Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Открытый литературный конкурс "Поэзия"

Автор: Богданова Т.В.Номинация: Рецензии

Рецензия на стихотворение «ПРОСИ ПРОЩЕНИЯ...» Автор: Эдуард Караш

      «ПРОСИ ПРОЩЕНИЯ...»
   Автор: Эдуард Караш
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=66088
   
   Жизнь длится долго – целое мгновенье,
   Но не спеши замкнуть дефис свой справа,
   Чтоб выглядеть на камне, как в оправе
   Двух чисел, не снискав сперва прощенья:
   
   У жизни – за существованья право,
   У предков – за сыновние проделки,
   И у друзей, коль струсил в переделках,
   У глаз любимых – за свои неправды…
   
   Сам виноват, когда судьбы капризы
   Меняли твой успех на неудачи,
   А ты, по сути, с собственной подачи
   К отчаянью безвольному был близок...
   
   С прощеньем недругам – поаккуратней,
   (Не тем, кто рядом – с кем ругался, дрался),
   Врагам своим, кто под прикрытьем власти
   Лишить стремился Родины приватной
   
   Проси прощения у звёзд полночных,
   За их тысячелетнее молчанье,
   У моря, прерывавшего свиданья,
   И у дорог – и очных, и заочных...
   
   И у потомков, ясно, – за внимание,
   Которым обделил их в годы детства,
   Оставь за это честь свою в наследство...
   И лишь тогда катись в Тьмутараканию...
   
   Авг. 2003г. – янв. 2006г
   
   ***
   
   Уважаемые авторы и читатели!
   
   Попробую проанализировать данное стихотворение, которое привлекло меня своим глубоким философским содержанием и интересной формой. Делать это буду, конечно, в меру своих слабых сил, в соответствии с п.5.10 Положения о данном конкурсе.
   
   Приведу цитату из Положения (http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=projects/91/rules.html):
   «5.10. При подведении итогов предварительных этапов конкурса в анализе стихотворений предполагается первоочередное внимание обращать на поэтичность произведений и стараться вскрыть в рецензиях и обзорах представленное многообразие проявлений поэзии в конкурсных стихах. Кроме этого важно отметить наличие сюжета и соответствие использованных поэтических и технических средств характеру и теме стихотворения, а так же его фонетику, смысловую многоплановость и оригинальность авторских трактовок.»
   
   Итак, приступим к анализу, хотя мне лично больше по душе синтез. Поэтому будем рассматривать, как с точки зрения разных критериев рецензируемый автор синтезировал (т.е. создал, ибо всякое творчество есть синтез) свое произведение.
   
   1. Поэтичность.
   
   С моей субъективной точки зрения, поэтичность есть общий дух произведения, его воспринимаемость на уровне подсознания.
   Поэтому приведу примеры истинно поэтичных строк из стихотворения:
   «Жизнь длится долго – целое мгновенье»
   «Проси прощения у звёзд полночных,
   За их тысячелетнее молчанье»
   Наличие этих строк определяет общую поэтичность стихотворения. И первая же строка стихотворения: «Жизнь длится долго – целое мгновенье», - помогает в синтезе данного произведения создать ту атмосферу, которая сразу же обволакивает читателя, не давая оторваться от чтения.
   И среди прочих философических сентенций, высказанных автором по поводу прощания с миром, неожиданно романтические слова
   «Проси прощения у звёзд полночных,
   За их тысячелетнее молчанье»
   заставляют задуматься: а так ли уж прагматичен автор, как он пытается казаться? А не романтик ли он где-то глубоко в душе, в подсознании?
   Именно синтез романтики, философии и иронии (самоиронии) составляет особую изюминку этого стихотворения.
   
   2. Наличие сюжета
   
   Сюжет стихотворения – прощание лирического героя с миром на той грани, когда уже душа не совсем принадлежит миру живых, но еще не перешла в мир умерших.
   Синтез образа мира в воспоминаниях о нем…
   Прощение и примирение с миром перед уходом.
   И, конечно, сожаление о том, что
   «Сам виноват, когда судьбы капризы
   Меняли твой успех на неудачи,
   А ты, по сути, с собственной подачи
   К отчаянью безвольному был близок...»
   
   3. Поэтические и технические средства и их соответствие характеру и теме стихотворения.
   (Данный раздел рецензии, конечно, наиболее субъективен, т.к. автор рецензии не владеет этими средствами в совершенстве и не владеет также терминологией).
   
   Поэтические средства, используемые, автором, весьма многообразны. Прежде всего, это касается чередования философских (приведенных выше) и иронических фраз и катренов в стихотворении.
   (Такая самоирония перед лицом вечности присуща лишь действительно сильным людям. Хочется подражать им, несмотря на свою собственную слабость и страх перед уходом в небытие…)
   
   Начинается стихотворение с весьма самоироничного:
   
   «Но не спеши замкнуть дефис свой справа,
   Чтоб выглядеть на камне, как в оправе
   Двух чисел, не снискав сперва прощенья»
   
   И заканчивается также трагически-ироническ­им:­
   
   «И у потомков, ясно, – за внимание,
   Которым обделил их в годы детства,
   Оставь за это честь свою в наследство...
   И лишь тогда катись в Тьмутараканию...»
   
   И в то же время стихотворение насыщено глубоко философским содержанием. Лирический герой просматривает всю свою жизнь, вспоминая, прощая и прося прощение у всех…
   У жизни - «за существованья право», «у звёзд полночных» - «за их тысячелетнее молчанье»…
   У друзей и у врагов, у моря и у пройденных дорог… Нельзя остаться равнодушным к этому произведению! Оно обнимает весь мир, с неистовой любовью к людям и Вселенной во всех ее проявлениях, выплескивая сожаление обо всем недолюбленном и непройденном… и прося прощение у всех…
   
   Стихотворение синтезировано из отдельных четверостиший, каждое из которых несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку. И при чтении невольно вспоминаешь свою собственную жизнь, проходя ее по образцу автора критическим взглядом.
   
   Используемые в стихотворении рифмы представляются мне безупречными, подтверждая высокий профессионализм автора.
   
   
   4.Фонетика
   
   При прочтении вслух стихотворение звучит достаточно мелодично. Вообще меня всегда в поэзии привлекает именно мелодия стиха. Мелодия данного стихотворения лучше всего выражена в строках:
   
   «Проси прощения у звёзд полночных,
   За их тысячелетнее молчанье,
   У моря, прерывавшего свиданья,
   И у дорог – и очных, и заочных...»
   
   Шуршат шипящие согласные, звенят звонкие, поют гласные… Все, как и полагается в истинной поэзии.
   
   
   5.Смысловая многоплановость.
   
   Стихотворение привлекает прежде всего своей многоплановостью, глубокой философией и лиризмом.
   Лирический герой прощается с миром – и просит прощения:
   
   «У жизни – за существованья право,
   У предков – за сыновние проделки,
   И у друзей, коль струсил в переделках,
   У глаз любимых – за свои неправды…
   ……………………………………
   
   …………….у звёзд полночных,
   За их тысячелетнее молчанье,
   У моря, прерывавшего свиданья,
   И у дорог – и очных, и заочных...»
   
   Как мне кажется, эти строки сами говорят за себя.
   
   6.Оригинальность авторских трактовок.
   
   Оригинальность присуща Эдуарду Карашу практически во всех его произведениях. И в этом стихотворении уже с первого катрена чувствуется его яркая индивидуальность. Кто еще другой, кроме него, мог бы так написать:
   
   «Жизнь длится долго – целое мгновенье,
   Но не спеши замкнуть дефис свой справа,
   Чтоб выглядеть на камне, как в оправе
   Двух чисел, не снискав сперва прощенья…».
   
   ***
   
   В заключение, по примеру рецензируемого автора, автор рецензии просит прощения:
   - у Эдуарда Караша – за возможные ошибки в трактовке его стихотворения;
   - у читателей – за столь длинную и, возможно, не слишком интересную рецензию;
   - у организаторов конкурса – за использования «Положения» при составлении рецензии;
   - у профессиональных критиков – за непрофессионализм;
   - у остальных авторов – за то, что рецензировала не их произведения.

Дата публикации:18.01.2006 16:18