Приключение тринадцатое, или Трудно быть учителем. На следующий день Лорик проснулся рано, дедушка ещё на работу не ушёл. Бабушка напекла к завтраку целую тарелку оладьей. Лорик умылся и уселся за стол с дедушкой. — Погодите, дорогие. Дайте-ка, я чистой скатертью стол накрою. Что-то голубая за день сильно измялась и испачкалась. — Сказала бабушка. — Да занавеска в горошек куда-то исчезла. Внучек, ты не знаешь, куда она подевалась? Лорик, неожиданно для самого себя, соврал: — Не знаю, бабуля. Там вчера на подоконнике кот Батискаф целый день пролежал. Может, он взял? — Ну, не Батискаф, а кот учёный! — Всплеснул руками дедушка. — Это может ваши городские коты — учёные, — возразила бабушка, — а наши, деревенские, ещё шнурки на занавесках не научи-лись развязывать. А может, и правда, Батискаф стащил? Ну, да ладно. Вот вам оладушки, вот и медок. Лорик макал оладушки в медок и уплетал за обе щеки. — Ну, как, внучек, вкусно? — спросила бабушка. — Мё-ё-ёдно! После завтрака дедушка и внук отправились по своим делам: дедушка — на работу, а Лорик — к друзьям. Со двора выходили вместе. Дедушка вспомнил о занавеске в горошек и начал разговор издалека: — Про Батискафа ты здорово придумал, смешно. Только Батискаф теперь ни за что пострадает. Лорик от удивления даже остановился: — Как пострадает? — Сам посуди: бабушка тебе поверила. У нас всегда в семье всё честно было. Раз сказал, значит, так оно и есть. Ты тень подозрения на Батискафа бросил, будто он занавеску стащил. Бабушка и решила, если мы с тобой не брали, значит — Батискаф. А раз виноват, значит будет наказан: не получит сегодня ни рыбки, ни сметанки. Не верится мне, что Батискаф занавеску взял. Может, не виноват он? Я Батискафа много лет знаю. Серьёзный кот, воспитанный. Никогда без спросу и рыбьего хвостика со стола не стащил, а то вдруг — занавеску! Боюсь, зря Батискаф наказан будет. Ну, ладно, мне пора. Пока! И дедушка пошёл по улице, а Лорик остался стоять, ошарашенный дедушкиными словами. Ему стало жалко Батискафа. Он ведь почему солгал? Знал, что ему, Лорику за занавеску достанется от бабушки. А с кота какой спрос? Ничего коту не будет. И зачем только на Батискафа свалил? Теперь надо думать, как кота спасать от наказания, ведь из-за него, обманщика Лорика, Батискаф сметаны не получит. Так размышляя у своей калитки, Лорик и не заметил, как к нему подошли друзья. Лео держал в руках какой-то шнурочек. — Зачем ты принёс грязный шнурок? — спросил Лорик. — Это не шнурок, а червячок. Я его от курицы спас. Она его съесть хотела. Схватила клювом и в пыли вываляла. — И что же ты будешь с ним делать? — поинтересовался Лорик. — Помою червячка, а потом на волю закопаю. Лорик, а можно его на твоём огороде закопать? — Почему на моём? У тебя же свой есть. — Удивился Лорик. — Наши куры хищные. И так уже чуть не съели. Они его и под землёй найдут. — Ладно уж, — согласился Лорик. — Правильно. — Вступила в разговор Виола. — От хищников надо подальше держаться. И зачем только хищники существуют? Были бы на Земле одни травоядные, как коровы, и никто бы никого не ел. Всем бы спокойно жилось. — Коровы — травоядные? — ужаснулся Лео. — Да, — подтвердил Лорик, — они же траву едят. — Что траву едят, это я и без тебя знаю. Сам видел, как наша Бурёнка целыми днями траву жуёт. Но молоко я больше никогда пить не буду. — Решительно заявил малыш. — Почему? — округлила глаза сестра. — Молоко-то, оказывается, ядовитое? — С чего бы это? — не понял Лорик странный ход мыслей малыша. — Я знал, что коровы едят траву и дают молоко. Так они, оказывается, ещё и яд дают? — Да не придумывай, Лео! — возмутилась сестра. — А я и не придумываю. — Серьёзно ответил братишка. — Я давно подозревал, что молоко отравленное. Как только его выпью, у меня в животе сразу бурчать начинает. А я-то думал, из-за чего? Так это всё из-за яда! Ты же сама сказала, что коровы — ТРАВО-ЯД-ные. — Сказала, сказала... — передразнила брата Ви и отошла к клумбе. Она охотнее поговорила бы о цветах, ведь о них она знала гораздо больше. За девочку заступился Лорик. — Ви правильно сказала. Я в энциклопедии прочитал, что те животные, которые мясом питаются, называются хищниками, а те, что растительной пищей, травоядные. И не потому, что ядовитые, а потому, что траву едят. Просто им такое название придумали. — Неправильно придумали. — Сделал умозаключение Лео. — Надо было ТРАВО-ЕД-ными назвать. А травоядными надо змей называть. Они по траве ползают и яд делают. Лорик продолжил научный спор с Лео: — Змей называют хищниками, потому что змеи питаются лягушками и мышами. И ползают они не только по траве. Некоторые змеи и плавать умеют. А удав может проглотить сразу целого кролика! — Бедный кролик! — пожалел длинноухого малыш. — Да! В моей энциклопедии даже картинка такая есть. Ничего не поделаешь, так бывает в дикой природе. Хочешь, дам почитать энциклопедию? — предложил Лорик. Ви делала вид, будто увлеклась цветами, а на самом деле слушала разговор мальчишек. — Дай лучше мне почитать. — Попросила девочка. — Лео ещё читать не научился. Все буквы знает, а складывать их в слова не умеет. А ему уже через год в школу идти. Вот я, когда была маленькой, то сразу читать научилась. Это так давно было, что я не помню, чему научилась раньше: читать или говорить. — Ну, ты — фантазёрка! — не поверил Виоле Лорик. — Как же можно научиться читать, если разговаривать не умеешь? Как же ты тогда родителей спрашивала, как какая буква произносится? Лорик написал на песке буквы, тыкал пальцем то в одну букву, то в другую, беззвучно открывал рот, как рыба, и таращил глаза. Так он изображал Ви, которая учится читать, не умея разговаривать. Друзья хохотали и хватались от смеха за животы. Когда ребята вволю насмеялись, Лорик спросил у Лео: — Лео, а ты хочешь пойти в школу? — В школу? — грустно переспросил малыш. — Нет, не хочу. — Почему? — одновременно спросили Лорик и Ви. — Не хочу я в школу. Я у мамы спрашивал, в школе десять лет учиться надо, а в детском саду — только пять. Поэтому я лучше в детский сад пойду учиться. В школе уроки домой задают, а в садике нет. — Точно. Лучше бы не задавали, — грустно вздохнул Лорик. А Лео продолжал: — Вот Ви с утра в школу ходит, там занимается. Домой приходит и опять уроки делает. Я до самого вечера гуляю, а Ви раньше домой зовут, уроки делать. Нет, я уж лучше в садик пойду. — Зато в садике днём спать заставляют! — нашёлся Лорик. — Ну, ничего, я лучше посплю часок, чем уроки делать, — не поддавался Лео. — Зато в школе интересно и у меня там много друзей, — защищал школу Лорик. — Всё равно я в садик хочу! — твердил малыш. — Я давно хочу, а меня не пускают. У меня бабушка безработная пенсионерка, ей дома скучно одной, вот мне и приходится с ней дома сидеть. — Но я ведь тоже в садик не ходила. Меня бабушка читать и считать научила. Я сразу в школу пошла. И мне в школе нравится. Особенно пирожки с капустой в школьной столовой. Лорик почесал затылок и серьёзно сказал: — Пирожки — это хорошо. Но мне больше нравится спортзал. Там батут есть. Такая сетка для прыжков. Всем попрыгать разрешают. Только надо очередь занимать. Желающих попрыгать много. А вот если даже Лео захочет пойти в школу, то его могут не принять в первый класс. — Почему? — широко раскрыл глаза Лорик. — Он же читать не умеет, — продолжала Ви. — Надо его грамоте обучить, иначе придется идти в детский сад и есть там противную манную кашу с лягушками. Глаза Лео от удивления чуть не вылезли на лоб. О том, что в садике детей кормят кашей с лягушками, он слышал впервые. Он и так терпеть не мог манную кашу, а с лягушками — и подавно. — Ладно уж, согласен идти в школу. — Обречённо сказал малыш, опустив плечи. Лорик решил, не откладывая, начать подготовку Лео к школе. — Начинаем заниматься прямо сейчас. Первый урок — чтение. Лорик написал палочкой на песке два слова и, как учитель, строго приказал: — Лео, иди к доске и читай! — К какой доске? — спросил малыш. — Ну, понарошку, к доске. Читай слова. Лео напрягся, вспомнил буквы и прочитал: «Ви!» — Ви, я тебя прочитал! — радовался своему успеху малыш. — Подумаешь, я целыми предложениями читать могу. А моя учительница говорит, что я читаю с выражением. — С выражениями, то есть с ругательными словами? — переспросил братишка. — Ни с какими ни с ругательными словами, а с правильными интонациями. — Ладно, не ссорьтесь, — угомонил сестру и брата Лорик. — Лео, читай второе слово. Второе слово малыш прочёл моментально: «Лео!» Буквы своего имени он помнил лучше, чем все остальные. — Молодец! — похвалил способного ученика учитель. И не успел Лорик написать на песчаной доске следующее слово, как Лео засыпал его вопросами. — Лорик, а почему в моём имени букв целых три, а в сестрёнкином всего две? Почему в моём имени на одну букву больше, ведь Ви старше меня на три года? Это неправильно! — тараторил мальчуган. — Кто старше, у того и имя должно быть длиннее. Сколько человеку лет, столько и букв должно быть в его имени, тогда ни у кого не надо будет спрашивать «Сколько тебе лет?» — Тоже мне, придумал! — рассмеялась сестра. — А нашей бабушке пятьдесят лет, значит, её имя должно состоять из пятидесяти букв? А про отчество ты забыл? Если бабушкиному папе было девяносто два года, значит, к бабушкиным пятидесяти нужно добавить ещё девяносто две буквы? А это будет... Это будет... Ви задумалась. Лорик закончил писать на песке слово «Подснежник» и примирительно сказал: — Очень много будет. Пока такое имечко произнесёшь, забудешь, о чём спросить хотел. Ученик Лео, читай следующее слово. — Десять! — выпалил Лео. — Неправильно! Ставлю тебе двойку. — Нет, правильно! — возмутился малыш. — Я до ста умею считать. В этом слове — ровно десять букв. — У нас урок чтения, а не математики. Я же тебе читать велел, а не считать. Лео долго сопел, пыхтел, в уме соединял буквы и назвал всё слово сразу: — Послеснежник! — Что? Что? — подражая своей учительнице, спросил Лорик. — Послеснежник! — настойчиво повторил малыш и стал горячо отстаивать свою правоту. — Я зимой снег разгребал, нет подснежников! А как только снег сошёл, так они и появились. Значит, эти цветы — ни какие не подснежники, а послеснежники. Маленький Лео ко всему подходил серьёзно и обо всём имел собственное мнение. И часто он бывал не так уж и неправ. Спорить с ним было трудно. Вот и сейчас Лорик беспомощно развёл руками. — Уморил ты меня, Лео. А знаешь, сейчас иностранный язык начинают изучать с первого класса. Хочешь, я тебя английскому обучу? — предложил Лорик. — Хочу! — обрадовался малыш. Лео понял, что учиться, не так уж сложно, и уже не боялся идти в школу. Ви, получившая годовую пятёрку по английскому, презрительно хмыкнула и пошла за дом, собирать цветы для венка. А Лорик начал урок английского. — Мы начнём не с изучения букв, а будем учить сразу целые слова, чтобы ты скорее научился говорить. Хорошо? — Хорошо! — согласился Лео. — Не хорошо, а окэй! Понял? — Окэй! — повторил малыш. — Молодец! — похвалил Лорик. — Дай мне пожать твою правую руку. Лео постоянно путал: где правая, где левая. Вот и опять забыл, но сообразил, как выкрутиться: — Она у меня грязная! — Ну, тогда давай левую. Лео быстро спрятал обе руки за спину. — И эта грязная. Лорик не разгадал хитрость Лео и одобрительно похлопал его по плечу — Ладно. Всё равно — молодец! Теперь запомни, слово «книга» по-английски «э бук»! — торжественно произнёс Лорик. — А я это знаю! — вспомнил малыш. — Моя мама, разговаривая, любит вставлять разные английские слова. Как-то вечером она решила почитать перед сном. Взяла книгу, немного почитала и сказала: «Это — плохой э бук, лучше спать буду, чем такой неинтересный э бук читать» Значит э бук — по-английски плохая книга. Лорик, а как будет хорошая книга? Лорик почему-то вспомнил свою учительницу и подумал, что, наверное, нелегко ей с целым классом справляться, если его один-единственный ученик утомил. Поэтому вместо ответа малышу он пронзительно завопил: — Динь-дилинь-динь-динь! Урок закончился. Переменка. Пойдёмте лучше на речку купаться? Ви, ты идёшь с нами? — Иду-иду! Мне, пожалуй, переменки больше нравятся, чем уроки.
|
|