«Вижу во сне замерзшее море» Автор: Шухаева Ирина http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=63326&pid=91 Бегу с полотенцем, а море застыло! Ты слышишь? Я здесь, я бежала, спешила... Но вздыбленный холод молчит, как могила. Послушай, жестоко! Нелепая сила Сковала все то, что жило и бурлило. И я! Как же я? Я устала, спешила. Вдруг небо лениво звезду уронило. Другую за ней. И еще. И в узоре Волшебном сияет недвижное море. Тьма загустилась. И я замерзаю. Я, море, твоя! Я тепла не узнаю! *** РЕЦЕНЗИЯ Уважаемые авторы и читатели! Как и при рецензировании стихотворения Эдуарда Караша «Проси прощения» (http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=66544&p=91), попробую проанализировать данное стихотворение, которое привлекло меня своим оригинальным содержанием и органичным сочетанием строк. Делать это буду в соответствии с п.5.10 Положения о данном конкурсе. Приведу цитату из Положения (http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=projects/91/rules.html): «5.10. При подведении итогов предварительных этапов конкурса в анализе стихотворений предполагается первоочередное внимание обращать на поэтичность произведений и стараться вскрыть в рецензиях и обзорах представленное многообразие проявлений поэзии в конкурсных стихах. Кроме этого важно отметить наличие сюжета и соответствие использованных поэтических и технических средств характеру и теме стихотворения, а так же его фонетику, смысловую многоплановость и оригинальность авторских трактовок.» Итак, приступим к анализу, хотя мне лично больше по душе синтез. Поэтому будем рассматривать, как с точки зрения разных критериев рецензируемый автор синтезировал (т.е. создал, ибо всякое творчество есть синтез) свое произведение. 1. Поэтичность. С моей субъективной точки зрения, поэтичность есть общий дух произведения, его воспринимаемость на уровне подсознания. Однако, если попытаться вырвать из текста стихотворения отдельные строки, они во многом теряют. Их органичная включенность в стихотворение завораживает своей истинной романтичностью, слиянием с природой. Здесь я вижу торжество синтеза, торжество целостного восприятия мира над скучным анализом его отдельных сторон. 2. Наличие сюжета Сюжет стихотворения – свидание с МОРЕМ. МОРЕ – это истинный лирический герой стихотворения, на свидание к которому спешит героиня: «Ты слышишь? Я здесь, я бежала, спешила...» Но «МОРЕ» оказывается здесь также и образом Вселенной, с которой сливается душа поэта, «Но вздыбленный холод молчит, как могила» Слияние МОРЯ со Вселенной в подсознании автора подтверждают строки: «Вдруг небо лениво звезду уронило. Другую за ней. И еще. И в узоре Волшебном сияет недвижное море. » Звезды падают в МОРЕ… МОРЕ стало звездным, как небо, как Вселенная… 3. Поэтические и технические средства и их соответствие характеру и теме стихотворения. (Данный раздел рецензии, конечно, наиболее субъективен, т.к. автор рецензии не владеет этими средствами в совершенстве и не владеет также терминологией). Стихотворение написано без разбиения на строфы, что еще раз подтверждает целостное восприятие мира автором. Используются всего три рифмы. В первой, динамичной части стихотворения «Бегу с полотенцем, а море застыло! Ты слышишь? Я здесь, я бежала, спешила... Но вздыбленный холод молчит, как могила. Послушай, жестоко! Нелепая сила Сковала все то, что жило и бурлило. И я! Как же я? Я устала, спешила» рифма «застыло – спешила – могила - сила – бурлило – спешила – уронило», в основном использующая глаголы, подчеркивает стремительность, динамизм происходящего, рвущуюся к МОРЮ душу автора. Но вот конец стихотворения: «Вдруг небо лениво звезду уронило. Другую за ней. И еще. И в узоре Волшебном сияет недвижное море. Тьма загустилась. И я замерзаю. Я, море, твоя! Я тепла не узнаю!» Здесь замерзшее-застывшее МОРЕ превращается в звездную, статичную Вселенную, другие рифмы «море- узоре», «замерзаю – узнаю»… говорят о том, что с автором и с МОРЕМ произошли превращения: они замерзли, застыли, не узнав тепла… 4.Фонетика При прочтении вслух стихотворение звучит мелодично, именно благодаря глагольным рифмам: «ло-ла-ла-ла-ло-ла» - в начале. «Л» поет и стонет… И в конце, как стон: «замерзаю – не узнаю» - звенит и стонет замерзшее МОРЕ и замерзающая героиня… Мелодия данного стихотворения лучше всего выражена в строке: «Но вздыбленный холод молчит, как могила. » Холодом и отчаянием веет от этих звуков… 5.Смысловая многоплановость. Несмотря на кажущуюся простоту, стихотворение весьма многопланово: Долгожданная встреча с МОРЕМ… Слияние Вселенной с МОРЕМ… Превращение бурлящего МОРЯ в замерзшую громаду… Слияние героини с замерзшим МОРЕМ… 6.Оригинальность авторских трактовок. Оригинальность замысла автора, на мой взгляд, заключается в идее слияния героини с замерзшим морем, исключающим альтернативу: Отчаяние – это оттого, что любимый, к которому так спешила героиня, застыл… как замерзшее море: «Тьма загустилась. И я замерзаю. Я, море, твоя! «Я тепла не узнаю!» *** Приношу извинения автору за то, что я позволила себе субъективную трактовку произведения.
|
|