Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Все произведения

Автор: Моисей БельферманНоминация: Литературно-критические статьи

ПОЛЕМИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ...

      ПОЛЕМИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ с КРИТИКОМ А.В.Кайманским.
   И этот раз уважаемый Антон Владимирович КАЙМАНСКИЙ в своей обычной системе ТЩАТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА. Указал на ПОГРЕШНОСТИ и ВАЖНЫЕ СВОЙСТВА моей статьи «ГРАНД-ЛИТЕРАТУР. Тема 1 - Писатель - в обществе».
   
   Не помню подобного НАУЧНОГО ОТНОШЕНИЯ к своему тексту. Понимаю: НАСТАВНИЧЕСТВО ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО в НАЧАЛЕ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ. И СЕЙЧАС НЕ ПОЗДНО!
   
   1. О ВЫДЕЛЕНИЯХ СЛОВ, СЛОВОСОЧЕТАНИЙ и ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
   
   В последние несколько лет - в результате долгих поисков - выработал свой особый стиль. Впрочем, не совсем еще выработал. Готова основа. По ней пишу и, при возможности, дополняю и переписываю прежде написанное. В составляющие элементы этого стиля, как мне кажется, входят:
   
   а. Короткие фразы - с ограниченным количеством причастных и деепричастных оборотов. Чаще: вовсе без них. Текст сжимается до афористичности. Получает более выразительную форму, содержание и звучание. Определяет «драматургию быстротечного и напряженного времени». Помогает больше высказать индивидуального. Не затеряться - в информационном потоке и времени.
   
   Мои фразы имеют строгую последовательность, внутренние связи. Нельзя трогать с места любое срединное предложение. Оно связано с предыдущим и направляет последующее. Вырванная из текстового потока фраза - не звучит. Ее смысл не совсем понятен.
   
   При этом, признаем заранее, теряем часть художественной образности. Художественная проза приближается к устной речи.
   
   б. Знаки препинания. Я пробовал ставить знаки препинания не по строгим требованиям грамматических правил, а по смысловому звучанию. Пришлось отказаться: читатели пока не воспринимают данное новшество. ПИСАТЕЛЬ ВЫНУЖДЕН СЧИТАТЬСЯ с ИНТЕРЕСАМИ и ВКУСАМИ ЧИТАТЕЛЕЙ. Любое НАВЯЗЫВАНИЕ САМЫХ ПОЛЕЗНЫХ НОВШЕСТВ ПРИВЕДЕТ к ПОТЕРЕ ИНТЕРЕСА и ОТТОКУ ЧИТЕТЕЛЕЙ.
   
   в. По поводу ВЫДЕЛЕНИЙ СЛОВ, СЛОВОСОЧЕТАНИЙ и ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Чаще применяю в ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ текстах. Иногда - и в ХУДОЖЕСТВЕННЫХ. Возможно, это следует делать с помощью подчеркиваний или набором другого шрифта. Со скорбью в голосе признаю: пока не освоил полностью компьютерную технику. Использую ее только в качестве усовершенствованной пишущей машиики.
   
   ВЫДЕЛЕНИЯ УКАЗЫВАЮТ на САМЫЕ ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ. При МЕТОДИКЕ БЫСТРОГО, АВТОМАТИЧЕКОГО ЧТЕНИЯ ИХ УПУСТИШЬ.
   
   Отказаться от выделений не хочу. Должен подобрать нечто не столь бросающееся в глаза и не мешающее чтению.
   
   2. Указана действительно наличествующая несогласованность в падежах. Перечитаю свою статью. Исправлю.
   
   3. «Пристроечная литература» - вполне понятный термин. Годен для советского, перестроичного и современного времени. Возможно, данный термин можно выпустить за пределы вечно находящейся в экспериментах (экспериментируемой)­ России. Это наследие и беда «Третьего Рима».
   
   В советское время - по причине тотального контроля за всей печатной продукцией - литературу художественную и макулатурного типа спокойно отнесем к «пристроечной» к власти.
   
   «Пристроечная литература» отражала советскую действительность с позиций «идеологической чистоты». Это значило: «ГЕРОИЧЕСКИЙ АПОФЕОЗ», «БЕСКОНФЛИКТНОСТЬ», «НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК ТРУДА» и прочие ЛЖЕГЛУПОСТИ. При этом вся выходящая печатная продукция вмещена в прокрустово ложе цензуры Главлита. Конечно, в «произведениях» имелись НАРЫВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ. Только вела она и способствовала КРАХУ СИСТЕМЫ. ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ЗАСТОЮ и ПОЛИТИЧЕСКОМУ ОТУПЛЕНИЮ. Что осталось от той «СЛАВНОЙ ЭПОХИ»? ГНИЛОЙ БЫТ…
   
   Это продолжится до момента превращения книгоиздания в чисто коммерческое предприятие. Прежде всего ее следует отстегнуть от власти предержащих. Писателям по призванию следует заниматься наблюдениями, поисками, иследованиями, экспериментами, творчеством - не поиском кормушек и кормильцев.
   
   Но равняться и подстраиваться под «вкусы» - тогда не будет развития. У МНОГИХ ЧИТАТЕЛЕЙ НИЗКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВКУСЫ. По ЖЕЛАНИЮ ТРУДЯЩИХСЯ МОЖНО на ПОТОК ПУСКАТЬ ЛЮБОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ БРАК. Да, Вы сами знаете - лучше меня.
   
   4. В Союзе я прожил до конца сентября 1989 года. Не видел в нем другой власти - распоряжалась только коммунистическая бюрократия. К счастью, ни с какой подпольной деятельностью и «неформальными отношениями» не был связан. Десятки лет меня не публиковали. Репрессировали - формально не по причине литературного творчества. Хотя это интересовало «хитрые органы». Промерно в 1976-78 годах все свои рукописи отправил Союзу писателей СССР и ВААП. Рукописи не вернули. Но придирок к ним у властей не было. Да, я как ЛЮБОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПИСАТЕЛЬ - являлся МЫСЛЯЩИМ, ИНАКОМЫСЛЯЩИМ. Не воспринимал на «ура» многое в те времена. Ни в каких АНТИСОВЕТСКИХ АКЦИЯХ НЕ ЗАМЕЧЕН. Впрочем, в году 1961 передал на Запад письмо-рукопись с примерным названием «Ответ Евгению ЕВТУШЕНКО» по поводу его произведения «Бабий Яр» и украинских проявлениях гнусного антисемитизма. В 1979 году официально подал заявление о выезде на постоянное жительство в Израиль. Подступила Московская Олимпиада… Меня не выпустили. Но… Уволили с работы. Арестовали. Продержали 53 дня в заключении. Только 53 дня! По причине выдержки и достаточно умного поведения - потом требования - больше не дергали. Продолжали «проверять». Посещали с «контрольными проверками». Тягостно, издевательски воздействовали на родителей.
   
   Пишу это в качестве сообщения: на личном опыте частью знаком с репрессивной советской системой.
   
   5. И с идеологической, тотальной, государственной, частью с партийной и профсоюзной - был знаком. Хотя в партии не состоял и профсоюзным активистом не был. Ну, профогром группы… Наблюдал и разговаривал.
   
   Так вот, ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТВЕРДЬ! Это - СВЯЩЕННАЯ КОРОВА РЕЖИМА! Не знаю ее СТОИМОСТЬ - ВНИМАНИЕ ИДЕОЛОГИИ УДЕЛЯЛИ НЕ МЕНЬШЕ, чем ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Под ЕЕ КОНТРОЛЕМ, ВОЗДЕЙСТВИЕМ, ВЛИЯНИЕМ НАХОДИЛИСЬ (в разные времена и годы иначе) НЕ ТОЛЬКО «ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ» - ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ, ЖУРНАЛИСТИКА, БЕЛЛЕТРИСТИКА… И НАУКА! Включая ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Да, БЫВАЛИ ВРЕМЕНА - НЕ ВЫПУСТИТЬ УЧЕБНИК по ФИЗИКЕ без УПОМИНАНИЯ ПРЕДТЕЧИ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА Ползунова, народного умельца Кулябина… ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ определены по УКАЗАНИЯМ Ленина в ГЕНИАЛЬНОЙ СТАТЬЕ «Материализм и эмпириокритицизм». Что касается КОРИФЕЯ ВСЕХ НАУК: без него НЕЛЬЗЯ БЫЛО ИЗМЕРИТЬ СКОРОСТЬ СВЕТА и ВЫПУСКАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ КАРБЮРАТОРЫ. Это вовсе не цитирование известного одесского хохмача.
   
   Вы пишите о пользе ИДЕОЛОГИИ в формулировке БСЭ или словаря. А без авторитетов можно доказать пользу идеологии для хлебопашества, торговли или для РАЗВИТИЯ «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА»? Ах, Вы не знаете, кто ТАКОЙ «НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК»? Тогда у Вас УЖЕ НЕТ или ЕЩЕ НЕТ ИДЕОЛОГИИ! А мне довелось ЖИТЬ в ПЕРИОД ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОСТЕНЕНИЯ.
   
   Понимаю: для Вас ИДЕОЛОГИЯ - СИСТЕМА НРАВСТВЕННОСТИ, МОРАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ЭТИМ ОГРАНИЧИВАЕТЕ ЕЕ СФЕРУ ВЛИЯНИЯ. СЧИТАЕТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ. ПОМОЩНИЦЕЙ в СОЗДАНИИ ЗДОРОВОГО СЕМЕЙНОГО и ОБЩЕСТВЕННОГО КЛИМАТА. При ПРЕОДОЛЕНИИ БОЛЕЗНЕННЫХ ПРИВЫЧЕК и АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ.
   
   Если бы только так! В моем и, возможно, НАШЕГО ПОКОЛЕНИЯ понимании в ИДЕОЛОГИЮ ВХОДИЛИ: НАБЛЮДЕНИЯ, СТУКАЧЕСТВО, КОНТРОЛЬ, «ПРИВЕДЕНИЕ к ПОРЯДКУ» и РЕПРЕССИВНО-«ВОСПИТА­ТЕЛЬНЫЕ­ ТРУДОВЫЕ МЕРЫ» ПРИНУЖДЕНИЯ. По типу «павловской собаки» - НАУЧАЛИ СЛЕДОВАТЬ СОВЕТСКОЙ ЛИНИИ. Вы не ВСЕ ПОНЯЛИ? И ЗНАТЬ Вам ВСЕГО НЕ НАДО! В ИДЕОЛОГИЧЕСКУЮ СТАТЬЮ ВХОДИЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАРАТЕЛЬНЫХ ОГАНОВ. Или: НАОБОРОТ? В ТОНКОСТЯХ НЕ РАЗБИРАЮСЬ.
   
   У Вас нормально работает радиотехника? А Вы знаете: на определенных радиоволнах вещали «Голос Америки», «Би-би-си», «Немецкая волна», «Свобода»… И сейчас, кажется, еще вещают. Но почти до конца 90-х годов слышать эти и некоторые другие радиоголоса - это значило СОВЕРШАТЬ ИДЕОЛОГИЧЕСКУЕ ДИВЕРСИЮ. Да, их слышать почти нельзя было: из-за кошачьего визга глушилок. Да, что Вы знаете… ВЕЛИКИЙ СОВЕТСКИЙ НАРОД ДЕРЖАЛИ в ВОЗРАСТЕ и СОСТОЯНИИ МЛАДЕНЧЕСКОГО НЕДОМЫСЛИЯ.
   
   ИДЕОЛОГИЯ в ОЧЕНЬ МНОГИЕ СОВЕТСКИЕ ГОДЫ СЛУЖИЛА ОКОВАМИ, ЯРМОМ, СТАЛЬНЫМ ОБРУЧЕМ…
   
   Это даже хорошо: Вы - такое ПРОСВЕЩЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ. Вроде бы, СВОБОДНЫ от МНОГИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СУЕВЕРИЙ и НЕСВОБОДЫ. Не ЗНАЕТЕ СУЩНОСТИ БЫВШЕЙ ИДЕОЛОГИИ. С ПОЗИЦИЙ НАИВНОЙ АБСТРАЦИИ СЧИТАЕТЕ ИДЕОЛОГИЮ - КАТЕГОРИЕЙ НЕКЛАССОВОЙ, НЕПОЛИТИЧЕСКОЙ, НЕ ЗАРЯЖЕННОЙ ЭЛЕМЕНТАМИ РАЗРУШАЮЩЕЙ ЭНЕРГИИ. Даже РАЗБАВЛЕННОЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ.
   
   Я ВОВСЕ НЕ ПРОТИВ ГУМАННОГО ВОСПИТАНИЯ, ПРИВИТИЯ с ДЕТСТВА СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ. ВЫСТУПАЮ ПРОТИВ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ НЕДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ или ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ НАВЯЗЫВАЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ, ФОРМ ОБЩЕНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ, КОНТРОЛЯ МОДЫ… Для ЛЮДЕЙ ТВОРЧЕСКИХ - пусть ОСТАЮТСЯ ОТКРЫТЫМИ ПУТИ ПОИСКОВ и ВОЗМОЖНОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ.
   
   6. В 2003 году в течение 18 дней находился в соседней с Вами Украине. Как говорится, ОБА НАРОДА и ГОСУДАРСТВА в одно время отошли от одного источника. Я не слежу за внутренними явлениями. Верно, Украина развивается в несколько отличном от России направлении. По впечатлениям - в основном, по результату экскурсионной автобусной, да и пешей по Киеву и последующей Оранжевой БЕСКРОВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ - у меня создалось мнение: украинцы разрабатывают НОВУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕЮ или ИДЕОЛОГИЮ. Делают упор на РЕЛИГИОЗНОСТЬ, ВОЗВРАЩЕНИЕ к ИСТОКАМ СЛАВЯНСТВА, ХРИСТИАНСТВА. УКРАИНСКУЮ ОСНОВУ ЯЗЫКА, ИСТОРИИ. НАЛАЖИВАЕТ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ с ЗАПАДОМ. Конечно, у России - СВОЯ ДОРОГА и СУДЬБА.
   
   7. По поводу НАРОДА-РАБА. Термин не мною придуман. Применил.
   НАРОД-РАБ или ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ НАРОДА в ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ПОКОЛЕНИЙ ПРОШЛА ШКОЛУ ЖЕСТОКОГО ВОСПИТАНИЯ. Думаю, Вам не следует рассказывать почти ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНУЮ ЧЕРЕДУ ГРОЗНЫХ ИСПЫТАНИЙ - за СТОЛЕТИЯ ЧЕРЕЗ НИХ ПРОШЛИ НАРОДЫ России, затем Союза.
   
   а. Вы осведомлены - не в ТЕОРИИ, а на ПРАКТИКЕ - о СУЩНОСТИ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕ­ННОГО­ ПРИНЦИПА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ЦЕНТРАЛИЗМА? И СКОЛЬКО ЗОЛОТНИКОВ, МИЛЛИГРАММОВ в НЕМ ДЕМОКРАТИЗМА? НАРОД МОЛЧА, почти БЕЗРОПОТНО ТЕРПЕЛ ЭТО ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО ЖЕСТОКОЙ ДИКТАТУРЫ «КУЛЬТА» и КУЛЬТЯПОК-РУКОВОДИТЕ­ЛЕЙ.­ НЕ ВСЕ МОЛЧАЛИ. ПОСТОЯННО ШЛО ПОПОЛНЕНИЕ ШТАТА ДЕШЕВЫХ РАБОЧИХ Главного Управления Лагерей (ГУЛаг’а).
   
   б. Несколько раз побывал агитатором на «всенародных
   выборах» «кандидатов в депутаты» всех рангов. Это агитаторы выгоняли простых советских людей из домов - гнали на выборы, а члены счетных крмиссий доводили проценты голосовавших и «за» - до спущенных сверху показателей. А после «подсчета голосов» и написания протокола - предавались испытанию даровой выпивки-закуски. Фактически, за «гнилые фасоли» и прочие подобные мелочи материального свойства создавали самозванную партийно-советскую номенклатурную иерархию на всех этажах власти.
   
   в. Вы слышали: «Они делали вид, что платят, а мы - что работаем!»
   НАРОДЫ ДЕРЖАЛИ на ГОЛОДНОМ ПАЙКЕ! А СКОЛЬКО ГОЛОДНЫХ ЛЕТ ПЕРЕЖИЛИ?! ВСЯКИЕ КАМПАНИИ: (берем более поздние): РАСКУЛАЧИВАНИЕ - «УНИЧТОЖЕНИЕ КУЛАКА как КЛАСС», ВЫСЫЛКА «ПОДКУЛАЧНИКОВ», РАСКАЗАЧИВАНИЕ, КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ… МНОГИЕ СОВЕТСКИЕ НАРОДЫ «ПРЕДАЛИ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ» в период нацистской оккупации. На необжитые территории севера и востока СМОГЛИ ПЕРЕСЕЛИТЬ ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫЕ НАРОДЫ. Ко ВСЕМ УКРАИНЦАМ СОВЕТСКИЕ ПРАВИТЕЛИ ПОБОЯЛИСЬ ПОДСТУПИТЬСЯ. ТОЛЬКО ЧТО ЧАСТИЧНО ВЫМОРИЛИ в ГОЛОДОМОР, да в ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ МНОГИЕ УКРАИНЦЫ за «НАЦИОНАЛИЗМ» и ПРОЧИЕ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ» ОТРАБЫТЫВАЛИ СВОИ ГРЕХИ в МНОГОЧИСЛЕННЫХ ЛАГЕРЯХ ГУЛаг’а.
   
   г. ВТИХОРЯ, по НОЧАМ ЭНКАВЕДИСТЫ и КАГБИСТЫ СОВЕРШАЛИ СВОИ НАБЕГИ. Но НАРОД ЗНАЛ - пусть в общих чертах - о СОВЕРШАЕМЫХ ВЛАСТЬЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ. МОЛЧАЛИ! И СЕЙЧАС ЕЩЕ НЕ ОДНИ ВЫЖИВШИЕ из УМА ФРОНТОВИКИ и ПЕНСИОНЕРЫ ОПЛАКИВАЮТ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ.
   
   д. Только НАРОД-РАБ МОЖЕТ ТЕРПЕТЬ и… СТРЕМИТЬСЯ в РАБСТВО.
   Скажете: СЕЙЧАС УЖЕ НЕ ТО! Ой, НЕ ЗНАЮ!
   
   е. ПАЦАНВА БЬЕТ ДРУГ ДРУГА на УЛИЦАХ, в ШКОЛЕ… ПОТОМ в ТЕХНИКУМАХ, ИНСТИТУТАХ и АРМЕЙСКИХ КАЗАРМАХ. ТОЛЬКО НАРОД-РАБ ВОСПИТЫВАЕТ ДЕТЕЙ-БАНДИТОВ. КАЛЕЧИТ СВОИХ СЫНОВЕЙ и ЕДИНОЛЕТОК.
   
   ж. ПУТЬ к СВОБОДЕ ТРУДЕН, ДАЛЕК. НУЖНЫ СТОЛЕТИЯ ПРИВИТИЯ МОРАЛИ. ОТУЧИВАНИЯ от ЗЛОБНОГО ПОВЕДЕНИЯ и РАЗРЫВАЮЩИХ ЗДОРОВЬЕ ДУРНЫХ ПРИВЫЧЕК.
   
   з. РАДУЕМСЯ: НАРОД УЖЕ в ПУТИ…
   
   8. По поводу Ваших замечаний о ХОРОШИХ ФИЛЬМАХ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА. Для примера приводите 9 фильмов, один из них - «Гараж» - ПЕРЕСТРОЕЧНЫЙ. Ну, под «и т.д. и т.п.» назовете еще столько же. И это все?! Советская киноиндустрия ежегодно выпускала по 150-200 фильмов. И только 10% остались в «сокровищнице». И даже не потому, что они такие ХОРОШИЕ и КАССОВЫЕ. Просто СОВРЕМЕННАЯ КИНОИНДУСТРИЯ ВЫПУСКАЕТ ФИЛЬМЫ ЕЩЕ НИЖЕ КАЧЕСТВА.
   
   Советские фильмы показывают в ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ. И еще… Не станем подробно анализировать. Да, я и не специалист по данному жанру искусства.
   
   9. По поводу коммерческого направления творческих жанров я мало информирован. Представлять эпоху смогут немногие - при кажущемся изобилии талантливых авторов. «Пупса», или еще как-то она называется эта «массовая культура», верно, отвлекает. Не развивает ни художественный вкус, ни заполняет творческий голод.
   
   10. По поводу Вашего писательского ряда - так они почти все в те времена признаны антисоветчиками. Шли «не в ногу со временем». Приведите лучше примеры присосавшихся к кормушкам хитрецов, приспособленцев… Их не счесть! Хищники, партийные борзописцы, гвардейцы сусловского войска.
   
   11. По поводу Пикуля. Так он в значительной степени популизатор и фальсификатор. Он привнес новую, историческую волну. Только что многие его представления приблизительные. Другие - неверные. Направили его на передовую линию «историко-идеологиче­ской­ борьбы» с А.И. СОЛЖЕНИЦЫНЫМ и его ИСТОРИЧЕСКИМИ РАЗОБЛАЧЕНИЯМИ. ФАНТАЗИИ ДРУГОГО НАПРАВЛЕНИЯ. Пикуль тоже антисемит. Сочинитель «пупсы». Проводник МЕНЯЮЩЕЙСЯ ПАРТИЙНОЙ ЛИНИИ в исторической науке и литературе. ИЗВРАТИЛ СУЩНОСТЬ ТРАГИЧЕСКОГО ПОСТУПКА Д. Богрова - повторил дореволюционные утверждения черносотенцев. В советское время эта версия вошла в историографию. В этом и других местах писатель ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОБОСНОВЫВАЛ ВЕРНОСТЬ РОССИЙСКОГО АНТИСЕМИТИЗМА. Как бы исполнял функции футболиста-чистильщи­ка.­ ПЕРЕЧЕРКИВАЛ ЕВРЕЙСКИЙ СЛЕД в РУССКОЙ ИСТОРИИ.
   
   12. Падение престижа писательской профессии заметно не только в России - во всем мире. В обоснование этого тезиса Вам пришлось опуститься до эпохи Добролюбова. Но ведь даже к той дате бурное книгопечатание в России исчисляло менее сотни лет. Начали возникать и обретать тиражи газеты, журналы… Из случайных «хлопков», «хроникеров» и «пистолетов» начали возникать журналисты. Журналистика вскоре выделилась в особую профессию.
   
   13. Нельзя не посочувствовать читателю. Знаю по себе: ЧТЕНИЕ - ЗАНЯТИЕ УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ, ОДНОВРЕМЕННО УТОМИТЕЛЬНОЕ. В МИРЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАТИКИ КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ
   ВЫБОРА. В их числе: ПРИСТРАСТИЯ и ЗАНЯТИЯ ЧАЩЕ ОТДАЮТ
   ТЕЛЕВИДЕНИЮ. ЗДЕСЬ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ за ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕЙСТВИЯ ИЗБРАННЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ. ПЕРЕД ТЕЛЕВИЗОРОМ МОЖНО ПОСПАТЬ.
   
   13а. В постреформенной России долго изживали крепосничество, общинность, традиционные устои быта. В приходских и уездных школах образовывают крестьянских, мещанских детей. Только еще готовили кадры читателей. И революционные! Зараза не преминула использовать печатную продукцию для распространения форм Зла и втолковывания политического невежества. Русские мужики отбились от «народников» с помощью урядников. На смену им пришли нечаевцы, бакунинцы. Затем их сменили социал-демократы, социалисты и анархисты - всех цветов и оттенков. Задурили и без того дурацкие головы малограмотных мужиков, кустарей и рабочих. Под интернациональными лозунгами СВОБОДЫ, РАВЕНСТВА, БРАТСТВА и БЕЗЭКСПЛУТАЦИОННОГО ТРУДА - ГОТОВИЛИ ГРУППЫ БУНТАРЕЙ, ЗАТЕМ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ… А ПОСЛЕ «ПОБЕДЫ» ВОЗНИКАЛИ ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ ДАРМОВОГО ТРУДА, ЭНТУЗИАЗМ, СВЕРХНАПРЯЖЕНИЕ ПЯТИЛЕТОК. СОРЕВНОВАНИЕ и другие формы ФИЗИЧЕСКОГО ИЗНУРЕНИЯ и ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА.
   
   14. Писательская профессия становилась престижной в моменты появления талантливых ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРУЖЕНИКОВ. Летописцев времени. Нравоучителей и тонких психологов. Читатели ценили творцов за ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ПРАВДИВОСТЬ СЮЖЕТА и ТОЧНОСТЬ ХАРАКТЕРОВ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ЕЩЕ НЕ ПРЕВРАТИЛАСЬ в СЛУЖАНКУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. Не стала еще ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЧУШЬЮ.
   
   15. В последние времена отмечают значительное падение читательского интереса к книгам. Проблему лично не изучал. Излагаю свое видение. Происходит перемещение читательского интереса на полюса… Значительным конкурентом печатной продукции стала сетевая литература. По мне: безразлично, в каком виде познакомятся с моими идеями и произведениями. Огромная группа талантливых писателей трудятся в обоих направлениях - в сети и с бумажной продукцией. При этом следует учесть: книги для их издания требуют более кропотливой подготовки. Они дороги! И еще долго приходится ожидать возврата затраченных средств. Сейчас мало меценатов и рисковых издателей. Писателю чаще всего приходится издавать книги за свой счет. «Навар» или прибыль случается при наличии как минимум трех компонентов: известного имени автора, большого тиража издания и широкой рекламы. Мало кому из писателей удается жить-устраиваться за счет одних авторских гонораров.
   
   16. Вы считаете «заезженными» и «словесным клише» мои высказывания по поводу известных «событий 11 сентября 2001 г.». Разве только это «клише»? Много имеется других «клише» - у меня и у Вас? Разве имеется много словосочетаний, впервые употребляемых? Любое художественное произведение наполнено клише. Вот только одни из них пропускаем мимо ушей, а на другие указываем. По причине своих политических, эстетических пристрастий и антипатий. Вас резануло высказывание о палестинском терроре. Ну, разве Вы одни - до Чечни - на всю «раскрытую пасть» насмехались над терроризмом в Европе и Евро-Азии. Пособничали: в вооружении, подготовке «кадров боевиков» и науськивании на «империалистов и их ставленников». Гордый и высокомерный реликт советских времен, белорусский президент и поныне открыто продает Ирану ядерные секреты. Не все так просто и односложно.
   
   По Вашему убеждению - только Штаты поняли предупреждение? Одни усилили меры безопасности. Не только они… Страны и народы Западной Европы с большей осторожностью что ли… применяют политкоректность. Французы уже пробуждаются от варварских проявлений «молодежного» и «африканцами привнесенного бунта». В своей основе анархистского, террористического. Их еще мало ужалили!
   
   17. Конечно, мировой террор возник задолго до осени 2001 г. Лет 20-30 назад «палестинские борцы за свободу» захватывали пассажирские самолеты. Шантажировали заложников и правительства разных стран. В аэропортах и на бортах приняты дополнительные меры безопасности. Потенциальных захватчиков обнаруживают до посадки. Это снизило частоту захвата.
   
   Множеству обычных пассажиров приходится мириться с неудобствами дополнительного контроля. Примирились с «нарушением прав человека».
   
   18. Европейские страны выработали необычный для русских гуманизм. Для них важно сохранить каждую человеческую жизнь. Не ставить повсюду памятники «безвестным солдатам». После Мюнхена - Чехословакия «спокойно» приняла оккупацию. Чехи - западные славяне, пропитаны западными культурными условностями. Берегли своих граждан. А Словакия даже поставляла солдат в нацистский вермахт.
   
   Это только жестокий по своей природе советский режим мог своих пленных и попавших в оккупационную беду простых граждан отдать на растерзание врагов. Оставить их даже без защиты «Красного креста». А после освобождения репрессировать миллионы несчастливцев. И переселить с десяток народов-«врагов».
   
   19. Вам лично или в России горько слышать, принять этот установившийся в виде КЛИШЕ термин: «АРАБО-ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ». Такое говорят о Ваших недавних ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ДРУЗЬЯХ и СОЮЗНИКАХ. Добавим: ДРУЗЬЯХ и СОЮЗНИКАХ НЕНАДЕЖНЫХ! СКОЛЬКО УГРОХАЛИ на Героя Советского Союза Гамаля (в переводе: верблюда) Абделя Насера и Египет? На какую сумму недавно СПИСАЛИ ДОЛГОВ Сирии? А чего СТОИЛ БЕЗУМЕЦ-ПРАВИТЕЛЬ Ливии М. Кадаффи? И ВСЯ ПРОЧАЯ СВОЛОЧЬ, включая ВЕЧНО МОЛОДОГО РЕВОЛЮЦИОНЕРА Фиделя Кастро. Да, он не араб и не исламист. Ну, и что с того? МАЛО СТОИЛИ ОНИ ВСЕ Союзу и России? Не на НИХ ли ГОРБИЛИСЬ ЛЕТ СОРОК?
   
   20. Хорошо: ТЕРРОРИЗМ ПРАВИЛЬНЕЕ назвать «ПАЛЕСТИНСКИМ» или «ПАЛЕСТИНО-ИСЛАМСКИМ­».­ Что с того, какое кто получит ОБЛЕГЧЕНИЕ?
   
   21. ИСЛАМ - МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ. Внутри ЕГО СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТОВ имеется достаточно МНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЙ, ПОВОДОВ или ОСНОВАНИЙ для ФАНАТИЗМА. У меня есть ТЯЖЕЛЫЙ «КИРПИЧ» в зеленой обложке. Под названием «Коран». Между прочим, издан в России - с русским параллельным переводом.
   
   22. “Вакхабитский» террор свойствен для Чечни. Между прочим, в боях против «федералов» воевали наемники разных национальностей. Были там, к удивлению, украинцы. И что более необычно: АРАБСКИЕ ДОБРОВОЛЬЦЫ. В количестве только 200 наемников. Считаете: их не много? Так, в АРАБСКИХ СТРАНАХ проживает значительно больше населения, чем в России. Знаете, сколько ФАНАТИКОВ в Саудовской Аравии? Известный бин ладен - оттуда! В мусульманских странах проживает больше миллиарда населения. И не все они ТРЕЗВОМЫСЛЯЩИЕ. Мое личное мнение: МОЛИТВАМИ не СПАСТИСЬ от УГРОЗ РЕЛИГИОЗНЫХ ФАНАТИКОВ-МУСУЛЬМАН.­
   
   23. Впервые от Вас услышал об «ИУДЕЙСКОМ» ТЕРРОРЕ. Давно читал ТАНАХ (Библию). Знаю: Священная Земля была ДАРОВАНА, ЗАВЕЩАНА Господом. Он НАКАЗАЛ: «ОЧИСТИТЬ» Ее от пришельцев. Филистимляне - переселенцы с Крита. Захватили им не положенное. С глубокой древности СПРАВЕДЛИВОСТЬ УСТАНАВЛИВАЛИ в КРОВОПРОЛИТНЫХ ВОЙНАХ.
   
   А как РАСШИРЯЛАСЬ Россия - в ВОЙНАХ-КАМПАНИЯХ? Одно МИРНО ПРОШЛО: ПРОДАЛИ Аляску!
   
   24. Почему бы Вам не вспомнить о САМЫХ ЖЕСТОКИХ ЗАВОЕВАТЕЛЯХ ДРЕВНОСТИ - об ассирийцах. Хоть немного знаете о их Империи Вавилоно-Ассирийской­?­ Так что они делали? Захватывали земли, территории, а НАРОДЫ ПЕРЕСЕЛЯЛИ. Задолго до турок, нацистов и Сталина совершали резню-геноцид.
   
   25. “Не скажу за всю Одессу…» К сожалению, довольно многие писатели вовсе не альтруисты. Они все люди «простые» и - очень уж «простые». Даже с усложненными эмоциями люди. Соперничество - это еще не самое плохое и страшное качество в писательском пути развития и продвижения к призванию чителями и критиками. Среди окружающих людей - большинство безразличных. А то и злых, завистливых, коварных, мстительных… В окружении иногда злобы поболе, чем в среде писательских коллективов.
   
   Не надо искать писателей на Луне и наблюдать их в телескоп. Вы посмотрите, что делается, подчас, на нашем портале. Имеется каста неприкасаемых. Считают себя вечно правыми и требуют к себе почитания. Высказываются уничижительно о других. С ними в чем-то не согласных. А сколько среди портальцев… Что говорить?
   
   Приведу живой пример. Среди нескольких тем на конкурс я предложил и нечто подобное: дурдом - общество в миниатюре. Кажется, ее имя Анна Кссо - схватила предложенную мною тему. Изменила название. Провела конкурс. При обзоре мое точно соответствующее теме и довольтно-таки непрохое произведение даже не упомянула. Я сообщил о краже темы и непорядочности при проведении конкурса или обзора. Мое сообщение сняли. Верно, не без ее участия. Вам нужны еще примеры?
   
   26. Я говорил о престиже литературной продукции. Случается, из-под рук не очень порядочных автора, а то даже и негодяя выходит талантливое, даже гениальное произведение. Следует прежде воздать должное самому произведению, а уж затем разбираться с автором. И мы не станем смешивать «котлеты» с «мухами».
   
   27. Видно, Вы даже в «теории» не имеете представления о советской жизни и парт-советской практике в 30-70 годы прошлого века. Даже малейшее несогласие с «партийной линией», не только за критику («антисоветские проявления») - считали «подрывом государственной безопасности». И каждого несогласного «прикрепляли» к одной из вражеских разведок. Расстреливали! Или как Осипа МАНДЕЛЬШТАМА ГОНЯЛИ по ЛАГЕРЯМ!
   
   28. В Переделкино не бывал. С их нравами не знаком.
   
   Узнал из уст нашей сотрудницы. В свое время я работал в институте «Укрземпроект». По «знакомству» ее направили на почвенное обследование правительственной дачи. Одна дача примыкала к другой. И каждая из них не только снаружи, но и внутри отделена высоким забором. Вот так! А писатели в Переделкино жили мирно, без склок и перемалывания косточек?
   
   29. Действительно, за государственную безопасность отвечали министры, руководители ОГПУ, НКВД, КГБ и прочие… Но вот почему-то писателей внесудебные тройки и прочие трибуналы осуждали за «подрыв устоев». Их привязывали к одной из существующих вражеских разведок. Превращали в шпионов даже несуществующих государств и разведок.
   
   30. Говорю о периоде творческой работы. Знаю, коровы выдаивают больше молока при слушании классической музыки. А писатели… Одни пишут стоя, другие сидя… Некоторые нашептывают на диктофон… Пишут ручками на бумаге… Некоторые сразу передают свои мысли компьютерам… У каждого - своя технология письма.
   
   31. При выражении словами - только писатели избирают себе профессией выражение художественным словом. И среди пекарей иногда встречаются художественно выражающиеся. Так в народе пропадают таланты. Верно, они - производители фольклорных ценностей.
   
   
   © Бельферман Моисей, 2006 Дата публикации: 24.04.2006 21:39
   
   Предыдущее: ГРАНД-ЛИТЕРАТУР. Тема 4 - В СОСТОЯНИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА. Следующее: СВОБОДА СЛОВА, ДЕМОКРАТИЯ... ПИСАТЕЛЬСКИЙ ТАЛАНТ - в ПОСТОЯННЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПОИСКАХ...
   
   Количество просмотров: 117
   
   
   Написать рецензию
   Рецензия
   Логин: Пароль:
   
   
   Забыли пароль?
   
   
   Рецензии
   Nadia Hilton [ 25.04.2006 ]
   
    Здравствуйте, уважаемый Бельферман Моисей!
    Я тоже знакома с советскими репрессиями не по-настышке, потому с интересом "поговорила" с Вами через эту статью. С удовольствием бы поболтала с Вами и в реале часок-другой. Но... одно дело говорить, а другое писать.
    Думаю, что не все разговорные формы передают на бумаге суть сказанного, от того и недопонятки и критические "придирки".
    Для примера возьмём одно предложение из Вашего текста:
   
    "При выражении словами - только писатели избирают себе профессией выражение художественным словом."
   
    - караул! Поработать над данным предложением просто необходимо, потому как нужно "очень постараться", чтобы понять Вашу мысль.
    Уж если Вы профессионал "художественного слова", то будте любезны выразить свою мысль так, чтобы каждому слову в предложении жилось комфортно.
    Жизненный опыт не всегда влечёт за собой автоматическое умение его передать, и уж тем более, таланта перенесения знаний на бумагу. И если не терпится "выписаться", - этому нужно учиться.
    Хочу, чтобы Вы поняли, что, когда мы критикуем Ваши литературные тексты, то не в коей мере не имеем ввиду Ваш жизненный опыт.
    Как говорится, ничего личного - только бизнес! :)
    С уважением, Надя Хилтон Сутаник [ 25.04.2006 ]
   
    Браво, Надя.
    Теперь становится абсолютно понятно, почему на своей страничке вы нваписали - "Два самых больших заблуждения: первое - это мнение окружающих о вас, второе - это ваше мнение о самом себе".
    Анатолий Сутугин.
   
   
   Комментировать
   Бельферман Моисей [ Удалить ] [ 25.04.2006 ]
   
    Уважаемая Nadia Hilton!
    Конечно, Вы правы!
    Повторяется дважды "выражение"! Другая небрежность объяснима (не оправдание) - вызвана спешкой.
    Вторую часть фразы следует сделать отдельной. "Профессия писателя
    побуждает художественными методами и образными словами излагать мысли, чувства, события... Раскрывать психологические свойства и характеры персонажей".
    Умею - при желании! Nadia Hilton [ 25.04.2006 ]
   
    "Профессия писателя побуждает художественными методами и образными словами излагать мысли, чувства, события... Раскрывать психологические свойства и характеры персонажей".
   
    Я бы не торопилась радоваться. :) Профессия не побуждает, а профессионализм заключается в умении излагать так-то , используя то-то :)
   Бельферман Моисей [ Удалить ] [ 25.04.2006 ]
   
    Уважаемая Nadia Hilton!
    Я внес исправление в основной текст. Возможно, не окончательное исправлением. Пожалуйста, не снимайте свое замечание.Это НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОЙ КРИТИКИ и ПОЛЬЗА ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ.
   Nadia Hilton [ 25.04.2006 ]
   
    Очень рада, что мы понимаем друг друга. :)
    С уважением, Надя
   
   
   Комментировать
   Nadia Hilton [ 25.04.2006 ]
   
    Здравствуйте, уважаемый Бельферман Моисей!
    Я тоже знакома с советскими репрессиями не по-настышке, потому с интересом "поговорила" с Вами через эту статью. С удовольствием бы поболтала с Вами и в реале часок-другой. Но... одно дело говорить, а другое писать.
    Думаю, что не все разговорные формы передают на бумаге суть сказанного, от того и недопонятки и критические "придирки".
    Для примера возьмём одно предложение из Вашего текста:
   
    "При выражении словами - только писатели избирают себе профессией выражение художественным словом."
   
    - караул! Поработать над данным предложением просто необходимо, потому как нужно "очень постараться", чтобы понять Вашу мысль. И если Вы профессионал "художественного слова", то постарайтесь выразить свою мысль так, чтобы каждому слову в предложении жилось комфортно. Жизненный опыт не всегда влечёт за собой автоматическое умение его передать, и уж тем более, таланта перенесения знаний на бумагу. И если не терпится "выписаться", - этому нужно учиться. Хочу, чтобы Вы поняли, что, когда мы критикуем Ваши литературные тексты, то не в коей мере не имеем ввиду Ваш жизненный опыт. Как говорится, ничего личного - только бизнес! :)
    С уважением, Надя Хилтон

Дата публикации:22.11.2006 18:59