Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Творческий конкурс на лучшую интерпретацию собственного произведения
«В поисках себя».

Автор: Алексей Хазар

Над Антверпеном серые тучи

      Над Антверпеном серые тучи,
   Их приносят седые ветра.
   Вдоль дороги разложены кучи
   Тех собак, что гуляли с утра.
   
   Я под тучами этими скрючен,
   На работу уныло бреду,
   Обходя эти гнусные кучи,
   Как учили нас в детском саду.
   
    Антверпен. 1999
   
   
   Первые две строки произведения создают романтическую атмосферу. Топоним «Антверпен» должен ассоциироваться у читателя с Тилем Уленшпигелем и образами из средневековой истроии Западной Европы. Он наполнен романтикой дальних странствий (какой отвратительный штамп!). «Серые тучи» определяют погоду, сезон и общее настроение. «Седые ветра» напоминают о близости Атлантического океана. Все эти детали вместе говорят о сумрачно, сырой, ветреной и пасмурной зиме Фландрии. Вместе с тем тень Уленшпигеля - персонажа не только романтического, но и юмористического - подготавливает дальнейшее развитие сюжета. В следующих двух строках упоминание дороги создает ощущение движения лирического героя, созерцающего по пути кучи, которые отложили прямо на дороге собаки, коих хозяева к несчастью уже успели выгулять утром. И неожиданно Антверпен поворачивается к нам совсем другой стороной. Это уже не романтический средневековый вольный город, купцов, ремесленников, моряков, окруженный каменными стенами с зубчатыми башнями, это современный западноевропейский мегаполис, в котором несчастные собаки всю свою собачью жизнь проводят в городских квартирах и поутру вынуждены справлять нужду прямо на тротуаре возле подъезда при злостном безразличии хозяев и полном попустительстве коррумпированных городских властей.
   В начале второго четверостишья появляется и сам лирический герой. Мы сразу узнаем, что он угнетен природными явлениями и капиталистическим способом производства, ибо вынужден уныло тащится на работу, не смотря на тяжелое душевное состояние и отвратительную погоду. Вот она грубая действительность! От романтизма первых двух строк не осталось и следа! Дальше постепенно раскрывается характер и внутренний мир лирического героя. Мы понимаем, что он внимателен и аккуратен, возможно, даже, брезглив – «обходя эти гнусные кучи». Он сосредоточен на воспоминаниях детства, в котором находит истоки черт своего характера. С благодарностью вспоминает он то, чему учили его даже не в школе, а в детском саду, что легло в самый фундамент его личности. Угадывается его склонность к глубокому самоанализу и некоторая меланхоличность. Можно также представить себе, что было бы, если бы он не получил в раннем возрасте соответствующий знаний, навыков и воспитания…

Дата публикации:05.05.2005 22:32