Попробую сделать непредвзятый разбор этого произведения Веры НИКОЛЬСКОЙ. Вдруг... Вдруг громыхнёт враждебный гром, И мир божественных пропорций – Луч солнца, сад и глубь колодца – Расколет молнии излом, И пыль зловеще заклубится, Повиснет тенью тёмной птицы Ненастье в облаке густом. И хлынет дождь, как водопад. Он будет грозною лавиной Срывать багрянец георгинов, Топить глядящий в небо сад, Нагую плоть плодов незрелых И мякоть ягод переспелых, Борозд-прожилок чинный ряд. Стихии бешеный поток Сквозь цепь разомкнутого круга Затмит глаза, загонит в угол – Не встать, не выйти за порог, Начнёт внушать простосердечно, Что всё непрочно, всё не вечно, Как эта хижина-чертог. Посеяв смуту и разбой И покалечив крону сада, Затихнут дальней канонадой И дождь, и ветер грозовой, И тишь в покое невесомом Пространство, сжавшееся комом, Покажет тыльной стороной, Когда дыханье налегке Среди потерь и обретений: Жизнь – робкий дар, одно мгновенье На грани и на волоске, А мир божественных пропорций – Луч солнца, сад и глубь колодца Как счастье беглое в руке. ======================================= 1. Это - пейзажное стихотворение с философским подтекстом. В статусе чисто пейзажного оно начинается с нелепой первой строки: Вдруг громыхнёт враждебный гром Всем известно, что "вдруг" такого не бывает: сначала ветер, потом тучи, молнии... и лишь потом - гром. Не зря же есть закреплённое в языке выражение " гром среди ясного неба" :))) Автор считает, что эта гроза враждебна "миру божественных пропорций".... Судя по незрелым плодам в саду, это лето, летняя гроза. Без града, без наводнения... Трудно не вспомнить стихи и песню на них: СЕМЁН КИРСАНОВ Эти летние дожди, эти радуги и тучи - мне от них как будто лучше, будто что-то впереди. Будто будут острова, необычные поездки, на цветах - росы подвески, вечно свежая трава. Будто будет жизнь, как та, где давно уже я не был, на душе, как в синем небе после ливня - чистота... Но опомнись - рассуди, как непрочны, как летучи эти радуги и тучи, эти летние дожди. ------------------------------------------------------------------------------ Теперь посмотрим, что вкладывает автор в понятие "божественных пропорций": Луч солнца, сад и глубь колодца – Расколет молнии излом, Луч солнца при грозе с молниями и громом? Явно что-то не то.... Излом молнии расколавыет сад и глубь колодца????? Опять что-то не вяжется, уж извините.... Я не хочу сталкивать лбами обычную логику, здравый смысл с логикой поэтической... Мы знаем в поэзии немалое число сугубо авторских логик и воображений - от от тютческой грозы до пастернаковской, например, и много других до и после, но чувство нелогичности не возникает, когда метафоры бьют в цель.... И пыль зловеще заклубится, - не от молнии и грома, но от ветра! Повиснет тенью тёмной птицы Ненастье в облаке густом. А это, по-моему, просто "красивости", никак не представимые ни взгляду, ни сознанью: тень тёмной птицы? Гигантской что ли? Кто её видел? Грозовая туча - густое облако? Повисшее ненастье? Откуда при такой грозе эта статика? Клубится пыль, сверкают молнии, гремит гром, льёт ливень - сплошная динамика! Итак в экспозиции очень много , мягко говоря, спорного... А жёстко говоря - нелепого. 2. И хлынет дождь, как водопад. Он будет грозною лавиной Срывать багрянец георгинов, Топить глядящий в небо сад, Нагую плоть плодов незрелых И мякоть ягод переспелых, Борозд-прожилок чинный ряд. Очень неплохая строфа - на первый взгляд. И к слабой рифме "незрелых - переспелых" можно и не придираться... Тут несколько смущает другое: к единственному глаголу "топить" в четвертой строке строфы прицеплено ещё три строки - от этого перегруза смысловая линия строфы неизбежно слабнет. К тому же есть претензии и к точности словаря: - нагая плоть плодов -? Они что ли без кожицы? :) Или кожица не в счёт? Тогда какова альтернатива? :))) - мякоть ягод переспелых - ? Забыли дособирать ягоды? Или оставили только несъедобное? В чём тут беда? :) - Борозд-прожилок чинный ряд. - Об этом уже написал как о ляпе Хэ-ник. Чинный - не подходит, как ни верти. И непонятно о чём речь - о плодах, ягодах или листве? Уверен, Что автор сможет эту строчку доработать, прояснить. 3. Стихии бешеный поток Сквозь цепь разомкнутого круга Затмит глаза, загонит в угол – Не встать, не выйти за порог, Начнёт внушать простосердечно, Что всё непрочно, всё не вечно, Как эта хижина-чертог. Первая строка ничего нового не привносит, это всего лишь парафраз предущего "дождь, как водопад". А вот вторая - загадка: Сквозь цепь разомкнутого круга - ? Цепь какого круга разомекнулась? Очевидно, небесного... Но разве небо - это цепь? Или речь о грозовых тучах? тогда почему - круг? Догадываюсь, что по мысли автора некий круг разомкнут ливнем, бешенным потоком, но согласитесь, что план выражения неуклюж для плана содержания... А дальше .... сплошные пережимы: Затмит глаза, загонит в угол – Не встать, не выйти за порог, ОЙЙЙЙЙЙЙ!!!!! Не раз и не два все мы любовались грозами в наших окнах... А сколько раз "дождь стеной" заставал нас в дороге, за рулём, в поездах и автобусах... Ведь не буран, не цунами, не землетрясение, а всего лишь летний ливень! :))) " вечно - простосердечно" - договорились не придираться :) Но последняя строка опять загадка! Как эта хижина-чертог. Какая "эта" - ? Мы с ней ещё незнакомы! Где она - в саду? Напрягая всю догадливость, думаю, что речь идёт о дачном домике в саду, где неубрана ягода и не дозрели ещё плоды... В народе их называют вроде "будками", но автору по душе красивое : хижина -чертог! :)) 4.5. Запятая между строфами позволяет объдинить их и разобрать вместе. Посеяв смуту и разбой И покалечив крону сада, Затихнут дальней канонадой И дождь, и ветер грозовой, И тишь в покое невесомом Пространство, сжавшееся комом, Покажет тыльной стороной, Когда дыханье налегке Среди потерь и обретений: Жизнь – робкий дар, одно мгновенье На грани и на волоске, А мир божественных пропорций – Луч солнца, сад и глубь колодца Как счастье беглое в руке. - Посеяв смуту и разбой И покалечив крону сада, По-моему - опять пережим: "смута и разбой", "покалечив"... Есть ли основания для такого словаря? Вроде, нет.... Затихнут дальней канонадой И дождь, и ветер грозовой, Очень хорошо! Только тут просится не запятая, а точка или многоточие, ибо запятая только сбивает с толку: её воспринимаешь как знак перечисления " и, и, и...", но на самом-то деле третье "и" к этому перечислени. не примыкает. Поэтому и нужен другой "препинак". - И тишь в покое невесомом Пространство, сжавшееся комом, Покажет тыльной стороной, Не лучше ли вообще заменить это "и" на " а", например? В нынешнем виде в строфе сплошной ералаш: где кончается сфера действия глагола "затихнут" и начинается территория глагола "покажет" ??? И надо бы разделить строфы точкой! Ведь последнее семистишие - самостоятельное, философское! Зачем же объединять такие строфы запятой??? На стольких сайтах столько читателей и даже специалистов всего этого не заметили? Странновато, но - поправимо! И всё же, даже с исправленной пунктуацией, остаётся впечатление нагромождённости в конце стиха, остаются непоняти про "тыльную сторону", про то, кто что покажет: тишь - пространство или наоборот? И как это : ... дыханье налегке Среди потерь и обретений - ??? Обратимся, однако, к философской концовке: Жизнь – робкий дар, одно мгновенье На грани и на волоске, А мир божественных пропорций – Луч солнца, сад и глубь колодца Как счастье беглое в руке. Философия ли это ? Или скорее - психология? Робость маленького человека перед силами природы? Возведение летнего ливня в ранг стихийного бедствия? И что в в этом контексте стоит за словом "ЖИЗНЬ"??? Человек, ждущий плодов своего сада? Или же весь макроконтекст жизни на планете? Скорее - первое. Речь о "беглом счастье" в руке человека. Об эфемерности, иллюзорности " божественных пропорций" мира, в котором, как известно, всё течёт, всё меняется? Но это же опять - давно известные вещи, ставшие банальностями. Что же остаётся от стиха, в стихе? Что в нём такого, чтобы спорить, оценивать, переживать? Ни одного впечатляющего образа или метафоры, ни свежей мысли, ни чувства удивления... Можно, разумеется, посочувствовать и хозяйке сада, и георгинам, и плодам, но ведь это сочувствие - снисходительно-вымученное... Не лучше вслед за песней на стихи Кирсанова вспомнить песню на стихи Г.Шпаликова: Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ Бывает всё на свете хорошо, В чём дело – сразу не поймёшь. А просто летний дождь прошёл , Нормальный летний дождь . Мелькнёт в толпе знакомое лицо, Весёлые глаза, А в них бежит Садовое кольцо, А в них блестит Садовое кольцо, И летняя гроза, А я иду, шагаю по Москве, И я пройти ещё смогу Солёный Тихий океан И тундру, и тайгу. Над лодкой белый парус распущу, Ещё не знаю с кем. А если я по дому загрущу, Под снегом я фиалку отыщу И вспомню о Москве… Потом - полюбваться фотоиллюстрацией к этой песне тут: http://www.photoline.ru/photo/1111243199 И, наконец, в заключние, позволю себе привести известное стихотворение настоящего поэта-философа Николая Заболоцкого: Я НЕ ИЩУ ГАРМОНИИ В ПРИРОДЕ Я НЕ ИЩУ ГАРМОНИИ В ПРИРОДЕ Я не ищу гармонии в природе. Разумной соразмерности начал Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе Я до сих пор, увы, не различал. Как своенравен мир ее дремучий! В ожесточенном пении ветров Не слышит сердце правильных созвучий, Душа не чует стройных голосов. Но в тихий час осеннего заката, Когда умолкнет ветер вдалеке. Когда, сияньем немощным объята, Слепая ночь опустится к реке, Когда, устав от буйного движенья, От бесполезно тяжкого труда, В тревожном полусне изнеможенья Затихнет потемневшая вода, Когда огромный мир противоречий Насытится бесплодною игрой,— Как бы прообраз боли человечьей Из бездны вод встает передо мной. И в этот час печальная природа Лежит вокруг, вздыхая тяжело, И не мила ей дикая свобода, Где от добра неотделимо зло. И снится ей блестящий вал турбины, И мерный звук разумного труда, И пенье труб, и зарево плотины, И налитые током провода. Так, засыпая на своей кровати, Безумная, но любящая мать Таит в себе высокий мир дитяти, Чтоб вместе с сыном солнце увидать. ============================== Я мог бы привести и знаменитую " Некрасивую девочку" Заболоцкого в ответ на "вдруг", на утверждение, что жизнь - робкий дар, одно мгновенье: Помните: Мне верить хочется, что сердце - не игрушка, Сломать его едва ли можно ВДРУГ. ???????? А другой поэт-философ, У.БЛЕЙК, говорит: В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир в зерне песка, В единой горсти бесконечность И небо в чашечке цветка . !!!!!!!!!!!!! _____________________________________________ Буду рад услышать мнение оппонентов об этой рецензии на стихотворение В.Никольской.
|
|