михаил Дынкин
   «Монолог» Борис Борукаев
   «Воды Стикса, Коцита и Леты...» Владимир Плющиков
   
   В этой же категории – отсылы к другим, более поздним авторам и героям.
   
   «ДУРНАЯ ПРИМЕТА» Андрей Репнин
   «История» ari
   «на валетика» Анна Линдберг
   
   И , безусловно, под номером третьим выступают библейские пересказы (благо, отсеянные в большинстве на первом этапе)
   
   «*** (Он говорил: все веруют…)» Наталия Шиндина
   «Выбор Иакова» AShSA
   «"Или, Или! лама савахфани?"» Виталий Гайдачук
   5 СТИХОВ – В ШОРТЕ!!! Почти половина из этого раздела. Такое ощущение, что стоит «нажать» на кнопочку органчика кодовыми сюжетами и героями – и конкурс выигран…
   
   4. Добрались до лирики. Начнём с туманного раздела «О СЕБЕ – ПОЭТЕ!». Общими чертами, присущими произведениям раздела, будут: личные переживания, самообнажение, наличие лирического героя, максимум эмоций, громкие обращения, разговоры «за жизнь», «по душам». Из несомненных плюсов отмечу яркую эмоциональность, нестандартные, оригинальные метафоры, образы, обычно – безупречная работа с рифмой, «длинностопные» безупречные размеры, обязательное ярко выраженное отношение, присутствие автора, как следствие – сопереживание ему.
   Минусы: такое ощущение, что подсматриваешь в замочную скважину… Впрочем, это сравнение устарело. Смотришь программу «За стеклом». Общение со такими стихами напоминает секс по телефону: мнимые переживания вместо реальных. С другой стороны – не это ли цель искусства?))) Самокопание – нелёгкий труд. Но часто – бесполезный для окружающих. Такие произведения требуют внимательнейшего, многократного прочтения, сличения собственных переживаний с предложенным шаблоном. Многие образы и ассоциации настолько личные, что расшифровке просто не поддаются. Порой, логика панически отступает перед эмоциями. Так рождаются перлы… К несчастью, поддаться чувству легко. Тогда разум пропускает любые перлы как откровения. Иногда автор намеренно строит лабиринты личностных образов с тем, чтобы придать простым, в общем-то, чувствам многозначительность и особость. Ещё один недостаток, присущий многим – обилие местоимений. Если для автора за «ты», «он», «я» кроются знакомые черты, для читателя местоимение так и остаётся безликим пятном…
   Кстати, здесь же размещаю произведения, в которых автор пытается рассказать о том, как он писал стихи в среду о том, как в воскресение писал стихи…
   Итак:
   
   «Утренник» alter ego
   «Достигая тишины и темноты... Вир Вариус
   «Официант, подайте Коктебель» Елена Громова
   «Вакансии» Gabby
   «***» glorien
   «Странный город» Светлана Зайцева
   «Ты говори со мною, говори...» Лада Пузыревская
   «НЕ СВЯТО МЕСТО» Наталья Малинина
   «-фогель-« Ника Алифанова
   «Не торгуюсь с октябрём...» Геннадий Антонов
   «Колыбельная типа:)» Елена Бондаренко
   «Грёзы о волнорезе» Елена Кабардина
   «Осенний мыслеворот (триптих)» Евгения Костюкова
   «Ностальгия по…» Соколова Лена (Евгеньна)
   
   5. «Посвящения». Достаточно прикладной вид поэзии. И маме на день рождения, и городу на юбилей, и на смерть поэта… С одной стороны. С другой – наиболее емкий по сути и подходу, наиболее разнообразный по взаимосвязям и подходам. Выбирая объект посвящения, автор ставит себе планку: техническую, духовную, моральную. Поэт должен соответствовать, быть по крайней мере достойным ГОВОРИТЬ о предмете. И если этого равенства удаётся достичь, то поэту удаётся раскрыть не только общие характеристики объекта, не только личное отношение к тому, кому/чему посвящено стихотворение, но слиться с объектом, показать себя через объект, объект через себя. Если же автор изначально подчинён, зависим, признаёт свою ничтожность по сравнению с посвящением – он будет непременно раздавлен «Медным всадником» образа. И его произведение тоже.
   Об общих плюсах говорить трудно. Прежде всего, наверное, это эмоциональная раскрепощенность, некий внутренний диалог, а следовательно – лиричность образов и метафор, насыщенность стиха. Второй момент – достаточно жесткая внутренняя структура текста. Все параллели, отсылы, аллюзии, ассоциации так или иначе связаны единой сверхидеей, в самом простом случае – признаками объекта. Таким образом от читателя требуется лишь проявить некий интерес к посвящению – и нет загадок! Бережное обращение со словом, точность эпитетов – тоже признак посвящения. Минусы? Главный – опасность скатиться на протоптанную дорожку штампов в отношении объекта. Другая крайность – намеренное усложнение развёрнутых метафор. В случае, когда объект посвящения – поэт, многие не избегают соблазна обильных внутренних цитат, что придаёт произведению налёт вторичности.
   
   «Май, семнадцать, Пастернак.» Ольга Кириллова
    «Труба и колос» Ольга Афиногенова
   «СТАНСЫ ("Мне не стать сопричастным...")» Андрей Бореев
   «ВРЕМЯ, НАЗАД!» Имануил Глейзер
   «ЗЕРКАЛА» Эльвира Юрасова
   «Колдунья» Светлана Осеева
   «Доктор, вернитесь...» Леонид Марголис
   «Марлен Дитрих» Владимир Лавров
   «зимнее письмо наташе-2» Кукурме
   «Другу (Л.Б., погибшему 26 декабря 2005 г.)» Инна Ярославцева
   «Мир Сталкера» Коркин Владимир
   «Герр Фогель» N.Reber
   
   Особый подраздел – посвящения городам, морям, странам:
   
   «"Ну не казнись, не растравляй..."» Пахомова Ольга
   «АРМЕНИЯ» black
   «Мертвое море» Евгений Уран
   «Агасфер» Г.Нейман
   
   6. Повествования. Эпос в некотором роде. Описание ярких событий, моментов, переживаний. В некоторых случаях в основе – личное, в некоторых – историческое. Главная особенность этого раздела – автор выступает в роли рассказчика, становится глазами, ушами, руками читателя. Но имеется безусловное отличие от лирики, где главенствует эмоция. Здесь эмоция также присутствует. Но она не искусственно создана автором, а органически возникает как отношение к описываемым событиям, является признаком, а не основой. Основа же – сюжет, мысль, образ, который живёт своей, органичной жизнью, а поэт лишь подбирает верные слова для его описания. Плюсы – живой, ёмкий язык, достаточно простой, но выверенный ритм, строгая логика повествования, композиционная завершенность, эмоциональная наполненность. Минусы – излишнее увлечение разговорными элементами, приёмами, иногда – подчёркнутая отстранённость автора, несколько сухая подача факта – сам, мол, за себя расскажет. И отсюда – скромная работа с тропами. Впрочем, многое зависит в этой категории от выбора сюжета. К сожалению, жюри опустило планочку до подобного: «Отколь мне было то прознать…» Хорошо, что не «откедова», вельми, так сказать, понеже…
   Посмотрим, кто попал сюда:
   
   «Зонт» Lucy-in-the-Sky
   «МИНДАЛЬНЫЕ ШЕРШНИ» Есения Провалинская
    «Памяти Рауля Валленберга» Андрей Моисеев
   «Эвакуация» Майк Этельзон
   «Считалочка» Светлана Власенко
   «Плотники» Камень
   «Ночь на Ивана Купала» Андрей Федосеев (Жан-Поль Прутков)
   «10 мая - рваный чирик» terekh
   
   В этой же категории – рассказы от имени братьев наших меньших. Вживание в образ…
   
   «Небо, бескрайнее небо...» Елечка
   «У жилой ноги человека» Avigeja
   
   7. Детские стихи.
   
   «МЯЧ В УГЛУ» Семён Островский
   
   8. Действительно, стихотворение, которое не подходит ни под какие рамки:
   
   «ЛЕТИТ И НЕ ПАДАЕТ СНЕГ» Михаил Сопин
   
   9. Всё остальное... Никогда не считал поэзией откровенную бредопись, поданную под соусом эксперимента и новаторства. Всё это новаторство настолько обветшало, что неловко бы и показывать. А то, что всегда будут люди, стремящиеся выдать за «прорыв!»:
   рейсовый крейсер
   со скрежетом режет
   скрижали
   в пустыне без сна и либидо
   в беде на биде раскалённом
   астратой увенчаный
   компас кастрата
   дворец пионера
   блик клааса костра
   полуистёрт…
   - не сомневаюсь!
   Выводы по ознакомлению со списком шорт-листа? Увольте меня от них! Жюри сделало ход. Ставка – на маститых и академичных. И даже темные псевдонимы не скрыли лица классиков сетевой литературы. Похвалим друг дружку – знакомые всё лица… Готовьте планочки, господа мэтры!
   
   С уважением,
   Дмитрий Родионов

Дата публикации:03.03.2006 12:12