Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Все произведения

Автор: Игорь Б.БурдоновНоминация: Очерки, эссе

ЮЙ ВЭЙ - КНИГА ДОЖДЯ

      ДОЖДЬ
   УХОДЯЩИЙ В ДОЖДЬ
   ПЕРЕМЕНЫ ДОЖДЯ
   КОММЕНТАРИЙ ДОЖДЯ
   
   
   *******
   
   
   ДОЖДЬ
   
   Дождь.
   Может быть даже
   это дождь других времён и других стран.
   
   
   ********************­*­
   
   
   УХОДЯЩИЙ В ДОЖДЬ
   
   Дождь.
   Может быть даже
   это дождь других времён и других стран.
   В каких мирах странствует Уходящий в дождь?
   Нужно ли удивляться, когда увидишь его
   у порога дома твоего?
   
   Он будет сидеть у огня.
   Он будет молчать.
   Он будет пить чай.
   И снова уйдёт в дождь.
   От острова к острову - в океане дождя.
   
   Дорогу пространства можно одолеть с помощью ног,
   или с помощью колеса,
   или с помощью крыльев.
   По дороге времени бродит память.
   На дороге души человеческой - дождь, дождь.
   Из страны в страну,
   из века в век,
   из сердца в сердце.
   Уходящий в дождь затягивает пояс,
   поднимает воротник плаща
   и уходит в дождь.
   Бумажный зонтик.
   Тяжёлый посох.
   И что-то ещё - не поддающееся прочтению.
   
   
   ********************­*­
   
   
   ПЕРЕМЕНЫ ДОЖДЯ
   
   
   ВЕТЕР НЕБЕСНЫЙ
   ОГНЕННОЕ ОЗЕРО
   ОЗЕРО НЕБЕСНОЕ
   ОГНЕННЫЙ ВЕТЕР
   ГРОМ В ГОРАХ
   
   
   *******
   
   
   ВЕТЕР НЕБЕСНЫЙ
   
   
   Уходящий в дождь спросил Ветер Небесный:
   - Плотные тучи укрыли небо.
   Где же дождь? Где же дождь?
   
   Ветер Небесный протяжно вздохнул,
   приближаясь к земле:
   - Они - с нашей западной окраины.
   Это значит - из прошлого.
   Это значит - из прошлого.
   
   - Что несут они?
   
   - Пыль веков.
   Шелуху душ древних людей.
   И больше - ничего. И больше - ничего.
   
   По шести ступеням восходит ритуал вызывания дождя:
   
   Нижняя называется - Поворот или Преодоление себя.
   Вторая называется - Воображаемое странствие или Возвращение на путь.
   Третья называется - На распутье или Внутренний разлад.
   Четвёртая называется - Ученик или Осмотрительность в опасности.
   Пятая называется - Старый дом или Обладание правдой.
   Верхняя называется - Уже идёт дождь!
   
   
   Сконцентрировав свои силы, простившись с близкими,
   Уходящий в дождь уходит в дождь.
   
   Луна близится в полнолунию.
   
   Ветер Небесный протяжно вздохнул, покидая землю:
   
   - Благородному мужу поход - к несчастью.
   
   
   *******
   
   
   ОГНЕННОЕ ОЗЕРО
   
   
   Вслед на Ветром Небесным он радостно шёл через дождь.
   
   Но есть ли в мире что-нибудь вечное?
   Но есть ли в мире что-нибудь постоянное?
   
   Кажется - нашёл свой путь,
   а присмотришься - грядут перемены.
   
   В глубинах Ветра Небесного рождался разлад.
   
   И вот - уже нет дождя, уже нет ветра.
   
   В холодной пустыне - Огонь над Озером!
   
   Путь сворачивается в шестиугольник горизонта.
   Уже не идёшь по пути,
   а мечешься в замкнутом мире разлада,
   подсчитывая потери.
   
   Потеря первая: Конь потерялся. Вернётся ли?
   Потеря вторая: Ни селения, ни хижины. Встретишь ли человека?
   Потеря третья: Всё замерло, будто в ожидании казни.
   Потеря четвёртая: Одиночество.
   Потеря пятая: Найдёшь ли выход? Найдёшь ли выход?
   Потеря шестая: Разлад и одиночество.
   
   
   Увидишь свинью, покрытую грязью.
   Увидишь - бесы наполняют твою колесницу.
   Сперва натянешь лук против этого,
   а потом отложишь его в сторону.
   
   Огонь над Озером!
   
   Остаётся лишь ждать иных перемен.
   
   Когда-нибудь снова пойдёт дождь,
   и Уходящий в дождь уйдёт в дождь.
   
   И будет счастье.
   
   
   *******
   
   
   ОЗЕРО НЕБЕСНОЕ
   
   
   Возвратный ветер спокоен и чист как озёрная гладь.
   
   Смотришь вверх.
   Что видишь ты в зеркале Озера Небесного?
   
   Разве в нём что-нибудь есть?
   Ничего.
   
   Синяя пустота притягивает.
   Вещи уходят в отсутствие, а оно не наполняется.
   Отражённые образы возвращаются к земле.
   
   Идёшь будто в плотной толпе.
   Где вещи? Где образы? Как различить?
   
   Твоя жизнь. Отражение твоей жизни.
   Есть ли разница?
   
   Ты полон сил. Ты полон решимости идти на прорыв.
   
   Речь - это отражение.
   
   Говори! Говори правдиво! Говори от себя самого!
   
   
   Образ первый: Ещё не время. Не решаешься выступить.
   Образ второй: В сумерках и ночью услышишь шум оружия. Не испугаешься?
   Образ третий: Через разрушение к созиданию. Одиноко идёшь и встречаешь дождь. Если промокнешь, люди будут смеяться, но никто не осмелится усомниться в твоей правоте.
   Образ четвёртый: Трудно идти. Трудно идти. Услышишь речи, но не поверишь им.
   Образ пятый: Вот и вершина холма! Вздымаются травы! Найдёшь ли выход? Найдёшь ли срединный путь? Решайся!
   Образ последний исчезает в тумане дождя. Кончились силы. Речь завершилась молчанием.
   
   
   Уходящий в дождь исчезает в тумане дождя.
   
   Или это только образ дождя?
   
   Будет несчастье.
   
   
   *******
   
   
   ОГНЕННЫЙ ВЕТЕР
   
   
   Дождь делает вещи смутными и неясными.
   Дождь делает вещи мокрыми и блестящими.
   
   В зеркальном мире образов и отражений будто уходишь в даль бесконечного коридора.
   Образ образа.
   Отражение отражения.
   Где же истинная основа?
   
   В круговороте возвращения неудержимо несёшься и удаляешься.
   Все вещи переворачиваются десять тысяч раз и перемены неостановимы.
   
   Образ образа - как дуновение ветра.
   Отражение отражения - как отблеск огня.
   Зеркало зеркала рождает Огненный Ветер!
   
   Пространство между Небом и Землёй -
   точно плавильный котёл, в котором
   бушует Огненный Ветер.
   Прошлое переплавляется в будущее.
   
   Этот жертвенник ждёт твоих подношений, Уходящий в дождь.
   Чтобы вызвать дождь, нужно великое жертвоприношение.
   Но не так-то просто его совершить.
   
   
   Попытка первая: Жертвенный сосуд опрокинут вверх ногами. Ведь ты ещё не освободился от прошлого!
   Попытка вторая: Жертвенный сосуд полон. Но где же твои сотоварищи? Они не идут к тебе.
   Попытка третья: Ушки жертвенного сосуда обломились. Не вознести его на высокий холм. А внизу - даже если пойдёт дождь - он быстро иссякнет.
   Попытка четвёртая: У жертвенного сосуда подломились ноги. Без твёрдой опоры - несчастье. Опрокинуты жертвы и жертвенник выпачкан.
   Попытка пятая: Наконец-то у жертвенного сосуда новые золотые ушки. Можно поднять, но нельзя нести. Чтобы двигаться, нужен твёрдый стержень.
   Попытка шестая: Яшмовый стержень продет в ушки сосуда. Жертвенник вознесли на высокий холм. Великое счастье.
   
   
   Какую жертву принёс Уходящий в дождь?
   Не себя ли?
   
   
   *******
   
   
   ГРОМ В ГОРАХ
   
   
   Ветер кружит над Озером
   Озеро хранит отражение Гор, Ветер хранит эхо Грома
   Горы - это опора Неба, Гром - это голос Огня
   
   Гром в Горах подобен летящей птице,
   от которой остался лишь голос её.
   Ностальгия...
   Отчего теряется путь? Есть шесть ошибок пути.
   Того, кто избегнет их, ждёт великое счастье.
   
   
   Начальная ошибка - Рождение пути. Это подобно летящей птице - ты только провожаешь её взглядом. И ничего не можешь поделать.
   Вторая ошибка - Слепота пути. Ты думал, что встретил цель, а это - что-то другое, только очень похожее. Ты прошёл мимо цели.
   Третья ошибка - Неправедность пути. Ты ушёл вперёд, а совесть твоя за тобой не последовала. Жди нападения сзади.
   Четвёртая ошибка - Инерция пути. Ты шёл и был весел, и не хотел останавливаться, и отбросил запреты. И куда ты пришёл?
   Пятая ошибка - Эгоизм пути. Ты шёл, не оглядываясь, и забыл о других. За тобой никто не последовал, ты остался один.
   Шестая ошибка - Смерть пути. Ты не обратил внимания на ошибки, и летящая птица удалилась. И ничего не можешь поделать.
   
   
   Гром в Горах! И плотные тучи укрыли небо.
   Будет ли дождь? Будет ли дождь?
   
   Точно голос летящей птицы:
   - Они - с нашей западной окраины.
   
   Гром в Горах! Ностальгия...
   
   Уходящему в дождь нужно быть стойким.
   Он не поднимается к великим вершинам.
   Он спускается в ущелье и слушает журчанье малого ручья.
   Что же дальше?
   Уже конец? Ещё не конец?
   
   Бумажный зонтик.
   Тяжёлый посох.
   И что-то ещё - не поддающееся прочтению...
   
   
   ********************­*­
   
   
   КОММЕНТАРИЙ ДОЖДЯ
   
   
   Странствия Уходящего в дождь - не произвольное путешествие со случайными образами, а канонический процесс. Я вычленил его из древнекитайского текста "ЧЖОУ И", который в зависимости от понимания иероглифа чжоу, переводится как "Чжоуские Перемены" - "[Канон] перемен [эпохи] Чжоу" - или как "Всеохватно-круговые­ (циклические) перемены". 64 гексаграммы "ЧЖОУ И" вместе с афоризмами и комментариями к ним описывают мировой процесс как последовательность 64-х мировых ситуаций, каждая из которых развивается по 6 ступеням - 6 чертам гексаграммы. Но и каждый частный процесс содержится в "ЧЖОУ И" как последовательность некоторого подмножества гексаграмм. Например, результатом гадания на тысячелистнике является пара гексаграмм, описывающих ситуацию настоящего и возможного будущего.
   
   Чтобы вычленить "перемены дождя", я отбросил комментирующую часть - "И ЧЖУАНЬ" - и искал иероглиф юй-дождь в основном тексте "ЧЖОУ И", который называется "И ЦЗИН" - "Канон Перемен" или "Книга Перемен". Я обнаружил 6 вхождений иероглифа юй в тексты афоризмов к 5-и гексаграммам ## 9,38,43,50 и 62. Главной оказалась самая первая гексаграмма # 9 - здесь иероглиф юй встречается 2 раза: в афоризме к гексаграмме в целом и в афоризме к её последней (шестой) черте. Для остальных четырёх гексаграмм иероглиф юй встречается по одному разу в афоризмах к отдельным чертам гексаграмм. Оставалось лишь осмыслить это пятичастное "путешествие в дождь" и дать ему образное истолкование.
   
   
   Гексаграмма # 9. Сяо чу - Воспитание малым.
   Переход: 9 > 38.
   Гексаграмма # 38. Куй - Разлад.
   Переход: 9 > 43.
   Гексаграмма # 43. Гуай - Выход.
   Переход: 38 > 50.
   Гексаграмма # 50. Дин - Жертвенник.
   Переход: 9+39 > 62 < 43+50.
   Гексаграмма # 62. Сяо го - Переразвитие малого.
   Переход.
   
   
   *******
   
   
   ---
   ---
   - -
   ---
   ---
   ---

   Гексаграмма # 9.
   Сяо чу - Воспитание малым.
   верхняя триграмма - сюнь-утончение; её образ - Ветер;
   нижняя триграмма - цянь-творчество, её образ - Небо.
   
   
   
   Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе Ветра Небесного.
   
   В афоризме "Книги Перемен" к гексаграмме в целом читаем:
   "Воспитание малым.
   Свершение.
   Плотные тучи - и нет дождя;
   <они> - с нашей западной окраины."
   Здесь есть непереводимая игра слов, поскольку иероглиф чу-воспитание означает также "препятствие". Именно преодоление препятствия - лучший способ воспитания воли и выдержки. Для Уходящего в дождь речь идёт о "малом", то есть самом первом, препятствии на его пути.
   
   Что же это за препятствие? Это - прошлое.
   
   Для авторов "Книги Перемен" запад - это метафора прошлого, ибо запад - это земля предков, откуда более трёх тысяч лет назад племя Чжоу пришло в срединные царства Китая. Но в Китае дождевые облака, как правило, движутся с востока - с моря.
   
   Облака, идущие с запада - из прошлого, не дают плодотворного дождя.
   
   Преодоление прошлого, как необходимое условие продвижения вперёд, в "Переменах дождя" описывается в ритуале вызывания дождя, восходящего по 6 ступеням - 6 чертам гексаграммы.
   
   И вот в афоризме к последней - шестой - черте гексаграммы в "Книге Перемен" читаем (я комбинирую переводы Ю.Щуцкого и Р.Вильгельма и разбивку текста у Лю Да-цзюня в соответствии с разъяснениями А.Кобзева):
   "Наверху сильная черта.
   Уже идёт дождь, уже [все на должном] месте.
   Возвысить добродетели, собрать женщин.
   Луна близится к полнолунию.
   Благородному мужу поход - к несчастью."
   Это значит: первый этап завершён и путь открыт - идёт дождь! Но странствие Уходящего в дождь не будет лёгким - впереди его ждут новые испытания.
   
   
   *******
   
   
   ПЕРЕХОД: Из первой гексаграммы дождя #9 могут быть вычленены две "взаимопроникающие триграммы" - ху гуа, которые охватывают: 1) вторую, третью, четвёртую и 2) третью, четвёртую, пятую черты гексаграммы. Они используются соответственно как нижняя и верхняя триграммы для получения новой, производной гексаграммы, характеризующей более глубокое состояние ситуации. Это следующая, вторая гексаграмма дождя N 38 - Разлад:
   
   --- ---
   --- - -
   - - ---
   --- - -
   --- ---
   --- ---
   #9 #38
   Вот почему в "Переменах дождя" сказано:
   "В глубинах Ветра Небесного рождался разлад."
   
   
   *******
   
   
   ---
   - -
   ---
   - -
   ---
   ---
   Гексаграмма # 38.
   Куй - Разлад.
   верхняя триграмма - ли-сцепление, её образ - Огонь;
   нижняя триграммы - дуй-разрешение, её образ - Озеро.
   
   
   
   В "Переменах дождя" гексаграмму изображает Огонь над Озером как символ разрыва: ведь Огонь стремится вверх, а Озеро - вниз, в глубину. Этот образ можно прочесть и как "Пылающее Озеро" или "Озеро Огня" - "Огненное Озеро" - символ опасной ситуации, вышедшей из-под контроля.
   
   Развитие ситуации разлада описывается в терминах "шести потерь", соответствующих шести чертам гексаграммы. Ведь в процессе разлада человек ничего не может приобрести, а только теряет. Никакие действия не могут остановить разлад и лучше всего предоставить событиям течь так, как они протекают. Разлад - это ложная ситуация, не подлинное, а потому не постоянное положение вещей. Придёт время и разлад исчерпает сам себя. Поэтому в "Переменах дождя" сказано:
   "Остаётся лишь ждать иных перемен."
   И вот в афоризме к последней - шестой - черте гексаграммы в "Книге Перемен" читаем (с опусканием одной фразы, которая, согласно замечанию Ю.Щуцкого, является позднейшей комментаторской припиской):
   "Наверху сильная черта.
   Разлад и одиночество.
   Увидишь свинью, покрытую грязью.
   [Увидишь, что] бесы наполняют свою колесницу.
   Сперва натянешь лук [против этого, а] потом отложишь его в сторону.
   [Если,] выступая, встретишь дождь, то [будет] счастье."
   
   
   *******
   
   
   ПЕРЕХОД: Следующая, третья гексаграмма дождя #43 тоже получается из первой, главной гексаграммы дождя - гексаграммы # 9. Для этого обе триграммы нужно перевернуть, то есть зеркально отразить. Это называется принципом фань-обратность, соответствующим контрарному отрицанию, то есть отношению противоположности. Верхняя триграмма сюнь-Ветер превращается в триграмму дуй-Озеро, а нижняя триграмма цянь-Небо остаётся неизменной:
   
   --- - -
   --- ---
   - - ---
   --- ---
   --- ---
   --- ---
   #09 #43
   
   ВЕТЕР_>_ОЗЕРО
    фань
   НЕБО_>_НЕБО
   
   Поэтому в "Переменах дождя" сказано:
   "Возвратный Ветер спокоен и чист как озёрная гладь."
   
   
   *******
   
   
   - -
   ---
   ---
   ---
   ---
   ---
   Гексаграмма # 43.
   Гуай - Выход.
   верхняя триграмма - дуй-разрешение, её образ - Озеро;
   нижняя триграммы - цянь-творчество, её образ - Небо.
   
   
   
   Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе Озера Небесного.
   
   Озеро - это озёрная гладь, зеркало воды. Зеркало рождает отражения, образы. А разве речь человека - не зеркало его сознания? Не отражение его жизни?
   
   Согласно Ю.Щуцкому, знак дуй-Озеро первоначально изображал человека с раскрытым ртом. Поэтому этот знак в некоторых контекстах имеет значение "говорить", "возглашать". И действительно, весь текст к гексаграмме Гуай пронизан идеей речи, слова, говорения. В нём три раза встречается иероглиф "возглашать":
   в афоризме к гексаграмме в целом - "правдиво возглашай";
   в афоризме ко второй черте гексаграммы - "опасливо возглашай";
   в афоризме к последней черте гексаграммы - "не возглашай".
   Кроме того, в афоризме к четвёртой черте гекаграммы встречается слово "речь". Оно записано отдельной графемой янь, которая входит детерминативом во многие китайские иероглифы. В частности, в иероглиф юй - "речи", "слова", "язык". Именно этот иероглиф стоит в названии знаменитого исторического трактата "ГО ЮЙ" - "Речи царств" - памятника 4-3 вв. до н.э., составленный на основе более древних летописей. И, может быть, не случайно слово юй-речь является точным омофоном слова юй-дождь?
   
   Но о чём же идёт речь в ситуации Гуай-Выход? Какие образы возникают здесь? В графике гексаграммы можно увидеть большое скопление творческих сил, изображённых пятью сильными чертами. А сверху - то есть впереди, в будущем - одна слабая черта. Это образ некоего выхода, возможности прорыва, возможности вырваться, решиться на что-нибудь.
   
   Путь выхода, прорыва описан в "Переменах дождя" в "шести образах", соответствующих шести чертам гексаграммы.
   
   Третья черта любой гексаграммы по символике "Книги Перемен" соответствует моменту кризиса в развитии ситуации, а именно - переходу от внутреннего к внешнему, то есть - выходу. И может быть, не случайно в афоризме именно к третьей черте гексаграммы "Выход" встречается иероглиф юй-дождь. Опуская две фразы, которые согласно Ю.Щуцкому, являются позднейшей припиской, читаем:
   "Сильная черта на третьем [месте].
   Благородный человек решается на выход.
   [Он] одиноко идёт и встречает дождь.
   Если [он и] промокнет, [то] будет досадно,
   [но] хулы не будет."
   А в конце пути исчерпываются силы, наступает слабость и речь завершается молчанием . В афоризме к последней черте гексаграммы читаем:
   "Наверху слабая черта.
   Безгласность.
   В конце концов, будет несчастье."
   
   
   *******
   
   
   ПЕРЕХОД: Следующая, четвёртая гексаграмма дождя # 50 получается из второй гексаграммы дождя # 38 точно также, как предыдущая, третья гексаграмма дождя # 43 получалась из первой гексаграммы дождя # 9. А именно - с помощью переворота, то есть зеркального отражения обеих триграмм по принципу фань. Нижняя триграмма дуй-Озеро превращается в триграмму сюнь-Ветер, а верхняя триграмма ли-Огонь остаётся неизменной.
   
   --- ---
   - - - -
   --- ---
   - - ---
   --- ---
   --- - -
   #38 #50
   
   ОГОНЬ_>_ОГОНЬ
    фань
   ОЗЕРО_>_ВЕТЕР
   
   
   Озеро - это символ зеркала. Ветер - "перевёрнутое" Озеро - это отражение Озера в нём самом.
   
   Поэтому в "Переменах дождя" сказано:
   "Образ образа - как дуновение ветра."
   
   
   *******
   
   
   - -
   ---
   ---
   ---
   ---
   ---
   Гексаграмма # 50.
   Дин - Жертвенник.
   верхняя триграмма - ли-сцепление, её образ - Огонь;
   нижняя триграммы - сюнь-утончение, её образ - Ветер.
   
   
   
   Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе Огненного Ветра.
   
   Слово "огонь" может быть понято как "свет". И тогда Огненный Ветер - это Светоносный Ветер, Солнечный Ветер, Поток Света. В контексте зеркального мира образов и отражений, в который вступает Уходящий дождь (предыдущая гексаграмма # 43), это может быть понято как поток взаимоотражений. Ведь зеркалом отражаются на самом-то деле не вещи, а свет, испускаемый вещами. Или свет, отражаемый вещами. В мире отражённого света уже не найти ни источника света, ни вещей, отражающих свет. Всё есть отражения, отражения отражений... В этом иллюзорном мире всё переменчиво, ненадёжно и обманчиво. И хотя отражённое - это вроде бы возвращающееся, но можно ли назвать это возвращением к истинной основе? В круговороте взаимоотражений только всё дальше и все неостановимее удаляешься от неё.
   
   И всё же в конечном счёте этот мир взаимоотражений сам является отражением чего-то реального - мира взаимопревращения вещей. И здесь уже огонь - это жар плавильного котла, в котором вещи переплавляются друг в друга и из прошлого выплавляется будущее. И чтобы вызвать дождь, уже недостаточно имитационного ритуала вызывания дождя - нужна реальная жертва на этом космическом огне. Уходящий в дождь должен совершить жертвоприношение. Во все времена и у всех народов это было чрезвычайно важным и совсем не простым делом. Человека здесь ждут непредвиденные трудности и испытания. Их преодоление в "Переменах дождя" дано в образе "шести попыток" жертвоприношения, соответствующих шести чертам гексаграммы.
   
   В третьей попытке мы встречаемся с предупреждением: если жертвоприношение не будет проведено так, как нужно, цель не будет достигнута и человека ждёт раскаяние. В афоризме к третьей черте гексаграммы в "Книге Перемен" читаем (с учётом варианта перевода второй фразы, предложенного А.Кобзевым):
   "Сильная черта на третьем [месте].
   Ушки жертвенного сосуда обломились -
   его передвижение застопорилось.
   Жиром фазана не насытишься.
   Как только [пройдёт] дождь,
   [так он и] иссякнет.
   Раскаяние.
   [Но], в конце концов, - счастье."
   Но в конце концов, если цель достигнута и жертва принята, будет великое счастье. И не слуайно в афоризме к последней черте гексаграммы речь идёт о яшме, которая в Китае считалась символом гармонической полноты развития всех высших каеств. Стоит ли после этого удивляться, что иерогиф юй-яшма - почти точный омофон иероглифа юй-дождь (разница лишь в мелодическом тоне второго звука)?
   
   
   *******
   
   
   ПЕРЕХОД: Первые четыре гексаграммы дождя образуют своеобразный полный цикл перемен:
   
   
   __9_____38____43____­50­
   ВЕТЕР_ОГОНЬ_ОЗЕРО_ОГ­ОНЬ­
   НЕБО_ОЗЕРО__НЕБО_ВЕТ­ЕР­
   
   Этот цикл построен из 4-х триграмм Ветер, Озеро, Небо и Огонь, каждая из которых встречается ровно 2 раза. Эти 4 триграммы - "сильная половина" от всех 8-и триграмм, то есть это все те триграммы, в которых сильных черт ян больше, чем слабых черт инь.
   
   Ветер и Озеро превращаются друг в друга зеркальным отражением по принципу фань-обратность и становятся поочерёдно верхней и нижней триграммами гексаграмм. Небо и Огонь при перевёртывании не изменяются. Небо находится оба раза внизу, а Огонь - оба раза наверху.
   
   Вторая гексаграмма дождя рождается из первой с помощью "взаимопроникающих триграмм" - ху гуа. Получающаяся пара гексаграмм порождает вторую пару гексаграмм дождя перевёртыванием каждой триграммы по принципу фань.
   
   09_>_ху гуа_>_38
   09_>_фань_>_43
   38_>_фань_>_50
   
   В таком расположении гексаграммы и их тригаммы можно записать в клетках квадрата 2х2:
   
   ВЕТЕР ОГОНЬ
   НЕБО ОЗЕРО
   ОЗЕРО ОГОНЬ
   НЕБО ВЕТЕР
   
   нижние
   триграммы
   НЕБО ОЗЕРО
   НЕБО ВЕТЕР
   
   Х
   
   верхние
   триграммы
   ВЕТЕР ОГОНЬ
   ОЗЕРО ОГОНЬ

   
   
   Парность триграмм Озеро-Ветер и Небо-Огонь связана также с двумя каноническими расположениями восьми триграмм по сторонам света. Одно расположеие традиция приписывает демиургу китайской цивиизации легендарному императору Фу Си, другое - основателю Чжоуской династии Вэнь-Вану - Царю Просвещённому. Первое расположение соответствует "ПРЕЖНЕМУ НЕБУ" - сянь тянь - то есть первоприродному, генотипическому, априорному. Второе расположение соответствует "ПОСЛЕДУЮЩЕМУ НЕБУ" - хоу тянь - то есть природоявленному, фенотипическому, апостериорному.
   
   ОЗЕРО НЕБО ВЕТЕР
   ОГОНЬ Фу Си ВОДА
   ГРОМ ЗЕМЛЯ ГОРА
   
   ВЕТЕР ОГОНЬ ЗЕМЛЯ
   ГРОМ Вэнь-ван ОЗЕРО
   ГОРА ВОДА НЕБО
   
   
   Алгоритм преобразования этих расположений друг в друга состоит из двух циклов по 4 триграммы в каждом:
   
   ОЗЕРО>ВЕТЕР
   ВОДА <ЗЕМЛЯ
   
   НЕБО>ОГОНЬ
   ГОРА<ГРОМ
   
   Нижние строки содержит две пары триграмм Вода-Земля и Гора-Гром. Вторая пара обраует последнюю - пятую - гексаграмму дождя (#62). Эта пара триграмм получается из пары Озеро-Ветер при инвертировании всех черт по принципу дуй-супротивность: сильная черта - слабая черта ( ян - инь). соответственно гексаграмма #62 может быть получена как из первой пары гексаграмм дождя #9 и #38, так и из второй пары - #43 и #50.
   
   ВЕТЕР_>_ГРОМ дуй ОЗЕРО_>_ГОРА
   
   09_>_62_<_38 43_>_62_<_50
   
   
   Вот почему в "Переменах дождя" сказано:
   "Ветер кружит над Озером
   Озеро хранит отражение Гор, Ветер хранит эхо Грома
   Горы - это опора Неба, Гром - это голос Огня"
   
   
   *******
   
   
   - -
   - -
   ---
   ---
   - -
   - -
   Гексаграмма # 62.
   Сяо го - Переразвитие малого.
   верхняя триграмма - чжэнь-возбуждение, её образ - Гром;
   нижняя триграммы - гэнь-пребывание, её образ - Гора.
   
   
   
   Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе Грома в Горах.
   
   В "Книге Перемен" с этой гексаграммой связан образ летящей птицы.
   
   Во-первых, в графике самой гексаграммы усматривается изображение летящей птицы: две средние сильные черты изображают её туловище, а две пары крайних слабых черт - её мягкие крылья.
   
   Во-вторых, иероглифы "летящая птица" встречаются в афоризмах три раза: в афоризме к гексаграмме в целом и в афоризмах к её крайним чертам - первой и шестой.
   
   Кстати, во всей "Книге Перемен" иероглиф "птица", точнее - "длиннохвостая птица" - няо, встречается ещё только один раз, в афоризме к шестой черте гексаграммы # 56 ( Люй - Странствие) во фразе "птицам спалили их гнёзда". Но, как видим, здесь эта птица совсем не летящая.
   
   Но что означает этот образ - "летящая птица"? Его следует понимать как "улетевшая птица", что становится символом упущенных возможностей как следствие ошибок в пути. В афоризме к гексаграмме в целом говорится: "От летящей птицы остаётся [лишь] голос [её]". В афоризмах к первой и шестой чертам гексаграммы следом за упоминанием летящей птицы стоит иероглиф "несчастье". При этом в последнем афоризме утверждается: "Летящая птица удалится".
   
   В "Переменах дождя" развитие ситуации описывается в терминах "шести ошибок пути", соответствующих шести чертам гексаграммы. Последняя, шестая ошибка уже непоправима: "птица улетела" и это означает "смерть пути". Вот почему большое значение имеет непосредственно предшествующая, пятая черта гексаграммы - центральная черта триграммы чжэнь-Гром, то есть "голоса птицы". Именно в афоризме к этой черте встречается иероглиф юй-дождь, но - со знаком отрицания:
   "Слабая черта на пятом [месте].
   Плотные тучи - и нет дождя;
   [Они] с нашей западной окраины."
   Здесь снова возникает образ прошлого. Но как его "отголосок", потому что прошлое безвозвратно ушло - "улетело". Вот почему в "Переменах дождя" сказано: "Ностальгия".
   
   
   *******
   
   
   ПЕРЕХОД: Итак, "путешествие в дождь" заканчивается там, где оно началось - тем же самым афоризмом об "облаках из прошлого". Об этом же говорят и названия первой и последней из пяти гексаграмм дождя: Воспитание малым - Переразвитие малого. То, что вначале было лишь первым, малым препятствием, способствующим воспитанию, оказалось непреодолённым, и это привело к его переразвитие в уже непреодолимую преграду. Весь путь заканчивается афоризмом к последней черте гексаграммы:
   "Не встретишь, [и] пройдёшь мимо.
   Летящая птица удалится.
   Несчастье.
   Это называется бедствиями и бедами."
   Что же дальше?
   
   Неужели всё потеряно, Уходящий в дождь потерпел полное поражение и это - "уже конец"? Да, так действительно называется следующая по "Книге Перемен" гексаграмма # 63 - Цзи цзи. Но она не последняя в мировом цикле! Последняя гексаграмма #N 64 называется Вэй цзи - "Ещё не конец!".
   
   И это даёт надежду на возобновление пути, хотя бы и с его исходной точки - с первой гексаграммы дождя.
   
   Так "Перемены дождя" оказались "всеохватно-круговым­и",­ "циклическими".
   
   
   Идущие в дождь не оставляют попыток встретить на этом пути что-то очень важное.
   
   Они идут
   из страны в страну,
   из века в век,
   из сердца в сердце.
   
   Они уходят в дождь.
   Может быть даже
   это дождь других времён и других стран.
   
   
   Бумажный зонтик.
   Тяжёлый посох.
   И что-то ещё - не поддающееся прочтению.

Дата публикации:18.02.2006 18:14