Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Все произведения

Автор: Семен ВенцимеровНоминация: Циклы стихов и поэмы

Ольга Кобылянская

      Загадка: что есть общего у них,
   Кого я перечислю по порядку?
   Извилины включите хоть на миг –
   Ну, постарайтесь огласить разгадку.
   
   Я первой вам студентку назову
   Из универа имени Лумумбы –
   Порадовала красотой Москву –
   Чудеснейший цветок столичной клумбы.
   
   Теперь готовьтесь: называю ту,
   Что следует за первой в нашем списке.
   Она в Одесском аэропорту
   Директор... Прочитаю без запинки,
   
   Что третий номер в Криворожье нас,
   Приводит -- в неуказанную школу...
   Как раз она сейчас заходит в класс
   Учительницей... Угадали? «Шпору»,
   
   Я понимаю, вы не припасли –
   И не сумели отыскать разгадку...
   Еще добавлю: авторша «Земли»
   Заглавная в том списке... Все не гладко?
   
   Ну, что поделать? Раскрываю сам.
   Не знал, что недогадливы настолько...
   Сперва подсказку предлагаю вам:
   Зовут всех выше названных... Да, Ольга...
   
   И общая фамилия у них...
   Да, Кобылянская... Ну, слава Богу,
   Разгадка прозвучала... Автор книг –
   Первопричина, ясно... Понемногу
   
   Мы к пониманью факта подошли,
   Что в мире помнят гордую землячку,
   Коль в самых разных уголках земли
   Так называют девочек...
    Враскачку
   
   Гуляли вечерами всей толпой
   По улице, что то же носит имя...
   Боюсь, что «Землю» мы тогда с тобой
   Еще не прочитали... Колдовскими
   
   На Кобылянской были вечера...
   А здесь она сама жила когда-то
   В окно глядела и любви ждала
   И, презирала немца-супостата,
   
   Румына... И когда в сороковом
   Советы пнули наглого румына
   Красноармейским грубым сапогом –
   И стала украинской Буковина,
   
   Писательница высказалась «за»
   Публично – в украиномовной прессе...
   Ее тотчас продвинули в ферзя,
   Чтоб в идеологическом замесе
   
   На классика ссылаться: коль она,
   Мыслитель европейского масштаба,
   Поддержка коей Сталину ценна,
   Сказала «За!», то пусть умолкнут жабы,
   
   
   
   Тот «аншлюс» осудившие вразброд...
   Но наступает год кровавой тризны
   Ломает судьбы сорок первый год –
   И Буковина, бедная отчизна,
   
   Вновь под пяту румына попадет...
   Бесчинствовует румын на Буковине...
   Уже из кресла Ольга не встает
   Она парализована, но ныне, --
   
   Считает Кобылянская, -- должна
   Тем более сказать прямое слово
   Протеста, гнева... Вызвала она
   Злость сигуранцы... Ей грозят сурово
   
   Военным трибуналом, но ушла
   От власти короля и Антонеску
   Под Божью власть, туда, где не могла
   Земная -- по-румынски и немецки –
   
   Властительницу дум приговорить,
   Поскольку Высший суд над ней свершился...
   А в мир ее души приотворить
   Окошко до конца я не решился –
   
   Стесняюсь... Не желала ведь сама
   Над «i» расставить точки однозначно.
   Нам ни осталось ни клочка письма,
   Где из контекста явно и прозрачно
   
   Дала бы знать нам Ольга, что ее
   И поэтессу Лесю Украинку
   Не просто дружба жгла, как уголье,
   А... Ладно – дорисует пусть картинку
   
   С сочувствием читатель до конца –
   И понимает, а не осуждает
   Ту, чья душа, как прежде, в Черновцах
   Незримая над городом витает,
   
   Где ежечасно кто-нибудь ее
   Упоминает имя, где со страстью
   Плетут актеры тонкое тканье
   Из дум ее и чувств в стремленье к счастью,
   
   Что счастью равнозначно, а итог
   Всегда трагичен, ведь бессмертья нету...
   Освобожденный от фашистов мог
   Свою звезду сиятельную эту
   
   На гордую орбиту вознести
   В сорок четвертом благодарный город:
   На Кобылянской уголок спасти,
   В котором жар души и внешний холод
   
   Любовь и нелюбовь пережила:
   Ее квартиру сделали музеем,
   А улица, что имя приняла,
   Где бродим вечерами и глазеем,
   
   Где тайно наполняется душа
   Любовью, вдохновением и светом –
   Та улица так дивно хороша...
   Музей с ее рабочим кабинетом,
   
   Ее вещами, книгами – хранит
   Ее души высокой отраженье –
   И эхо нежным голосом звенит,
   В нас отклик пробуждая и волненье...
   
   У гения загадочна стезя
   И логика судьбы необычайна
   Его простою меркою нельзя
   Измерить, в нем всегда сокрыта тайна.
   
   Сто разных «почему?» да «отчего?»
   Навеки остаются без ответа...
   Один Господь все знает, но Его
   Маршруты неисповедимы – это --
   
   Как аксиома... Ольга родилась,
   Когда была над Южной Буковиной
   Австрийского помазанника власть...
   Пан Юлиан с дражайшей половиной
   
   Квартировали в тихом городке
   С названием полурумынским: Гура-
   Гумора... Дом – и яблони в садке,
   Язык царит немецкий – вся фактура...
   
   Потом – Сучава, Кимполунга... Суть
   Тех странствий очевиден: выживанье.
   Где заработок был, туда и путь...
   Высокий смысл в том тягостном скитанье:
   
   
   Образованье высшее сынам –
   Их пятеро в семье – с натугой дали...
   -- А Ольге и Евгении? Ну, вам
   Ведь замуж, это значит, что едва ли
   
   Имеет смысл распахивать кошель...
   В начальной школе годика четыре
   Дойч поучите: «гутен морген, шнелль...» --
   И баста... Папа с мамой не шутили --
   
   И трое старших: Максимиллиан,
   Владимир, Александр – пошли в юристы,
   Филологом стал классным Юлиан,
   Степан – военным... Девочек – на выстрел
   
   Не принято к наукам подпускать...
   Пан Юлиан с супругой рассудили:
   -- Конечно, пусть научатся писать –
   И ладно... Так сестрички походили
   
   В начальную, а остальную всю
   Потом науку добывали сами
   Из книг и жизни... И Эжена Сю
   Сверхмодного читали и стихами
   
   Марали, как положено, альбом...
   Все, как у всех... С одним отличьем только:
   Все девушки мечтали об одном:
   Замужестве – тут все кончалось... Ольга
   
   Мечтала об ином: писать, творить,
   Участвовать в общественном движенье...
   С подругами об этом говорить?
   Никто и не поймет ее решенье...
   
   Держать в секрете – и читать, учить,
   Глотать науки целыми томами –
   И потихоньку начинать, творить,
   Попробовать перо... А чтобы маме
   
   Доставить радость, первые стихи
   Ей посвятила Ольга – на немецком...
   Здесь видятся особости штрихи:
   Язык немецкий в обиходе местном –
   
   Обычен – и для Ольги он родной.
   На нем рассказ дебютный написала –
   «Гортензия» -- и – поворот чудной:
   С трудом сама его перелагала
   
   На украинский... Так и повелось:
   Сперва рассказ напишет по-немецки
   Потом лишь переводит вкривь и вкось...
   На украинском высшие отметки
   
   Едва бы получала – и потом
   Ее рассказы, повести, романы
   Всегда, всегда в редакторе крутом
   Нуждались... Ну и что? В том нет обмана,
   
   Что украинским классиком ее
   Признала просвещенная громада...
   Иных ее творенья в колотье
   Кидало:
    -- Порнография! Не надо
   
   В литературе откровенных тем,
   Не надо страсти, ревности и боли...
   Чего желает женщина – зачем
   Писать, читать об этом? В странной роли
   
   В ее твореньях женщина... Она
   В них не объект желаний, а источник...
   И психология ее темна –
   Сплошное ницшеанство, если в точных
   
   Оценках обозначить этот вздор,
   Что пишет, эпатируя громаду
   С презрением к народу... Приговор
   Суров: читать те «творы» надо,
   
   Но для того лишь, чтоб критиковать...—
   Читайте, господа мои, читайте...
   Ну, а ее призвание -- писать
   О ценностях живой души... Вперяйте
   
   Глаза, сердитый критик, в новый «твор»...
   Но кто-то подал голос за новинку --
   И вдруг умолк хулящий Ольгу хор:
   Найдется ль кто, кто Лесю Украинку
   
   Осмелится оспоривать? Она,
   Всеукраинский светоч по признанью,
   Той буковинкою восхищена...
   Легла поддержка эта в основанье
   
   Того литературного пути,
   Который Кобылянская торила
   По целине, сквозь бурелом... Спасти
   Новаторшу от травли – главным было
   
   Стремленьем поэтессы. А потом
   Связала две души высоких дружба...
   Давайте книги Ольги перечтем...
   «Царевна», «Человек»... Привыкнуть нужно
   
   К особым поворотам языка...
   Но образы, сюжеты – искрометны...
   Ее рука уверенна, крепка...
   Вот "Valse melancolique"... Массивны, плотны
   
   Литые фразы – и во всем видна
   Самоотверженная честность чувства –
   Со смелостью такой она одна
   Себя творила средствами искусства...
   
   В начале девяностых – в Черновцы
   Переезжает Ольга... Этот город
   Культуры украинской образцы
   Являл и вдохновлял, давая повод
   
   Писательнице проявлять себя
   Как активистке женского движенья...
   Впервые, репутацию губя,
   Эротику в высоком обнаженье
   
   Представила в «Природе»... Берегла
   Стыдливость неприученных и робких:
   В грозе зашифровала, как тела
   Сливаются в оргазме... Ищет тропки
   
   К тому, чтоб передать апофеоз
   Набором музыкальных аналогий
   Красиво, поэтично... Ну, вопрос
   Естествен: эротичных апологий,
   
   Кто прототипом в тех твореньях был?
   Сама и приоткрыла ту завесу,
   Признавшись, первым Ольгу полюбил
   Не украинец – немец... Эту пьесу
   
   Сыграла за границей... В Черновцах
   Она любовь мучительно искала –
   Раба любви... Любовь ее в тисках
   Держала цепко и не отпускала.
   
   Любить для Ольги важно, как дышать...
   Объект нашелся, нежностью лелеем.
   Никто не в силах Ольге помешать
   Увлечься украинцем Маковеем...
   В рассказе «Доля» описала шок:
   Пронзила сердце с ним, желанным, встреча...
   Тетрадь с карандашом... Ушла в лесок,
   Писала нечто, карандаш калеча...
   
   Написанное стало для него
   Любимейшим на все года рассказом...
   Поверила, что выше ничего
   Нет той любви, в которой стали разом
   
   Великими и Осип и она –
   Что та любовь литературы выше –
   И для потомков более ценна,
   Чем творчество... Не видя и не слыша
   
   Ничьих резонов, ринулась в любовь,
   Как в омут, затянула Маковея,
   Поэта и редактора...
    -- Нет слов, --
   «Природа» упоительна, -- краснея,
   
   Редактор «Буковины» Маковей
   Ей разъяснял отказ в публикованье,
   -- Но слишком откровенно, ей-же-ей...
   Не в этом ли причина угасанья
   
   Горячих чувств к несмелому ему...
   Как личность и писатель он помельче,
   Моложе Ольги... Все пришло к тому:
   Вдруг поняла, что разошлись далече
   
   Пути их душ, а, значит, и телам
   Соединяться скучно и нелепо...
   -- Прощайте! -- Осип молвил Черновцам
   И милой Ольге Кобылянской... Лето
   
   Их счастья разлетелось на клочки,
   Уехав, Осип Маковей женился...
   А у нее сезон глухой тоски –
   Возможно, что любимый ей приснился...
   
   Она не вышла замуж... Никогда
   Уже никто из всех мужчин планеты
   В писательницы зрелые года
   В ней не зажжет те чувства, что воспеты
   
   В ее новеллах пламенных, но к ней
   Приехала Лариса... Поэтесса,
   Чья дружба становилась все нежней
   И все нужней обеим, но завеса
   
   Здесь будет мной опущена... Не всем
   Дана способность понимать другого –
   И эту тему исключу... Затем
   Иного важного коснусь немного...
   
   Мечтала, что возьмет в репертуар
   Театр спектакли по ее новеллам,
   Но сценаристу равный с нею дар
   Был надобен – таким, настолько смелым,
   
   Никто себя при ней не проявил...
   Когда ушла, в театре Черновицком
   Спектакль «Земля» поставлен все же был
    Идет с успехом много лет... Привычкам
   
   Ходить в театр еженедельно мы
   Обязаны и Ольгиным спектаклям,
   Что наполняли мыслями умы
   И пробуждали чувства в нас – не так ли?
   
   Был режиссер отважный – Василько
   (А может быть – Василько), что и «Землю»
   Сумел на сцену вознести легко --
   (Сижу – и затаив дыханье внемлю) –
   
   И «У недiлю рано...»... Перевод
   Заглавие лишал очарованья
   И огрублял... Ее душа живет
   И в ритме поэтичного названья,
   
   В его аллитерации самой,
   В мелодии неуловимой: «... Зiлля
   Копала»...
    Старый снимок... Был зимой
   Наверно сделан... Темные носила
   
   Глухие платья Ольга... Тот же стиль
   У Леси, что порывиста и нервна...
   А Ольга, руки тонкие скрестив,
   Задумалась... Об Осипе наверно...

Дата публикации:19.05.2006 16:17