Простите, Марк, я понимаю, что Вы человек на портале заслуженный, знатный, с наградами и авторитетом... Я постараюсь не касаться всего этого в моей рецензии на ваше конкурсное стихотворение. СКРИПКА ЭЙНШТЕЙНА "Все сущее идет из опыта" - Ученый знал раскладку сил. И обожал сонаты Моцарта, Как гений гения ценил. И слушал Моцарта симфонии, А то и сам его играл - "Поверить алгеброй гармонию", Измерить музой интеграл. Эйнштейн играет упоительно, И струны чуткие поют: - Все в этом мире относительно, И только Моцарт - Абсолют! ======================================= Один из главных критериев этого открытого конкурса - наличие ПОЭЗИИ в представленных опусах. Именно этим я и буду руководствоваться в подходе и анализе вашего стихотворения. Итак, три строфы, 12 строк. Смею заверить, что "наличие поэзии" для меня никак не сводится к поиску образов, метафор, гипербол, новаторских рифм и т.д. Пойди я по этому формальному пути, я бы легко отметил наличие цитат, отсутствие художественных приёмов, простоту и ясность, легкость слога... К счастью, некоторое знакомство с мировой поэзией удерживает меня от формального подхода, ибо без единой метафоры, образа и т.п. состоялось немало шедевров. Например, пушкинское " Я вас любил..." Попробуем подойти к этому стиху неформально, терпеливо, чтобы не столько нанести автору "негативный удар ", сколько вызвать в нём понимание и согласие. 1. Первый вопрос: на какого читателя ориентируется автор? На незнающего об известном хобби великого физика? На никогда не читавшего о том, что Эйнштейн в детстве был вундеркиндом , а в зрелом возрасте признавался , что чтение Достоевского дало ему больше, чем знакомство с математикой Гаусса? Не сомневаясь в наличии такого читателя, я задался этим вопросом потому, что в тексте произведения информативность явно превалирует над всем прочим: начиная с двухэтажного эпиграфа и заполняя 11 из 12 строк. Это пересказ, рассказ, как хотите, но не собственно "поэзия". 2. Следующий вопрос: какую роль в этом опусе играет процитированная фраза Эйнштейна: "Все сущее идет из опыта" ? Могут ли читатели и сам автор ответить? О каком опыте речь? Всё сущее - это что такое ? Из какого контекста взята цитата и как её привязать к игре на скрипке, к восхищению Моцартом? Согласитесь, что уже в эпиграфе эта цитата не ясна, а в тексте стиха - тем паче. Я не хочу инкриминировать автору попыку преодолеть таким образом трудности подбора рифмы к фамилии Амадеуса, но первые две строчки стиха - для меня загадка: всё сущее... опыт... раскладка сил... ??? Кстати, я бы слегка изменил пунктуацию в первой строфе: "Все сущее идет из опыта",- Ученый знал раскладку сил И обожал сонаты Моцарта. Как гений гения ценил! Строчка: Как гений гения ценил! - эффектна, конечно, но и претенциозна, согласитесь... 3. Вторая строфа: И слушал Моцарта симфонии, А то и сам его играл - "Поверить алгеброй гармонию", Измерить музой интеграл. Стоп! Сонаты обожал, а симфонии только слушал? Информативность, по-моему, избыточная, ненужная, отнимающая время и пространство стиха, ничего не добавляя по сути. "Поверить алгеброй гармонию", - тоже цитата, но уже из Пушкина. Думается, что став крылатыми, эти слова Сальери не нуждаются в кавычках... А вот последняя строка строфы опять проблематична: Измерить музой интеграл. Почему? А что за ней стоит? Как её понимать? Ребёнка научили в детстве, как тысячи других детей, игре на скрипке... Скрипка вообще своего рода родимое пятнышко мирового еврейства:) Ребёнок вырос и... стал Эйнштейном. А вот проверял ли он интегралы, играя на званных приёмах сонаты Моцарта, неизвестно... Бородин был химиком, Чехов с Булгаковым - врачами... Художественная и научная натура в одном флаконе - не такая уж редкость... Стоит ли это фетишизировать? 4. Третья строфа: Эйнштейн играет упоительно, И струны чуткие поют: - Все в этом мире относительно, И только Моцарт - Абсолют! Помимо простоватой грамматической рифмы (упоительно-относительно) в этой строфе очень слаба и вторая строка, ничего не добавляющая к первой... Налицо подгонка под броскую афористичную концовку:)), родившуюся, смею предположить, раньше всего стихотворения... 5. Взглянем теперь с высоты этой концовки на первый эпиграф: какая связь между нею и мыслью об однородности мыслительных процессов учёного и композитора? Непонятно. Ведь в чём блеск концовки? В самой антонимичности финального двустишия? Да, но не только. Ещё и в том, что она содержит положительно одухотворённую оценочность! Безотносительная , абсолютная ценность Моцарта, не случайно ставшего символом не только музыки, не только Искусства, но и самой творческой талантливости Человека. 6. Итоги и выводы. Весьма слабое стихотворение с выйгрышной концовкой. На месте автора я бы выбрал для конкурсного показа что-то другое. Например, "Поэт и шаман", дающее куда больше пищи для дискуссий о том феномене, который вынесен в название этого конкурсного проекта. Очень надеюсь, что автор не обидится на меня, хотя и соглашаться с моим анализом он, разумеется, не обязан. И сам факт несовпадения мнений разных рецензентов - в порядке вещей. Всего доброго!
|
|