Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Открытый литературный конкурс "Поэзия"

Автор: Богданова Т.В.Номинация: Рецензии

Рецензия на «Вижу во сне замерзшее море» / Автор: Шухаева Ирина

      «Вижу во сне замерзшее море»
   Автор: Шухаева Ирина
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=63326&pid=91
   
   
   Бегу с полотенцем, а море застыло!
   Ты слышишь? Я здесь, я бежала, спешила...
   Но вздыбленный холод молчит, как могила.
   Послушай, жестоко! Нелепая сила
   Сковала все то, что жило и бурлило.
   И я! Как же я? Я устала, спешила.
   Вдруг небо лениво звезду уронило.
   Другую за ней. И еще. И в узоре
   Волшебном сияет недвижное море.
   Тьма загустилась. И я замерзаю.
   Я, море, твоя! Я тепла не узнаю!
   
   ***
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   
   Уважаемые авторы и читатели!
   
   Как и при рецензировании стихотворения Эдуарда Караша «Проси прощения» (http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=66544&p=91),
   попробую проанализировать данное стихотворение, которое привлекло меня своим оригинальным содержанием и органичным сочетанием строк. Делать это буду в соответствии с п.5.10 Положения о данном конкурсе.
   
   Приведу цитату из Положения (http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=projects/91/rules.html):
   «5.10. При подведении итогов предварительных этапов конкурса в анализе стихотворений предполагается первоочередное внимание обращать на поэтичность произведений и стараться вскрыть в рецензиях и обзорах представленное многообразие проявлений поэзии в конкурсных стихах. Кроме этого важно отметить наличие сюжета и соответствие использованных поэтических и технических средств характеру и теме стихотворения, а так же его фонетику, смысловую многоплановость и оригинальность авторских трактовок.»
   
   Итак, приступим к анализу, хотя мне лично больше по душе синтез. Поэтому будем рассматривать, как с точки зрения разных критериев рецензируемый автор синтезировал (т.е. создал, ибо всякое творчество есть синтез) свое произведение.
   
   1. Поэтичность.
   
   С моей субъективной точки зрения, поэтичность есть общий дух произведения, его воспринимаемость на уровне подсознания.
   Однако, если попытаться вырвать из текста стихотворения отдельные строки, они во многом теряют. Их органичная включенность в стихотворение завораживает своей истинной романтичностью, слиянием с природой. Здесь я вижу торжество синтеза, торжество целостного восприятия мира над скучным анализом его отдельных сторон.
   
   2. Наличие сюжета
   
   Сюжет стихотворения – свидание с МОРЕМ.
   МОРЕ – это истинный лирический герой стихотворения, на свидание к которому спешит героиня:
   «Ты слышишь? Я здесь, я бежала, спешила...»
   
   Но «МОРЕ» оказывается здесь также и образом Вселенной, с которой сливается душа поэта,
   «Но вздыбленный холод молчит, как могила»
   
   Слияние МОРЯ со Вселенной в подсознании автора подтверждают строки:
   
   «Вдруг небо лениво звезду уронило.
   Другую за ней. И еще. И в узоре
   Волшебном сияет недвижное море. »
   
   Звезды падают в МОРЕ… МОРЕ стало звездным, как небо, как Вселенная…
   
   
   3. Поэтические и технические средства и их соответствие характеру и теме стихотворения.
   (Данный раздел рецензии, конечно, наиболее субъективен, т.к. автор рецензии не владеет этими средствами в совершенстве и не владеет также терминологией).
   
   Стихотворение написано без разбиения на строфы, что еще раз подтверждает целостное восприятие мира автором. Используются всего три рифмы. В первой, динамичной части стихотворения
   
   «Бегу с полотенцем, а море застыло!
   Ты слышишь? Я здесь, я бежала, спешила...
   Но вздыбленный холод молчит, как могила.
   Послушай, жестоко! Нелепая сила
   Сковала все то, что жило и бурлило.
   И я! Как же я? Я устала, спешила»
   
   рифма «застыло – спешила – могила - сила – бурлило – спешила – уронило», в основном использующая глаголы, подчеркивает стремительность, динамизм происходящего, рвущуюся к МОРЮ душу автора.
   
   Но вот конец стихотворения:
   «Вдруг небо лениво звезду уронило.
   Другую за ней. И еще. И в узоре
   Волшебном сияет недвижное море.
   Тьма загустилась. И я замерзаю.
   Я, море, твоя! Я тепла не узнаю!»
   
   Здесь замерзшее-застывшее МОРЕ превращается в звездную, статичную Вселенную, другие рифмы «море- узоре», «замерзаю – узнаю»… говорят о том, что с автором и с МОРЕМ произошли превращения: они замерзли, застыли, не узнав тепла…
   
   
   4.Фонетика
   
   При прочтении вслух стихотворение звучит мелодично, именно благодаря глагольным рифмам:
   «ло-ла-ла-ла-ло-ла» - в начале.
   «Л» поет и стонет…
   И в конце, как стон: «замерзаю – не узнаю» - звенит и стонет замерзшее МОРЕ и замерзающая героиня…
   
   Мелодия данного стихотворения лучше всего выражена в строке:
   
   «Но вздыбленный холод молчит, как могила. »
   
   Холодом и отчаянием веет от этих звуков…
   
   5.Смысловая многоплановость.
   
   Несмотря на кажущуюся простоту, стихотворение весьма многопланово:
   
   Долгожданная встреча с МОРЕМ…
   Слияние Вселенной с МОРЕМ…
   Превращение бурлящего МОРЯ в замерзшую громаду…
   Слияние героини с замерзшим МОРЕМ…
   
   
   6.Оригинальность авторских трактовок.
   
   Оригинальность замысла автора, на мой взгляд, заключается в идее слияния героини с замерзшим морем, исключающим альтернативу: Отчаяние – это оттого, что любимый, к которому так спешила героиня, застыл… как замерзшее море:
   
   «Тьма загустилась. И я замерзаю.
   Я, море, твоя! «Я тепла не узнаю!»
   
   ***
   
   Приношу извинения автору за то, что я позволила себе субъективную трактовку произведения.

Дата публикации:18.01.2006 17:05