Предчувствие как основа… Основными участниками проекта во главе с продюсером и режиссером Алексеем Учителем стали: автор сценария Александр Миндадзе – заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат государственных премий СССР и РСФСР; оператор-постановщик Юрий Клименко – лауреат государственной премии России; художник-постановщик Вера Зелинская - лауреат государственной премии России; актеры Евгений Цыганов (Герман) и Елена Лядова (Римма). Евгений Миронов (Конек) к тому времени еще не вернулся из Мюнхена с гастролей. Не было, к сожалению, и актрисы Ирины Пеговой (Лара). Алексей Учитель – режиссер, продюсер, народный артист России, сын известного режиссера-документалиста Ефима Учителя, родился в Ленинграде. После окончания ВГИКА в 1975 г пошел по стопам отца и работал как режиссер-оператор документального кино на Ленинградской студии документальных фильмов. В игровом кино дебютировал фильмом «Мания Жизели» (1995 г). Картина «Дневник его жены» выдвигалась на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм» 2000 года. Фильм «Прогулка» на кинофестивале «Окно в Европу» (Выборг, 2003 г) получил «Главный приз» за «Лучшую режиссуру». Алексей Учитель – обладатель премии Российской Киноакадемии «Ника» за «Лучший игровой фильм» 2000 года. Лауреат многих международных и российских кинофестивалей. Пресс-конференцию по картине Алексея Учителя «Космос как предчувствие», представляющей Россию в основном конкурсе XXVII ММКФ, открыл вопрос г-на Плахова, адресованный Вере Зелинской и Юрию Клименко по поводу изобразительности кода и интерпретации сюжета. На что Юрий Клименко ответил: «Эпоха теперь так далеко, что это – скорее кинематографическая форма… поиск формы, состоящей из реалий эпохи, ее фантазий». Алексей Учитель активно подключился к обсуждению этой темы, вспомнил про Волхов, где проходили съемки, про Связь-строй – улицы, состоящие из двухэтажных деревянных бараков, «город не противоречивый, приятный… это не в сравнении с декорацией, построенной на Мосфильме, - именно сам город отражает эпоху». В картине есть такие моменты, которые не подчеркивают правдивость тех лет, ведь тогда отношения между мужчиной и женщиной были несколько иными. Прикосновения, скольжение взгляда… Алексей Учитель обратил внимание присутствующих на то, что за сцену, в которой Миронов притянул (по сюжету) Ирину Пегову, получил замечание: в то время так агрессивно не обнимались. Хотелось бы тему эпохи уточнить меткими словами Веры Зелинской, которая отнеслась к вопросам журналистов с трепетностью человека, не по-наслышке знакомого с веяниями той эпохи: «Мы искали восторг того времени, а не его остатки, хотели показать все самое хорошее, и проверяли друг на друге свои ощущения», - сказала она. Пресса довольно активно атаковала вопросами молодых актеров фильма "Космос как предчувствие" Елену Лядову и Евгения Цыганова. К сожалению актеры либо плохо подготовились к пресс-конференции, либо душное помещение явилось причиной невразумительных и довольно коротких ответов, но журналисты явно не удовлетворились их краткими репликами. Активно отвечали на вопросы Алексей Учитель и Вера Зелинская: о жизни в Советском Союзе, которую молодые актеры Женя и Лена застали в дошкольном возрасте, памятуя, как это сделал Цыганов, о «пепси –коле» и своих воспоминаниях 3-хлетнего мальчика, а Лена Лядова заверила, что воспитана на произведениях советских писателей. Евгений Цыганов признался, что ему нечего сказать по поводу актерского дуэта. Заминки во время пресс-конференции пришлось «устранять» либо Андрею Плахову, подкидывая любопытные вопросы создателям фильма, либо режиссеру, который подчеркнул несколько раз, что он колоссальное значение придавал атмосфере в группе, что на его взгляд, отношения были дружескими, не просто хорошими, а очень хорошими: «Один пример: съемки в воде двенадцатиградусной температуры. Цыганов первый разделся и пошел купаться. Миронов, который до этого некоторое время колебался, тоже ринулся в воду. Было тяжело, холодно, после каждого дубля с ними занимался специальный врач из Петербурга. Но актеры выдержали три дубля, а каскадеры только два. Вот вам и отношение к своей работе, и эмоциональный заряд. Я думаю, что и мужской, и женский дуэты в фильме получились замечательные». Хотя Евгений Миронов старше Евгения Цыганова, этой возрастной разницы не чувствуется совершенно, что и подтвердил Алексей Учитель в ответ на реплику из зала, - Миронов играет практически свой возраст. Коньку передается от Германа некая одержимость идеей космопространства, он пытается подражать Герману, ведь именно он является проводником в тот другой мир, за которым открываются горизонты, недоступные отсюда. Вообще, Миронов мне больше всего запомнился в «Побеге», лощенный и успешный по жизни, нежели в летном шлеме. То, что он привык выкладываться на съемочной площадке, видно невооруженным взглядом, но, к сожалению, только Миронов не может вытянуть игру команды. Может, одержимость тайн и предчувствий кажутся мне инфантильностью, пережитком подростковой несостоятельности, заклепанной на русском «авось», но хотелось увидеть в картине какой-то надлом, внутреннюю борьбу «я» и «мы». Разве так актуальны в то время были запои и беззаботная велосипедная прогулка, когда страна живет предчувствиями, идеей светлого будущего? Приукрашенности в картине при отражении действительности и соответствия стандарту того времени может и нет, но нет и какой-то изюминки, которая бы так брала за живое, чтоб дыхание перехватывало, как скажем, в долгоиграющем пьянящем поцелуе. - Почему картина называется именно «Космос как предчувствие», а не «Предчувствие космоса»? А.Учитель: Мы с Алексеем Миндадзе пытались придумать и другое название, но потом вернулись к первоначальному варианту. Оно нам кажется наиболее точным и красивым. Хотя ключевое слово в фильме – предчувствие. - В чем сложность работ над сценарием? А.Учитель: Я в первый раз работаю с Александром Миндадзе. Та драматургия, с которой мне пришлось столкнуться и передать ее на экране, потребовала от меня больших усилий. В сценарии Миндадзе заложено не один и даже не два смысла. Когда улавливаю два смысла в сценарии, я очень радуюсь, это открывает для режиссера большие и самые неожиданные возможности, но здесь их было больше… В случае с Миндадзе предчувствие меня не обмануло. Вообще, у многих создалось впечатление, что я человек, который уже снял миллион картин, а я снимаю всего лишь четвертую игровую картину, мне все интересно. - Кинохроника в финале была прописана в сценарии или эта идея появилась в процессе работы? А.Миндадзе: Сценарий не претерпел особых изменений. Разве что некоторые эпизоды мы поменяли местами. Слова «хроника» в сценарии не было, но был элемент, когда Юрий Гагарин шел по ковровой дорожке с развязанным шнурком. Вера Зелинская выразила общую идею финальной хроники. Момент, когда к Хрущеву подбегает молодой человек и Гагарин шагает по ковровой дорожке, где памятным кадром для советского гражданина является запечатленный камерой развязавшийся шнурок, - это настоящая кинохроника. А вот предшествующая этому кадру сцена с Мироновым - уже не хроника, а реконструкция. Но как убедительно заверил присутствующих Учитель, они старались сделать все максимально правдоподобно, и на его взгляд, это им удалось: А.Учитель: Когда я смотрел документальные кадры, то увидел человека, который подбегает к машине Гагарина. Он показался мне похожим на нашего главного героя, такое же пальто… И тогда мы решили добавить персонаж – Евгения Миронова, сделали стилизацию под документ. Когда монтировали на видео и вышли на перезапись и посмотрели материал на большом экране, то поняли, что к машине подбегает негр. Мы были настолько ошарашены, что пришлось различными путями менять ему, как Майклу Джексону, цвет лица. Алексей Учитель добавил, что задача не стояла, чтобы герой был похож на Конька внешне, но он должен был быть отличным от других, улыбку пытались сделать похожей. -В ваших трех предыдущих фильмах играют актеры из Московского театра «Мастерская Петра Фоменко». Чем Вас привлекает его театральная школа? А.Учитель: Я считаю, что это самая «киношная» школа актеров. Та естественность, с которой они ведут себя на сцене, отражается и на кинопленке. Сейчас у меня появился еще один театр, который я очень люблю, - это Московский театр юного зрителя. Елена Лядова как раз оттуда. Эта картина – ее дебют в кино. Хотелось бы добавить от себя лично несколько слов про Елену Лядову, - землячка, как никак. Родилась Елена в 1980 г. в городе Моршанск Тамбовской области. Окончила Московское Высшее театральное училище имени Щепкина в 2002 г и была принята в труппу Московского театра юного зрителя. Играет в спектаклях: «Трамвай Желание» (реж. Генриетта Яновская), «Сны изгнания» (реж. Кама Гинкас), «Свидетель обвинения» (реж. Генриетта Яновская), «Оловянные кольца» (реж. Генриетта Яновская), «Счастливый принц» и «Золотой петушок» (реж. Кама Гинкас). В картине Алексея Учителя Елена исполнила роль Риммы. Елена сумела вдохнуть в роль своей героини непосредственность и открытость. На мой взгляд, ей хорошо удаются трагичные роли, и зрителю бы непременно хотелось отслеживать повороты жизненного пути ее героинь. Но к моему сожалению, линия отношений Риммы и Юрия (так зовут Конька), не развита. Римма – сестра Лары, которую исполнила замечательная молодая актриса Ирина Пегова. Вообще, актрисы чем-то похожи. И были даже случаи, что подходили поздравлять Пегову за ее «Золотого орла», а благодарности выслушивала Лядова, и один раз Лена подписалась за Иру. Ирочка уже снималась с Женей Цыгановым в «Прогулке», и стала обладательницей премии «Золотой орел» (2003) за лучшую женскую роль, и премии кинофестиваля «Окно в Европу» (Выборг, 2003). За ее плечами уже ряд картин, таких как «Спартак и Калашников», «Прогулка», роль в телефильме «Подруга особого назначения» режиссера Анатолия Матешко. А вот для Елены Лядовой картина «Космос как предчувствие» не только «боевое крещение», но и предчувствие новых приглашений в кино, на что я очень надеюсь. Съемки фильма проходили в Волхове и Кронштадте. 1957 год. Главный герой, Конек (Евгений Миронов) - работает поваром. У Ирины Пеговой – роль официантки и подружки Конька. «Наши герои любят друг друга, они как две половинки одного яблока. Но их идиллию нарушает человек из другого города, моя героиня изменяет своему любимому, они расстаются. Но это в фильме не главное… люди не одиноки во Вселенной, недаром название фильма – «Предчувствие космоса»… главный герой становится одним из кандидатов в космонавты», - поделилась своими мыслями актриса в одном из интервью. На вопрос журналиста, как она чувствовала себя на съемочной площадке рядом с первым актером России, призналась: «Сначала мне было боязно: Миронов – звезда. Но оказалось, что Женя очень прост в общении, всегда готов помочь в каких-то сложных рабочих моментах, поэтому нет ощущения, что ты работаешь при ком-то. С ним очень легко». Громады иностранных кораблей приносят сюда незнакомые звуки, вкусы и запахи, которые пугают и вместе с тем, манят и дразнят. Страшно подумать о том, что где-то есть другая жизнь и другая свобода. Именно Герман соотносится у девушки Лары с этим пугающим и манящим миром, «другим» миром, полным иностранных «голосов», упорных физических тренировок и секретных государственных заданий. Хотя девушкой Лару назвать можно весьма условно: на тот момент у нее уже есть ребенок от другого мужчины, а не от Конька, простодушного ресторанного повара. И Лара уверена, что Конек, упрямый и загадочный, который чередует запои с катанием на велосипеде, получая при этом дикий восторг, увлеченно бьет морды боксерскими перчатками, - не может гарантировать ей уверенности в будущем. Герман же с каждым разом все больше приоткрывает тайну, но не впускает до конца в нее никого, как бы придерживая удила, оставляя «на потом» секреты своего мастерства. Он очень убедителен и в изнуряющих заплывах в ледяной воде, и в мучительных «зубрежках» английского. Когда я увидела Евгения Цыганова в коридоре около кабины «металлоискателя» перед показом картины «Космос как предчувствие» в Большом зале Дома кино, он ринулся на второй этаж. Образ Германа, мрачного, неразговорчивого и самовлюбленного типа, никак не «вязался» с мягким взглядом под припушенными ресницами. Я видела ласковые глаза. Усики. Русые, слегка вьющиеся волосы. В тот момент его направили в служебный переход словами: «Женя, Женя… сюда… скорей!» Ну конечно Женя, не иначе. Когда же видишь Германа на боксерском ринге, то невольно улавливаешь в его взгляде злость, одержимость идеей, которую он, чего бы это ему не стало, намерен воплотить в жизнь. Он жёсток и целеустремлен, ему подвластны тайны «заграничного мира», он силен и притягателен для Лары, и она тянется к нему, позволяет себя увлечь. Конек, который является соперником Герману на ринге, теперь соперник по жизни. Но рядом появляется Римма, и страсть, ревность, секс, - все переплетается необычно и стильно. У Германа и Конька свой путь к будущей жизни, столь непохожей на ту, которой они живут. Идея Германа в том, что он точно знает, - из этой страны можно только улететь или уплыть… Однажды он откровенничает с Коньком, что готовится к полету в космос, тот верит ему, но зачем-то рассказывает про это старшему приятелю из органов. Что это: пасование перед более удачливым товарищем или месть человеку, который «увел» его девушку? Может быть, режиссер оставил решение этой задачи зрителю, может быть рамки, определенные для картины в 90 минут, слишком малы, чтобы правдиво отразить время надежд и искренней в веры в то, что светлое будущее обязательно наступит? Пятьдесят седьмой год. Советский спутник посылает свои звонкие сигналы, и даже маленький портовый город не защищен от изменений - ему придется распрощаться с размеренностью, а главным героям картины предстоит на себе ощутить прикосновение сил Ожидания, Предчувствия, Космоса. ------------ 26 июня завершился 27 Международный Московский Кинофестиваль. После объявления наград ММКФ режиссер АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ, получивший за фильм "Космос как предчувствие" Гран-при – "Золотого Георгия",– ответил на вопросы АНДРЕЯ ПЛАХОВА. – У вашего фильма оказалось немало поклонников, но есть и те, кто не принял картину, признаваясь, что не поняли в ней некоторых важных сюжетных перипетий. – Я не ставил задачу зашифровывать сюжет или играть в какие-то загадки. Интенсивную манеру рассказа выбрал намеренно: сюжет в первой половине фильма нагнетается, бежит, так что зритель не успевает расслабиться и подумать. У меня не было ощущения, что многим что-то непонятно,– во всяком случае, на вечернем просмотре в "Пушкинском", где собрались две с половиной тысячи разного народу – и актеры, и критики, и политики,– реакция зала была единодушно одобрительной. – Она отличалась от той, которая была на утреннем пресс-показе. Хотя фильм чуть не получил приз международной прессы – ФИПРЕССИ, ему не хватило в жюри только одного голоса. – Возможно, утром другое настроение бывает. К тому же пресса – это более рациональная аудитория, она меньше заряжается от атмосферы и эмоций. – Вопросы вызвал и финал фильма с появлением Юрия Гагарина из кинохроники. Надо ли было намек на Гагарина доводить до полной ясности? – Мне финал кажется органичным именно такой, когда идет прямой стык развязанного шнурка Гагарина в игровом эпизоде и в хронике. Ведь вся картина строится на системе перевертышей: здесь и мужчины-двойники, и женщины-двойницы, и Гагарин вдруг превращается из скромного начинающего летчика в героя эпохи. – Что изменит приз ММКФ в вашей творческой судьбе и в судьбе фильма? Будут ли благоприятные перемены? – Конечно, я на них надеюсь. Мы извлекли опыт по прецедентам недавнего прошлого и потому выпускаем картину в прокат сразу после фестиваля – на волне успеха. Только в Москве она пойдет в 16 кинотеатрах. А во мне персонально приз ничего не изменит. Только (как ни парадоксально) добавит неуверенности: я принадлежу к тому типу людей, которые каждый раз начинают с нуля, и им кажется, что они ничего не умеют. – Что вы думаете о будущем российского кино? – Мы гордимся, что "Ночной дозор" посмотрели миллионы, но надо сделать следующий шаг – добиться, чтобы наши фильмы смотрели за границей. Для этого мы должны не просто предоставлять иностранцам студийные услуги, но и вступать в копродукции, в полноценные проекты. Когда в прошлом году приезжала Мерил Стрип, она заинтересовалась моим проектом сложного постановочного кино из эпохи второй мировой войны фильма "Дом Черчилля". И она готова была бы работать с русским режиссером, но при двух условиях: у фильма должен быть западный копродюсер и западный прокатчик. – "Космос" – позади. Какое у вас предчувствие по поводу вашей следующей картины? – У меня два разных предчувствия. Одно связано с новым сценарием Александра Миндадзе на современную тему, другое – с упомянутым "Домом Черчилля".
|
|