Уважаемые авторы и читатели! Позвольте продолжить наш экскурс в страну Поэзию на крыльях Музыки. Обратило на себя внимание стихотворение автора Svetlyachok, вызвавшее противоположные оценки у рецензентов. Приведу сначала обсуждаемое произведение: *** По вере в сердце... / Svetlyachok http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=63185 ......................“Гореть в ночи, .......................И не сгорать внутри, .......................Последнею опорой для надежды…” .......................(Alex Sikorsky) …Гореть в ночи, И не сгорать внутри… …Лепить миры из разноцветной глины… Ночного неба звездные лавины По зернышку в ладонях прорастить… …И крылья обрести… и подарить… …Лазоревое облако надежды… …Переболев тревогами о прежнем, И сил не отпуская – вопреки… По вере в сердце… высоте любви… …Где каждый звук глубок и бесконечен… Где скрипки поднебесные щебечут И кормятся с божественной руки… …Где голоса простуженные флейт Напоены мелодиями солнца… И волшебством, какому поддается, Воистину, любое на земле… ...По вере в сердце… высоте любви… Соединив сердца, расправив крылья… Парить... И падать в сладкое бессилье, Срываясь с предпоследней высоты… …Гореть в ночи, И не сгорать внутри… …Лепить миры из разноцветной глины… Ночного неба звездные лавины По зернышку в ладонях прорастить… По вере - в сердце… 22.10.2005 А теперь приступим к рецензиям… 1. Александр Асмолов: «Читая эти строки, хочется парить, А после - падать в сладкое бессилье, В порыве щедрости галактики дарить, Храня в ладонях это изобилье.» *** 2. Толстой-Американец: «Попробую-ка я силы в нелицеприятном рецензировании: Впечатление от данного стихотворения: Изысканно-красивые (а-ля Игорь Северянин) словосочетания, очень слабо связанны смыслом или композицией. Начнем с эпиграфа: "Гореть в ночи...". Отлично, ожидаем продолжения метафоры огня. Не тут то было - о горении далее ни слова - "глина" - ниакого продолжения, вероятно попала сюда за то, что рифмуется с далее следующей "лавиной", после чего особенный перл: "Ночного неба звездные лавины По зернышку в ладонях прорастить…" Преполагается, что завороженный красивостью словосочетания "звездные лавины" никто вчитываться не будет. Однако если вчитаться, получается автор полагает, что лавина - нечто такое, что проращивают из зернышка. Ну и далее в том же духе "лазоревое облако", "поднебесные скрипки", "сладкое бессилье" выскакивают, как чертики из коробки. Закончить, остается, кратенькой пародией: Расправить недоразвитые крылья, Нюхнуть ниванны трепетной цветы, И падать, падать в сладкое бессилье Стремительным домкратом с высоты.» *** 3. Юрий Брум: «Стихотворение не выдерживает никакой критики: одни невнятные всплески на плохом русском языке. Ключевой повтор: по вере - в сердце сам по себе ничего не выражает, ни к чему не привязан. Создание атмосферы волшебности и проблема веры никак не коррелируются. Перебор красивостей.» *** 4. Такой-то-Сякой: «М-да! Уважаемая Светлана! Стремительным домкратом здесь, прямо скажем, падать нечему. Разве самому Толстому-Американцу. Как говорит мой друг и коллега Поэт-песенник: "как не все йогурты одинаково полезны, так и не все критики правы. Что делать, каждый имеет право на свое мнение, а уж тем более по Конкурсному стихотворению. Ваш стих будет встречен с восторгом теми читателями, которые находятся в том же душевном состоянии, что и Вы, когда писали его. Другие стих не воспримут, как не понимают "девочку, плачущую над сломанным цветком, больным котенком и т.д." Лирические стихи трудны тем, что надо уметь ЗАСТАВИТЬ читателя сопереживать написанному. Получилось - менуя все станции Вы попадаете в гении, нет, значит не застрахованы Вы от насмешек. Но способности у Вас есть и стих скорее хорош, но мало понятные строки увы есть "…Гореть в ночи, И не сгорать внутри…" Это простите как. НЕ сомневаюсь Вы объясните, но я должен это понять сам - и плевать в каком настроении я нахожусь. А эта фраза мешает мне настроится на Вашу "волну". Опять же: "…Лепить миры из разноцветной глины…", допускаю образность , иносказание, а дальше-то что? Как снежками бросать их в обидчика? И что хотите со мной делайте, но даже с Божественной руки накормить скрипку не возможно, да и зачем. И таких "повисающих" вопросов излишне много для одного стихотваорения. Еще раз хочу подчеркнуть, что способности и ум у Вас есть . Я уверен, что пройдет не так много времени и Вы вырветесь в лидеры Портала. Извините, если обидел неосторожным словом, поверьте, невольно. Всего Вам Самого доброго и светлого!!!! С уважением Такой-то-Сякой» *** 5. Евгения Таубес: «Светлана, очень хорошее, красивое стихотворение и очень сильное. Немного, на мой вкус, "разбитое" многоточиями. Но тем не менее, общее впечатление передает полностью. Есть, опять-таки - на мой взгляд, некоторые шероховатости (не поняла:"И сил не отпуская – вопреки" - это как?) А вот "…Гореть в ночи, И не сгорать внутри…" мне как раз очень даже понятно, верно замечено. Ну, а строки о звездах считаю настоящей находкой: "Ночного неба звездные лавины По зернышку в ладонях прорастить…" Когда увидела их в рецензии, не смогла удержаться, чтобы не прочитать оригинал. И - честное слово - не пожалела. С уважением, Евгения» *** 6. А теперь, собственно, моя рецензия. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание рецензентов на то, что произведение снабжено эпиграфом. И слова, подвергнутые критике: «Гореть в ночи, / И не сгорать внутри» принадлежат Alex Sikorsky, на которого сделана ссылка. ИТАК, ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ: 6.1. Эпиграф: ......................“Гореть в ночи, .......................И не сгорать внутри, .......................Последнею опорой для надежды…” .......................(Alex Sikorsky) Следует отметить, что поэтесса выбрала замечательный эпиграф, который отражает внутреннюю сущность Поэзии: «Гореть в ночи» - гореть в «темноте» окружающей пошлости и хамства; «И не сгорать внутри» – истинная Поэзия, истинный Поэт сжигает себя, но не сгорает; «Последнею опорой для надежды» – именно эту строку эпиграфа не заметили некоторые рецензенты. А ведь она определяет смысл «горения в ночи». 6.2. Итак, начало стихотворения: «…Гореть в ночи, И не сгорать внутри… …Лепить миры из разноцветной глины… Ночного неба звездные лавины По зернышку в ладонях прорастить…» Повтор строк из эпиграфа… и из разноцветной глины по мановению руки автора рождаются волшебные миры… Постепенно из тихого, почти незаметного ночного огонька, «по зернышку» прорастают «звездные лавины»… 6.3. И обретает крылья Поэзия, обретая Надежду и Любовь: «…И крылья обрести… и подарить… …Лазоревое облако надежды… …Переболев тревогами о прежнем, И сил не отпуская – вопреки… По вере в сердце… высоте любви…» 6.4. И вот не только звездные огни-лавины, но и звуки уже слышны: щебечут «поднебесные скрипки»: «…Где каждый звук глубок и бесконечен… Где скрипки поднебесные щебечут И кормятся с божественной руки… …Где голоса простуженные флейт Напоены мелодиями солнца… И волшебством, какому поддается, Воистину, любое на земле…» 6.5. И расправляет Поэзия крылья: «...По вере в сердце… высоте любви… Соединив сердца, расправив крылья… Парить... И падать в сладкое бессилье, Срываясь с предпоследней высоты…» 6.6. И, наконец, повтор первых строчек стихотворения возвращает нас к эпиграфу: «…Гореть в ночи, И не сгорать внутри… …Лепить миры из разноцветной глины… Ночного неба звездные лавины По зернышку в ладонях прорастить… По вере - в сердце…» *** Перед этим волшебством хочется преклонить колени…
|
|