Чуть более полувека тому назад в Англии скончался академик живописи Леонид Осипович Пастернак. Его сын Борис писал вскоре после его смерти: ”Судьба не преуменьшила и не обидела его,...в конечном счете торжествует все же он,...проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, богатую жизнь, частью в благословенном своем 19 веке, частью в верности ему, а не в диком, опустошенном,нереальном и мошенническом двадцатом.” Жизнь Леонида Осиповича была действительно интересной и богатой-на протяжении многих лет он знал Л.Н.Толстого, рисовал многих выдающихся поэтов, музыкантов, ученых, политических деятелей, и со многими из них его связывали дружеские отношения. Будущий художник родился в Одессе 4 апреля 1862 г. Его отец был содержателем постоялого двора, на матере Лие лежали все заботы о семье и домашнем хозяйстве. Способности к рисованию проявились у мальчика очень рано, однако родители не поддерживали его увлечение “малеванием” и безжалостно уничтожали все попадавшие им под руки рисунки и наброски сына. В возрасте семи лет он получил от соседа-дворника свой первый заказ-нарисовать несколько картин на охотничьи темы. Заказчик, которого Леонид Осипович впоследствии шутливо называл “моим первым Лоренцо Медичи”, остался очень доволен работой и заплатил юному художнику пять копеек за каждую картину. В 1881 г. Леонид закончил гимназию и по настоянию родителей поступил на медицинский факультет Московского университета. Скоро Пастернак убеждается в том, что медицина не является его призванием, и уже в 1882 г. подает заявление о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Эта попытка оказалась безуспешной, так как единственная в этом году вакансия досталась дочери Л.Н.Толстого Татьяне. В 1883 г. Леонид Осипович уезжает в Мюнхен и поступает в Королевскую академию художеств. Через два года он заканчивает с медалью натурный класс академии и в этом же году экстерном-юридический факультет Новороссийского университета, после чего в течение года проходит обязательную военную службу. По окончании службы Леонид женится на молодой, но уже достаточно известной пианистке Розалии Кауфман, и этот брак оказался на редкость счастливым. Вскоре известный меценат П.М.Третьяков купил несколько работ Л.О.Пастернака, в том числе картину “Письмо с родины”, экспонировавшуюся на ежегодной выставке передвижников. Это дало ему возможность совершить поездку в Париж, о которой художник давно уже мечтал. 10 февраля 1890 г. у супругов Пастернак родился первенец Борис и через три года-сын Александр. Вскоре в судьбе Пастернака произошла перемена, определившая его жизнь на много лет вперед: в 1894 г. он становится профессором московского Училища живописи, ваяния и зодчества и остается на этом посту более четверти века, возглавляя сначала фигурный, а затем натурный классы. За год до этого назначения состоялось знакомство Пастернака с Л.Н.Толстым. Оно произошло на очередной, ХХI выставке передвижников в Москве, где экспонировалось полотно Леонида Осиповича “Дебютантка”. Когда Толстой остановился около картины, художник К.Савицкий, знавший о том, что его коллега работает над иллюстрациями к “Войне и миру” и является страстным почитателем писателя, представил их друг другу. “Да, да, я знаю это имя. Я слежу за его работами”,-немедленно откликнулся Толстой. Пастернаки становятся частыми гостями Толстого как в Москве, так и в Ясной Поляне. Итогом этих визитов стала замечательная пастернаковская толстовиана, состоящая из множества набросков, рисунков и картин писателя. Пастернак рисует Толстого в кругу семьи и знакомых, занятого творческтй работой и физическим трудом, слушающего музыку и читающего свои произведения. Л.О.Пастернак был также одним из лучших иллюстраторов произведений Л.Н.Толстого. Помимо “Войны и мира”, он сделал 33 иллюстрации к роману “Воскресение”. Они были созданы в течение шести недель в 1898 г., одновременно с завершением произведения писателем; каждая из них обсуждалась с Толстым и была им одобрена. Эти иллюстрации экспонировались на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., где удостоились медали. Спустя много лет после смерти Толстого художник писал: ”Подводя итоги прошлого, вспоминая Льва Николаевича, я спрашиваю себя, чем заслужил я счастье, дарованное мне судьбой, не только быть современником этого легендарного человека, но и знать его лично, бывать у него, беседовать сним, рисовать и писать его..Как передать блаженство, испытанное мною, когда... однажды в разговоре со мной...Н.Н.Ге заметил: ”Толстой Вас любит-это большое счастье”. Из крупных работ Пастернака 1890-х годов, помимо “Письми с родины” и “Дебютантки”, следует отметить “Молитву в приюте слепых”(1890), “Домой”(1893), “Муки творчества”(1893) и “Студенты перед экзаменом” (1895). Все они экспонировались на выставках передвижников, неизменным участником которых с 1888 г. по 1901 г. был Леонид Осипович. Картина “Студенты...” была удостоена золотой медали на Мюнхенской международной художественной выставке, экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. и была приобретена парижским Люксембургским музеем. В начале века в семье Пастернаков следом за двумя сыновьями появились две дочери- в 1900 г. родилась Жозефина и в 1902 г.-Лидия. В 1905 г. Петербургская Академия художеств избрала Леонида Осиповича академиком живописи. Помимо преподавания, художник пишет в эти годы много портретов выдающихся деятелей русской и европейской культуры и политических деятелей.Так, на его полотнах запечатлены литераторы М.Горький, В.Брюсов, Вяч.Иванов, К.Бальмонт, Э.Верхарн, Ш.Ан-ский, композиторы А.Скрябин, С.Рахманинов, микробиолог И.Мечников, английский режиссер Г.Крейг, думский деятель В.Маклаков и многие другие. В ряду портретов нельзя не отметить замечательный по композиции и одухотворенности групповой портрет детей Пастернака “Поздравление”(1914, Третьяковская галерея). В первые послереволюционные годы Л.О.Пастернак участвовал в ряде выставок, таких, как 1-я Государственная выставка картин и 4-я Государственная выставка гравюр (Москва, 1919 г.).Однако жизнь в столице становилась все труднее, Леониду Осиповичу и Розалии Исидоровне требовалось лечение, получить которое в Москве было невозможно, и в 1921 г. они уезжают в Германию. Вместе с ними едут дочери Жозефина и Лидия, а оба брата, Борис и Александр, остаются в Москве. В феврале-марте 1923 г. Борис навестил родителей в Берлине. Во время этого визита Леонид Осипович создал свой последний и, пожалуй, один из лучших рисунков старшего сына (в настоящее время хранится в Третьяковской галерее).В этом же году в издательстве “Явне” вышел альбом Л.О.Пастернака с восьмью цветными портретами деятелей еврейской культуры. В следующем году в издательстве А.Штибеля вышел в свет еще один альбом Пастернака со 148 иллюстрациями. Альбом отличался высоким полиграфическим исполнением, и 50 его экземпляров были снабжены автографами художника. В начале 1924 г. Пастернак принял участие в историко-этнографической экспедиции в Палестину, организованную парижским издателем А.Э.Коганом. Из этой экспедиции художник привез десятки рисунков и этюдов, часть из которых предполагалось включить в двухтомную монографию о Палестине. К сожаления, эта работа так и не увидела света. В Германии Леонид Осипович продолжил свою галерею знаменитостей. Здесь им написаны портреты художников М.Либермана и Л.Коринта, писателей А.Ремизова и Г.Гауптмана, поэта Р.-М.Рильке, композиторов С.Прокофьева и Г.Эйснера, физика А.Эйнштейна, германского канцлера Г.Штреземана. В Берлине состоялись две персональные выставки художника (1927 и 1932 гг.). В 1932 г. в издательстве А.Штибеля вышла монография М.Осборна о Пастернаке, в которой были помещены 150 репродукций его работ и четыре отрывка из его автобиографии. После 1933 г. Пастернаку, как еврею, было запрещено заниматься живописью и преподаванием в Германии, и перед Леонидом Осиповичем и Розалией Исидоровной снова встает вопрос о перемене места жительства. Поначалу они думали о возвращении в СССР, но в конце концов в 1938 г. уехали в Англию, где уже жили Лидия и Жозефина. Вскоре после приезда в Лондон, 23 августа 1939 г., от сердечного приступа умирает Розалия Исидоровна, и Леонид Осипович переезжает к младшей дочери Лидии в Оксфорд. Несмотря на эту тяжелую потерю и преклонный возраст, художник продолжает работать. Так, в военные годы им созданы картины “Бах и Фридрих Великий”, “Мендельсон, дирижирующий “Мессию” Генделя”, “Толстой за рабочим столом”, “Пушкин и няня”, “Сцены из советской жизни”. Л.О.Пастернак умер 31 мая 1945 г. Его посмертные выставки состоялись в Оксфорде (1958), Бристоле, Ковентри и Мюнхене (1962), Лондоне (1958, 1969 и 1974), Москве (1969 и 1973), Университете Сент-Эндрюс в Шотландии (1978) и Тель-Авиве (1984). Работы художника представлены в музеях Англии, Германии, Франции и России, а также в частных галереях и коллекциях во многих странах мира. После первой выставки Леонида Осиповича в Англии, Жозефина писала брату Борису: ”Один из рецензентов советовал молодым художникам учиться рисовать на этой выставке: и действительно, люди приходили и по два, и по три раза, присматривались-правда, учились. Какая папина судьба! Война, болезнь, смерть помешали ему вернуться в Москву, а ему так страстно хотелось... снова иметь учеников, передать им опыт, знание, наследство жизни, полной труда, работы и вдохновения”. Наследство художника не забыто ни на Западе, ни в России. Так, воспоминания Леонида Осиповича, названные “Записи разных лет”, были собраны и отредактированы его дочерью Жозефиной и изданы в СССР в 1974 г.; вскоре появился их английский перевод. В 2000 г. под редакцией профессора Римы Салис в издательстве Oxford University Press вышел полный двухтомный каталог всех работ Л.О.Пастернака. В 1922 г.немецкий художник Г.Штрук писал о своем российском коллеге: “Помимо гармонии его безусловно прекрасных живописных сочетаний...,он владеет искусством рисунка как очень немногие из современных художников, и на этом поприще создал огромное число мастерских произведений то цветными карандашами, то углем и пастелью, то акварельными красками”. Этими произведениями до сих пор нслаждаются любители прекрасного во многих странах мира.
|
|