Загадка: что есть общего у них, Кого я перечислю по порядку? Извилины включите хоть на миг – Ну, постарайтесь огласить разгадку. Я первой вам студентку назову Из универа имени Лумумбы – Порадовала красотой Москву – Чудеснейший цветок столичной клумбы. Теперь готовьтесь: называю ту, Что следует за первой в нашем списке. Она в Одесском аэропорту Директор... Прочитаю без запинки, Что третий номер в Криворожье нас, Приводит -- в неуказанную школу... Как раз она сейчас заходит в класс Учительницей... Угадали? «Шпору», Я понимаю, вы не припасли – И не сумели отыскать разгадку... Еще добавлю: авторша «Земли» Заглавная в том списке... Все не гладко? Ну, что поделать? Раскрываю сам. Не знал, что недогадливы настолько... Сперва подсказку предлагаю вам: Зовут всех выше названных... Да, Ольга... И общая фамилия у них... Да, Кобылянская... Ну, слава Богу, Разгадка прозвучала... Автор книг – Первопричина, ясно... Понемногу Мы к пониманью факта подошли, Что в мире помнят гордую землячку, Коль в самых разных уголках земли Так называют девочек... Враскачку Гуляли вечерами всей толпой По улице, что то же носит имя... Боюсь, что «Землю» мы тогда с тобой Еще не прочитали... Колдовскими На Кобылянской были вечера... А здесь она сама жила когда-то В окно глядела и любви ждала И, презирала немца-супостата, Румына... И когда в сороковом Советы пнули наглого румына Красноармейским грубым сапогом – И стала украинской Буковина, Писательница высказалась «за» Публично – в украиномовной прессе... Ее тотчас продвинули в ферзя, Чтоб в идеологическом замесе На классика ссылаться: коль она, Мыслитель европейского масштаба, Поддержка коей Сталину ценна, Сказала «За!», то пусть умолкнут жабы, Тот «аншлюс» осудившие вразброд... Но наступает год кровавой тризны Ломает судьбы сорок первый год – И Буковина, бедная отчизна, Вновь под пяту румына попадет... Бесчинствовует румын на Буковине... Уже из кресла Ольга не встает Она парализована, но ныне, -- Считает Кобылянская, -- должна Тем более сказать прямое слово Протеста, гнева... Вызвала она Злость сигуранцы... Ей грозят сурово Военным трибуналом, но ушла От власти короля и Антонеску Под Божью власть, туда, где не могла Земная -- по-румынски и немецки – Властительницу дум приговорить, Поскольку Высший суд над ней свершился... А в мир ее души приотворить Окошко до конца я не решился – Стесняюсь... Не желала ведь сама Над «i» расставить точки однозначно. Нам ни осталось ни клочка письма, Где из контекста явно и прозрачно Дала бы знать нам Ольга, что ее И поэтессу Лесю Украинку Не просто дружба жгла, как уголье, А... Ладно – дорисует пусть картинку С сочувствием читатель до конца – И понимает, а не осуждает Ту, чья душа, как прежде, в Черновцах Незримая над городом витает, Где ежечасно кто-нибудь ее Упоминает имя, где со страстью Плетут актеры тонкое тканье Из дум ее и чувств в стремленье к счастью, Что счастью равнозначно, а итог Всегда трагичен, ведь бессмертья нету... Освобожденный от фашистов мог Свою звезду сиятельную эту На гордую орбиту вознести В сорок четвертом благодарный город: На Кобылянской уголок спасти, В котором жар души и внешний холод Любовь и нелюбовь пережила: Ее квартиру сделали музеем, А улица, что имя приняла, Где бродим вечерами и глазеем, Где тайно наполняется душа Любовью, вдохновением и светом – Та улица так дивно хороша... Музей с ее рабочим кабинетом, Ее вещами, книгами – хранит Ее души высокой отраженье – И эхо нежным голосом звенит, В нас отклик пробуждая и волненье... У гения загадочна стезя И логика судьбы необычайна Его простою меркою нельзя Измерить, в нем всегда сокрыта тайна. Сто разных «почему?» да «отчего?» Навеки остаются без ответа... Один Господь все знает, но Его Маршруты неисповедимы – это -- Как аксиома... Ольга родилась, Когда была над Южной Буковиной Австрийского помазанника власть... Пан Юлиан с дражайшей половиной Квартировали в тихом городке С названием полурумынским: Гура- Гумора... Дом – и яблони в садке, Язык царит немецкий – вся фактура... Потом – Сучава, Кимполунга... Суть Тех странствий очевиден: выживанье. Где заработок был, туда и путь... Высокий смысл в том тягостном скитанье: Образованье высшее сынам – Их пятеро в семье – с натугой дали... -- А Ольге и Евгении? Ну, вам Ведь замуж, это значит, что едва ли Имеет смысл распахивать кошель... В начальной школе годика четыре Дойч поучите: «гутен морген, шнелль...» -- И баста... Папа с мамой не шутили -- И трое старших: Максимиллиан, Владимир, Александр – пошли в юристы, Филологом стал классным Юлиан, Степан – военным... Девочек – на выстрел Не принято к наукам подпускать... Пан Юлиан с супругой рассудили: -- Конечно, пусть научатся писать – И ладно... Так сестрички походили В начальную, а остальную всю Потом науку добывали сами Из книг и жизни... И Эжена Сю Сверхмодного читали и стихами Марали, как положено, альбом... Все, как у всех... С одним отличьем только: Все девушки мечтали об одном: Замужестве – тут все кончалось... Ольга Мечтала об ином: писать, творить, Участвовать в общественном движенье... С подругами об этом говорить? Никто и не поймет ее решенье... Держать в секрете – и читать, учить, Глотать науки целыми томами – И потихоньку начинать, творить, Попробовать перо... А чтобы маме Доставить радость, первые стихи Ей посвятила Ольга – на немецком... Здесь видятся особости штрихи: Язык немецкий в обиходе местном – Обычен – и для Ольги он родной. На нем рассказ дебютный написала – «Гортензия» -- и – поворот чудной: С трудом сама его перелагала На украинский... Так и повелось: Сперва рассказ напишет по-немецки Потом лишь переводит вкривь и вкось... На украинском высшие отметки Едва бы получала – и потом Ее рассказы, повести, романы Всегда, всегда в редакторе крутом Нуждались... Ну и что? В том нет обмана, Что украинским классиком ее Признала просвещенная громада... Иных ее творенья в колотье Кидало: -- Порнография! Не надо В литературе откровенных тем, Не надо страсти, ревности и боли... Чего желает женщина – зачем Писать, читать об этом? В странной роли В ее твореньях женщина... Она В них не объект желаний, а источник... И психология ее темна – Сплошное ницшеанство, если в точных Оценках обозначить этот вздор, Что пишет, эпатируя громаду С презрением к народу... Приговор Суров: читать те «творы» надо, Но для того лишь, чтоб критиковать...— Читайте, господа мои, читайте... Ну, а ее призвание -- писать О ценностях живой души... Вперяйте Глаза, сердитый критик, в новый «твор»... Но кто-то подал голос за новинку -- И вдруг умолк хулящий Ольгу хор: Найдется ль кто, кто Лесю Украинку Осмелится оспоривать? Она, Всеукраинский светоч по признанью, Той буковинкою восхищена... Легла поддержка эта в основанье Того литературного пути, Который Кобылянская торила По целине, сквозь бурелом... Спасти Новаторшу от травли – главным было Стремленьем поэтессы. А потом Связала две души высоких дружба... Давайте книги Ольги перечтем... «Царевна», «Человек»... Привыкнуть нужно К особым поворотам языка... Но образы, сюжеты – искрометны... Ее рука уверенна, крепка... Вот "Valse melancolique"... Массивны, плотны Литые фразы – и во всем видна Самоотверженная честность чувства – Со смелостью такой она одна Себя творила средствами искусства... В начале девяностых – в Черновцы Переезжает Ольга... Этот город Культуры украинской образцы Являл и вдохновлял, давая повод Писательнице проявлять себя Как активистке женского движенья... Впервые, репутацию губя, Эротику в высоком обнаженье Представила в «Природе»... Берегла Стыдливость неприученных и робких: В грозе зашифровала, как тела Сливаются в оргазме... Ищет тропки К тому, чтоб передать апофеоз Набором музыкальных аналогий Красиво, поэтично... Ну, вопрос Естествен: эротичных апологий, Кто прототипом в тех твореньях был? Сама и приоткрыла ту завесу, Признавшись, первым Ольгу полюбил Не украинец – немец... Эту пьесу Сыграла за границей... В Черновцах Она любовь мучительно искала – Раба любви... Любовь ее в тисках Держала цепко и не отпускала. Любить для Ольги важно, как дышать... Объект нашелся, нежностью лелеем. Никто не в силах Ольге помешать Увлечься украинцем Маковеем... В рассказе «Доля» описала шок: Пронзила сердце с ним, желанным, встреча... Тетрадь с карандашом... Ушла в лесок, Писала нечто, карандаш калеча... Написанное стало для него Любимейшим на все года рассказом... Поверила, что выше ничего Нет той любви, в которой стали разом Великими и Осип и она – Что та любовь литературы выше – И для потомков более ценна, Чем творчество... Не видя и не слыша Ничьих резонов, ринулась в любовь, Как в омут, затянула Маковея, Поэта и редактора... -- Нет слов, -- «Природа» упоительна, -- краснея, Редактор «Буковины» Маковей Ей разъяснял отказ в публикованье, -- Но слишком откровенно, ей-же-ей... Не в этом ли причина угасанья Горячих чувств к несмелому ему... Как личность и писатель он помельче, Моложе Ольги... Все пришло к тому: Вдруг поняла, что разошлись далече Пути их душ, а, значит, и телам Соединяться скучно и нелепо... -- Прощайте! -- Осип молвил Черновцам И милой Ольге Кобылянской... Лето Их счастья разлетелось на клочки, Уехав, Осип Маковей женился... А у нее сезон глухой тоски – Возможно, что любимый ей приснился... Она не вышла замуж... Никогда Уже никто из всех мужчин планеты В писательницы зрелые года В ней не зажжет те чувства, что воспеты В ее новеллах пламенных, но к ней Приехала Лариса... Поэтесса, Чья дружба становилась все нежней И все нужней обеим, но завеса Здесь будет мной опущена... Не всем Дана способность понимать другого – И эту тему исключу... Затем Иного важного коснусь немного... Мечтала, что возьмет в репертуар Театр спектакли по ее новеллам, Но сценаристу равный с нею дар Был надобен – таким, настолько смелым, Никто себя при ней не проявил... Когда ушла, в театре Черновицком Спектакль «Земля» поставлен все же был Идет с успехом много лет... Привычкам Ходить в театр еженедельно мы Обязаны и Ольгиным спектаклям, Что наполняли мыслями умы И пробуждали чувства в нас – не так ли? Был режиссер отважный – Василько (А может быть – Василько), что и «Землю» Сумел на сцену вознести легко -- (Сижу – и затаив дыханье внемлю) – И «У недiлю рано...»... Перевод Заглавие лишал очарованья И огрублял... Ее душа живет И в ритме поэтичного названья, В его аллитерации самой, В мелодии неуловимой: «... Зiлля Копала»... Старый снимок... Был зимой Наверно сделан... Темные носила Глухие платья Ольга... Тот же стиль У Леси, что порывиста и нервна... А Ольга, руки тонкие скрестив, Задумалась... Об Осипе наверно...
|
|