ДОЖДЬ УХОДЯЩИЙ В ДОЖДЬ ПЕРЕМЕНЫ ДОЖДЯ КОММЕНТАРИЙ ДОЖДЯ ******* ДОЖДЬ Дождь. Может быть даже это дождь других времён и других стран. ********************* УХОДЯЩИЙ В ДОЖДЬ Дождь. Может быть даже это дождь других времён и других стран. В каких мирах странствует Уходящий в дождь? Нужно ли удивляться, когда увидишь его у порога дома твоего? Он будет сидеть у огня. Он будет молчать. Он будет пить чай. И снова уйдёт в дождь. От острова к острову - в океане дождя. Дорогу пространства можно одолеть с помощью ног, или с помощью колеса, или с помощью крыльев. По дороге времени бродит память. На дороге души человеческой - дождь, дождь. Из страны в страну, из века в век, из сердца в сердце. Уходящий в дождь затягивает пояс, поднимает воротник плаща и уходит в дождь. Бумажный зонтик. Тяжёлый посох. И что-то ещё - не поддающееся прочтению. ********************* ПЕРЕМЕНЫ ДОЖДЯ ВЕТЕР НЕБЕСНЫЙ ОГНЕННОЕ ОЗЕРО ОЗЕРО НЕБЕСНОЕ ОГНЕННЫЙ ВЕТЕР ГРОМ В ГОРАХ ******* ВЕТЕР НЕБЕСНЫЙ Уходящий в дождь спросил Ветер Небесный: - Плотные тучи укрыли небо. Где же дождь? Где же дождь? Ветер Небесный протяжно вздохнул, приближаясь к земле: - Они - с нашей западной окраины. Это значит - из прошлого. Это значит - из прошлого. - Что несут они? - Пыль веков. Шелуху душ древних людей. И больше - ничего. И больше - ничего. По шести ступеням восходит ритуал вызывания дождя: Нижняя называется - Поворот или Преодоление себя. Вторая называется - Воображаемое странствие или Возвращение на путь. Третья называется - На распутье или Внутренний разлад. Четвёртая называется - Ученик или Осмотрительность в опасности. Пятая называется - Старый дом или Обладание правдой. Верхняя называется - Уже идёт дождь! Сконцентрировав свои силы, простившись с близкими, Уходящий в дождь уходит в дождь. Луна близится в полнолунию. Ветер Небесный протяжно вздохнул, покидая землю: - Благородному мужу поход - к несчастью. ******* ОГНЕННОЕ ОЗЕРО Вслед на Ветром Небесным он радостно шёл через дождь. Но есть ли в мире что-нибудь вечное? Но есть ли в мире что-нибудь постоянное? Кажется - нашёл свой путь, а присмотришься - грядут перемены. В глубинах Ветра Небесного рождался разлад. И вот - уже нет дождя, уже нет ветра. В холодной пустыне - Огонь над Озером! Путь сворачивается в шестиугольник горизонта. Уже не идёшь по пути, а мечешься в замкнутом мире разлада, подсчитывая потери. Потеря первая: Конь потерялся. Вернётся ли? Потеря вторая: Ни селения, ни хижины. Встретишь ли человека? Потеря третья: Всё замерло, будто в ожидании казни. Потеря четвёртая: Одиночество. Потеря пятая: Найдёшь ли выход? Найдёшь ли выход? Потеря шестая: Разлад и одиночество. Увидишь свинью, покрытую грязью. Увидишь - бесы наполняют твою колесницу. Сперва натянешь лук против этого, а потом отложишь его в сторону. Огонь над Озером! Остаётся лишь ждать иных перемен. Когда-нибудь снова пойдёт дождь, и Уходящий в дождь уйдёт в дождь. И будет счастье. ******* ОЗЕРО НЕБЕСНОЕ Возвратный ветер спокоен и чист как озёрная гладь. Смотришь вверх. Что видишь ты в зеркале Озера Небесного? Разве в нём что-нибудь есть? Ничего. Синяя пустота притягивает. Вещи уходят в отсутствие, а оно не наполняется. Отражённые образы возвращаются к земле. Идёшь будто в плотной толпе. Где вещи? Где образы? Как различить? Твоя жизнь. Отражение твоей жизни. Есть ли разница? Ты полон сил. Ты полон решимости идти на прорыв. Речь - это отражение. Говори! Говори правдиво! Говори от себя самого! Образ первый: Ещё не время. Не решаешься выступить. Образ второй: В сумерках и ночью услышишь шум оружия. Не испугаешься? Образ третий: Через разрушение к созиданию. Одиноко идёшь и встречаешь дождь. Если промокнешь, люди будут смеяться, но никто не осмелится усомниться в твоей правоте. Образ четвёртый: Трудно идти. Трудно идти. Услышишь речи, но не поверишь им. Образ пятый: Вот и вершина холма! Вздымаются травы! Найдёшь ли выход? Найдёшь ли срединный путь? Решайся! Образ последний исчезает в тумане дождя. Кончились силы. Речь завершилась молчанием. Уходящий в дождь исчезает в тумане дождя. Или это только образ дождя? Будет несчастье. ******* ОГНЕННЫЙ ВЕТЕР Дождь делает вещи смутными и неясными. Дождь делает вещи мокрыми и блестящими. В зеркальном мире образов и отражений будто уходишь в даль бесконечного коридора. Образ образа. Отражение отражения. Где же истинная основа? В круговороте возвращения неудержимо несёшься и удаляешься. Все вещи переворачиваются десять тысяч раз и перемены неостановимы. Образ образа - как дуновение ветра. Отражение отражения - как отблеск огня. Зеркало зеркала рождает Огненный Ветер! Пространство между Небом и Землёй - точно плавильный котёл, в котором бушует Огненный Ветер. Прошлое переплавляется в будущее. Этот жертвенник ждёт твоих подношений, Уходящий в дождь. Чтобы вызвать дождь, нужно великое жертвоприношение. Но не так-то просто его совершить. Попытка первая: Жертвенный сосуд опрокинут вверх ногами. Ведь ты ещё не освободился от прошлого! Попытка вторая: Жертвенный сосуд полон. Но где же твои сотоварищи? Они не идут к тебе. Попытка третья: Ушки жертвенного сосуда обломились. Не вознести его на высокий холм. А внизу - даже если пойдёт дождь - он быстро иссякнет. Попытка четвёртая: У жертвенного сосуда подломились ноги. Без твёрдой опоры - несчастье. Опрокинуты жертвы и жертвенник выпачкан. Попытка пятая: Наконец-то у жертвенного сосуда новые золотые ушки. Можно поднять, но нельзя нести. Чтобы двигаться, нужен твёрдый стержень. Попытка шестая: Яшмовый стержень продет в ушки сосуда. Жертвенник вознесли на высокий холм. Великое счастье. Какую жертву принёс Уходящий в дождь? Не себя ли? ******* ГРОМ В ГОРАХ Ветер кружит над Озером Озеро хранит отражение Гор, Ветер хранит эхо Грома Горы - это опора Неба, Гром - это голос Огня Гром в Горах подобен летящей птице, от которой остался лишь голос её. Ностальгия... Отчего теряется путь? Есть шесть ошибок пути. Того, кто избегнет их, ждёт великое счастье. Начальная ошибка - Рождение пути. Это подобно летящей птице - ты только провожаешь её взглядом. И ничего не можешь поделать. Вторая ошибка - Слепота пути. Ты думал, что встретил цель, а это - что-то другое, только очень похожее. Ты прошёл мимо цели. Третья ошибка - Неправедность пути. Ты ушёл вперёд, а совесть твоя за тобой не последовала. Жди нападения сзади. Четвёртая ошибка - Инерция пути. Ты шёл и был весел, и не хотел останавливаться, и отбросил запреты. И куда ты пришёл? Пятая ошибка - Эгоизм пути. Ты шёл, не оглядываясь, и забыл о других. За тобой никто не последовал, ты остался один. Шестая ошибка - Смерть пути. Ты не обратил внимания на ошибки, и летящая птица удалилась. И ничего не можешь поделать. Гром в Горах! И плотные тучи укрыли небо. Будет ли дождь? Будет ли дождь? Точно голос летящей птицы: - Они - с нашей западной окраины. Гром в Горах! Ностальгия... Уходящему в дождь нужно быть стойким. Он не поднимается к великим вершинам. Он спускается в ущелье и слушает журчанье малого ручья. Что же дальше? Уже конец? Ещё не конец? Бумажный зонтик. Тяжёлый посох. И что-то ещё - не поддающееся прочтению... ********************* КОММЕНТАРИЙ ДОЖДЯ Странствия Уходящего в дождь - не произвольное путешествие со случайными образами, а канонический процесс. Я вычленил его из древнекитайского текста "ЧЖОУ И", который в зависимости от понимания иероглифа чжоу, переводится как "Чжоуские Перемены" - "[Канон] перемен [эпохи] Чжоу" - или как "Всеохватно-круговые (циклические) перемены". 64 гексаграммы "ЧЖОУ И" вместе с афоризмами и комментариями к ним описывают мировой процесс как последовательность 64-х мировых ситуаций, каждая из которых развивается по 6 ступеням - 6 чертам гексаграммы. Но и каждый частный процесс содержится в "ЧЖОУ И" как последовательность некоторого подмножества гексаграмм. Например, результатом гадания на тысячелистнике является пара гексаграмм, описывающих ситуацию настоящего и возможного будущего. Чтобы вычленить "перемены дождя", я отбросил комментирующую часть - "И ЧЖУАНЬ" - и искал иероглиф юй-дождь в основном тексте "ЧЖОУ И", который называется "И ЦЗИН" - "Канон Перемен" или "Книга Перемен". Я обнаружил 6 вхождений иероглифа юй в тексты афоризмов к 5-и гексаграммам ## 9,38,43,50 и 62. Главной оказалась самая первая гексаграмма # 9 - здесь иероглиф юй встречается 2 раза: в афоризме к гексаграмме в целом и в афоризме к её последней (шестой) черте. Для остальных четырёх гексаграмм иероглиф юй встречается по одному разу в афоризмах к отдельным чертам гексаграмм. Оставалось лишь осмыслить это пятичастное "путешествие в дождь" и дать ему образное истолкование. Гексаграмма # 9. Сяо чу - Воспитание малым. Переход: 9 > 38. Гексаграмма # 38. Куй - Разлад. Переход: 9 > 43. Гексаграмма # 43. Гуай - Выход. Переход: 38 > 50. Гексаграмма # 50. Дин - Жертвенник. Переход: 9+39 > 62 < 43+50. Гексаграмма # 62. Сяо го - Переразвитие малого. Переход. ******* --- --- - - --- --- --- Гексаграмма # 9. Сяо чу - Воспитание малым. верхняя триграмма - сюнь-утончение; её образ - Ветер; нижняя триграмма - цянь-творчество, её образ - Небо. Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе Ветра Небесного. В афоризме "Книги Перемен" к гексаграмме в целом читаем: "Воспитание малым. Свершение. Плотные тучи - и нет дождя; <они> - с нашей западной окраины." Здесь есть непереводимая игра слов, поскольку иероглиф чу-воспитание означает также "препятствие". Именно преодоление препятствия - лучший способ воспитания воли и выдержки. Для Уходящего в дождь речь идёт о "малом", то есть самом первом, препятствии на его пути. Что же это за препятствие? Это - прошлое. Для авторов "Книги Перемен" запад - это метафора прошлого, ибо запад - это земля предков, откуда более трёх тысяч лет назад племя Чжоу пришло в срединные царства Китая. Но в Китае дождевые облака, как правило, движутся с востока - с моря. Облака, идущие с запада - из прошлого, не дают плодотворного дождя. Преодоление прошлого, как необходимое условие продвижения вперёд, в "Переменах дождя" описывается в ритуале вызывания дождя, восходящего по 6 ступеням - 6 чертам гексаграммы. И вот в афоризме к последней - шестой - черте гексаграммы в "Книге Перемен" читаем (я комбинирую переводы Ю.Щуцкого и Р.Вильгельма и разбивку текста у Лю Да-цзюня в соответствии с разъяснениями А.Кобзева): "Наверху сильная черта. Уже идёт дождь, уже [все на должном] месте. Возвысить добродетели, собрать женщин. Луна близится к полнолунию. Благородному мужу поход - к несчастью." Это значит: первый этап завершён и путь открыт - идёт дождь! Но странствие Уходящего в дождь не будет лёгким - впереди его ждут новые испытания. ******* ПЕРЕХОД: Из первой гексаграммы дождя #9 могут быть вычленены две "взаимопроникающие триграммы" - ху гуа, которые охватывают: 1) вторую, третью, четвёртую и 2) третью, четвёртую, пятую черты гексаграммы. Они используются соответственно как нижняя и верхняя триграммы для получения новой, производной гексаграммы, характеризующей более глубокое состояние ситуации. Это следующая, вторая гексаграмма дождя N 38 - Разлад: --- --- --- - - - - --- --- - - --- --- --- --- #9 #38 Вот почему в "Переменах дождя" сказано: "В глубинах Ветра Небесного рождался разлад." ******* --- - - --- - - --- --- Гексаграмма # 38. Куй - Разлад. верхняя триграмма - ли-сцепление, её образ - Огонь; нижняя триграммы - дуй-разрешение, её образ - Озеро. В "Переменах дождя" гексаграмму изображает Огонь над Озером как символ разрыва: ведь Огонь стремится вверх, а Озеро - вниз, в глубину. Этот образ можно прочесть и как "Пылающее Озеро" или "Озеро Огня" - "Огненное Озеро" - символ опасной ситуации, вышедшей из-под контроля. Развитие ситуации разлада описывается в терминах "шести потерь", соответствующих шести чертам гексаграммы. Ведь в процессе разлада человек ничего не может приобрести, а только теряет. Никакие действия не могут остановить разлад и лучше всего предоставить событиям течь так, как они протекают. Разлад - это ложная ситуация, не подлинное, а потому не постоянное положение вещей. Придёт время и разлад исчерпает сам себя. Поэтому в "Переменах дождя" сказано: "Остаётся лишь ждать иных перемен." И вот в афоризме к последней - шестой - черте гексаграммы в "Книге Перемен" читаем (с опусканием одной фразы, которая, согласно замечанию Ю.Щуцкого, является позднейшей комментаторской припиской): "Наверху сильная черта. Разлад и одиночество. Увидишь свинью, покрытую грязью. [Увидишь, что] бесы наполняют свою колесницу. Сперва натянешь лук [против этого, а] потом отложишь его в сторону. [Если,] выступая, встретишь дождь, то [будет] счастье." ******* ПЕРЕХОД: Следующая, третья гексаграмма дождя #43 тоже получается из первой, главной гексаграммы дождя - гексаграммы # 9. Для этого обе триграммы нужно перевернуть, то есть зеркально отразить. Это называется принципом фань-обратность, соответствующим контрарному отрицанию, то есть отношению противоположности. Верхняя триграмма сюнь-Ветер превращается в триграмму дуй-Озеро, а нижняя триграмма цянь-Небо остаётся неизменной: --- - - --- --- - - --- --- --- --- --- --- --- #09 #43 ВЕТЕР_>_ОЗЕРО фань НЕБО_>_НЕБО Поэтому в "Переменах дождя" сказано: "Возвратный Ветер спокоен и чист как озёрная гладь." ******* - - --- --- --- --- --- Гексаграмма # 43. Гуай - Выход. верхняя триграмма - дуй-разрешение, её образ - Озеро; нижняя триграммы - цянь-творчество, её образ - Небо. Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе Озера Небесного. Озеро - это озёрная гладь, зеркало воды. Зеркало рождает отражения, образы. А разве речь человека - не зеркало его сознания? Не отражение его жизни? Согласно Ю.Щуцкому, знак дуй-Озеро первоначально изображал человека с раскрытым ртом. Поэтому этот знак в некоторых контекстах имеет значение "говорить", "возглашать". И действительно, весь текст к гексаграмме Гуай пронизан идеей речи, слова, говорения. В нём три раза встречается иероглиф "возглашать": в афоризме к гексаграмме в целом - "правдиво возглашай"; в афоризме ко второй черте гексаграммы - "опасливо возглашай"; в афоризме к последней черте гексаграммы - "не возглашай". Кроме того, в афоризме к четвёртой черте гекаграммы встречается слово "речь". Оно записано отдельной графемой янь, которая входит детерминативом во многие китайские иероглифы. В частности, в иероглиф юй - "речи", "слова", "язык". Именно этот иероглиф стоит в названии знаменитого исторического трактата "ГО ЮЙ" - "Речи царств" - памятника 4-3 вв. до н.э., составленный на основе более древних летописей. И, может быть, не случайно слово юй-речь является точным омофоном слова юй-дождь? Но о чём же идёт речь в ситуации Гуай-Выход? Какие образы возникают здесь? В графике гексаграммы можно увидеть большое скопление творческих сил, изображённых пятью сильными чертами. А сверху - то есть впереди, в будущем - одна слабая черта. Это образ некоего выхода, возможности прорыва, возможности вырваться, решиться на что-нибудь. Путь выхода, прорыва описан в "Переменах дождя" в "шести образах", соответствующих шести чертам гексаграммы. Третья черта любой гексаграммы по символике "Книги Перемен" соответствует моменту кризиса в развитии ситуации, а именно - переходу от внутреннего к внешнему, то есть - выходу. И может быть, не случайно в афоризме именно к третьей черте гексаграммы "Выход" встречается иероглиф юй-дождь. Опуская две фразы, которые согласно Ю.Щуцкому, являются позднейшей припиской, читаем: "Сильная черта на третьем [месте]. Благородный человек решается на выход. [Он] одиноко идёт и встречает дождь. Если [он и] промокнет, [то] будет досадно, [но] хулы не будет." А в конце пути исчерпываются силы, наступает слабость и речь завершается молчанием . В афоризме к последней черте гексаграммы читаем: "Наверху слабая черта. Безгласность. В конце концов, будет несчастье." ******* ПЕРЕХОД: Следующая, четвёртая гексаграмма дождя # 50 получается из второй гексаграммы дождя # 38 точно также, как предыдущая, третья гексаграмма дождя # 43 получалась из первой гексаграммы дождя # 9. А именно - с помощью переворота, то есть зеркального отражения обеих триграмм по принципу фань. Нижняя триграмма дуй-Озеро превращается в триграмму сюнь-Ветер, а верхняя триграмма ли-Огонь остаётся неизменной. --- --- - - - - --- --- - - --- --- --- --- - - #38 #50 ОГОНЬ_>_ОГОНЬ фань ОЗЕРО_>_ВЕТЕР Озеро - это символ зеркала. Ветер - "перевёрнутое" Озеро - это отражение Озера в нём самом. Поэтому в "Переменах дождя" сказано: "Образ образа - как дуновение ветра." ******* - - --- --- --- --- --- Гексаграмма # 50. Дин - Жертвенник. верхняя триграмма - ли-сцепление, её образ - Огонь; нижняя триграммы - сюнь-утончение, её образ - Ветер. Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе Огненного Ветра. Слово "огонь" может быть понято как "свет". И тогда Огненный Ветер - это Светоносный Ветер, Солнечный Ветер, Поток Света. В контексте зеркального мира образов и отражений, в который вступает Уходящий дождь (предыдущая гексаграмма # 43), это может быть понято как поток взаимоотражений. Ведь зеркалом отражаются на самом-то деле не вещи, а свет, испускаемый вещами. Или свет, отражаемый вещами. В мире отражённого света уже не найти ни источника света, ни вещей, отражающих свет. Всё есть отражения, отражения отражений... В этом иллюзорном мире всё переменчиво, ненадёжно и обманчиво. И хотя отражённое - это вроде бы возвращающееся, но можно ли назвать это возвращением к истинной основе? В круговороте взаимоотражений только всё дальше и все неостановимее удаляешься от неё. И всё же в конечном счёте этот мир взаимоотражений сам является отражением чего-то реального - мира взаимопревращения вещей. И здесь уже огонь - это жар плавильного котла, в котором вещи переплавляются друг в друга и из прошлого выплавляется будущее. И чтобы вызвать дождь, уже недостаточно имитационного ритуала вызывания дождя - нужна реальная жертва на этом космическом огне. Уходящий в дождь должен совершить жертвоприношение. Во все времена и у всех народов это было чрезвычайно важным и совсем не простым делом. Человека здесь ждут непредвиденные трудности и испытания. Их преодоление в "Переменах дождя" дано в образе "шести попыток" жертвоприношения, соответствующих шести чертам гексаграммы. В третьей попытке мы встречаемся с предупреждением: если жертвоприношение не будет проведено так, как нужно, цель не будет достигнута и человека ждёт раскаяние. В афоризме к третьей черте гексаграммы в "Книге Перемен" читаем (с учётом варианта перевода второй фразы, предложенного А.Кобзевым): "Сильная черта на третьем [месте]. Ушки жертвенного сосуда обломились - его передвижение застопорилось. Жиром фазана не насытишься. Как только [пройдёт] дождь, [так он и] иссякнет. Раскаяние. [Но], в конце концов, - счастье." Но в конце концов, если цель достигнута и жертва принята, будет великое счастье. И не слуайно в афоризме к последней черте гексаграммы речь идёт о яшме, которая в Китае считалась символом гармонической полноты развития всех высших каеств. Стоит ли после этого удивляться, что иерогиф юй-яшма - почти точный омофон иероглифа юй-дождь (разница лишь в мелодическом тоне второго звука)? ******* ПЕРЕХОД: Первые четыре гексаграммы дождя образуют своеобразный полный цикл перемен: __9_____38____43____50 ВЕТЕР_ОГОНЬ_ОЗЕРО_ОГОНЬ НЕБО_ОЗЕРО__НЕБО_ВЕТЕР Этот цикл построен из 4-х триграмм Ветер, Озеро, Небо и Огонь, каждая из которых встречается ровно 2 раза. Эти 4 триграммы - "сильная половина" от всех 8-и триграмм, то есть это все те триграммы, в которых сильных черт ян больше, чем слабых черт инь. Ветер и Озеро превращаются друг в друга зеркальным отражением по принципу фань-обратность и становятся поочерёдно верхней и нижней триграммами гексаграмм. Небо и Огонь при перевёртывании не изменяются. Небо находится оба раза внизу, а Огонь - оба раза наверху. Вторая гексаграмма дождя рождается из первой с помощью "взаимопроникающих триграмм" - ху гуа. Получающаяся пара гексаграмм порождает вторую пару гексаграмм дождя перевёртыванием каждой триграммы по принципу фань. 09_>_ху гуа_>_38 09_>_фань_>_43 38_>_фань_>_50 В таком расположении гексаграммы и их тригаммы можно записать в клетках квадрата 2х2: ВЕТЕР ОГОНЬ НЕБО ОЗЕРО ОЗЕРО ОГОНЬ НЕБО ВЕТЕР нижние триграммы НЕБО ОЗЕРО НЕБО ВЕТЕР Х верхние триграммы ВЕТЕР ОГОНЬ ОЗЕРО ОГОНЬ Парность триграмм Озеро-Ветер и Небо-Огонь связана также с двумя каноническими расположениями восьми триграмм по сторонам света. Одно расположеие традиция приписывает демиургу китайской цивиизации легендарному императору Фу Си, другое - основателю Чжоуской династии Вэнь-Вану - Царю Просвещённому. Первое расположение соответствует "ПРЕЖНЕМУ НЕБУ" - сянь тянь - то есть первоприродному, генотипическому, априорному. Второе расположение соответствует "ПОСЛЕДУЮЩЕМУ НЕБУ" - хоу тянь - то есть природоявленному, фенотипическому, апостериорному. ОЗЕРО НЕБО ВЕТЕР ОГОНЬ Фу Си ВОДА ГРОМ ЗЕМЛЯ ГОРА ВЕТЕР ОГОНЬ ЗЕМЛЯ ГРОМ Вэнь-ван ОЗЕРО ГОРА ВОДА НЕБО Алгоритм преобразования этих расположений друг в друга состоит из двух циклов по 4 триграммы в каждом: ОЗЕРО>ВЕТЕР ВОДА <ЗЕМЛЯ НЕБО>ОГОНЬ ГОРА<ГРОМ Нижние строки содержит две пары триграмм Вода-Земля и Гора-Гром. Вторая пара обраует последнюю - пятую - гексаграмму дождя (#62). Эта пара триграмм получается из пары Озеро-Ветер при инвертировании всех черт по принципу дуй-супротивность: сильная черта - слабая черта ( ян - инь). соответственно гексаграмма #62 может быть получена как из первой пары гексаграмм дождя #9 и #38, так и из второй пары - #43 и #50. ВЕТЕР_>_ГРОМ дуй ОЗЕРО_>_ГОРА 09_>_62_<_38 43_>_62_<_50 Вот почему в "Переменах дождя" сказано: "Ветер кружит над Озером Озеро хранит отражение Гор, Ветер хранит эхо Грома Горы - это опора Неба, Гром - это голос Огня" ******* - - - - --- --- - - - - Гексаграмма # 62. Сяо го - Переразвитие малого. верхняя триграмма - чжэнь-возбуждение, её образ - Гром; нижняя триграммы - гэнь-пребывание, её образ - Гора. Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе Грома в Горах. В "Книге Перемен" с этой гексаграммой связан образ летящей птицы. Во-первых, в графике самой гексаграммы усматривается изображение летящей птицы: две средние сильные черты изображают её туловище, а две пары крайних слабых черт - её мягкие крылья. Во-вторых, иероглифы "летящая птица" встречаются в афоризмах три раза: в афоризме к гексаграмме в целом и в афоризмах к её крайним чертам - первой и шестой. Кстати, во всей "Книге Перемен" иероглиф "птица", точнее - "длиннохвостая птица" - няо, встречается ещё только один раз, в афоризме к шестой черте гексаграммы # 56 ( Люй - Странствие) во фразе "птицам спалили их гнёзда". Но, как видим, здесь эта птица совсем не летящая. Но что означает этот образ - "летящая птица"? Его следует понимать как "улетевшая птица", что становится символом упущенных возможностей как следствие ошибок в пути. В афоризме к гексаграмме в целом говорится: "От летящей птицы остаётся [лишь] голос [её]". В афоризмах к первой и шестой чертам гексаграммы следом за упоминанием летящей птицы стоит иероглиф "несчастье". При этом в последнем афоризме утверждается: "Летящая птица удалится". В "Переменах дождя" развитие ситуации описывается в терминах "шести ошибок пути", соответствующих шести чертам гексаграммы. Последняя, шестая ошибка уже непоправима: "птица улетела" и это означает "смерть пути". Вот почему большое значение имеет непосредственно предшествующая, пятая черта гексаграммы - центральная черта триграммы чжэнь-Гром, то есть "голоса птицы". Именно в афоризме к этой черте встречается иероглиф юй-дождь, но - со знаком отрицания: "Слабая черта на пятом [месте]. Плотные тучи - и нет дождя; [Они] с нашей западной окраины." Здесь снова возникает образ прошлого. Но как его "отголосок", потому что прошлое безвозвратно ушло - "улетело". Вот почему в "Переменах дождя" сказано: "Ностальгия". ******* ПЕРЕХОД: Итак, "путешествие в дождь" заканчивается там, где оно началось - тем же самым афоризмом об "облаках из прошлого". Об этом же говорят и названия первой и последней из пяти гексаграмм дождя: Воспитание малым - Переразвитие малого. То, что вначале было лишь первым, малым препятствием, способствующим воспитанию, оказалось непреодолённым, и это привело к его переразвитие в уже непреодолимую преграду. Весь путь заканчивается афоризмом к последней черте гексаграммы: "Не встретишь, [и] пройдёшь мимо. Летящая птица удалится. Несчастье. Это называется бедствиями и бедами." Что же дальше? Неужели всё потеряно, Уходящий в дождь потерпел полное поражение и это - "уже конец"? Да, так действительно называется следующая по "Книге Перемен" гексаграмма # 63 - Цзи цзи. Но она не последняя в мировом цикле! Последняя гексаграмма #N 64 называется Вэй цзи - "Ещё не конец!". И это даёт надежду на возобновление пути, хотя бы и с его исходной точки - с первой гексаграммы дождя. Так "Перемены дождя" оказались "всеохватно-круговыми", "циклическими". Идущие в дождь не оставляют попыток встретить на этом пути что-то очень важное. Они идут из страны в страну, из века в век, из сердца в сердце. Они уходят в дождь. Может быть даже это дождь других времён и других стран. Бумажный зонтик. Тяжёлый посох. И что-то ещё - не поддающееся прочтению.
|
|