Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Все произведения

Автор: Михаил ЛезинскийНоминация: Просто о жизни

УЛЫБКА ЛЮБОВИ ОРЛОВОЙ - из цикла «ШЕЙНИНИАНА» .

      Я люблю этого импульсивного южанина, коренного севастопольца , бывшего фоторепортера военно-морской газеты "Красный флот" Бориса Григорьевича Шейнина. Я много о нем писал — очерки иллюстрировал его снимками.
   Однажды он предоставил мне возможность самому покопаться в его бесконечном фотархивеархиве. А это все равно, что окунуться в реку под названием ИСТОРИЯ...
   Горящий Севастополь и побежденный Берлин... Баррикады 1941 года в Одессе и Знамя Победы над рейхстагом... Огонь и пепел, развалины и перекореженное железо... И вдруг — совершенно мирное фото: улыбающаяся Любовь Орлова!
   На фото размашистым почерком написано: "Борису Шейнину от Любови Орловой. Желаю вам дальнейших успехов в фотографии."
   — Подарила? Когда?
   — Это я её фотографировал . В Москве.
   — Расскажи подробней!
   — Если говорить об истории этого снимка, то придётся сознаться в том , что я... я очень любил Любовь Орлову не только как кинозвезду , но и как просто женщину . Вернее , это был мой идеал женщины... Перешагнув за седьмой десяток , мне не трудно сейчас в этом сознаться... В 1938 году я как корреспондент флотской газеты сопровождал команду пловцов Черноморского флота, ехавших в Москву на празднование Дня флота ...
   Дали заплыв. На плавательной дорожке водного стадиона в Химках чемпион мира краснофлотец Семен Бойченко, рекордсмен флота краснофлотец Иван Дико... Их восторженно принимают зрители , и я, двадцатилетний краснофлотец-репорте­р,­ только успеваю щелкать своей "Лейкой".
   И вдруг — взрыв аплодисментов. Ничего не могу понять — ведь до финиша пловцам еще далеко! Оглянулся и вижу: на стадион входит знаменитая актриса Любовь Орлова. Входит и усаживается на скамейку... Такое страстное желание у меня появилось сфотографировать ее, что я, расталкивая людей , стал пробираться ближе к аристке.
    Я был молод, своего "голоса" еще не имел и, естественно, подражал фоторепортерам — не лучшим! — с которыми мне приходилось встречаться: то присаживал¬ся , то — вытягивался, то — чуть ли на трибуну не ложился, выискивая точку съемки . Мои странные телодвижения привлекли внимание кинорежиссера Григория Александрова. Григорий Васильевич засмеялся и сказал:
   — Товарищ краснофлотец , не надо суетиться на фотосъемках. Подойдите ближе. Какая на вашем фотоаппарате диафрагма?.. А пленка какая?
   Я ответил.
   — Будет лучше, — продолжал Александров , — если вы уменьшите диафрагму. Расстояние для съемки установите два метра. — И , наклонившись к Орловой, сказал: — Любочка , улыбнитесь этому краснофлотцу , он хочет вас заснять крупно.
   Любовь Орлова тут же повернулась ко мне и одарила такой доброжелательной улыбкой, что мне ничего не оставалось делать, как запечатлеть ее.
   Снимок получился удачным.
   В Севастополе я сделал большую "Московско-спортивну­ю"­ фотовыставку и , конечно , выставил и портрет Любови Орловой. В это время на экранах города шла кинокомедия "Весёлые ребята" , и Орлова была очень популярна...
    Некоторые мне не поверили , что это я сделал ее снимок.
   — Сознавайся , Борис , что фотографию Орловой ты выпросил у какого-нибудь столичного фоторепортера!
   — Где уж тебе снимать киноактрис !..
   В двадцать лет хладнокровно переносить подобные подначки трудно , и я , набравшись смелости, послал фото в Москву Любови Орловой — пусть подтвердит мое авторство!
   К большой моей радости , вскоре получил своё фото обратно с автографом , который ты уже знаешь...
   
    Нет больше на свете удивительной актрисы , первой нашей советской кинозвезды Любови Орловой. И мне захотелось еще. раз взглянуть на это фото. Пришел к Борису Григорьевичу, но он сказал;
   — Я отослал его Григорию Александрову и получил от него ответ:
   
    "... Прошу извинить меня за столь долгое молчание. Я находился в клиническом санатории, поправлял здоровье после двух инфарктов, которые один за другим пытались сразить меня. Теперь набираюсь сил и даже приступил к. разборке мексиканского материала, который мы снимали с С. М. Эйзенштейном и Э. К. Тиссэ более сорока лет назад в Мексике, и который до последнего времени был задержан американцами. Материал хотя и интересен , но возраст его все же сказывается . Поэтому пока не знаю, что из него получится...
   Огромное Вам спасибо за фотографию Любови Орловой . Вполне понимаю, что этот снимок с автографом для Вас дорог, вот я и решил переснять его, и когда получу копию, оригинал верну Вам, Борис Григорьевич, в Ваш богатый архив..."
   
   Оригинал не вернулся ... Ушел из жизни выдающийся кинорежиссер Григорий Васильевич Александров, пережив ненадолго верного спутника своей жизни Любовь Петровну Орлову.

Дата публикации:26.12.2005 14:57