ХОДЖА НАСРЕДДИН – МЫСЛИТЕЛЬ из НИЗОВ. Появляются люди: начинается общение, торговля, шук... Общество любое: это шук, балаган! При этом, каждый правоверный выступает в одной из ролей: он торговец или покупатель. Иногда посредник! Должен иметь дело с товаром не обязательно: часто продают, покупают и меняют способности, таланты, обычный труд, его продукты. Каждый человек выступает в одном из указанных качеств. Только раб не продает: им пользуются! Так устроено общество! Нет ничего позорного в купле-продаже: это тот же обмен товарами, свойствами. Ходжа неспеша шел по улице: припадает на более короткую левую ногу. Передвигается без помощи палки, хотя ему сильно помогает. Никто точно не знает: родился с уродством или получил травму? Ходжа не любит расспросы: не часто вспоминает об авнтюрном происшествии в его жизни. Случилось это давно: еще в молодости. Ходжа послушался безбожника. Точнее, проиграл в споре: расплатиться нечем! Согласился он подняться ввысь на летучем змее.Удивленные, испуганные равоверные увидели чудо в небе: указывают пальцами! Испугался стражник: натянул тетиву, прицелился и - выстрелил в змея! Попал! Змей начал распадаться: во время падения Ходжа получил сильные ушибы и перелом ноги. Легко отделался! С тех пор он хромает. Боится в грехе признаться: соревновался с Ангелом Аллаха. Не победил! Зато увидел красоты природы: сверху! За тот увиденный дивный вид стоило рисковать: так считает! Ничего подобного никто из смертных-правоверных не видел. Ходжа увидел себя: Ангелом! И посмертное Будущее: стоит помучаться в Раю! Стоило пострадать, чтобы потом... Ходжа ни на минуту не сомневается, не теряет оптимизма: как праведника, страдальца, судьба его вознесет на девятое небо. Нет более высокого! По сути, духу каждый правоверный надеется на милость Аллаха. Скала стоит почти отвесной стеной: Ходжа не рискнул взобраться. В мальчишеском возрасте он совершал восхождения: не знал страха! У него хватало сил, сноровки на самые трудные восхождения. Дополняет риск жизнь: прививает осторожность. Ходжа уже на многое не способен. В одном преуспел: в остроязычии.Стал более колючим. Он сейчас более сдержан, терпим: не так разнуздан, не зол! Но зло не прощает. Не признает глупость. Ходжа нравоучитель! Простонародье и чернь его признали безоговорочно, но просвещенные не отпускают от себя. Ходжа всех веселит. Никого не оставляет равнодушным к нравоучениям и собственной личности. Его авторитет непререкаем. Мало кто осмелится соревноваться с самим Ходжой. В его понимании: в сконцентрированном виде сумел спрессовать народный опыт и силы. Сохранил его в безграничном почете. Ходжа редко вспоминает свое детство, родной кишлак. С друзьями искал пещеры.Мальчишкой он пас скот. Быстро бегал. Кричал, свистел и вырезал свистульки. Непослушные животные в поисках лучшей пищи в сторону удалялись. Помогала собака,но ее обленил зной, яркое солнце: чаще ленится на боку. Дремлет. Один козел непослушный, самостоятельный отбился от стада: взобрался по склону. Малец оставил коров и коз на попечение разбуженной собаки: начал взбираться по крутому склону. Пару раз оступился: мелкие камни посыпались вниз. Козел не стоит на месте: взбирается все выше, выше к вершине. Запыхался Ходжа. Самое обидное: козел смеется над ним, призывно машет хвостом: догоняй! Вот уж накажет! Вскоре почти выбился из сил, но козел! Понял Ходжа: бессмысленно это соревнование. Козел без злого умысла, а по велению своей природы лезет на вершину. Доказывает себя качества лидера. Сам вернется: к своей козе!В сердцах Ходжа плюнул: начал спускаться. Так и произойдет! Козел покажет нрав: остынет и вернется! Так и произошло! Уверен: с тех пор знает характер козлов! Козел - тот же осел, но только без поклажи и хозяина на спине. Ходжа приносил черепах одному любителю супов из их мяса. Пек ноги при переходах по раскаленным пескам. Наступал на колючки. Полюбил ослов: общаться с ними, разъезжать верхом. Молол джугару, кукурузу на мельнице. Научился выпекать вкусные лепешки. Часто по ночам слышал завывание шакалов. Видел горящие волчьи глаза. Слышал по утрам, в полдень, вечером зазывающий голос маэдзина. На- учили лепить глинобитную кибутку. На топливо собирал кизяки. Купался в реке. Ловил рыбу: чистил, жарил. Собирал виноград. Пробовал курить травку. Узнал вкус вина. Испытал женскую страсть. Любовь детей. Знает цену слов. Много раз дружил, но часто разочаровывался в людях. Не унывал при разорениях: рвался вперед. Увлекался рискованными начинаниями. Смеялся над собственной слабостью, неудачами, просчетами. Жалел людей. Сострадал немощным. Помогал слабым. Искал дружбу с сильными: не богатыми! Ходжа умно распоряжался своей популярностью, славой. Ходжа никогда не пытался унизить человека. Оскорбить человеческое достоинство. Каждого человека он считает сыном или дочерью Аллаха. Оскорбить смертного: это нанести кровную обиду самому Аллаху. На такую низость не способен человек добропорядочный, истинно верующий в благородство и вечность этого мира страдания, скорби. Ходжа сожалеет о минувшем: быстро уходят неведомо куда годы. Приятны воспоминания минувшего: не всегда уверен, что произошло именно с ним. Он в пути: еще на рассвете было свежо. Ногами стряхивал с трав капли предутренней росы. Поднималась редкая дымка. Из ноздрей пасущейся, спутанной по ногам лошади вырывается теплый пар. Игогочет осел: не такое глупое, несомненно упрямое животное. Вскоре запылало желто-малиновое Солнце! Извергает прямые огненные стрелы. Палят безводную степь. Изредка в чахлой траве шуршат суслики: им лень выползать из глубоких прохладных нор. Застывший воздух повисает, вздрагивает: остается без движения. Оживление наступит позже: спадет зной, а с заката освежит вечерняя прохлада. Наступит облегчение. По ночам бывает холодно. Осенью непременно приходится обогреваться. В очаге моментально сгорают ровным пламенем сухие кизяки. Не запасешься! Безветренно. Вскоре из аравийской пустыни задуют знойные пыльные движения. Это даже не ветер, ленивые передвижения жара. Хамсин: ровно пятьдесят дней изнурения в году. В середине осени, чаще к ее концу случаются жуткие порывы северо-восточных холодных ветров: срывают крыши, жилье уносят, ломают деревья. Но еще чаще по степи гуляет вражда, ненависть. Хозяйничают разбойники: грабители и убийцы! Грабят караваны. Убивают путешественников. Доверять деньги, тайны можно только родным людям. Защитит род! Племена разрозненны. Каждый заботится о детях и своем благополучии. О собственной безопасности. Маняще-улыбчивая Луна-шутница вытворяет свои обычные штучки: посылает кажущиеся безобидными чувственные вспышки. Воздействует на настроенные сердечные, мозговые участки или эмоциональные центры. Не спится старухе: постоянно крутится возле зеркала, жеманится. Сегодня день особый: она именинница! Примеряет обновы. Выставляется для просмотра во всех подробностях. Должна понравиться! Не позволяет спокойно спать! Барабанит на нервах. Тормошит. Манит. Преуспела в ыкрутасах. Ей позволил манерничать, светить поручил Аллах Великий! Испробует в действии все женские штучки вкачестве соблазна, испытания. В себя bлюбляет.Ей поручил манерничать, поручил светить. Безумцам влюбленным позволяет манипулировать: превращаются в существа послушные. Послушание: благодать, одновременно это кара! В кожу Ходжи вонзилось яркое селеновое сияние: пробудился! Над изго ловьем приподнялся. Почувствовал острую жажду. Слез с постели. Подошваи ног ощутил приятную прохладу остывшего за ночь пола. Увидел на лежан-ке распластавшееся тело собственной жены: распарилась! Лежит рядом на спине, подбочилась немного. В верблюжью подушку углубилась голова. Сопит носом при вдыхании, с посвистом выдыхает... Фыркает, похрапывает. Об- нажились груди: спелые, отвисшие, манящие. В такт дыхания легко колышутся. Лежат на разных уровнях. Колышется живот: вздымается, опускается, пееливается в складках. Левая нога поджата в коленке. Правая припухла: прижимает, замком прикрывает место соблазна, наслаждений. Ходжа возбудился от одной мысли, вида: не может войти в сонное, обнаженное тело. Хорошо знает свою эгоистичную, грубую жену: непременно поднимет шум. Одолевают оба чувства: оказалась сильнее жажда. Он вышел наружу: во дворе нашел бурдюк с водой. А когда вернулся... Жена лежит в той же позе. Но на нее что-то воздействовало: вздрогнула, к этому моменту пробудилась. Услышала приближающиеся шаги: стыдливо прикрыла наготу. Ходжа протянул руки: в намерении прикоснуться. Жена под проницательным взглядом мужа отстранилась руками. Не допустила притронуться, мощно взять: завизжала. Пропало у Ходжи желание: не пожелал связываться с этой гадкой женщиной. Прилег. Чаще всего к нему возбуждение приходит на ассвете.Она трется по вечерам: без этого уснуть не может. Ходжа не выспался: чувствует! Сон не идет. Через короткое время почувствовал он прикосновение, теплоту, тяжесть тела. Она продолжает двигаться: охватила его тело, притянула к себе! Ходжа сопротивляется: пропало собственное желание, но удовлетворять ее не очет. Разные у них характеры. Нет взаимопонимания. Не намерен становиться игрушкой в руках своенравной женщины. Пусть помучается: поймет! Подпускать должна в любой момент. Подобно курице - открыта петуху, овца - барану, коза - козлу, корова - быку! У его жены не больше ума, чем у курицы, овцы. Ведет себя вызывающе: эгоистка, нахалка! Но медлительна в постели. Все движения оставляет мужу: приходится ему ползать и дергаться. На кухне не поспевает пищу приготовить. Запустила дом. Придумала вечное оправдание: жалуется на плохое настроение, недомогания. На головные боли и прочие болезни. Когда ей что нужно, начинает заискивать. Нежничает. Ходжа не любит, когда называет детским прозвищем: он давно не Джуха! Становится злобным, дерзким, нахальным, нетерпимым. Не терпит, когда не уважают людей, оскорбляют родителей. Позволяют себе легкую иронию, насмехаются! Не терпит высмеивающих религиозные чувства. Усердие в труде. Имеются даже правоверные, не пришельцы издалека: презирают родную землю. В походах ищут приобретения. Не любит хитрости,лжи, коварства: помогает слабым выстоять. Подбодрит. Старается аказать обидчика. Позже молва превратила его в борца за народные права, достоинства личности. Это не совсем так! Острослов он - в пылу полемики, без политической программы. Ходжа умен, развит: не страж морали, не законодатель моды. Не всегда говорит заключительное слово. Сам решает свои проблемы. Имеются недалекие люди: полностью доверяются другим. Бездеятельны. Легковерны. Ленивы. Поручают друзьям устраивать их судьбу. Ходжа побеждает вечно! Так в жизни бывает редко! Не может человек стать способнее, умнее всего общества. Ум вечно стоит над средним уровнем. Затаенная мечта многих фольклорных историков, создателей идеалов: Ходжу противопоставить властителю! Называют народным героем. Превратили его в фольклорный образ. В выразителя народных чаяний: больше фантастических, чем реальных. Каждый здравый, самокритичный видит, понимает не- мощность, слабость, осторожность, трусость, неспособность противостоять грубой силе диктата власти и денег. Хочется, ах как хочется быть сильным,мелым, решительным, дерзким, умным. Всезнающим, побеждающим. Не в реальности: в идеале! Такой человек был, есть! Это наш соплеменник Ходжа. Один он! Всегда за нас всех: против обидчиков, самой несправедливости. За всех один! Народный любимец, мститель! Идеальный мусульманин: сын безвременья! Нелицеприятно осуждает мелочные характеры, злые дела. Смело наказывает обидчиков по именам. Утверждает попранную справедливость. В нем одном сосредотачивают все народное здравомыслие, чувства человеческого достоинства, гордость. Еще знания, опыт. Неустрашимый характер! Всегда оптимистически настроен. Готов принять вызов, подумать, собраться, осуществить верное решение. Сформулировать словами приговор - в любое мгно-вение. В нем одном сосредоточены мудрость муллы, справедливого судьи. Народная находчивость. Юмор. В пути как-то Ходжа высказал ослу свои сокро-венные мысли, хоть записывай в характеристику трудовой aвтобиографии: "Я побывал во всех святых местах, во многих городах. Встречался с ханами, визирами, муллами. Видел, как они живут-страдают. Чаще встречался с простым народом. Меня знает весь мусульманский мир! Брожу по свету с то бой, мой повелитель, эмир Амир.Вижу много бед, страданий, несчастий, глупости, болезней, смертей. В юных сердцах поселилась надежда: искореним неверных, завладеем их имуществом, станем богаче! Не чище, не духовнее! Богатства перейдут к тем, кто уже не страдает в отсутствии благ. Не создают новые богатства! Трудятся только для прокормления. Идет вперед, развивается исламская культура, а с ним рядом сохраняют нищету, невежество. Воинственный ислам несет жестокости, страдания, истребления. Истинная Вера мусульманская повергла религию иудеев. Воюет против пороков многобожества и христиан. Последние слабы: борются между собой! В нашей борьбе, как в любой борьбе: права сила! Побеждает воин с оружием! С востока и юга прошли на запад: почти весь мир покорили. Противостоят на севере бандитские полчища неверных. Погрязли во вседозволенности, разврате. Вино пьют, жрут свинину, прелюбодействуют. У неверных нет права на существование! Аллах сотворил их для совершенствования мусульман. Для постоянной борьбы, умножения славы Аллаха. Царство Аллаха наступит нескоро! Прежде истребить неверных! Научить правоверных! Заселить, облагородить освобожденные пространства. Нужно развести поля, вырастить много ослов, верблюдов: пусть трудятся для мусульман! Построить мечети, минареты, чайханы... Высадить виноградную лозу, финиковые пальмы, деревья гранатовые, персиковые. Саксаул, тутовник. Выпекать лепешки. Сушить кишмиш, урюк. Караваны верблюдов (двугорбых людов!) овезут товары на север! Ислам за все живое, против неживого! Аллах создал Шайтана. Слабый разум человека не способен понять, разобраться в цели конкретного этого творения. Себе на пользу? Для вреда?! Аллах не может творить одно Добро. Должен показать Зло: позволить привлечь сторонников, собраться, развернуться, действовать. Праведных объединить: поднять для его уничтожения. Жизнь: это борьба за право на существование!Каждый выживает, как может! Как удается! Мораль только на бумаге. В жизни побеждает, повсеместно утверждается грубая сила. Правый силен, сильный прав!Жить, благоденствовать дано борцам, бойцам, воинам. В жестоком мире побеждает сильнейший. Убьешь друга: не станет врагом. Таков принцип жизнеустройства.Коран отдает предпочтение воину. Святые: борцы за дело Аллаха, принявшие мученическую смерть». Дорога петляет между уступами взметнувшегося ввысь холма. Щелевая выемка в месте нахождения оставленного сторожевого пункта. С обоих сторон дороги грубо, угрожающе возвышаются острые угольчатые скальные уступы. Нет растительности. Только раскаленная порода, наполненный жаром без колебания, движения недвижимый воздух. Беспредельная тишина. Удивительно красив вид до горизонта: облегает сплошная голубизна. Пронизана острыми копьями: солнечные лучи прошли беспредельные расстояния. До состояния безжизненности доводят: предназначены иссушить скалы. В пределах беспредельного состояния ожидания Вечности. С вечера служители Аллаха выволакивают грандиозные ставни: закрывают дорогу солнечным лучам. Является долгожданная прохлада. Ощутимо трепетание воздуха. К сему моменту возникает мысль, желание, потребность ненадолго насытиться, приласкать жену. Мужчина погружается в глубокую спячку. Ночь отключает от деятельности, жизни. Ночью происходит другая форма существования: неведомая, непонятная, неописуемая. Податливое тело находится под властью темных сил. Себе не принадлежит, Аллаху не подчиняется. Сила, власть Аллаха: только в светлое время суток. В это время Он Слышит: лучше славить Его Мудрость, Деяния. Ввысь возносится молитва. Достигает Его слуха. Славословие ублажает чувственную Душу Повелителя Вселенной, Защитника праведников. Аллах Своей Волей Создал Мир, человека, красоты, пищу, животное царство. Поставил нас, своих детей и слуг надо всем. …Служба утомительна скукой. Навес спасает от прямых солнечных лучей: не помогает от изнурительного жародействия. Один из стражников янычар. Вдыхает в себя дымы-пары, ароматные вкусы, ощущения от недавно выкуренной травки. Вскоре он отключится. Пока находится в состоянии блаженства покоя, фантастических видений, импульсов чувственных ощущений. Широко расставил ноги, закатил глаза... Не потерял равновесие. Старший по возрасту стражник хмур. Прошел уже он все этапы службы, возможности жизни. Устал телом, духом. Ни к чему не стремится, ничего не хочет. Пусть оставят в покое: не дергают на службе, дома. Он медлительно исполняет указания: самостоятельно не проявляет инициативу. Часами не сдвинется с места. Не понимает многое происходящее. Надоело! Ничего не старается узнать. Случается редко новое: его мало! Дремлет. Немногословен. Отбивается от назойливости. Вновь ввергает себя в сонливость. Их молодой командир все время суетится. Что-то предпринимает. Дергает по указаниям. Прикажет он что: забывает, оставляет в сторону недавнее. К заставе еще не привык: находится в плену прошлой службы. Не успокоится. Ждать не может: нет терпения! Говорил один мудрец: хватит в жизни другой времени, терпения! Терпение без маятника, без движения деятельности. Молодая энергия требует выхода. Нет возможности, надобности себя расходовать. Ничего не происходит. Только сушит хамсин, усиливается жара к полудню: начинается томительное ожидание смены караула. На этой забытой Аллахом, людьми земле застыла жизнь. Сама земля заснула, умерла. С момента изгнания иудеев бесплодна почва, завожена болотом: не ощутимо движение природного потока! Подстерегают болезни: чаще малярия, туберкулез, прочие неизлечи-мые хвори. Живущие осознают телесную слабость, бессмыслие своего существования. Ничем не интересуются: только молятся. Выпрашивают лично для себя спасение. Плохая торговля: не имеет население денег на значительныепокупки. Власть собирает минимальные налоги. Владеют номинально землей: не плодоносит! Участки земли не продать: некому! Владение землей не делает богатыми, спокойными, счастливыми. Любые усилия разбиваются. Нельзя осуществить идею. Даже при наличии денег. …Обитательницы гарема постоянно посмеивались, подтрунивали, подчас даже издевались над стражем порядка - евнухом Хасаном. Подобен он колобку: с округлыми формами, пискливым голосом. Чинно выхаживает в своих широких шароварах. Обитательницы придумывали для него разные забавы. Прикидываются немощными, больными, посылают неведомо куда-зачем. Потом громко, с шутками смеются над доверчивым, не очень умным, не всегда расторопным Хасаном. К нему как к брату относится грустная Лейда. Отбивает от слишком цепких и крикливых женщин.Уводит Хасана в уединенное место: рассказывает о своем детстве, родителях. Тоскует по дому. Она слишком дерзкая, непослушная, нелюбимая жена визиря: редко зовет к себе. Развлечения, даримые ею удовольствия чередуются с недопустимыми выходками. Лейда тоскует по чистой любви, чувственным наслаждениям. Часто набрасы-вается на Хасана с требованием показать «то самое место». Он стесняется,отбивается: настойчивая девица может уговорить любого. Стаскивает насильно с Хасана шаровары: осматривает его детского размера член: без ушек! Ощупывает пальцами отсутствующую пазуху. Насладив-шись вдоволь осмотром, набрасывается на Хасана. Валит на пол грузное тело: присасывается к "пальчику". Его шевелит, пытается вытянуть. Целует, сосет. Хасану щекотно: он смеется от возбуждения. Еще приятна игра с чернобровой красоткой: из числа обделенных мужской лаской. Иногда Хасан жалеет: будь он мужчиной! Мог бы! Не может, никогда не сможет! Это его судьба: видеть, все понимать, не воспользоваться возможностями. Им развлекаются: не он! Чувствует себя половым уродом! Самое оскорбительное в его состоянии: беспомощность. Надо уйти от соблазняющего женского влияния: некуда! Они мешают одним присутствием сосредоточиться на занятиях, боях. Соблазняют видом, поведением. От молитв отвлекают коварными словами: приводят к раздольному ощущению, к расстройству настроения. Женщины думают только о себе: о выгодах, удобствах, выигрышах, приятностях. Желают приобретать, получать. Дар их несравненно меньший: ограничиваются в сфере чувственных развлечений. Существенная польза от них одна: удовольствия, дарят ласки, рожают, воспитывают детей. По-своему усмотрению, не всегда как нужно. Мальчиков рано отнимать от изнеживающего женского воспитания. Пусть они девочкам передают свои знания, умения, навыки. Купить жену, женщину - дорого стоит удовольствие! Содержать: стоит динаров! Слушает жену только муж-глупец и поступает по ее наводке. Хитрец обя-зательно советуется: для усугубления хитрости, принятия опасного решения. Женщина создана для насыщения: духа, тела, воли. Ограничивающий жела-ния, избегающий семейной войны, способен противостоять давлению, высокому упорству, непомерным требованиям. Жены не удовлетворяются наличным: постоянно выставляют требования. Ослабляют дух, расслабляют волю, тело. Провоцируют на скандалы, безобразия. Им никогда не угодишь! Добро воспринимают злом, наказанием. Плачут без причины, расстраивают. Смеются некстати. Неведомо чему радуются. Ведут себя отлично от мужей. К женщинам нельзя подходить с мужскими мерками. Давать свои оценки. Женщины - существа непослушные. Слабые. Во лжи, дерзости, коварстве сильны, непобедимы, неистребимы. Стремятся себя воссоздать, повторить в детях: жизнь духа продлевают до бессмертия. Мыслящие женщины опасны для общественного спокойствия, мира. Женщины постоянно интригуют. Способны вызвать обиды, внутрисемейные ссоры, межобщественные конфликты, войны с большим числом жертв. Женщинам образование не предоставлять: обучать простейшим ремеслам. Ограничивать, сужать их мир интересов, сферы труда. Не позволять женщинам вникать в мужские дела.Мешать расширению познаний. Сдерживать фантазирования. Желания рас-кручивать руководство. Женщин не впускать в богатые дома: сразу загораются желанием иметь все подобное! Даже лучше, дороже! Женский вкус: болезнь их зрения, чувственных ощущений, Души! Ничего не значащее слово, желание влечет к расточительству. В приступе гнева женщины опасны, мстительны, жестоки! Обладают меньшим умом, недостаточной физической силой, не участвуют в кровавых битвах, но требуют всю наживу! Их аппетиты непомерны: хотят больше прав, привилегий. Манят прикрытыми одеждами формами. Выставляют напоказ свои прелести, соблазняют грудью. Вертят ягодицами. Гордятся срамным местом. В специальных заведениях торгуются с клиентом. Продают удовольствия. Кормят не всегда вкусно, обслуживают приятно. Женщины не всегда правоверны, чаще недостаточно верующие. Встречаются распутницы, стервы. Ведут себя, словно темные, злые ведьмы. Ходжа ВЫЗВОЛЯЕТ СВОЕГО ДРУГА ОСЛА. Ходжа снял сандалии, сделал несколько шагов во внутренний двор мечети. Упал на колени. Ударился лбом о раскаленную почву. Начал молиться. Ходжа полуверующий: соблюдает приличия. Из толпы ничем не выделяется. Рано понял: дорого стоит безверие. Приносит страдания. Всю прошлую жизнь прожил многотрудно: с лишениями, страданиями. Он был скорее беден, чем богат. Выбрал свою судьбу непротивления властям, религии. Двояко относится к фанатичным верующим. Одних, самых глупых, упрямых: презирает. Другим, искренне заблуждающимся: сочувственно сострадает. Эти маленькие люди верят всяким легендам. В мистическом ищут достижения довольства, путь спасения. Ожидают: им дадут! Такого ведь не бывает. Сумел своего добиться: будь сыт, удовлетворен, рад. У Аллаха много неземных забот: нет у Него времени на мелочи. Не обращает должного внимания правоверному. Не огорчают Его заботы каждого смертного. Пусть не скучают! Люди специально наделены свободной волей. Оставлены наедине с обстоятельствами. Самостоятельная дорога в неведомое: это жизнь. И каждый проходит индивидуально.Успел, сумел: будь рад! Религия отваживает от быта и семьи: мешает жизнелюбию. Мелочит энергию. Помыслы растрачивает бесполезно. Силы направляет в чуждом смысле. Вместе с тем, дает надежду. Указывает направление. Выбери темп: направь силы! Ходжа вышел из мечети. Нет осла! Побегал-побегал: что делать? Бредет по пыльной дороге: расстроенный, потерянный. Самый близкий друг пропал! Ходжа направился неведомо куда... Не пришлось далеко ходить: увидел своего осла! Ходжа обрадовался: нашел такое счастье! Парень со злыми, хитрыми глазами (несомненный вор!) тянет за повод, избивает осла. Верный осел проявляет упрямство натуры, независимость характера. Издалека почуял запах хозяина: встал на задние лапы, радостно заиёкал. Йо-йо-йо! Почуял воропасность: не отпускает повод. Подошел Ходжа: в первое мгновение онемела радость, но вскоре исчезла растерянность. Собирается толпа. Не успел Ходжа проучить вора: не до этого! Начал разговор с ослом. Толпа окружила вора: готовит расправу-самосуд. Ходжа повел: успокаивает осла, ласкает! Bерный друг заслужил: Ходжа купил сладостей. Пусть насладится чувствительная его Душа. Сел на осла: греет задницу. Колышется в движении... Смешиваются за-пахи: Ходжи и осла. У Ходжи нет рядом существа понятливее, роднее. Осел: самое неприхотливое, полезное для общества одомашненное животное. Покупаешь за малую цену. Неприхотлив в пище. Малый уход! Выполняет самую неблагодарную работу. Не требует для себя льгот, прав, уважения.Нет более полезного животного! Человек с ослами даже несравним: вреднее, эгоистичнее, злее, коварнее, опаснее, грубее...Без работы осел быстро жиреет, ленится, непослушным становится. У заботливого хозяина осел: член семьи и друг! Рассказывают, некий вельможа обратился к своему повелителю: "Господин мой, эмир Амин, будь я ослом, лучшего хозяина себе не пожелаю!" Так Ходжа всю дорогу развлекал осла историями: не позволял скучать! Подъезжая к чайхане и готовясь к ночлегу, Ходжа поведал важное и забавное. Осел во много раз сильнее хозяина. Еще сообщил: у осла имеется два рассудка - собственный и хозяина. У ослов есть своя столица: на севере! В городе Осло! Парадокс: там холодно, а потому нет ослов-животных! Есть ослы! С тех пор у Ходжи появилась причуда разговаривать в пути со своим ослом. Обращается почтительно, как к повелителю. "Мой господин эмир Амир! Поясни мне, человеку темному, непонятливому. Почему наш мир создан для испытаний и страданий? Почему человек создан несовершенным:злым, решным и коварным? Почему в обществе несправедливо распределение богатств и талантов? Почему жизнь так коротка? А в ней мало радости, довольства, спокойствия и счастья? Скажи, мой повелитель, почему нет дождей: солнце иссушает и без того измученную зноем, многострадальную почву? Почему ветер уносит мечты и желания? Налетает саранча: съедает урожай! Обрезание приносит страдания ребенку. Женщины мочатся кровью, испражняются поносом. Мужчины постоянно желают и не всегда пользуются приобретенным. Часто труд не во благо, а тягостная обязанность. Рок судьбы не дарит матери утешение. Злобны люди: их добродетель в алчности. Смерть - не выход, а уход! Без-возвратное исчезновение! Нет спасения - есть только его желание. Человек постоянно испытывает жажду, голод, боль... Ребенок счастлив только в состоянии игры. Взрослость утруждает заботами. Красота манит: в чужое владение. Дорога не ведет к цели, к успокоению. Почему безжизненны горы? И песок без воды: уносится ветром! Почему нет достаточно воды, пищи: на всех?! Почему не все облака наполнены влагой? Почему в пустыне не летают птицы? Одни скорпионы добычу ожидают. Почему нет мира между людьми? Почему существует неравенство? Почему Аллах Великий не замечает несправедливостей: не совершает акт возмездия? Почему ты, мой господин эмир Амир, одновременно осел, со мной вместе должен страдать? Не можешь помочь, не в состоянии себе добыть пищу, воду? Почему мы долгими часами, палимы солнцем, бредем по этому безлюдному месту и бездорожью? Что нас ожидает в пути? Когда набредем на оазис? Где найдем тень для отдыха и воду для утоления жажды? Господин мой эмир Амир, подскажи, что мне делать? Как жить? Как без труда и хитрости получить много динаров? Как их разумно истратить? Чтобы оставались, прирастали сами собой: по воле Аллаха? Где смогу встретиться, переговорить с нашим святым Пророком Магоммедом? Что у него спрошу и какой получу ответ? Как от скуки и тоски избавиться? Где найти долговременное пристанище? Что сделать угодное Аллаху: пусть избавит от забот, проблем, страданий? Мой господин эмир Амир, посоветуй мне, глупому смертному как дожить до лучших времен? Что делать и сделать? Как поступить, на что решиться? Как обрести покой, сытость, удовлетворение? Хочу немного: свой дом, добрую жену-мусульманку, хорошую работницу, безотказную в постели. Разве это много? Хочу лечь на чистую мягкую постель: не подкладывать под голову камень пустыни. Жить нормальной жизнью простого собственника: не страшиться грабителей, разбойников. Обойтись без болей, болезней, расходов. Хочу иметь детей, встречаться с родственниками, есть плов и тебя, мой господин эмир Амир, кормить не соломой, а сочной травой и зерном. Поить верблюжьим молоком, подарить обширное пастбище с зеленой травой. О себе хочу оставить добрую память, как о правдолюбце, великом страдаьце, искателе справедливости и счастья. В юность, молодость хочу вернуться: прожить заново, повторить поиски, проявить себя уже в другом качестве. Пусть порадуется Душа: столь преобразился, веду безгрешный образ жизни. Ни с кем не спорю, не ссорюсь, не мудрствую, не рискую, не наказан за не- лепицу. Хочу общаться не только с тобой, мой господин эмир Амир, но с равными, умными, просвещенными людьми. Слушать сочинителей, наслаждаться их музыкой, ароматами подворья. Я хочу избежать встречи с приблудны- ми псами, спастись от шакалов. Не слышать в ночи ветра вой. Спасти глаза от пыльной бури. Видеть восходы. Увидеть свое отражение на лунном зерка- ле. Я хочу пить, есть, отдыхать... Мне пора отдохнуть! Я устал! Я хочу спать! ВИДЕНИЕ Ходжи на ГОЛОДНЫЙ ЖЕЛУДОК. Ходжа покачивается на осле... Ему надоело балагурить: задумчиво насвистывает нескончаемую мелодию без слов. Он давно не пил. Пора кормить осла. Позволить полуденный отдых. Вдали виднеется город: завис на вершине. Манит к себе: с далекого расстояния. Дорога сложная: подъем по камням. На особенно крутом подъеме Ходжа спешился. Помог ослу вскарабкаться вверх. Неожиданно за перевалом оказались перед заставой.Попросил осла: "Друг мой, поприветствуй представителей власти". Осел плюхнулся на колени. Онемели стражники: не приходилось видеть подобного дива. Послушный осел откликается на голос хозяина. Высказывает почтение. В неудобной позе осел завыл протяжное свое й-а! В нем слышится усталость, радость по поводу желанного отдыха. Голод вырвался криком, уверенностью на скорый приют, пищу. Пришедшие в себя стражники неведомо чему смеются. Видеть радостно, слышать приятно. Устали от скуки, однообразия, безнадежности службы. Осел развлекает. Словно факир, этот чужеземец в оборванной одежде. Бакшиш с такого не получишь. За забаву спасибо! С таким разумным ослом не стыдно посетить любой дворец. Молодой начальник стражи спросил имя, тут же, не дожидаясь ответа, махнул рукой! Проезжай! На несколько мгновений пробужденный от дремы пожилой стражник произнес безадресно: "Что этот осел с дервишем Ходжой Насреддином собирается у нас делать? Богохульствовать: не иначе!" Молодой начальник пристал: "Откуда знаешь дервиша? Когда, где с ним встречался? Кто он такой? Чем опасен?" Ответ услышал только после продолжительной паузы, когда след осла с Ходжой простыл. "Нет, я с ним не встречался! Но... Кто из правоверных в мусульманском мире не знает Ходжу Насреддина с его проделками?!" Для начальника стражи этого оказалось достаточно: заорал вслед за исчезнувшим возможным нарушителем спокойствия. Уже прославился во многих провинциях Оттаманской империи. Ходжа сделал вид: крик не к нему относится. Все: беда просто минула! Но деятельный, решительный начальник стражи вскочил на своего осла: погнался за недавно по ошибке пропущенным беглецом из тюрьмы. Догнал: завернул. Ходжа без смущения и упрямства повернул назад. Отдалялась возможность насытить жажду, отблагодарить друга-осла. Первоначально выручил осел: настала очередь Ходжи выручать осла. Что с него возьмешь? Ходжа убежден, часто высказывал вслух: «Любой турок – безбожник, придурок!» Их власть держится на везении. Темный народ! © Бельферман Моисей, 2004 Дата публикации: 02.02.2004 17:26
|
|