"Ревю паризьен" (Париж), 15(3) июля 1877 г. «Герб Российской империи, двуглавый орел, превосходным образом отражает всю систему управления в этой стране, где всякое мало-мальски важное дело поручается не одной, а по меньшей мере двум инстанциям, которые мешают друг другу и ни за что не отвечают. То же происходит и в действующей армии…» «Все беды от женщин», - хотелось бы мне возразить. Не без улыбки, конечно же. Не будь женщин, в мире давно изжили бы себя такие понятия как благородство и честь, первый поцелуй и первая любовь, искренность и безрассудство, вероломство и коварность в следующей ее ипостаси. Но одно неизменно остается: русская культура всегда стояла как бы особнячком, отстраненно, умудряясь срезать излишки с холста истории и густо намазывать пенки событий на весьма тривиальные вещи. На самом деле соблазнительный поворот головы и правильный профиль придают пикантности столь загадочному персонажу как Анвар Эфенди. В последующих мимолетных встречах он практически не выдает себя, если бы не одна деталь… Цвета зимних сумерек стекло на очках тонкой оправы – как элегантная мушка на бело-розовом личике светской красавицы. Фиолетовый зимний сумрак короток и едва уловим… Сквозь стекло очков действительность будто преломляется, впуская зрителя в покров ночи под названьем История… С первых кадров зрителей просто бросает в водоворот событий. Игра безупречная... Главный герой неподражаем. Фандорину - респект! Сочувствую тем, кто будет смотреть фильм по телевизору. Атмосферу не передать. Пожиратели поп-корна смолкли на пятой минуте… Красивая история, красивые актеры - соткано все великолепно, и даже отрезанные башибузуками головы и уши на фоне поднятого ветром прикорсеченного платья - игривое настроение, не больше. Оттого, наверно, в картине не улавливается смерть как таковая, хотя сабли заносятся, головы летят. Только когда гибнут полюбившиеся герои, отмечаешь про себя горькое «эх», а в основном путешествуешь во времени в Варенькиных нарядах, порхаешь среди холеных офицеров русской армии в лице Соболева (Александр Балуев) и про себя отмечаешь, как прав Акунин, наделяя своего героя такими словами: «Звезда у меня яркая, а судьба особенная. Это я сердцем чувствую». Вспомнился эпизод с воздушным шаром. Бедный Фандорин вынужден «закрывать» глаза в столь щепетильной ситуации, не зная кого и что спасать прежде: саму женщину или ее достоинство как мадемуазели. Кстати сказать, авторы фильма достойно отнеслись к русской истории. Правдоподобно в кадре смотрятся такие элементы и предметы, как воздушный шар, воссозданный весьма точно; локомотив Гриднева (Марат Башаров), например, является точной копией паровых машин того времени; ну и конечно, моя излюбленная деталь, очки Анвара Эфенди, изготовлены по фотографии, где некий господин запечатлен в очках с синими линзами. Стреляет Анвар Эфенди из настоящего ружья, выпущенного во время русско-турецкой войны. Звездное скопление «Турецкого гамбита» разбавила восходящая звездочка - двадцатидвухлетняя Ольга Красько - ровесница своей экранной героини Вари Суворовой. По твердому убеждению всех маститых участников проекта, Ольга справилась со своей ролью на пять баллов. А вот что по этому поводу сказала сама актриса в своем интервью: «я была уверена, что фильм будет сделан качественно и не будет никакой халтуры», и поделилась своими впечатлениями об игре других участников проекта: «Гоша Куценко очень понравился. Он такой артистичный!.. я считаю, что он вообще один из лучших российских актеров. Дима Певцов очень компанейский, наш француз Дидье Бьенэмэ потрясающ… Конечно, его безумно жалко… Он умер минувшим летом от сердечного приступа. Незадолго до того, как он должен был к нам на озвучание приехать. Все, с кем я общалась, говорили, что Дидье — потрясающий актер. Такие голубые глаза! Вот сходите в кино: я уверяю, что первым мужчиной, в которого вы влюбитесь в этом фильме, будет Дидье Бьенэмэ. Он там Д’Эврэ играет». О, французский журналист… Какие манеры, какая ясность голубых глаз… Я кинулась после просмотра фильма в интернет, искать информацию об актере, и известие о его смерти потрясло меня… Не будь у Вари такого безбашенного характера, не понесло бы ее в действующую армию, где ( на ее счастье), еще распространялись такие понятия как офицерская честь и честь мундира, а стало быть, не отлучался бы Петя Яблоков из шифровальни, - и всей этой заварушки в помине бы не было… То есть было бы, но не в столь приключенческом формате. Борис Акунин мастер жанра, который называется "исторический fiction", а скорее "квази-исторический fiction". Обращаясь с историческим материалом, он как бы фиксирует заметки на полях СМИ – то, что было известно в очень узких кругах. И ему невольно веришь! Разве не хороша русская армия, с таким размахом предающаяся веселью и праздности меж боев? Залихватски накрутив усы, самый лучший гусар на свете льет вино рекой, еще раз подчеркивая щедрость русской натуры. Гродненского гусарского полка ротмистр граф Зуров, - звучит то как гордо! Граф Зуров (Дмитрий Певцов) справился с ролью замечательно, очень проникновенно передал присущие гусарам манеры, этакую разудалость и благородство, но во взгляде гусара Зурова сквозила неизводимая печаль. Отчего, почему, - мне так и не удалось разгадать этой тайны. И когда сраженный предательской пулей герой погибает, в моей памяти невольно возникли слова, сказанные накануне знакомым радиожурналистом: «Посмотри Маш... я сожалел, что фильм закончился… и знаешь... я во время просмотра почувствовал такое сожаление, что революция уничтожила всю нашу культуру…» Как будто бы каждая подобная смерть уносит и частичку нашей культуры. Канули в лету шикарная военная аммуниция, кипельные кители, эполеты на широких плечах офицеров, не звучит благородно французская речь - а потому полотно событий разворачивается в картине как церемониальный марш, дефиле. Огромное спасибо хочется сказать мастерам своего дела: художнику по костюмам Марии Шароевой и художнику постановщику Владимиру Светозарову. Изобилию шикарных нарядов Вареньки, коими она покоряет звездный букет актеров-мужчин, можно только завидовать да любоваться. И если в романе единственное приличное платье она уляпывает остатками плова в берлоге Эраста Фандорина, то в фильме - просто показ мод! Единственным оправданием гардероба барышни того времени являются сказанные героиней слова: «местные портнихи вполне сносно шьют и за небольшую плату» (на дословность не претендую, прим. автора). Находим объяснение у Бориса Акунина: «Замарашка в линялом голубом платье и пожухлой соломеной шляпке позорила имя русской женщины. А по тротуарам фланировали такие мессалины, разодетые по самой что ни на есть последней парижской моде! Без Фандорина заняться было нечем. Варя по-прежнему числилась при штабе, исправно получила жалованье и за декабрь, и за январь, плюс походные, плюс наградные к Рождеству. Денег накопилось изрядно…» Эраст Петрович (Егор Бероев) хоть и не голубоглаз и седина на висках еще не проступила, - титулярный советник хоть куда, - что ни движение, то точность. И когда все развлекаются, смотрят на Варенькины новые наряды, решает задачки! Самой удачной, на мой взгляд, оказалась именно та, которая заставила-таки его прятаться в ущелье, - там Фандорин от шашки разрывной аки ящерица в пещерке уполз в щель. И сам процесс вспоминания - как откат назад событий - здорово сделан, будто вгрызаешься в недра измерений и попадаешь в ту самую точку. Бероев - интересный актер. И голосок своеобразный. Таких актеров у нас, пожалуй, немного: Василий Ливанов. Алексей Баталов, Вадим Бероев… Я отчего –то и не искала голубого оттенка в этих выразительных глазах. Интересная бледность, томный взор… Бероев- совершеннейший Фандорин! В памяти остался кадр: летит снаряд со шрапнелью, и видишь крупным планом крутящиеся шарики в дребезжании… а потом в момент разлетается пол округи. Пусть это повтор, эксплуатация найденного в «Ночном дозоре», где аналогично летит заклепка, но наверное свое, родное, а не чистый Голливуд. Если и дальше российскому кинематографу удастся сохранить свое собственное лицо, не будет повода говорить, что массовое кино – для денег, немассовое – для души. И если загадывать на будущее, то хочется верить, что когда экранизации подвергнется «Алмазная колесница», то она наберет достаточную скорость и никакая, извините, подножка (gambette -с итал. «подножка»), нарождающемуся российскому кинематографу не грозит. К сожалению, фильм не раскрывает в должной мере главных тем, которым уделил внимание автор в «фандоринской эпопее». Уложить в рамки то, что практически читается меж строк в романе Акунина, непростая задача: «укоротить руки» России чтобы остальной свет мог свободней дышать, не диктуя свою волю Европе. «Перепелкин же несколько раз моргнул и нервно расстегнул тугой воротник…» Замысловатый Эфенди, так мастерски изображавший испуг во время дуэли, казалось бы, «свой в доску», - враг, которому нельзя отступать и сдаваться без боя. Фиолетовый зимний сумрак короток и едва уловим… Стекло цвета зимних сумерек на очках тонкой оправы разлетелось вдребезги, открыв взору зрителей истинное лицо злодея. Но опять же, какого? Образованного, в высшей мере начитанного и впитавшего в свой характер как западные так и восточные черты, красиво и правильно умеющего вести диалог и отлично знакомого с тактикой и стратегией военного дела. «Как жаль, что есть ценности поважнее сантиментов»… Но это не оправдывает убийства и мечты о господстве.
|
|