Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Открытый литературный конкурс "Поэзия"

Автор: Имануил ГлейзерНоминация: Рецензии

ЛЮБИТЕ ЖИВОПИСЬ, ПОЭТЫ! ( Николай Иванович: "Автор - художник Рафаэль Багаутдинов"

      К портрету (автор - художник Рафаэль Багаутдинов)
   
   Ни взгляда оторвать, ни выпустить на волю.
   Затейливый пейзаж, сгодившийся на фон.
   Но ты уже к нему прикован, им присвоен,
   до капли растворен, навечно пригвожден.
   Как отзвук давних слов, плывут другие лица.
   Иные имена вплетаются в сюжет.
   И странный это свет струится и двоится
   в ночи – как явь и сон. Как образ и портрет.
   
   Там полная луна парит на пьедестале,
   и символов ночных неразличима нить.
   И медлишь потому, уставившись в детали,
   что страшно сделать шаг – к загадке подступить.
   Цветного витража, растрескавшейся фрески
   осколок, лепесток, чешуйка и пыльца.
   И полуоборот решительный и веский
   над призраками снов царящего лица.
   
   Которое к себе влечет неотвратимо –
   пленительный изгиб, таинственный обет.
   С рождения души наложенная схима,
   Впитавшая в себя небесный этот свет.
   А ты опять ему внимаешь богомольно,
   глядишь во все глаза, следишь издалека
   как тонкая рука роняется безвольно –
   трагический излом поникшего цветка.
   
   Продолжить этот жест могли б клинок и гарда,
   опущенные вниз, – окончена дуэль.
   Улыбкою б черты чуть тронул Леонардо,
   но так – трезвей – ее увидел Рафаэль.
   Обычный человек, нерасторопный гений.
   Всего вначале он и сам не знал, но вот –
   свободный результат медлительных прозрений,
   мерцая и маня, пред нами предстает.
   
   И дальше – суть видна как прорастанье зерен,
   как отповедь тоске, как парафраз обид.
   И дальше – каждый штрих случаен, но бесспорен.
   Он все соединит. И снова раздробит.
   Глаз этих глубина как ангельское пенье.
   И как благая весть из неизвестных стран.
   Как под рукой – волос спокойное кипенье.
   И кожи белизна. И горделивый стан.
   
   Что самоценно и что параллельно славе –
   неизъяснимость слов, объятий нежный хруст.
   О чем не рассказать, когда раздует пламя
   неистовой свечи дыханье этих уст.
   Порхают мотыльки в трепещущем полете,
   настойчивая кисть вскрывает новый пласт –
   простой и внятный смысл – что и по части плоти
   высокий этот дух любому фору даст.
   
   И все же стоит быть поэтом и изгоем,
   и смутно ощущать как с плоскости холста
   нисходит в бренный мир провидческая горечь –
   бессмыслена любовь, бесцельна красота.
   И сколько надо слов отбросить и растратить,
   пускать Пегаса вскачь, переводить в полет,
   чтоб истину постичь или себе потрафить, –
   а там – кому дано, возможно, и поймет.
   
   Оставить легкий след, едва заметный слепок
   своей души и знать – хоть вечен бег времен,
   но их могучий рев, неуловимый лепет,
   по сути, для тебя – не более чем фон.
   ====================­====================­========­
   
   60 строк, организованные в семь с половиной восьмистишных строф, исполненных шестистопным ямбом.
   Восьмистишная строфа - это упрощённый вариант классической октавы, упрощённый рифмовкой: абабвгвг.
   Выбор такой строфы обусловлен, очевидно, художественной задачей автора. По-видимому, ему тесно в обычном катрене, поскольку стихотворение не сюжетное, не событийное и не сугубо описательное. Восьмистишие, распадаясь надвое, позволяет автору решать две задачи: изобразительную и философскую, позволяет в каждой строфе создавать особое напряжение будь то теза и антитеза или же сообщение и комментарий к нему. И, может быть, главное: такой строфой автор сознательно замедляет темп чтения, добиваясь этакого унисона со своим читателем, единой скорости продвижения к искомому катарсису.
   
   Внешняя ситуация: поэт перед новым полотном знакомого и, как видно, очень любимого художника. Ещё одно стихотворение о живописи? Мы ведь читали их много - стихов о Вермейере, Босхе и Брейгеле, о Рембрандте и Дега, о Левитане и Саврасове, о Куинджи и Ренуаре.
   Всех и не вспомнишь. На слуху - Заболоцкий перед портретом Струйской работы Рокотова. Стало быть, приступая к чтению, можно не стесняться собственного пессимизма и подспудно требовать от автора оправдания - чем? - новизной... оригинальностью...
   Думается, что и автор не чужд такого подхода... Не потому ли он отказывается от преамбул, доверяет экспозицию заголовку, а сам с первых строк - бросается в омут:
   
   Ни взгляда оторвать, ни выпустить на волю.
   Затейливый пейзаж, сгодившийся на фон.
   Но ты уже к нему прикован, им присвоен,
   до капли растворен, навечно пригвожден.
   
   Вот такой зачин - любовь с первого взгляда или её окуджавский вариант: "увижу и немею"... ? Похоже! но... " Когда любит поэт..."
   Интонация - лирическая, исповедальная, доверительная. Мы не на вернисаже - мы тет-а тет с поэтом, который тет-а тет с картиной...
   
   "Поэт издалека заводит речь..." И не спешит с лицом...
   
   И медлишь потому, уставившись в детали,
   что страшно сделать шаг – к загадке подступить.
   
   Не спешит сообщить, что на портрете - женщина! Суспенция, интрига?
   Да, вероятно, но не только: он пишет своё - словесное- полотно и продвигается со скоростью своего мазка, боясь разлада в заданном изначально унисоне... Не убоюсь сказать, что читая стихотворение успел подумать о дантовской ситуации: поэт доверяет себя художнику, как Данте Вергилию, и следует за ним, и говорит - себе и нам... Но такое представление не исчерпывает самой сути... Потому что художник здесь - не только и не столько поводырь, сколько.... alter ego! Иными словами - предмет внимания и познания:
   
   Обычный человек, нерасторопный гений.
   Всего вначале он и сам не знал, но вот –
   свободный результат медлительных прозрений,
   мерцая и маня, пред нами предстает.
   
   Так стихотворение, не прекращая своей изобразительности, переходит в разряд философского раздумья о сути и смысле художнического труда, о, если хотите, назначении поэта:
   
   Что самоценно и что параллельно славе –
   неизъяснимость слов, объятий нежный хруст.
   О чем не рассказать, когда раздует пламя
   неистовой свечи дыханье этих уст.
   
   Так вот чем отличаются эти стихи от читанных нами других стихов о художниках: автор не интерпретирует живопись, по крайней мере не ограничивается проникновением в стихию смежного искусства, - он
   задаётся более высоким вопросом и даёт на него свой ответ:
   И все же стоит быть поэтом и изгоем,
   и смутно ощущать как с плоскости холста
   нисходит в бренный мир провидческая горечь –
   бессмыслена любовь, бесцельна красота.
   И сколько надо слов отбросить и растратить,
   пускать Пегаса вскачь, переводить в полет,
   чтоб истину постичь или себе потрафить, –
   а там – кому дано, возможно, и поймет.
   
   И этим вопросом, и ответом на него, он, по-моему, перекликается с лучшим, что есть в нашей поэзии, например с Беллой Ахмадулиной,
   вопрошающей: "Так в чем же смысл и польза этих мук?"...
   
   Мы даже не заметили, что прочли уже 7 октав на одном дыхании!
   И вот последнее четверостишие...
   Оно подводит черту? Да, но и отсылает нас к началу произведения своим последним словом: фон.
   Поднимем взгляд на вторую строку первой строфы:
   
   Затейливый пейзаж, сгодившийся на фон.
   
   Неслучайное повторение рифмующегося слова.
   И ещё одна перекличка, на сей раз с ... Анной Ахматовой:
   
   Но как нам быть с тем ужасом, который
   Был бегом времени когда-то наречен?
   
   Сама Ахматова в другом стихе ответила :
   
   Ржавеет золото, и истлевает сталь,
   Крошится мрамор- к смерти всё готово.
   Всего прочнее на земле печаль
   И долговечней - царственное слово...
   
   Наш автор не изобретает велосипед, но достойно перекликается с классикой:
   Оставить легкий след, едва заметный слепок
   своей души и знать – хоть вечен бег времен,
   но их могучий рев, неуловимый лепет,
   по сути, для тебя – не более чем фон.
   --------------------­--------------------­--------------------­-------­
   Когда читаешь такие стихи, извините, меньше всего хочется думать про конкурсы и рейтинги... Хочется найти автора и читать... Наверняка у этого зрелого мастера есть ещё не одно достойное стихотворение.

Дата публикации:22.01.2006 00:09