ЭССЕ "Как называется человек, БРЕДУЩИЙ по следам известных истин?", - вопрос, который мне встретился в одном очень умном и заковыристом кроссворде, поставил меня в тупик. - А как можно назвать человека, смело и уверенно шагающего по следам собственных заблуждений, по следам, ПРЕТЕНДУЮЩИХ на истину, современных коллизий?, - тут же съязвил я про себя, но, подумав, решил-таки порассуждать около этой темы. Причем, без тени иронии, я совершенно искренне благодарен автору этой крестословицы, побудившему меня к этим размышлениям. ИЗБИТЫЕ ИСТИНЫ Сочетание этих слов давно и надежно, до подсознательного, ассоциативного уровня, стало обозначать то обстоятельство, которое всем давно известно, набило оскомину, приелось, и что уже давно никого из мыслящих людей не интересует. Что-то вроде того, что масло есть маслянистый продукт. Или, что коммунизм, как и фашизм, как и любая утопия - это плохо. Хочу однако возразить. Истина в руках людей, сложнейший продукт озарения гения, как и машина в руках дикаря превращается в груду лома, в неполном, неясном осознании ее, действительно может превратиться в жалкого уродца человеческой ее интерпретации. Потому в сочетании со словом "избитая", причем безжалостно, дуболомами от логики и интеллекта, употреблять ее очень даже справедливо. Знаете, как и во фразе, используемой копами при аресте преступника, - "Все, сказанное вами, может быть на суде использовано против вас", - так и в любом, практически, истинном рассуждении при определенной перестановке акцентов и, "легким движением руки", смещении понятий, этакой произвольной коррекцией исходной мысли, можно любую здравую идею, гениальный плод разума и духа, Божественное Откровение, превратить в немощную и жалкую конструкцию мысли, в калеку и уродца. И истина на глазах превращается... превращается.... Правильно, превращается в обыкновенный набор красивых слов, а еще хуже, и в глупость, и ответ в душе вызывает уже прямо противоположный искомому, породившим эту истину, мудрецом. Математики, ученые выставили защиту против избиения дураками, сложнейший инструментарий объективного познания. Потому, слава Богу, в мире науки все "покушения" на истину носят продуктивный характер, характер умножения познания и движения вперед, характер мощного столкновения условно равных интеллектов, генерирущего новые идеи. Такой защиты, к сожалению, нет в бурном кипении общественной мысли и сферах, доступных ей, этой мысли. Это литература, религия, политика. В этих сферах, безусловно, всяк считает себя знатоком и экспертом. Тому есть подтверждение в многочисленных дебатах, и не только виртуальных. ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ От избитых, искалеченных истин немногим отличаются истины, отнесенные некоторыми "мудрецами" в разряд прописных. Это истины, низведенные до соображений личной гигиены, вроде - "Самые крылатые прокладки в мире - это прокладки фирмы Олвейс!", - или же - "Мойте руки после еды только мылом Дав!" Кто же не знает о том, что слово первично, и слова наши, и даже мысли наши, РЕАЛЬНО формируют мир, в котором мы живем и существуем, и который мы РЕАЛЬНО проектируем для своих детей? Казалось бы, что может быть серьезней и ответственней выработки исключительно серьезного подхода к воспитанию личности? И что мы имеем на сей час? И еще долго можно смеяться над цифрой 21, обозначающей время, век, от Рождества Христа, пройденный человечеством под знаком новой эпохи, под знаком духовного возрождения... Да и цифра 5765 могла бы представить для всех нас более утешительные итоги. Пусть автор крестословицы поймет меня правильно. Я ни сколько не умаляю крепи оков, в которые заточена вся наша социально значимая деятельность, не пытаюсь ослабить тяжести гнета пресса, довлеющих установок и направлений деятельности. Раз велено хвалить демократию, будем ее хвалить, причем отлично понимая при этом, что и истинная демократия, сама по себе, не меньшая утопия, чем все предшествующие ей социальные эксперименты. ПО СЛЕДАМ... Огромный ворох идей, мыслей, заблуждений, многочисленных знаний человечества, сегодня уже затмевает собой свет вечных, путепролагающих и незыблемых истин. И труднее всего пробиться к откровениям Творца Вселенной именно эрудитам, людям, неустанно, с засученными рукавами, перебирающим эту гору знаний и различных фактов. Людям, старательно изучающим бесконечный мир мудрствований и утверждений, фактов и противоречий... Методика переработки этого бесконечного материала подразумевает кратковременное столкновение человека с каждым фактом и каждым событием, с каждой идеей. И, совершенно очевидно, что не остается времени и места в душе для долгого осмысления и чувствования, тем более для неуклонного следования той или иной истине. Познание ради познания, так бы вкратце охарактеризовал я этот феномен. И с этим приходится мириться. Истина, свет ее, - это путь к совершенству, к позитивному результату. И, наоборот, любое отступление от истины в масштабах множества людей, катастрофично и губительно, как для самих людей, так и, в гораздо большей мере, для их потомков. Но, прожив более полувека, не устаю удивляться тому, как человечество, уверенно и весело, бодро шагает к собственной погибели, ничуть не озабочиваясь выводами и предостережениями всей предыдущей и многострадальной своей истории. Наоборот, все более убеждаюсь, что общество как бы даже старается "вычистить" из своих тесных и сплоченных в "едином порыве" рядов, оттеснить и всячески нейтрализовать несчастных, пытающихся предостеречь людей от пагубности последствий пренебрежения "прописными", то бишь, "избитыми" истинами... И гремят взрывы, развязываются войны, надежда и жизнеутверждение теряют свои основы... Когда-то мощный, крепкий, каркас вечных и незыблемых истин, подвергается ревизии и переоценке, рушится, и внимательному взгляду предстает грядущее запустение и рукотворная мерзость руин. И поздно, пожалуй, уже призывать людей к истине, сверхъестественный, чудовищный механизм саморазрушения, самоликвидации, увы, запущен... Но я не слышу, чтобы кто-то был этим сильно озабочен, чтобы человечество сплотилось и приступило к миссии собственного спасения и собственной защиты, увы... Время покаяния и избиения истин на исходе. НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА Что может сказать о сердце кардиолог? Сердечная мышца бурого цвета, насос, перекачивающий нашу кровь, подверженный поломкам и износу, инфарктам... И как сердце каменное сделать плотяным, добрым, отзывчивым и благодарным, о чем взывает Бог чуть ли не в каждой строке Своего Слова? Что же делает сердца наши каменными и неблагодарными, что, как червь, подтачивает изо дня в день нашу с вами доброту, нашу отзывчивость, наш человеческий облик, подобие Себя в котором так хочется увидеть однажды Господу? Смены двух-трех поколений воинствующих атеистов-руководителей было достаточно, чтобы превратить людей в рабов материального, в ревностных или вынужденных служителей идолам, ценностям господствующих идеологий, несовместимым с истинными духовными ценностями. Не случайно, должно быть, и флаги некоторых государств до сих пор уродуют пентограммы, кабаллистические, дьявольские символы, а Кремль и поныне оцеплен их адским рубиновым свечением. Но если в США никогда не было гонений на Церковь, если там, пусть и номинально, но официально, Божье Слово, Библия признавалась мерилом истинности и справедливости, и, пусть и в нарушении заповеди «не клянись», клятвы произносились с положением правой руки на эту священную книгу, то в России все обстояло куда как плачевнее. Но не ставлю я себе задачей обличать и поучать, не по-сердцу мне это, и упомянул я о наших с вами заблуждениях совсем не с целью, присыпать еще раз наши с вами кровоточапщие раны солью, а совсем напротив, задуматься вместе с вами, поразмышлять, и попробовать хотя бы определиться в направлении своих духовных помыслов. Почему же так ревностно Бог предупреждает нас о недопустимости сотворения нами кумиров? Сердце, свободное от кумиров и идолов будет безраздельно принадлежать Тому, кому оно должно принадлежать по праву его сотворения, Господу. Если же сердце станет принадлежать Господу, со всем неисчерпаемым запасом своей любви, то и Бог ответит тем же человеку. Величайшей полнотой радости, неисчислимыми благословениями, которых так жаждем мы, но не умеем достичь, ибо не может Господь утвердиться в сердце, полном иных привязанностей, а то и вообще, греха. Чем больше люди будут почитать Бога, тем больше Бог будет почитать людей. Он станет на нашем пути верным стражем и защитником, таков незыблемый закон отношений между человеком и Богом. Что проку во всех земных и преходящих благах, когда сердце сжигают ненависть и зависть, когда всякое добро наказуемо, когда само понятие любви извращено до неузнаваемости? Плачевны последствия большевистского разора, печальное зрелище представляет собой испоганенные и запущенные земли, вырубленные безжалостно или выгоревшие леса, отравленные водоемы, невыносимо смрадный воздух, дожди, несущие в себе ядовитые примеси... Алкоголизм, наркомания, табакокурение уносят от нас все больше жизней, так и не состоявшихся, так и не сумевших послужить Господу, а, стало быть, и человеческому благу, для которых были созданы... И ничего, вы слышите, ничего(!) человек не в силах противопоставить этой чудовищной силе уничтожения, кроме... Кроме упования на Того, Кто имеет силу и имеет власть противостоять злу и разрушать его. Но от нас с вами при этом необходимо одно – наше с вами упование. Сердце наполняется радостью, когда мы становимся свидетелями Божьего чуда, восстановлению во всей своей исконной величавости и красе Божией Церкви, полному и громогласному звучанию Слова Божьего, воскресшего из небытия, из мрака идеологической тюрьмы человеческого духа. И никакое нашествие чудовищной армии кумиров не способно умалить процесс воссоздания прежнего величия Церкви, напротив, в посрамление дьявола, даже сами кумиры, стяжатели земной славы, достигая своих высот, нередко обращаются в своих молитвах к Богу и служат на примере своих достигнутых успехов славе Его, хотят они этого или нет. На переломе величайших событий всегда являются великие искушения. Это и ложные вероучения и, захлестнувший все слои общества, оккультизм. Но рано или поздно, человек обязательно увидит разницу между прекрасными Божественными откровениями и смутной и запутанной системой оккультных «знаний», подвешенной на непрочной ниточке человеческой наивности и доверчивости, суетных верований. Это лишь дело времени, и наша с вами задача молиться о том, чтобы Бог полнее открывал людям Свой прекрасный Лик, Свой совершенный Образ. И что проку, взывать к совести астрологов и магов с различными оттенками, от белого до черного, надо просто молиться о спасении их душ, а понимание того, что не от светил и заклинаний зависят судьбы людей, а от исполнения людьми заповедей и постановлений Божьих, будет постепенно приходить в нашу жизнь через молитвы наши и подвижнический труд священников. Я убежден, что Бог открывается каждому, кто воззвал к Нему о помощи, с чистым сердцем, кто признал Его Творцом небес и мира и любящим Отцом, всеми помыслами своими обратился к Нему и открыл Ему свое сердце и свою душу, кто смирил гордыню и открыл свой разум к познанию Слова Божьего, кто предпочел Церковь многим увеселениям и суетным делам. ВОСХОЖДЕНИЕ К ЛЮБВИ Первый этап любви естественен и основан на данных нам ощущениях от рождения. Необремененное опытом жизни сердце, разум, открытый познанию окружающего мира, способствуют, радостному и открытому в своей любви, восприятию мира. Это годы нашего детства и нашей юности. «Будьте как дети» увещевает Господь нас, обращая сердца наши к чистой и бескорыстной любви к Господу, к миру, к окружающим нас людям. Мы всегда с теплыми чувствами вспоминаем эти годы своей жизни, часто обращаемся к ним в своей памяти, невольно сравнивая свои более зрелые ощущения с теми, давними, часто, не в пользу первых. Второй этап любви состоит из борьбы и примирения. На пути взросления и становления своего, на пути всестороннего познания окружающего мира, людей, самой жизни, трудно уберечь душу свою от разочарований, от сует борьбы «за место под солнцем», от здорового цинизма и признания правил игры, под хлестким и жестким названием «жизнь». Можно конечно оставаться в наивном неприятии реально существующих обстоятельств этой жизни, принять позицию невмешательства в кипение человеческих страстей этого мира, печалиться о его несовершенстве, и в полной мере вкусить горькие плоды отверженности и одиночества, этакого подобия монашеского скита, но не уверен, что такой подход к жизни разумен и плодотворен для большинства из выбравших сию стезю, а главное, что ваше монашество и «отторжение» себя от мира, будет правильно оценено и признано окружающими вас людьми. На этом этапе мы познаем и горечь предательства близких нам людей, и лукавство пытающихся ввести нас в различные искушения и заблуждения, и подлость использующих нашу доброту и наше доверие корыстолюбцев, и озлобленность наших идейных врагов, и непримиримость чисто биологических неприятий по типу натуры, познаем горе собственных поражений и многих утрат, познаем бессилие наше перед грязными наветами, и постепенно подходим к порогу замкнутости в своем мирке, к разочарованности в своих прежних и светлых идеалах и представлениях об этом мире и окружающих нас людях. Блажен тот, кто на этом непростом этапе сумел сохранить в своем сердце способность любить людей, такими, каковы они есть, со всеми их пороками и недостатками, со всеми их наивными заблуждениями и откровенными глупостями, со всеми их кознями и уловками против вас. Блажен тот, чье сердце не озлобилось и не ожесточилось против людей, но много ли таких? Не уверен. Делать приятное лицо при общении – еще совсем не значит любить. Даже скорее напротив, от приятных в общении людей, старающихся всеми правдами и неправдами снискать себе авторитет среди своего окружения, можно ожидать премного пакостей, увы. Третий этап – это этап зрелой, совершенной любви, которая ничего общего не имеет с «приятными отношениями». Если вы научитесь, даже не вслух, а мысленно, благословлять всех, встречающихся на вашем пути людей, желать им счастья и здоровья в мыслях своих, в сердце своем, если вы научитесь благословлять Бога в душе своей, благословлять мир вокруг вас, благословлять землю, по которой вы ступаете, вы увидите, как через некоторое время, ваше сердце преисполнится совершенной Божьей любовью и радостью, как потянутся к вам сердца, как изменится ваша жизнь и жизнь вокруг вас. Дерзайте, и да пребудет с вами Бог. ПОМЫШЛЯЙТЕ О ГОРНЕМ В течении десятков лет правления Россией парвусистов, цинизм в отношении горнего, сиречь возвышенного, достиг своего апофеоза. Принятый термин «рабоче-крестьянская интеллигенция» предполагал очевидно некую особую интеллигентскую преданность работников культуры и искусства бессмыслию, сооруженного топорно и наспех, идеологического каркаса, этому гигантскому духовному муляжу, издевательски выстроенному в противовес духовным ценностям, так называемыми атеистами. Вера в безграничные возможности человеческого разума – это не что иное, как непомерная гордыня вконец оглупевших интеллектуалов, которые, подобно падшему ангелу деннице, возомнили себя превыше Бога, нашего Отца и Творца Небес и Мира. И не случайно, всякое движение человеческой мысли, не освященное благословением Бога, не будет, никогда и ни при каких обстоятельствах, иметь реальную практическую пользу, ни в науке, ни в политике, ни в быту. Сея безбожие, мы пожинаем реальные бедствия. До сих пор находятся люди, восхищающиеся «умелыми организаторскими способностями» нелюдей, уморивших десятки тысяч людей в голоде и в холоде, в немыслимых мучениях плоти, на строительстве «большого арыка» в честь прескверных папирос. Нет нужды и охоты листать книгу сих «славных» деяний, об этом уже довольно поведано миру. Разве красоты физического, воспринимаемого нашими чувствами мира, не являются поводом для восхищения нашего, для размышления о совершенстве Великого Конструктора, для жажды познаний Его тайн и секретов, коих не счесть, но молящему о них во благо у Господа, открывающихся по вере его? Разве мощь и величие Слова, которым сотворено все, и которое вручено Господом Моше Рабейну на Синае, не содержит откровений, от которых захватывает дух и реально меняется этот мир? Разве надежда наша на величайшее из наследий, наследие Небес, наследие вечное и нетленное, обитель и царствие Самого Господа нашего, через искупление, принесшего Себя в жертву за нас Богу, Мессии, не делает нашу жизнь осмысленной и прекрасной? Но нет! Нас с детских лет одергивают: «Не витай в облаках!», - скрепляя безумное поучение сие еще и добрым подзатыльником, для лучшего усвоения. И мы нехотя опускаемся в опостылевший нам мир безраздельной власти человеческого несовершенства (никакого более мягкого определения этому «количественному фактору» я найти не могу). И мы сжигаем безжалостно кислород из воздуха, которым дышим, отравляя его вдобавок ядовитыми выбросами, поганим моря и реки, бесконечно наращиваем производство давно изживших себя двигателей внутреннего сгорания в угоду горстке нефтяных и автомобильных магнатов, подчиняя энергию и волю всего населения земли абсолютному безумию, более того, подчиняя этому безумию и спорое истребление земных ресурсов, создаем наперегонки все более и более мощное оружие массового уничтожения в таких количествах, что его уже нынче хватит для распыления всей солнечной системы, тем самым лишая наших потомков не только самого будущего, а даже слабой надежды на него. Воистину: «Самое мудрое ваше безумнее самого безумного Моего», - ну что тут добавить? Там где горнее становится первоосновой мышления, там, и только там, раскрываются подлинные чудеса человеческого гения. Воистину: «Не хлебом единым жив человек, а всяким словом, исходящим из уст Божиих». Но слово это надо уметь услышать, развивая в себе чувства и способности мыслить высокими, Божественными категориями, е не жалкими категориями коньюнктуры. ЧТО ПОСЕЕШЬ... Наш мир уже сегодня смахивает на терпящий бедствие корабль. Бешеными темпами создаются и реализуются версии выживания «достойных» представителей человечества, создаются все условия для «сбрасывания балласта», особенно на обширных территориях СССР, куда направляемыми потоками хлещут два десятилетия подряд суррогаты ядовитого спирта и наркотики самого низкого качества. На этих жизненных пространствах уже давно показатель смертности превысил показатель рождаемости. Ускоренными темпами полнится чаша сих беззаконий, приближая время неотвратимой жатвы. И сеящим зло, активно роющим яму ближним своим, воздастся мерой проросшего в богатый колос зерна. И на безумных верфях человечества возводятся новые «Титаники», чья скорбная участь уже предрешена. Господа не перехитришь и в хозяйстве Его не слукавишь, а баснословные деньги и власть безопасно в этом мире использовать исключительно и только по назначению, то бишь во благо людям. С заснеженных высот любезно предоставленной Богом власти отлично просматриваемо, что есть зло, а что – благо, и неведением оправдаться здесь будет затруднительно, даже вовсе невозможно. Что можно сказать в оправдание хитроумных и лукавых теорий, в основе которых положена ложь, прекрасно и умело завуалированная правдоподобием и обрывками истин, многочисленными ссылками на Евангелие? И ведут эти теории доверчивое человечество из одного тупика в другой, устилая дороги бедствиями, и утыканы пути сии бронзовыми и каменными идолами изменников от веры и прелюбодеев от истины. Посеешь ветер, пожнешь бурю – воистину так. И отвращаются люди от Евангелия, от чистого и живого слова, и вместо того, чтобы сеять это слово в мир, в сердце свое, слово прекрасных Божьих истин и непостижимых до конца в своем бесконечном величии и красоте Божественных откровений, и пожинать наследие жизни вечной, в Воссевшем одесную Отца Небесного Иисусе Христе, начинают искать люди истину там, где ее не может быть по определению, в человеческих рассуждениях и наставлениях, претендующих на мудрость, и в то же время, на некий эпатаж. И выбирают люди в путеводители, скажем Оша, отринув Евангелие, и пожинают они в своей жизни что-нибудь в рифму – «воша» или «бомша», или и то и другое вместе, и не более того, ибо, что посеешь... Знаю одного, уж и вовсе извратившегося в сознании своем, сравнившего почитание Бога со служением идолу. И такие случаются, и что же пожнут они, сеющие самую страшную хулу на Всемогущего и любящего Отца? Мне страшно об этом думать, очень хочется, чтобы они опамятовались до срока. Неблагодарное это дело, идти путями «прописных» истин, ибо в шкале духовных ценностей среднестатистического жителя земли, Евангелию отведено какое-то место, но отнюдь не главное и основополагающее. И мои героические попытки предложить читателю свой взгляд на этот мир, просто обречены на жесточайшее сопротивление. Дьявол будет до конца бороться за свою паству, за огромное количество введенных в заблуждение душ. Но единственное наследие, которое предлагает дьявол – это погибель. Только не сокращается рука Божья, чтобы спасать, и Слово Божье, с каждым днем все смелее звучащее в Церквях, разрушает планы дьявола и обличает его сущность и его коварство. Много тайн было доверено Деннице Богом, но обратил он эти знания во зло. СУЕТА Это страшное по своей сути понятие. Исповедания, мысли, дела, истощающие силы человека и не приводящие его никуда, ни к каким разумным целям и осмысленным задачам. В суете можно прожить жизнь напрасно, «как все», прожить, оставив памятью о себе лишь черту между датами на могильном камне. Прожить свою жизнь, даже не осознав цель ее и предназначение свое в этом мире, похоронив все виды и планы Господа на тебя... Это трагедия, перед которой меркнут все беды мира, что может быть страшнее собственной нереализованности в этом мире? Разве только верноподданическое служение греху и искусителю... Я вспоминаю советские производственные коллективы, официальные и неофициальные «тусовки», собрания и перекуры, на которых всегда присутствовали люди, строго регулирующие темы бесед, «рамочники», умело перебивающие любую глубокую и здравую мысль и бодро поддерживающие жвачку идиотских «дозволенных» и благожелательных бесед, о бабах ли, о шмотках, о прочей подобной лабуде, представляющей живой интерес только разве для слабоумных, либо прикидывающихся таковыми. Любая живая мысль подвергалась немедленному абсолютно безжалостному уничижению, так же как и ее автор. Мыслящих самостоятельно людей не жаловали и всячески отравляли им жизнь, мнения же о заметных людях театра, кино и эстрады, литературы и искусства, науки и спорта, формировали особенно тщательно, вознося одних и оскорбительно-пренебрежительно отзываясь о других. Очень хорошо помню как во всех «коллективчиках» усердно очерняли Окуджаву и Высоцкого, Жванецкого и Задорного(младшего), да и продолжают (по негласной традиции своей, что ли?) делать это по сей день. Помню отлично, как реально травили верующих глубоко и искренне людей, как издевались над ними в рабочих коллехтивах – этом дьявольском изобретении большевиков. В коллективах, этих мини-фабриках, выхолащивались людские души, примитивизировалось сознание, и в итоге мы получали готового к употреблению властью уродца – хомо-советикуса, в коем от человека, с душой, с глубокой верой в Господа, с горячим стремлением жить по заповедям нашего Небесного Отца, уже не оставалось ровным счетом ничего. Это был раб в абсолютном понимании этого слова, мало думающий и не заинтересованный практически ни в чем, реально не имеющий доли ни в прибылях ни в разработке планов и программ, все решалось без него, минуя его, и ему, этому хомо-советикусу, была четко определена роль пустого места на фоне пустых и суетных идеологических мероприятий. Страшная вещь суета... Даже многие виды выпускаемой продукции носили на себе нетленную печать суеты, были невостребованны и бесполезны в употреблении. О, как старались привязать людей к «материальным» стимулам, к дачным соточкам, убогим квартиркам, убогой мебелишке из склеенных опилок, автомобильчикам-уродцам нашенского производства, к жратве, к одежонке, очень точно названной «шмотки» и к прочим признакам «состоятельности и благополучия»! Как надеялись наши «апостолы» от парвусизма-ленинизма удерживать максимально дольше сознание масс в этом убожестве, следуя формуле совершеннейшего идиота, что мол именно бытие определяет наше сознание. Не вышло. Бог, великий во всех Своих делах и проявлениях, исчерпал запас Своего терпения, чаша беззаконий большевиков наполнилась до краев, и Он опрокинул ее на их бестолковые и безумные головы, явив всему миру их собственное ничтожество и уродство. Пусть на здоровье они, успевшие умело (чему-чему, но этому «экспроприаторов» учить долго не нужно было, это у них в крови, в генах) разворовать свою же страну (не это ли самый наглядный пример беззакония и безумия?!), полагают себя и поныне самыми ловкими и достойными, самыми дельными и умными представителями их скукожившейся вотчины, мы знаем им действительную цену, и если Господь однажды сказал «Альфа», то, будьте уверены, за сим непременно последует и «Омега». Как увещевает Господь нас: «Не заботьтесь о том, что вам есть и что вам пить... во что одеться...»! И сколько людей, искренне и до глубины своей совковой души, возмущаются сим незыблемым постулатом Божиим! Как же так можно, это же не вписывается ни в какие представления человека, взращенного на большевистских убогих хлебах познания мира! И неведомо несчастным, что в тех государствах, где свято чтут заповеди и постановления Божьи, где к Слову Божьему относятся с трепетом и почитанием, люди давно уже живут в изобилии и комфорте, кроме, разумеется, уродов общества, богохульников и грешников, коих, к печали, довольно всюду. «Не заботьтесь о дне завтрашнем...»! - восклицает Господь, и совершенно понятно, что хочется Ему, чтобы человек вложил в сегодняшний день все свои силы, всю свою страсть, чтобы он сделал сегодня как можно более добрых и полезных дел. Вообще Библия имеет удивительное свойство, она как бы обращена к тем людям, которые верят в Господа и с радостью ловят каждое Его слово, каждое поучение, и, поверьте, совсем не в надежде на обещанные Отцом Небесным обетования, безумно, непостижимо, безгранично прекрасные, а попросту зачарованным Его высокой целесообразностью и прекрасным высоким совершенством ИСТИНЫ в ее первой и последней инстанции. ПРЕТКНОВЕНИЯ Я тоже, как и все нормальные люди, множество раз претыкался о непонятные мне в Библии места, особенно в текстах Ветхого Завета, обнаруживая там явные несуразицы. Особенно в книге Бытие. То ли скверный перевод тому виной, то ли чья-то бестолковая редакция. Но хочу уверить вас, мои дорогие друзья, что эти преткновенния не стоят и крохи тех чудесных откровений, которые нам доверил Господь в Своем Слове. Не раз и не два прочитав эту чудесную Книгу, в конце концов убеждаешься в Ее сверхъестенном происхождении, убеждаешься в том, что Она действительно представляет из себя Благую Весть для человечества, переданную нам помазанниками Божьими и сохраненную в веках силой Божьего промысла. Ее первоначальный вариант, Тора, до сих пор хранится в свитках, причем исполненный на древнем, еврейском языке, и еврейский народ свято оберегает свою сокровищницу, Дар, принятый от Бога на горе Синае самим Моше Рабейну. День дарования Торы, Шавуот или Швуэс, еврейский народ празднует 6-7 Сивана, где-то в июне. А 23-го Тишрея, где-то в начале октября или в сентябре, празднуется Симхас Тойре, Радость О Торе, праздник любви к Торе, праздник окончания годового цикла изучения Торы. С налетом грусти отмечается тот день, когда Тора была переведена на греческий язык, «льву вырвали его зубы» - так примерно трактовалось это событие в те времена. Под этим подразумевалась практическая невозможность полноценного перевода, несовершенство перевода. Окончание перевода Торы на греческий язык отмечается 8-го Тевета, накануне поста скорби 10-го Тевета, в память о разрушении Бейт Микдаша (Храма). Как близки по датам эти скорбные события! Но не будем хулить перевод, то, что являло собой несовершенство в те благословенные времена, сегодня уже выглядит как образец совершенства, вершина творческого наследия, преодолеть которую невозможно, ибо «Слово было у Бога и Слово было Бог»! Ориентироваться сегодня нам, детям страны воинствующего атеизма, диалектического материализма, в области тончайшей духовной сферы, очень непросто. Мы привыкли к логике мгновенного взаимодействия материальных структур, к простейшей логике. К примеру, нам приятно ощущение от табакокурения, мы курим. Вить же ажурные узоры духовной логики, которая беспристрастно обличает всякую зависимость человека от материальных стимулов, тем паче, служащих во вред здоровью самого человека, нам уже нет нужды, нет навыков подобных рассуждений. Приятно – делаем, неприятно – ропщем. В итоге имеем множество несуразностей в нашей с вами жизни, например, ответственная и полезная работа оплачивается по минимуму, а на бездарных и пустых спекуляциях, совершенно бесполезных для общества, сколачиваются состояния. Кто из нас не претыкался о людей? Иной раз и не отличишь человека от порядочного, а поближе рассмотришь – жить не хочется. Или в глаза льстит, а за глаза такое говорит, что диву даешься, как он сквозь землю не проваливается при этом. Или совсем уже паскудный приемчик – «метод наращивания лжи», когда и не знают о человеке толком ничего, но врут про него наперегонки, взахлеб, и каждый при этом «таакое» слышал, что святых выноси. А человек ни с кем из них словом никогда не обмолвился и вынужден лишь скорбеть душой от наветов мерзавцев сих, будучи в тысячу раз, и умнее, и благороднее, и чище этой толпы расторопных наветчиков. Какой уж тут, право, образ Божий, какое, право, подобие... Одно утешает, что воздастся каждому за хулу на любящего Бога, но что им до того, ибо слепы, и в правоте неприязни своей уверены до конца. Что ж, кесарю – кесарево... Церковь – это Храм, где присутствует Сам Господь, и ходить в Церковь, значит, ходить в гости к Самому Господу, наносить Ему, так сказать, визит вежливости, почтения и признательности. Это не раут какой-нибудь, где тебя нужный человек может приветить, это поклонение Тому, от Кого не только судьбы людей зависят и здесь, на земле, и там, на небесах, но и судьба самой земли и самих небес, всего сущего. Бог выше президента, хотя и перед визитом к президенту кое-кто не раз меняет от почтения и страха свои памперсы. Церкви открыты и встречают в них всякого благожелательно, но как трудно порой пересилить себя и пойти в Церковь, очистить душу свою и сердце от скверны и всякого мусора, отходов от вынужденного общения с разными людьми. ПРЕЛЮБОДЕЙСТВО Трудно провести четкую грань между идолопоклонством и прелюбодеянием. И то и другое в своей основе имеет преклонение перед различными явлениями и раболепную привязанность к ним, вплоть до органической зависимости. Лучше всего меня поймут женщины, которые очень нуждаются в любви и заботе своего возлюбленного мужа, а муж, тем временем, с головой поглощен каким-нибудь своим занятием, жену не замечает, и жена, бедная, для того, чтобы привлечь его внимание к себе и к своим нуждам, буквально пластается, обеспечивая в доме порядок, уют и комфорт. Но неблагодарный и бессердечный муж воспринимает эти чудесные плоды титанических усилий близкой и преданной ему женщины как нечто само собой разумеющееся, не имеющее высокой цены и не требующее воздаяния. Попытайтесь теперь представить себе степень обиды и неудовлетворенности жены при этом, при такой вопиющей неблагодарности собственного мужа. Так и Бог нуждается постоянно в нашей с вами заботе и внимании к Себе, ибо Он этого достоин в несоизмеримо большей степени, чем самая радетельная жена. Но мы часто обращаемся к Нему лишь в том случае, когда нам очень плохо, когда мы становимся жертвами трагических обстоятельств, когда наше бессилие становится уже очевидным даже для нас самих. Да и то не всегда. Многие в подобных обстоятельствах наоборот, бранят и хулят Бога за то, что они стали жертвами «злого рока». За примерами далеко ходить не нужно, многие из нас встречались с безнадежно, неизлечимо больными людьми, скажем раком, которые даже перед смертью не уставали браниться о том, что Бог их обделил и обидел. Перед каждым человеком по жизни существует выбор между двумя дорогами, между дорогой Божьих благословений и дорогой проклятий. Об этом прекрасно сказано в книге «Второзаконие», в 28-й главе. Бог предоставил человеку абсолютную свободу выбора, свободу воли. А люди предпочитают ориентироваться не на Божьи установки, а на установки людские – «А что на это подумает Фокий Абрамыч, а что скажет на это Марьиванна?» Что ж, и пожинайте тогда благословения от Фокия Абрамыча и Марьиванны, но и не сетуйте при этом на Бога. Даже по простым человеческим меркам такое небрежение недопустимо, тем паче по высоким духовным, небрежение к Отцу Небесному не делает чести человеку. И то обстоятельство, что Бог терпеливо и милосердно ждет от каждого из нас покаяния перед Собой за это нерадение к Нему, еще не говорит в нашу с вами пользу, а наоборот. Сколько игр, сколько цацек напридумал себе человек, чтобы служить своим идолам с фанатичной преданностью, бессердечно манкируя преданностью Даятелю Жизни и Творцу всего сущего. Жестоковыйный народ – так определил Сам Господь нерадивых чад Своих. Измена поражает человеческое сердце, человеческий дух, изменников во все времена ненавидели и презирали, апостол Иуда Кариотский на все века стал примером бесчестия для верующих людей, хотя и был лишь орудием Божьего промысла. Не намного лучшей участи удостоился и Понтий Пилат, принявший роковое решение не по справедливости и велению собственного сердца, а в угоду разъяренным священнослужителям Иудеи. «Умывающих руки» не очень жалуют люди. Бог, в отличие от нас, не изменяет, Он до конца верен Своему Слову, и Завет Его с людьми, через Принесшего Себя в жертву за нас, Иисуса Христа, убедительнейшее тому подтверждение. О, какой великий смысл Бог заложил в заповедь «Не прелюбодействуй!» Вспомните, как учил Иисус понимать заповедь «Не пожелай жены ближнего своего»: «А Я говорю, кто посмотрит на жену ближнего своего с вожделением, тот уже прелюбодействует с ней в сердце своем!» Достичь такой вершины духовной чистоты и святости человек сам не способен. Эта сверхъестественная нравственная чистота – плод совместных усилий человека и Бога, заключивших меж собою наикрепчайший, кровный завет. Вспомните, как благословил Господь народ Свой через послушание Богу Авраама. Послушание - это то доброе семя, которое взрастает святостью и благословением всей «инфрастуктуры», окружающей человека, возлюбившего своего Господа, благословениями в детях и в праправнуках, на земле и на небесах, на тысячу родов вперед. И наоборот, посмотрите, что происходит с детьми тех матерей, которые обращаются к колдовству. Я лично знаю несколько ярчайших примеров из жизни, и во всех этих примерах матери так и не осознали, к несчастью, своего преступления, разум их оставался закрыт для раскаяния, для признания собственной вины в гибели своих детей. Казалось бы, ну что там, это всего лишь невинная забава, астрология, хиромантия, гадание, колдовство, но не слишком ли дорога плата за это духовное блудодейство?... Каждый выбирает свои пути перед Богом, воистину так. 2005.09.12.
|
|