ПРЕЛЮДИЯ ЕГО ПЕРВОЙ ЛЮБВИ. Яаков услышал сообщение радио о самоубийстве ученицы старшего класса в Бер-шеве. Не выдержала насмехательств, приставаний соучеников. Радикальным способом разрешила все сомнения. Свела счеты в жизни. В другой дополненной передаче сообщили имя матери трагически погибшей девочки. Вера М. впала в тяжелую депрессию. Ни с кем не общается и не отвечает на телефонные звонки. Яакову знакомо это имя, фамилия. Он вспомнил зиму примерно 1982 года, встречу в их доме. Жалобу Эли, ставшей давно Еленой (поменяла имя - вместо Этели). Ее дочь Вера - кандидат биологических наук - не хочет выходить замуж. Надо понять: современная феминистка по убеждению и образу жизни. Попал он в их дом интересно. Приглашен на день рождения по звонку неизвестной Веры. Дочерью Эли представилась. Пригласила без ведома матери. Хотела познакомиться. У Яакова появилась забота: нужно купить оригинальный подарок девушке. У него нет особого вкуса: как выбрать. Не знает ее вкуса: как угодить. Долго думал. Яаков остановился на одном варианте: заказал фотопортрет Эли с подаренной в свое время фотокарточки. Портрет изготовили в срок. Не нашел художественную багетную рамку размером 30х40. Вынужден подарить портрет в паспорте, в виде полуфабриката. Неприлично. Что поделаешь - при нашей нищите, сплошном дефиците? Эля, Вера остались довольны подарком. Вера портрет примостила в сервант за стекло. Пригласила за стол. Отмечали скромно. Брат Эли стал художником. Эля пообещала задействовать его связи-помощь в издании произведений Яакова. Брат услышал - очень быстро смотался. Женщины пошли его провожать. Яаков не должен скучать: его препоручили мужу Эли. Большому любителю и знатоку песенного творчества Владимира Высоцкого. Собрал коллекцию всех или почти всех его песен. Яаков слушал... Благодарные москвичи устроили Высоцкому восторженные похороны. Бард в последнее время стал самым популярным исполнителем. Не инакомыслящий! В. Высоцкий позволил себе - ему одному позволили выпускать пар - критическое восприятие действительности. Дозволенная партийными инстанциями конструктивно-лирическая критика. Памятен Яакову В. Высоцкий. Услышал о его смерти в первые дни своего заключения -летом 1980 г. Потребовал визу на жительство в Израиле. Вместо положительного ответа - устроили ему харакири по-советски. Уволили с работы, но восстановили по суду. На следующей стадии устроили всестороннюю проверку на благонадежность, выдержку. Держали в заключении 52 дня. Изучали характер. Подвесили над головой эту потенциальную угрозу. Умный поймет, сдержит порывы беспокойной Души. В. Высоцкий после смерти стал особенно популярным. Он не был мучеником и лишенцем. Менял жен. Ездил за границу. Играл в театре. Снимался в кино. Писал песни и мотался по стране с концертами. Гонялся за удовольствиями. Шикарную жизнь вел вне пределов допустимого. На самоистребление! Поддавал еще безмерно: сильно выпивал. Экспериментировал над судьбой. Намеренно сокращал жизнь. Превратил ее в служение искусству, обществу. Москвичи устроили ему всенародные похороны: отдали последнюю дань. Превратили в легенду. Певцом он был не ахти каким. Да и актером, поэтом. Народ русский выбирает кумира по одному понятному ему - мистическому соображению. Столица навязывает вкусы - стране. Имеется два повода для воспоминаний. Остановимся на первом. Упомянем о юношеских воспоминаниях Яакова. При бурном его характере - это повод для емких описаний. В нем ничего особенного: живой, мыслящий, творческий человек. Болезненный в детстве. Долгие годы страдал астмой - перерос. Так предполагали квалифицированные врачи. Потом его постигло страшное несчастье: получил головную травму во время транспортной аварии. Выжил! Благодаря поискам, стараниям матери. Учился усердно: хорошист. Беда бытового свойства: несколько лет прожил в семье - в глубоком сыром подвале при скудном питании. Был дитем социалистического подземелья - в прямом смысле. Это отразилось на здоровьи. Уравновешенный характер позволил избегать крайностей. Бережет наличное здоровье, жизнь. Без бережливости этой не смог вынести повышенные нагрузки. Упорно тренировал мозг заданиями, поиском удачных вариантов. Придает последовательность действия сюжетам. Художественное оформление. Это его хобби - занятие второй половины дня. В первую: преуспевает на службе. Кормится! Яаков никогда не хотел быть броским, выделяться. Оставался скромным. Без надобности не выплывал на поверхность. Проявляет осторожность. Чрезмерностей избегает. Не нарывается на авантюры. Подобные жизненные установки помогут сохраниться, преуспеть! Всегда оставаться честным, искренним, живым: самим собой! Стеснителен истинный ум, скромен. Это бездумность развязна, болтлива. Талантливость находится в постоянном развитии. В проявлении - сдерживается. Не проявляет заносчивую развязность. Он мечтал на всю жизнь оставаться сдержанным, многоцветным, опытным. Не броским! Пусть другие люди недооценивают - ошибаются по поводу его истинной сущности. Заключенных в натуре способностей. Намерен влиять на людей - своей скромностью. Побуждает к сдержанности, сосредоточию. Только так жить - стремиться к высоте. Постоянно совершенствоваться. Стремиться, идти к идеалу. В личной жизни стать достойным собственному творчеству. Исправлять допущенные ошибки. Не упорствовать в заблуждениях. Трудиться настойчиво. Расти! Возвыситься над собой. Молча, без кичливости воспринимать успех. Не заноситься. Не торжествовать при победе. Лишь скромный человек достоин большого успеха. Тщательно его подготавливает - достигает. Большинство великих - ведут себя скромно. Даже неприметно. Стать большим человеком! Оставаться скромным, доступным и терпимым. Спокойно относиться к лести, заискиваниям, пустым комплиментам. Отвергать злобу. Пусть плодится, развивается, совершенствуется - в другом месте. Прежде всего стать Человеком. Затем Творцом! Все остальное - мало стоящее. При любых обстоятельствах - оставаться ответственным человеком. Не изменять своим принципам. Идти на компромиссы в мелочах - не в главном. Не мельчать от осознания кошмарной серости обыденности. Поджидающей подобной перспективы. Многотрудна цель в жизни. Кому-то Яаков будет непонятен. Другие начнут его ругать, высмеивать. Пусть! Яакову нет дела до обывательских визгов. Яаков постоянно занят познанием жизни. Изучает характеры, людей. Каждого отдельного человека. Он углублен в собственные мысли. Рассматривает себя. Изучает собственное "Я". Это вовсе не эгоизм. Такова природа любой индивидуальности - идеального изделия, по именем человек. Кому охота затесаться, потеряться в массе? Пропадать среди современных дюн. Сотворены из цементной пыли, словесной лжи, бесчестности приспособленчества. У него нет желания растворяться в коллективе. Приспосабливаться, менять характер и терять свое лицо. Яаков быстро взрослеет - уже семнадцать! С пятнадцати многие мысли вертятся на темы любви - ее теории, проявлении (тоже теоретическом). Не минула обычная участь: увлекся. По натуре он - деятельный мечтатель. Подвижный молодой человек. По его наблюдениям, Эля - усидчива. Занимается упорно. Вечно куда-то стремительно мчится. Они часто (не так часто как хотелось) встречались в библиотеке. По воскресеньям посещали математическую школу в университете, на олимпиадах. Иногда встречались во дворе, на улицах. Он всегда стеснителен. Несмел - в общении. В нестандартной ситуации начинал заикаться. Не сразу возвращалось спокойствие. Эля подошла первая - пригласила в театр по контрамарке. Яаков не воспользовался знакомством, предложением. Продолжает мыслительные упражнения, наблюдения. Его многое занимает, интересует, огорчает. Мысли ищут определения: беспечности, радости, веры и надежды. Тревожат больше всего мысли - о призвании в жизни. Основным считает выбор пути. Природа - дивное творение необъятного мира. Неповторима по красоте, пышности, многообразию. В этом мире каждому живущему суждено оставить свой след. Пройти собственную дорогу. Пусто она окажется не очень широкой, протоптанной. Своя дорога жизни! Дорога к счастью, к прекрасному будущему. Человек - творец своей судьбы. Только он волен избирать свой жизненный путь. Приказывать себе. Направлять помыслы. Платить, дерзать, жертвовать. Стремиться к достижению цели. В чем она цель, призвание? Призвание человека творческого - творить жизнь! К судьбе легко, просто приспосабливаться. Повторять других. Оставаться верным учителям. Яаков не отходит от избранного. Ищет свое, добивается! Безумно важно: найти! Яакова часто одолевают сомнения: к чему себе усложнять жизнь? Выбрать математику. Творить в прикладной отрасли. Перспективной науке. Оставить свой след. Делать открытия. Двинуть вперед развитие. Его творческая голова пристрастна к математической логике. Аналитическому мышлению. Он испытал себя, уверился. Математика - страсть, кратковременное увлечение. Только занятие для ума. Тренировка. Не призвание! В чем призвание? Что далать? К чему стремиться? Следовать по собственному пути, найти отправную точку? Учитель жизни - Чернышевский. Он один просто, ясно говорил о тревожащем ум. Волнующем сердце. Этот незаурядный человек с трагической судьбой свои новые, неповторимые, необходимые мысли, идеи - пронес сквозь рогатки цензуры. В тюрьме, в невыносимо сложных условиях одиночного заключения - писал, творил. Протестовал против правительственного произвола. Создал литературные образы идеального - Рахметова и Веры Павловны. Какой невероятной силой воли, собранностью должен обладать человек с творческими задатками? С достоинством, мужеством вынес все испытания судьбы. В сконцентрированном виде изложил революционные видения, философские взгляды. Говорил с Россией. Ее надежду-молодое поколение звал - к борьбе. Воспитывал нравственных людей - удивительно мужественных. С чертами стойкого характера. Таким был Саша Ульянов. Яаков хочет понять цель собственной жизни. Где его дорога? Должен по ней пройти. Испытать порцию страданий. Жизнь - сложное, безостановочное, беспрерывное движение. Не лестница с мраморными ступенями. По ней торжественно вверх поднимаешься. Вперед! Не сразу поймешь, куда велит движение? Попадешь в круговорот событий - унесет в сторону. Мысли, идеи, люди, события: все уже было, будет! Общество пропитано косностью, безумием, консерватизмом. Все есть: апатия, дикость, безразличие. Основное: неудержимый прогресс. Медленно происходит, безостановочно. Преодолевает преграды, препятствия. Прогресс - это борьба! Тихая, кровавая, открытая, непреклонная. Борьба - с переменным успехом. Не на жизнь - на смерть. Каждый человек выбирает свое место по одну из сторон баррикад. Яаков загодя выбрал сторону морали, правды, справедливости, чести. Неучастие в борьбе - тоже место. В свою трясину прочно засасывает болото. Вместо собственных мыслей многоликое, всеядное мещанство - использует готовые рецепты, формулы. А жизнь течет медленно, однообразно. Меняются повседневные заботы, времена года. Проходит жизнь. Многие люди обречены вести пустую жизнь. Бесцельную, трудо-запойную. Не задумываются о существовании. Нет большего преступления перед человечеством - пустое, глупое расходование жизненной энергии. Существование - без отдачи. Общество вправе спросить каждого члена - о его вкладе в общее дело. Нет оправдания паразитизма - даже одного гражданина. Все ясно заранее только невеждам, глупцам: как жить?! Совмещать чувства - с разумом. Разум - с жизнью. Где искать, найти свое место? Надо учиться: много знать! Преодолеть косность, консерватизм. Узнать заранее, чем закончится начинание. Распознать глубину отживающего. Многие авторитеты, явления жизни - не совместимы с духом времени. Их не преодолеешь - одним желанием, добрыми намерениями. Без противостояния, борьбы. Еще немного, самую малость пройти. Впереди будущее! Оно должно быть неповторимо, прекрасно. Сама жизнь, помыслы, дела и: сказки. Фантазии! Яаков с детства любит сказки. Придет момент претворить мечты в жизнь! Осуществить фантазии! Медленно идти по пути прогресса - к будущему! Легко все, просто - в семнадцать! Весной - аттестат! Впереди - институт, будущее. О службе в армии Яаков не думает. Надеется: его минет эта злая участь. Бесцельно прожитых три года! Он не мыслит будущего без высшего образования. Школьные учителя выпускников средней школы готовят для поступления в вузы. В крайнем случае, в военные училища. Образование в старших классах платное. Невтерпеж ему ждать - хочет поскорее поступить в институт. Учиться! Обрести специальность! Узнать будущее! Настоящее - пасмурно, мрачно. Шел 1952 год. Народ живет в труде, нищете, безмолвии. Пропаганда изощряется в славословии доктора языкознания, корифея всех наук и вождя. Отца народов. Учителя жизни. Самого родного человека. Верного друга. И прочее-прочее - об одном человеке! Десятилетиями оболванивали народ. Не информированные, недоразвитые люди - верят легендам. Живут по злым законам лжи. Ттерпят жестокости. Переносят потери, лишения, страдания. Страна наполнена трагедиями. Планомерно уничтожают лучших представителей интеллигенции. Прежде всего еврейской. Советская власть под руководством государственного большевистского бандитизма готовили осуществить недоделанное нацизмом - по гитлеровскому рецепту. Массовое выселение и уничтожение евреев в сибирских, казахстанских концентрационных лагерях. Обо всем важном, секретном узнавали в доверительных разговорах, по слухам. Важном источнике информации. При отсутствии другого. Яаков сдал документы на металлургический факультет Политехнического института. Не мог понять, объяснить, чем привлекла эта важная специальность? Возможно лишь одно объяснение - хотел, должен учиться по престижной специальности. Одновременно достичь материальную независимости. Получать повышенную стипендию. Он никогда не был материалистом. Семья в те времена жила скудно. Некоторые вещи невозможно представить с позиций нынешнего, пусть ограниченного достатка. В их классе учился Алик Бусыгин. Его отец являлся спортивным деятелем. Алик не успевал по математике. Яаков ему помогал. Несколько месяцев почти ежедневно ездил домой - занимался математикой. Алик туповат - приходилось вдалбливать. Помощь оказалась существенной. Все старания родители Алика оплатили плиткой шоколада. Яаков не хотел принять это необычное, невидимое в то время подношение. Такое время! О той плитке шоколада... Яаков познакомился с Элей. Юношей выпускного класса пригласили на вечер - в женскую школу. В те суровые времена существовало раздельное образование: в школах-казармах. Без удобств, привязанностей. Молодых людей сохраняли невеждами в половом воспитании. Яаков заплатил за курс бальных танцев: один урок провели! Не было где танцевать! Так он остался с аттестатом зрелости: недовоспитанным! Не научился танцевать. Яаков пришел по приглашению. Забрался в коморку на сцене: читал математические журналы. Позже нашел нелепый колпак: в таком виде расхаживал по сцене. Гремела музыка, танцевали пары. Чаще однополых. Большинство юношей стеснительнее девушек. Самые решительные - назначали свидания. После вечера Яаков шел неотступно украдкой за цепочкой девочек. Крайняя - Эля. Яаков осмелился подойти, отозвал: "Можно вас?- Она несколько отстала. - Хочу познакомиться. Девушка подала руку, назвалась, спросила, как ему показалось дерзко: "- Что еще?" Яаков не нашелся, пробубнил: "Больше ничего!" Таким застенчивым он был, чистым, несмелым. Оставался в законсервированном состоянии. Эля догнала подруг. Он слышал издали: они шумно смеялись, возможно над ним. Стремительно унеслись. Яаков поджидал возле ворот. Всунул руку к растаявшей в кармане плитке шоколада. Дождался: она вернулась домой. Отдал. “- Это что?» - Спросила. Он промолчал. Взяла.Через несколько дней при встрече хотела вернуть ему шоколадку. Яаков отказался принять назад подарок. В те суровые времена детей и подростков не баловали шоколадом. Он шоколад увидел впервые - после войны. Яаков подал документы на металлургический факультет. Эля поступала на физмат Университета. Золотая медалистка не прошла на мандатной комиссии. Срочно переместила документы. Была недолго абитуриенткой. Оказалась студенткой на металлургическом факультете Политехнического института. Ее зачислили до приемных экзаменов Яакова. Ездили они смотреть списки: убедились! Его экзамены только начались: закончились в одночасьи! Существовала тогда группа некого кабальского. Собирали взятки. Для "избранников" гарантировали вакантные места. С этой целью резали успевающих - на математике! И на других вступительных экзаменах. Больше всего жертв - на экзамине по математике. "Коронный номер" Яакова - математика. Подлым людям ничего не стоило обмануть легковерного и наивного юношу. Говорили, кабальского били абитуриенты. Вскоре он перешел в Автодорожный институт. Повторил там свой «эксперимент». Только в шестидесятые годы настигла его карающая рука правосудия. Группа негодяев-взяточников осуждена за взяточничество. Только через пятнадцать лет восторжествовала справедливость. Яаков почувствовал запоздалое удовлетворение. Сразу после «провала» Яаков хотел уехать. Не отпустили родители. В КПИ агитировали представители Бежицы. У них - недобор в институте транспортного машиностроения. Долго уговаривал родителей. Поздно собрался-приехал: не успел! Год не пропал: оказался студентом Брянского лесохозяйственного института. В школе давали знания. Не готовили к поступлению в институт. По вине школьных программ, учителей - происходило много трагедий. В любом обществе, во все времена среди учителей имеются отдельные подвижники. Большинство учителей - люди недостаточно культурные. Мало развитые. Не продвинутые. Школьные учителя получают низкую зарплату. Труд их сложный, мало благодарный. В учителя идут чаще всего неудачники. Не могли устроиться, преуспеть в другом месте. Свою ограниченность, слабую жизненную мотивацию, несостоятельность - учителя передают на уроках в классах. Уродливо воспитывают малолеток. Юное поколение. Яаков может считать себя удовлетворенным: студент! Станет инженером не по избранной специальности. Он не мог не поступить. Это для него явилось бы личной трагедией. Он не хотел становиться неудачником. Должен учиться! Он несколько раз порывался уйти из института: остался. Закончил... Яакову грех жаловаться. Студенческие годы оказались очень плодотворными, насыщенными в его жизни. Он меньше всего занимался штудированием - отдался самообразованию. Следил за всеми интересными публикациями периодики. Читал, просматривал литературные и технические журналы. В те времена это было еще возможно. Отсидит лекции, семинары - оставшуюся часть дня, вечера просиживал в читалке. Много проработал над собой. На каникулах Яаков вернулся домой в Киев. Зашел к Эле. Дверь открыла ее бабка. Яакова сразу бросило в дрожь от ее лица и вида. В суровом взгляде ощутил злость, недоброжелательство или просто старческую немощь. Впустила. Его лицо украшали лихие усы. О них Эля уже знала от подруги. Не понравились. Учел это авторитетное мнение: Яаков их сбрил в тот же день. Эля занимает миниатюрную, метра в три-пять, но отдельную комнатку. Семья Яакова роскоши, удобств не знала. Проживали в глубоком подвале - без дневного света. Верхняя кромка окна находится на метр ниже уровня почвы. Стены комнаты зацветали в разные цвета, слезились влагой. В весенние и осенние времена со стен стекали потоки влаги. За несколько дней конца января - начала февраля 1953 г. Яаков несколько узнал характер, привычки Эли. С ней сдружился. Они гуляли по зимним улицам. Слушали "Пиковую даму" в Оперном. Смотрели "Весну в Москве" в драматическом театре. Резко Эля ругала все постановки. Яакову нравились. Чувствовал свою похожесть - на Яшу. Ценят хорошее в жизни: оно бывает редко. Тем более -продолжительным. Особенно ценят, когда уходит-испаряется. Вынужден вернуться в Брянск, захудалый, провинциальный город. Центр голодного края. Возле города расположен огромный мясокомбинат. Продукцию увозили в столицы. В городе продавали дешевую ливерную колбасу. Изготовлена из отходов. Изгодавшиеся покупали - хватали десятками килограмм, метрами. Больше ничего есть! И кормить домашних животных. Попросил в письме Элю себя поздравить: начал изучать латынь. Хотя "латынь из моды вышла ныне, но чтобы правду" сказать, должен знать "немножко по латыни", чтобы разбираться в породах, структуре деревьев (знать латинские термины). Насильно приспособили латынь! Яаков с большим неудовольствием изучает английский язык. Латынью, мертвым языком чужих предков - дополнили. Благо, язык несложный. Произносится, как читается. Никакой грамматики! Зубри термины: повторяй! Благодаря чьему-то чуткому руководству, студентам позволили спать на час дольше. Занятия начинают с девяти (прежде с восьми). На физкультуре водили по замерзшей Десне. Яаков пока конспектирует лекции. Не прорабатывает. Оставляет до экзаменов. Немного забот с черчением. Начерталка, проклятая геодезия. Занимается редко, мало. У себя нашел много пробелов: уделяет много внимания западной классической литературе. Незнания закрашивает в определенный цвет. Дни уходят бесследно: 6-8 часов попусту проводит в институте. До закрытия в 10 вечера - просиживает в читалке. Изредка позволяет себе побывать в кино, на лекции, вечере, в театре... Пребывание в институте - бесполезно проведенное время. "Все на лекциях врут. Лектор врет обо всем, я к словам его глух"(в письме для рифмы написал нем). Не на всех лекциях такое: на многих! Особенно м-л, марксизм-ленинизм! Коллектив преподавателей, доцентов, профессоров, сотрудников нашего института: почти единая семья! 75% их находятся в родственных отношениях. Остальные - приятели. Тихая заводь. Сильно ощущается круговая порука. Нельзя ничего ни о ком сказать. Сразу становится всем известным. Пролетает в виде сплетен, возвращается в форме мести. Дурацкий коллектив! Студентов настраивают на эту волну обывательщины. С молодых лет воспитывают человека в духе общественной живодерки. Никакой самодеятельности! Хочешь-не хочешь - подстраивайся под здешние условия игры или вообще сживут со света! Мстительность, коварство многих людей не знает предела. Яаков любит поспорить на известную тему. Высказывается, защищает собственное мнение. Хочет продолжить начатый в Киеве разговор о силе воли. Помнит: Эля высказалась в том смысле - Шаляпину было лучше умереть в России. Не предательски уезжать в эмиграцию. Не хватило у него силы воли! Да, и сыновней любви - к России. Не захотел со своим народом разделить судьбу. Испугала разруха гражданской войны. Бытовые сложности, нехватки. Не поверил он лозунгам революции - в равенство людей, социальную справедливость. Яаков написал: в вопросе о силе воли его мнение складывалось еще с класса 4-5. Рассуждал о поступках героев прочитанных книг. Разбирал не по учебникам, по-своему. Мысленно перевоплощался в литературного героя. Исполнял его роль - такие мысли бывают у каждого ребенка. Рано начал читать серьезные романы. В том же возрасте прочитал "Тихий Дон" Шолохова. Покушение Натальи на свою жизнь он считал неправильным. Не имел веской причины ее оправдать. Что касается самого покушения - удивлялся: как перетерпела мучительную боль? Тогда у него мысль зародилась: только отдельные, некоторые покушения на свою жизнь являются вынужденными, правильными. Большинство их - неверные поступки, безвольные. Всегда удивлялся собранности, силе воли самоубийцы. Поднимает смертоносное оружие - на себя и против себя. Немногим позже прочитал "Анну Каренину". Ему понравилась гордая, непреклонная женщина: ее жизнь, характер... Но смерть под колесами поезда считал, считает- неправильным, малодушным поступком. Удивлялся ее решимостью - положила голову на рельсы. Говэн (В.Гюго "Девяносто третий год") - сильный волей человек. Стал врагом революции. Боялся пренебречь родственными отношениями. Ему можно противопоставить Тараса Бульбу - убил сына. Тот изменил делу. Стал врагом народа. Это об эпизодах с трагическими исходами. Сила воли присутствует в обыденной жизни. Возьмем живого актера. Сильна ли воля человека? Посвятил жизнь людям. Для них живет и творит! Весь талант, здоровье, даже средства он направляет для осуществления своего желания, достижения цели жизни - дарить людям радость. Пропагандировать высокие чувства и стремления. Возможно, он тщеславен. Мечтает прославить свое имя. Но вот! Случилось непоправимое: теряет свой талант или способности (например, певец теряет голос). Не может больше отдаваться любимому делу. Он обезоружен. Ему страстно хочется еще и еще раз выйти на театральный помост, возвышение. Спеть при полном молчании зрителей - затаили дыхание! Он желает снова услышать дружные аплодисменты слушателей. Почувствовать, ощутить - благородное искусство, творческий труд его находят признание, одобрение. Не зря живет! Он мечтает еще раз услышать злобную критику господствующего класса. Если живет в эксплуататорском государстве. Но: безмолвствует критика. "Сочувствуют" ушедшему на покой талантливому певцу. Он любит выпивать водку, как и все актеры. Старые сбережения быстро иссякли. Ныне трудно доставать даже средства на пропитание. Может, даже умирает с голода. Но! Не учитываю маленького обстоятельства… Ведь государство платит пенсию. Пусть она мала. Он думает: что делать? Как жить дальше? Приходит ужасная мысль... Постепенно она уживается в сознании. Настойчиво о себе напоминает. Изводит: он достоин смерти. Смерть! Старый артист обдумывает основания… Говорят - "за", "против"... смерти. Наконец, побеждает "за" - ведь самоубийцы находят аргументы для оправдания своего выбора. Цель выбрана, ясна: смерть! Но за что он теперь борется? За смерть! Цель просто достигается: несколько грамм свинца. Выпускает из дула пистолета. Возможно капля ртути, веревка, река... Все свои силы - физические, моральные он мобилизует для борьбы. За смерть! И кончает все счеты с жизнью. Он поступает безвольно - при решении на самоубийство. Пусть даже жизнь прожил красиво. В конце жизни совершает волевой поступок. Поднимает руку на себя. Исполнит ранее вынесенное решение. Но этот волевой поступок не может затмить безволия. Так ни Овод, ни Павел Корчагин не поступили бы... У А.Дюма ("Ущелье Диавола") есть знаменательные слова. Сказаны словно бы по нашему поводу: "Самое верное, простое и решительное средство: это взять, да перерезать себе горло. К этому средству прибегали римляне и, до некоторой степени, оно имело даже свое величие. Итак, перережу-ка я свое горло. О самоубийстве мысль всегда мне улыбалась. Невольная, вызванная необходимостью, роковая смерть мне всегда казалась противной, - подойти к могиле, как к бойне, это уже просто похоже на скотство. Нет, свободно и гордо уйти из жизни, как уходишь со скучного вечера, когда чувствуешь, что все уже надоело и больше там нечего делать, когда устал, всем пресытился, - вот такая смерть действительно достойна порядочного человека". Яаков обрадовался: получил ответное письмо от Эли! По ранее прочитанной странице дневника считает его умнее, глубже, чем прежде казался. Его мысли считает слишком насыщенными, книжными. С ними не согласна. И все же это очень хорошие мысли. Смелые мальчишеские и немного честолюбивые. Ей они понравились. Высказаны два года назад. Она рада: у Яакова имеются свои собственные мысли и мнения. Не любит людей пустых, не привыкших мыслить самостоятельно. Всегда повторяют чьи-то мнения, слова и мысли. Она очень обрадовалась: узнала о мечте Яакова стать великим человеком. Не посмеялась над этим мальчишеским стремлением к славе. Она обрадовалась: поняла о наличии у него цели (не только слов). Веры в себя. Наличию своего идеала. Он мечтает стать великим, знаменитым. Пойдет к своей цели. Приблизится к своему идеалу. Использует все возможности. Не пощадит сил. Яаков уже взрослый и понимает: вовсе не так легко, просто стать великим. Эля думает: теперь стремления к славе - переродились в нем в желание работать над собой. Делать полезное, как можно больше! Быть нужным, благородным человеком. Не ошибается? Эля поучает. С менторских позиций. Как старший многоопытный друг. Жить - это не значит только трудиться, только мыслить. В жизни есть очень много развлечений. Яаков не должен от них отказываться. Тем более, он молод. Молодость потом никогда не вернется. Советует: веселиться, развлекаться. Но всегда помнить: перед ним есть какая-то цель. Эта цель - главное в жизни. Она чувствует ущербную позицию. Делает замечание. Говорит не из желания поучать. Просто делится своими мыслями. О себе замечают: о славе никогда не думала. Слава ей не нужна! Она всегда понимала: даже при наличии у нее какой-то доли одаренности - это никогда не сделает ей знаменитой. Не умеет лицемерить. А писать правду - нельзя. Не думала и не думает почти никогда о том, станет ли когда-нибудь знаменитой или нет? Просто стремится жить честно. Эля себя представляет, словно самый-самый неприметный, обыкновенный, скромный человек. Всегда мечтала о самом обыкновенном. Почему это? Она совсем не такая! Представляет себя в этом не очень-то привлекательном виде. Люди часто двоятся, троятся... Делятся почти на глазах. Себе противоречат! Не знают сами люди, каковы они на самом деле? Эля еще молода, развивается - неустоявшийся человек. Она ищущая личность. Никто не знает, куда прибьет волна жизни? Станет она личностью, посереет, сникнет? Станет Яаков с ней счастливым или принесут друг другу несчастья? Смогут они быть вместе или жизненном пути изначально навсегда разойдутся? Кто заранее знает, что случится? Пока он спокоен, счастлив: надолго ли? Считает: жить честно - это уже немало! Почему-то многие люди предпочитают легкие, кривые пути. Хитрят, выкручиваются. Избегают всего добропорядочного.
|
|