Кто совершает преступления? Что толкает преступников на совершение дерзких поступков? Почему совершаются преступления смысл которых не ясен? – вот далеко не полный перечень вопросов, которые всегда интересовали не только специалистов, но и простых обывателей. Цель исследования данного доклада является попытка изучить феномен преступления через призму моральности и признанности его в обществе. Следует также рассмотреть данный феномен с разных позиций, ибо рассматривать только аспект пагубности для общества однобоко, а напротив целиком оправдывать деяния преступников, значит ставить под сомнение само существование и главенство Закона и нормально го развития общества. С чего начинается преступление? «С мотива» - скажете вы. Однако подсознательно преступление начинается намного раньше. Еще в детстве внутрисемейные отношения накладывают неизгладимый отпечаток на личность человека, формируя черты характера, без сомнения, опираясь на генотип самого индивида, его наследственную предрасположенность. Если он отвергается родителями, лишается родительской заботы и ласки, то уже на уровне бессознательного формируется состояние тревожности, беспокойства, боязни утраты себя, своего «Я». Само собой разумеется, что у большинства людей эти качества затем уходят на второй план, уступая место уверенности в себе, в завтрашнем дне, в любви к своей работе, семье, чувству необходимости обществу. У других же тревожность может достигнуть уровня страха смерти, отсюда человек начинает ощущать угрозу своему субъективно приемлемому биологическому и социальному бытию. Дабы сохранить свой личностный миф, он совершает насильственные преступления. Если все же тревожность сохраняется на уровне беспокойства или неуверенности, то тогда защищается свой социальный статус, свое социальное определение и совершаются корыстные или даже корыстно-насильственные преступления. Нет надобности напоминать, что современное общество не идеально, в нём есть, и различия по материальному обеспечению и часто невозможно удовлетворить даже первоочередные потребности, я уже не говорю о степени напряженности в межличностных отношениях. Всё это способствует возникновению в дальнейшем криминогенной личности. Часто люди теряют привычные жизненные ориентиры , веру в духовные ценности , они не могут в достаточной мере самореализоваться, а ведь это особенно важно для молодых людей. Значительную роль в том, что личность идет на повторное преступление играет пребывание её в местах лишения свободы, где она обрастает вредными привычками и навыками, деморализуются, т.п. А сейчас особенно интересно бы взглянуть на природу преступности глазами неординарного мыслителя, писателя Маркиза де Сада. "Преступление - великое дело. Делайте только то, что вам нравится и приносит наслаждение", неоднократно указывал он в своих трудах. Итак, согласно его учению, человек насквозь пропитан жаждой наслаждений и власти. Человек – это прирожденный эгоист, получивший свой эгоизм от самой матушки-Природы. Она сама подает ему пример, вожделея, рождая и умерщвляя своих творений. Следовательно, у них одинаковые наклонности. Вот эта родственная близость предполагает свою, особую логику поведения. Если природа эгоистична – человек(её дитя) тоже эгоистичен, если природа жестока, то почему человеку обязательно быть добродетельным? Человек имеет право быть злым: природа позволяет существовать злу. Отсюда вытекает смысл жизни - человек в праве жить так, как ему велят его страсти, инстинкты и естественные наклонности. В нас заложен с зачатия синтез двух природных стимулов – страсти к вожделению и страсти к наслаждению. Де Сад оправдывает сексуальные преступления, возникающие в тех случаях, когда у мужчин слепой инстинктивный порыв к обладанию женщиной переходит в стремление к её физическому уничтожению. Это – точка пересечения максимального наслаждения с максимальным разрушением. Здесь простая логика – чем значительней будет разрушение, тем ярче и насыщенней будет наслаждение. Что касается убийства, то де Сад не считает его преступлением. Человек – это всего лишь живой организм, точно такой же, как и организмы множества других животных. А для животных смерть никогда не являлась злом. В естественной среде уничтожение одних организмов всегда оборачивается появлением новых живых существ. В убийстве какого-либо отдельного существа нет ничего из ряда вон выходящего, поскольку в целом природа бессмертна. Де Сад считает убийства даже полезными, ибо они являются поставщиками первоматерии, необходимой Природе для дальнейшего творения. Следовательно, Она поощряет убийства, войны, болезни и голод. Несмотря на столь неожиданные суждения, философия маркиза де Сада выдвигает Идею о том, что убийство является благом для общества, иначе народы погибнут целиком и полностью от перенаселения и нехватки ресурсов. Особенно его интересует поведение человека, с которого сняты все ограничения, начиная от социальных, и заканчивая наложенными Б-гом. Какие на сегодняшний день выделяют типы преступников? Для наилучшего понимания каждого типа будем подставлять какой-нибудь всем известный литературный образ. САМОУТВЕРЖДАЮЩИЙСЯ (Образ Родиона Раскольника из «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского). Преступник утверждает себя на социальном и индивидуальном уровнях. Через самоутверждение данный индивид стремится ощутить себя источником изменений окружающего мира. Так происходит изнасилование, через которое насильник защищает и утверждает свой мужской биологический статус. Либо подросток совершает кражу, для того чтобы повысить себя в глазах таких же как он. Что касается вышеупомянутого Раскольникова, то кроме самоутверждения, он стремился через свое преступление освободить мир от зла в лице старухи-процентщицы. АСОЦИАЛЬНЫЙ (герои пьесы «На дне» М. Горького) Это бездомные, деклассированные элементы общества, бродяги, алкоголики, преступление для которых - средство для выживания в этом мире, чаще всего украденные вещи сбываются для поддержания своего образа жизни, обычно связанного с употреблением алкоголя, наркотиков, т.п. Эти люди как бы плывут по течению, безразличны к своей и другим судьбам. ИГРОВОЙ (Герман из Пиковой Дамы) Весьма сложный с психологической точки зрения. Такие преступники совершают корыстные преступления для получения средств для удовлетворения своего ненасытного азарта, будь это карты, или игровые автоматы. СЕМЕЙНЫЙ ( Деточкин из «Берегись автомобиля») Преступления совершаются не во имя собственных интересов, но во имя интересов и благосостояния своей семьи. Часто даже, преступники ведут довольно таки аскетичный образ жизни, ничего не требуя взамен. Герой Смоктуновского воровал автомобили, а деньги от продаж авто пересылал в детские дома. СЛАБОУМНЫЙ, («Злоумышленник» Чехова) Преступник в силу своих незначительных умственных способностей не может осознать действий которые он совершает и не отдает в этом себе отчет. Воровство гаек с железнодорожного полотна для рыбалки есть тому яркий пример. Что есть для общества преступление? Благое намерение, быстрое решение накопившихся проблем, потакание самым потаенным желаниям, а может быть Очищение - «санация» - планеты Земля от переизбытка населения или всё таки зло? Где проходит чёткая грань между моралью совершения преступления или моралью выполнения буквы Закона? И что из себя представляет Закон без его четкого выполнения? Кипой чёрных значков на белой канцелярской бумаге, записанные в официальном тоне! Из всего вышесказанного я не хочу вывести принцип – убивай, кради, греховничай, мы все творенья Б-жьи, нам все дозволено ибо мы созданы Им по его образу и подобию. Есть понятие ценности , в духовном смысле этого слова. Прежде всего ценности жизни и степени чистоты Духа, не перед Всевышним, но перед самим собой. Мы должны четко определиться с мыслью – стремясь достигнуть идеал своего существования надо твердо помнить, что наше общество и мы обязаны создавать такие условия, при которых ни одна часть нашего общества не будет ущемлена, ни одна слеза ребенка не должна упасть на твердый асфальт и разбиться, расколов наши сердца на мелкие кусочки. Мы достигли выдающихся успехов в экзогенном окружении во всех сферах нашей деятельности. Теперь осталось провести «генеральную уборку» нашего миросозерцания и мировоззрения. Необходимо так настроить мироощущения, чтобы они питали лучшие качества нашего сознания и направляли на путь истины.
|
|