Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Литературный конкурс "Вся королевская рать". Этап 4

Автор: АнтаресНоминация: Литературно-критические статьи и обзоры

Ах, эти прекрасные мгновенья!

      Мы живём во время стремительного развития науки и техники, будоражащих воображение открытых перспектив и воспалённых глаз вследствие долгого сидения перед мониторами…. И я рада, что этот сумбурный век оставил место и красоте, созерцательности, эстетической чувствительности.
    Как я уже писала, стихотворения в прозе я считаю моментальными снимками действительности и порывов души, но это не застывшие объекты, а пылкие и оживающие на глазах строки…
   
    Половину из них занимает вечная тема любви – отношения Мужчины и Женщины, святые чувства и кровоточащие раны разбитого сердца.
   
   Ты – сердцевина яблока моего молчания, падающего в волшебную пропасть между вагонами, где, наверно, и рождаются названия станций и узоры линий электрических рельс.
   (Snork "----")
   *Видите как современно и… влюблённо?
   
   Блажен, кто дождался, пока раскроются его лепестки,
   не сломал и на растоптал его
   Блажен, кто питает его в своем сердце
   и дышит полным дыханием
   Этот темный цветок - любовь, жизнь, счастье
   (Богданова Т. В. " Нет ни одной другой страсти, столь опьяняющей мужчин и женщин...")
   *А это – прекрасное определение этого всепоглощающего чувства
   
   Я знаю, что ты не любишь меня
   И вообще никого не любишь,
   Что тебе все безразлично,
   И на моем месте могла бы быть другая.
   Конечно, мне бы лучше уйти,
   Навсегда оставить тебя.
   Но кто же будет тебя любить,
   Мое дорогое Чудовище,
   Которое-Никого-Не-Лю­бит!­
   (Богданова Т. В. "Чудовище, Которое-Никого-Не-Лю­бит!­")
   *пример беззаветной любви, сколько ещё "видов" любви существует?!
   
   - Глупые, - сказала Она, - почему они считают, что не надо часто признаваться в Любви?
   - Я тоже не понимаю. – Ответил Он. – Каждый раз, когда я говорю тебе это, я не помню, как было в прошлый раз. Я всегда говорю по-новому…
   - Да, словно новая заря, свежее утро. «Люблю» каждый раз, словно весна распускает новые цветы, словно свежий ветер уносит в страну Счастье!
   (Александр Светлов "Диалоги в любви")
   
   Убивать мою любовь,
   каждый день вбивать в неё гвозди,
   стало для тебя задачей номер ОДИН.
    (Golos Kaspiya "Три задачи (некогда любимому Поэту)")
   *бывает ли сильное чувство без жертвенности и в некотором роде без Голгофы?
   Ты вздохнул навстречу моей улыбке. Ответ не обманул – пора бежать прытко в открытые двери обоюдности…
   (Струна "Зеркало сердца")
   
   Не надо умирать от любви ко мне, от нее надо жить. Если ты умрешь, кого я тогда буду любить?
   <…>
   Вот полюбить трудно. На пути к любви тратится столько сил, что второй раз по этой тропе пройти уже невозможно. Можно лишь имитировать, не открывая в себе - именно в себе - ничего нового, а, следовательно, и не любя. Я уже прошел свою дорогу. С тобой.
   (Геннадий Аминов "умереть от любви")
   *я хотела бы запомнить это высказывание, показывающее разницу между любовью и влюблённостью…
   
   А я всё равно лишь тебя…И неважно, что будет потом…Прошлого нет, будущего нет, есть только вот этот самый, едва уловимый, и всё-таки уловимый миг настоящего, и если есть хоть толика мудрости, это настоящее будет радостным.
   (Нефрит "Я лишь тебя")
   
   
    Авторы причудливо смешивают краски на палитре чувств, искусно оперируя образами и великолепным набором выразительных средств, который радует и поражает.
   
   ...Продолжая друг друга,
   интуитивно прочерчивая привязанную и протянутую нить от дерева на опушке к нашему местонахождению в эту секунду,
   к нашим вдруг блеснувшим глазам,
   к нашему открытому для очередной шутки рту,
   к нашей ноге, проехавшейся по твердому насту и освобождающей место для приземления нашей с вами пятой точке...
   К луне...
   к пару, вытекающему из-под дверцы разкочегаренной баньки...
   к мягкому теплому ровному свету из окон дома...
   к связующей вдруг в одно целое нас(!) нити оброненного чувства полного единения...
   слияния...
   согласия.
   (Валерий Белолис "Медленно падает снег")
   
   Надеюсь, тебе не стыдно за мой шаг инициативный – ты просто иди ко мне интуитивно… доверяя, добротой лаская и не отпуская… Чтобы закрыла ту тень, которая не дает тебе идти вперед… и ко мне… Я букет перемен тебе подарю. Разорю все твои беды, чтобы ты мог в моем доме обедать вместе со мной. Под Луной улыбнемся ожиданию рассвета. Летом станет наша жизнь. Накренись, заспинная картина! И укатись!.. Вместе с тенью…
   (Струна "Зеркало сердца")
   
   Всюду волшебство…и улыбки…Зимний дворец улыбнулся мне своей красотой, напыщенностью, помпезностью…Я в ответ улыбнулась ему своей любовью…он такой родной…Всё вокруг такое родное, любимое…до боли…до слёз при мысли о расставании…
   (Нефрит "Сон Бога(из Петербурга, письмо другу)")
   
   
    Удачное, на мой взгляд, сравнение в стихотворении Пирель "а знаешь, какого цвета счастье?..", которое пришлось бы процитировать здесь целиком, поэтому просто рекомендую прочитать и поразмышлять…
   
    Хотя порой можно обойтись и малой толикой слов, вместив в единый вдох, в скупую слезу, в мимолётную улыбку целую бурю эмоций.
   
   Он брёл по Невскому. Ему почти не мешала толкотня прохожих. В который раз Он брёл с глазами брошенной собаки, заглядывая в каждое лицо. Он искал её. Он знал, что узнает её сразу. Пусть бы только появилась Она. И в который раз возвращался ни с чем домой, где любимые мелодии согреют грусть.
   Она брела по Невскому. Ей почти не мешала толкотня прохожих…
   (Александр Светлов "По Невскому")
   *в нескольких строках – любовь, одиночество, одиночество в толпе (самое страшное), поиск и разочарование…
   
   В небесном бассейне плавают птицы. Их перья скользят золотыми стежками по свежему лимонному холсту.
   Курочки облаков взбивают под ветром свое нежное оперение.
   Падает розовый снег…
   (Светлана Скорик "Утро. Зима")
   *немного слов – а какой пейзаж! Огромное полотно!
   
   Капельками падала любовь с неба, а она подставляла ладони, ловила их, но так неумело, что не смогла удержать, расплескала…расплака­лась…­
   И так горько и больно ей было, что небо снова решило, рассыпать капельки любви,
   для неё…
   и что ж?
   Снова она их ловила, подставляла ладони, да так неумело, что не смогла удержать, расплескала…расплака­лась…­
   В третий раз сжалилось небо… капельками падала любовь, а она больше не пыталась ловить эти капельки, боялась…
   (Нефрит "Капельки")
   *и здесь – буря эмоций, сомнение, боль, любовь…
   
   
    Также широко востребована тема природы. Времена года, время суток, место и вид из окна вызывают восхищение увиденным, философские раздумья и ностальгию.
   
   День ленивого солнца и сплинующего снега…
   (Snork "----")
   
   Слиться с природой в едином порыве любви,
   Чувствовать сердцем биение ритма Вселенной,
   Место свое ощутить и проникнуться смыслом -
   Вот, что дает в безграничности быть защищенным
   (Дмитрий Сахранов "Верхом на ветре")
   
   Осень...
   Брошенная осень под ноги любимого Сентября...
   Собой брошенная?
   Или хозяином?
   У Осени есть хозяин?
   Наверное, есть. Она же так любит подчиняться.
   И Лету, и Зиме.
   Только с Весной она конфликтует. Ревнует, наверное.
   По-женски. По-своему.
   Разные они...
   (Валерий Белолис "Ранняя осень")
   
   Почему этот двор казался мне меньше? Может, из-за листвы, опавшей и еще оставшейся, которая зрительно суживала его? Сейчас весна, и все лысо и голо. Вытоптанная дворовая площадка, длинные тощие березы. Откуда было столько листьев?
   (Ольга Королева "Один осенний день")
   
   Так необычно…всё ново… и весенний Летний сад, такой просыпающийся, нежный, девственный…, и Исаакиевский собор, почти прозрачный, утонувший в солнечном свете…, и Нева, красавица Нева, сильная, вольная, строптивая…покоривша­я­ меня перламутровым цветом…
   (Нефрит " Сон Бога(из Петербурга, письмо другу)")
   
   
    В зависимости от времени угадываются черты характера авторов – устремлённость в будущее, меланхоличность, переменчивость (ту же, которой может похвалиться и природа), усталость и, если позволите, отношения с миром и – к миру. И место поэта, темы творчества…
   
   Искусство соткано из сновидений
   Художников и поэтов.
   Конечно, есть и другие нити -
   Белые лебеди, розовые облака,
   Но они составляют канву,
   Тот основной фон,
   Который переплетен фантазиями
   И вдохновенными снами поэтов.
   (Богданова Т. В. "Сплетения сновидений")
   
   Так тихо разговаривает проснувшийся город.
   Умытое утро прищурилось на самодовольное солнце.
   И грезит...
   Может быть я смогу понять, почему так просто, по-детски упрощенно я отношусь к лету,
   если постою высоко над землей?
   (Валерий Белолис "Истина ещё впереди")
   
   Не могу спорить с рекой.
   В неподвижных рамках берегов она несет по тому же руслу всё те же потоки воды, не меняя ускорения. Но видел ли кто-либо явление более непостоянное, чем ее блики?
   Сотни причин – от облаков до угла зрения – тому виной.
   (Светлана Скорик "Так видят мир")
   
   Я слышу запах новостей
   И чувствую я перемену…
   (Мариаша "себе")
   
   Смерть и ее тени стали их лучшими друзьями, заглядывали им в глаза, как в трубу калейдоскопа - со дна стакана или подмигивая последней сигаретой из белого холода пачки. Они притворялись доками, а сами до сих пор не отличали любовь от пьяной усталости. Они не запоминали имена, путали лица и теряли телефонные номера, Они замечали друг друга на чей-то кухне, целовались на проспекте, любили в подъезде и знакомились наутро.
   Музыка заменила им Бога, улицы заменили им дом.
   (Snork "Наука жизни")
   
   
   
    Внутренние возможности человеческой души вызывают очередную вечную тему – философские размышления, раскрывающие мировоззрение (всегда такое разное, тем интересное) авторов. Современность и консервативность, уникальность и переосмысление, вера и безверие, сомнения и факты…
   
   Они умирали, строча страницы странных путаных записок, где пытались объяснить, почему … .
   (Snork "Наука жизни")
   
   В узорах тишины – топот тысяч торопливых мыслей, толпящихся оставить свои следы с кончика ручки на снежность листа; смех луны, заблудившей на крыше соседнего дома с интеллигентными пиками телевизионных антенн; коварное перешептывание молодых веток ивы с окном, а подушка как всегда зачарована чрезвычайно быстрым стуком моего сссс-сердца. «Быть может, слишком много кофе … или опять жду новогодней открытки от собственной памяти, послания таких зимних - как морозное февральское утро - твоих холодных глаз. Когда-то я практиковала ныряние в их загадочные глубины: не может быть, что ты не замечал этой моей смелой выходки на виду у всех. Ты - море, Антарктика в минских переулках, кусочек смелого синего льда, не тающего ни от одной строки моих полу-стихов.
    (Snork "Твой лед. Пробуждение?")
   
   
   Некуда спешить.
   Нет того места,
   В которое необходимо прибыть.
   Ибо я уже есть.
   И это – мой дом.
   Чтобы ни происходило.
   Нет никого,
   Кому нужно было бы стать
   Еще более совершенным.
   (Alayia "Я есть")
   
   Но каждый день она только и слышала новые похвалы, восхищения, прилипучие и неинтересные. – Ах, и зачем всё это! – восклицала она. – так и пройдёт вся жизнь в этом пустом красивом цветении, где и красоту то толком никто понять и не сможет! Да ещё эта надоедливая пыль!.. И Ромашка стряхивала её с лепестков.
   А пыльца, падая на землю, и вправду становилась самой обыкновенной пылью.
   (Александр Светлов "Ромашка")
   
   Может мы и живем ради познания Истины случая?
   Может быть нам суждено посмотреть в двустороннюю бездну, понять то, что не понятно там, внизу...
   и покориться случаю?
   (Валерий Белолис "Истина ещё впереди")
   
   Но в 2153 году великий Чу написал бодрственник. И люди стали по реальным событиям дня строить свои сны. Несмотря на то, что все люди были разные ( у некоторых преобладала чувственная сфера, другие были приземлёнными и мыслили только логически), сны видели все и даже иногда чёрно-белые, что было особенно стильно, как чёрно-белые фотографии, чёрно-белые фильмы. Просто многие не запоминали свои сны и поэтому чувствовали себя ущербно. А теперь можно было событиями дня моделировать свой хорошо запоминающийся яркий сон с диапазоном от экшн до лав стори с порнографическим хэппи эндом.
   Главное было не слишком глубоко нырять в сонный поток, что бы не засосало в чёрные глубины жутких бездонных впадин.
   (Янь "фОновые крики")
   
   На каких весах можно взвесить россыпи сострадания, под каким микроскопом – увидеть, как твоя радость раскрашивает реку золотыми плодами Гогена?
   (Светлана Скорик "Так видят мир")
   
   Нарушенная гармония – это потеря времени.
   Светлана Скорик "Сказочка")
   
   Как же ты маешься, милая..
   жалко тебя .. нету сил..
   Но не помочь тебе…
   Слов ты не слышишь смысл..
   <…>
   Самая трудная школа..
   Жить научиться самим.
   (Мариаша "Моей любимой тёте")
   
   
    Учитывается и поправка на социум и место в нём отдельной человеческой, всегда индивидуальной (но не всегда умеющий выделиться в толпе) души, ценности мира и презрение к серости и бесчувственности.
   
   Она шла… задумчивый взгляд рассекал асфальт до самой бесконечности там, где нет быта беспечности…
   <…>
   Подари мне сгусток своего “я” без вреда… интересуешь, пленя своей незаметностью гениальности, застенчивости банальности голосов – каблуков, но в то же время … пусть возродится семя очередное веков, минуя с тоскою, осознавая с жизнью броскою чередование юности со старостью, упругости с перегаростью. Постой на минутку, сожмем кулак, словно утку мысли поймала. Грызли с тобой мы век глазами, чтобы добраться слезами до ядра, ложь отодрав скорлупою – правду покрыла… я смыла остатки… а ты меня вдохновила!
   (Струна "А ты меня вдохновила")
   
   Куда делось ощущение тепла в холодных стенах, когда оно нам особенно нужно? Холод… Трубку положила, а холод остался. Превратился в колики внутри головы. Почему это происходит? Почему нас порой сковывает холод так, что даже не удается распрямить плечи? Перечень командных строк из виртуального общения напоминал мне о моей любви. Смешно…. И здесь она присутствует… На столе… Розовая собачка… Кислотная обложка книги “Смерть-дело одинокое”… И мне одиноко… Среди таких возможностей. Потому что холод из чужих уст доказал – бессмертна человеческая жестокость.
   (Струна "Я взяла трубку… (Холод)")
   *холодные стены – словно стены одиночки, ожидание и радость от мелочей… Печально, что это тоже уготовано человеку, стремящемуся выделиться из серости быта
   
   летящей походкой, наперегонки с ветром - навстречу ему, наперекор ему, отдаваясь ему без остатка, падая доверчиво в его требовательные обьятия - идущая сквозь хмурое, серое утро - мавка 21 века... дитя леса, воды, воздуха, несущее в мир - смехом своим... радостью своей.. дыханием своим... - зарю...
   (Пирель "Мавка 21 века")
   *не это ли образ современной поэтессы?
   
   я умер во сне
   я родился во сне
   заколотилось сердце первый велосипед первый поцелуй первая любовь запах лаванды
   чем пахнет лаванда лавандой
   не любите ли вы вонь нищеты как не люблю её я
   не любите ли вы дешёвую популярность отрицания как не люблю её я
   не любите ли вы любого рода насилие как не люблю его я
   
   мы сами не местные
   отпустите нас дяденька бог
   (Янь "фОновые крики")
   *думаю, здесь комментарии излишни…
   
   Одной только жемчужине было в ней светло и свободно. Здесь хорошо рослось.
   Жаль, времени могло не хватить… И у роста есть свои возрастные рамки.
   «Ничего, – успокаивала себя раковина, – я ведь всем кажусь начинающей. Значит, останусь молодой – до самого конца».
   «Твоими бы устами…» – думала в ответ жемчужина. Ей ничего не казалось – она видела всё реально: изнутри.
   Время бешено летело мимо. Оно тоже было из породы «пробегающих».
   Боже, как хочется счастливой развязки…
   (Светлана Скорик "Сказочка")
   *кажущееся небрежным название, лёгкая незавершённость, но всё продумано, всё придумано так, как надо
   
   Люди добрые,
   отойдите в сторону!
   Не прошу я совета вашего.
   Не хочу я лиц понимающих.
   Дайте мне уйти в самою себя!
   Одиночеством и болью
   насытиться…
    (Мариаша "Перед прорывом")
   *если б меня спросили, я ответила бы, что уход в себя не является выходом (простите за своеобразный каламбур), но иногда другого не видно за тучами депрессии ли, одиночества ли
   
   
    Также примечательно стихотворение Андрея Линкса "Без названия", которое я также рекомендую прочитать полностью…
   
   
    Стихотворение в прозе – особый жанр, позволяющий вкусить самые изысканные блюда поэтической кухни, дающий эстетическое наслаждение, всегда удивляющий верно подмеченным настроением, вовремя пойманным выражением лица, моментом особенного величия природы, описанным с непринуждённой лёгкостью (таково впечатление!) и внутренней свободой, незакомплексованност­ью­ и открытостью порывов.
    И в самом конце хочется отметить высокий уровень и, если можно так сказать, квалификацию авторов и их произведений. Не могу сказать, что в этом этапе кто-то особенно меня разочаровал, пожалуй, наоборот – я сделала несколько приятных для себя открытий.
    С уважением и самыми наилучшими пожеланиями, Ан

Дата публикации:24.05.2004 23:37