Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Все произведения

Автор: Алексей ДмитриевНоминация: Просто о жизни

ПРИОБЩЕНИЕ

      Алексей Дмитриев
   
    ПРИОБЩЕНИЕ
   
   Наверное, ничего такого уж предопределенного и не было – хотя, задним числом можно, конечно, найти некие мистические связи между фактами…
   Можно – и очень просто.
    Особенно, если они произошли в разных странах – но примерно в одних временах.
   А если взять одну страну – тогда уж и совсем делать нечего: факты связываются такой веревкой, которую если я где и видел, так только в магазине «Детский мир»: ее было много, намотана она была на какую- то железку, – но при употреблении, рвалась она постоянно – даже в руках опытных продавщиц….
   И называли ее загадочно – «Бечевой», а так, по-простецки – «бечевкой».
   Что-то в ней было от быков, от бычины, от бича…
   Бич Бога. Быки на корриде! Безысходность судьбы и гласность Небесного надзора…
   Бечева!
   Гордое, даже гортанное слово…
   Но – если что когда в нем и было гордого – оно там и осталось, где было… Дальше не ушло.
   Осталось оно, смирилось с собственным убожеством – вот так и выродилось из Бечевы – в бечевку…
   * * *
   Кстати, как-то я задался вопросом:
   Ну, чего мы пытаемся найти в прошлом какие-то мистические связи фактов с поступками, идей – с реальностью?
    Ответ был неожиданным даже для меня…
   Первая неожиданность оказалась в том, что я решился не полагаться на собственный опыт.
   Да, я был молод тогда, опыта не хватало, да и вообще – я тогда еще читал книжки и считал, что их авторы схватили Бога за бороду – если даже не стали этой самой бородой…
   Бунин писал как-то…
   « Я был молод… Я слагал свой первый стих… «
   Стихотворение – «Ландыш»… Да…
   И я жутко умилялся…
   Ах, это ж Бунин!
   Нобелевский лауреат!
   Гениальный писатель!
   Гения я тогда представлял себе просто: он парит в небе, крылья у него – херувима, чуб – парикмахера, нимб – как олимпийский рубль…
   И не надо говорить, что в те времена я был незрелым идиотом…
   Я был мечтателем тогда – тем, кто верит Мифам и легендам древней Греции, как траурному списку погибших пассажиров Боинга, вылетавшего из Египта, но никогда не долетевшего до Франции…
   Ну, да… Мечтатель верит всему: и мечте, и даже реальности.
   Которая, кстати, никогда и не являлась мечтой…
   * * *
   Короче, я сбегал в Некрасовку / была тогда такая читальня, а у меня там – бывшая подружка, что книги дает выносить на дом/.
   И взял я книги профессора Тарле, Лихачева и - отчего-то – «Речи адвокатов московской адвокатуры за 1899 год»…
   * * *
   « Речи адвокатов… « , кстати – я не просто так взял…
   Мне нравилось время, когда были адвокаты, публичные процессы, конки, извозчики, Л. Толстой, грузящий дрова у первого встречного, настоящее малиновое варенье и чай из Цейлона, что продавался по осьмушке у Елисеева…
   Мне нравилась сама та жизнь – даже при том собственном понимании, что я ее сильно идеализировал: с шампанским в «Эрмитаже», с водкой – по окраинам, с жирными окороками и бесплатной – за копейку – воблой в пивных…
   Я не думал же о несправедливостях того времени – которых было, кстати, навалом…
   Я думал об освещенных витринах – без желания заглядывания в душные и вонючие подсобки…
   * * *
   Тарле – был светел, могуч, говорлив…
   Я до него и не знал, что был такой тип – Макиавелли…
   А из Тарле узнал даже больше – и не просто тот тип был, но даже написал много очень хитрых книжек про власть и ее удержание…
   С большими трудами я получил и эту книжку – она издавалась в СССР по приказу Сталина, потом – по его же приказу - была почти вся изъята, но что-то осталось: вот, из этого «что-то» я ее и получил…
   Нечто, искомое с таким рвением и неожиданно полученное – можно ль не прочитать?
   Ответ ясен.
   Прочитав книгу я понял, что Восток – он и в Европе тоже Восток, и нечего на зеркало пенять – коли рожа крива.
   А то нам все – вы, русские, азиаты! Азиаты!
   Азиаты!
   Ну, это кричат те, кто европейца-итальянца Макиавелли не читал.
   То есть, орет – как и всегда – не слишком образованная публика…
   Бог с ней совсем…
   * * *
   Лихачева я тоже прочитал – пару книжек.
   В них все было степенно, и жутко академически-популяр­изаторски,­ смесь обращения к коллегам по академии – но с пониманием того, что слушать его будут не они, а студенты…
   А тут – как-то так само совпало – мне мой друг Робик дал книгу из Самиздата. Про Соловки.
   Тогда такое вот мутное время было: насчет выбора – никак, но зато лови, что тебе плывет прямо в руки…
   Были и такие, что руками разводили:
   - Ой… А - как же выбор?
   Книги тогда проплывали мимо…
   А у меня гонора не было – одна жажда знаний. Так что я хватал все, что попадалось под руку…
   И прочитав книгу про Соловки, я многое понял и про Лихачева, и про саму историю…
   Лихачева – тогда очень молодого и незрелого – должны были расстрелять на Соловках.
   Была такая расстрельная ночь, когда положили под 1 тысячу – и Дима Лихачев был в том списке…
   А он по берегу ходил, траву редкую рассматривал – и вообще, как-то его пронесло…
   Но за него – ведь по четкому списку дело было – расстреляли кого-то другого… У них же – список, тут личности не очень важны – но единицы – крайне…
   * * *
   О той ночи он нигде не рассказывает – никогда…
   Намеки – есть, а вот правды – не было…
   Да и намеки какие-то жидкие – да, сидел на Соловках… Да… Ну, были иногда беззакония… Были…
   Солженицын, никогда не сидевший на Соловках – вот кто страстно об этом аде пишет…
   И про жердочки, и про бревна к телу – а потом с горы…
   И – за что я лично ему благодарен – за короткий рассказик, даже и не рассказик – а абзац.
   Ну, аристократ там был, а тут жена к нему приехала в гости на 3 дня…
   А он уже знает – его расстреляют: ему уже сказали об этом… / логики тут нет – список. Или – жребий. Ну, а у жизни-то есть логика? За 50 лет я этого не заметил… /
   Это все так – житейская ситуация…
   Но мужик – аристократ этот – как воды в рот набрал: светел, величав, влюблен, искрометен…
   Но попросил уехать жену заранее – он же знал, что его именно тогда и расстреляют, потому что никто трех дней ему не давал – дали только два…
   Через 2 дня она и уехала…
   А он ботинки стал снимать, пока ее пароход отплывал…
   Ну, расстрел – как стриптиз голым пришел в мир – голым и пойдешь в землю…
   А жена, конечно – потом все узнала, и догадалась – не дура же – про день смерти мужа / он у нее на билете пароходном стоял числом, тот день…/
   И – уже задним числом – стала вспоминать минуту за минутой – все эти самые два дня, прожитые ей на Соловках.
   И – вспомнила, что на второй день… «Лицо его вдруг на мгновение исказилось мукой… «
   Читая это – я дрожал, как заяц на барабане…
   Или – не заяц, а барабанные палочки…
   Или – барабан…
   Или – воздух над барабаном…
   Это от зависти к тому аристократу во мне шло…
   Я себе пятку сотру – и жалуюсь с месяц…
   А у него – перед казнью – лицо раз только дернулось…
   Вымирающее человечество…
   И я – весьма типичный его представитель…
   Все так…
   Но уважать же себя – хочется?
   Да…
   Ну, так мы и уважаем себя часто не за себя самих, а за проявления величия духа кого-то другого, но – из нашего биологического вида…
   * * *
   Я понял, отчего Лихачев начал писать и заниматься стариной в виде «Слова о Полку Игореве»…
   Соловками он был безумно напуган, а это был – абсолютно безопасный вариант…
   Игорь – он уже давно никому не мешал, зла не делал… А если и делал когда–то, то все равно врагом Советского народа стать ему было не дано…
   То есть – связей с врагами народа – нет, Игорь – давно помер, Сталину он – никак…
   Но я не о том… Мне интересен Лихачев…
   Тот, благостный – который ужасно говорить любил об интеллигентности…
   А он любил: не любил бы – не разговаривал бы о ней так много…
   Академик Дмитрий Лихачев…
   Да…
   Икона русского возрождения во времена Горбачева…
   Я и не спорю даже – наверное, он икона…
   Только иконы бывают – от Рублева, а бывают – копии рублевские / таких я видел немало/.
   Он икона – или копия?
   Этот академик Лихачев?
   По мне – так, он копия…
   Но не с Рублева.
   Он просто копия того, кого расстреляли на его месте…
   Хотя, я не убежден, что тот, расстрелянный, если б он выжил – он писал бы о Бунине или Мережковском…
   Он мог бы писать и о «Слове о полку».
   И так же, как и академик Д. Лихачев дослужиться до ранга тайного советника – то бишь, стать Главным интеллигентом страны…
   Впрочем, в стране, где перебили всех интеллигентов – это не выборная, а почти что приказная должность…
   * * *
   Из своих исторических изысканий я вынес следующее:
   1/Народ был всегда подл – особо, при власти
   2/ Народ – мельчает на глазах, даже если глаз и нет.
    3/ Гении – взяли свои нимбы, пошли по пивным – и там запили.
   4/ Аристократ на Соловках – был человеком, достойным уважения.
   6/ Я – тоже являюсь человеком, хоть и не на Соловках. Однако – уважения я не достоин…
   Выводы были очень весомыми. Важными. И я о них тут не просто так говорю.
   * * *
   Понятие народного счастья – подходило под мои тогдашние исторические интересы и искания…
   Я понимал, что дворянство – вырезали еще до войны, а когда не осталось истинной профессуры – тогда уже начали расстреливать свою, новую, красную…
   Аристократию расстреляли в несколько заходов – и почти до последнего человека?
   Вот, когда ее не осталось - тогда стали расстреливать свою, коммунистическую аристократию: старых большевиков ленинского призыва, ЦК, Политбюро… Это – тоже, кстати, понятно…
   Осенью я ходил иногда в лес.
   Были белые грибы – я только их и собирал, вместе с подосиновиками и подберезовиками…
   А вот если вообще ничего не было – брал сомнительные свинушки и трухлявые сыроежки…
   Это я – со своей маленькой корзинкой…
   А у власти корзинка куда как больше – и голов в нее влезает не один миллион…
   Повторяю – все это мне было уже понятно…
   Как коренной москвич, России я почти не знал – только по Ярославскому вокзалу, с которого ездил на дачу и на котором видел каких-то очумевших людей с сумками и мешками, тщетно опрощающими несколько последних суток: « Как отсюда добраться до Курского вокзала?». Ну, или еще куда…
   Однако помог случай узнать свою страну: по очень крупному блату, во время академки в МИСИ – меня устроили ассистентом кинорежиссера…
   На студию «Центрнаучфильм».
   Поступил я в МИСИ в 16 лет, академку взял – на первом курсе, а потому и работать начал на киностудии – в свои 16 лет.
   Почти, как Хрущев на своей шахте, которой никогда не было…
   И так мне повезло, что первой картиной, на которую я угодил по работе – была лента о стеклодувах…
   То есть, она была вообще, непонятно о чем – но о стеклодувах мы снимали в Клинском районе, в какой-то деревне, где кроме стеклодувного завода ничего не было, кроме утлых изб, напоминающих своим видом умирающего Некрасова – ну, и каких- то кривоногих и низкорослых мужчин, которые – видимо из социального протеста – домой не ходили, зато постоянно валялись в канавах…
   Мужчины были поджары и озлобленны, довольно кривоноги, и говорить почти не могли: челюсти у них не разжимались…
   Интересно, что и собаки тамошние – были ужасно похожи на тех мужчин: тоже кривоногие, тоже поджарые, тоже – скупо лают – и сразу норовят укусить за икру: до ляжки им не дотянуться, а прыгать – сил нет…
   А женщины – напротив – были такие, крепко сбитые, косая сажень во всем – от плеч до лодыжек… Не кубы, нет – но весьма устойчивые параллелепипеды…
   * * *
   Снимать надо было на стеклодувном заводе – там выдували пробирки.
   Ни одного мужчины – кроме начальника цеха – там не было: работали исключительно женщины…
   Вообще, моя работа состояла в том, чтобы посетить цех несколько раз, что-то там подкрасить – или художника позвать, чтобы он подкрасил… Ну, записать за режиссером планы, которые он намерен снимать…
   Работая такая…
   Мы и пришли: режиссер, я, оператор, его ассистент…
   Открыли дверь в цех… Метра три прошли – хотя и не все… Ассистент оператора завыл, как волк на луну – и выбежал…
   Оператор был более точен в выражениях…
   - Боря… - сказал он, задыхаясь, режиссеру, – Боря! Пошел ты на хер с этим цехом…
   Боря – а ему было за 50, был он очень похож на пирожок из чистого ресторана, да и губки у него были бантиком – думаю, он просто потерял сознание, и настолько быстро – что просто не успел закрыть глаз…
   Он стоял, как соляной столб – так что, пришлось мне его брать за локоть и тащить к выходу…
   На улице, уже пришедший частично в себя, он спросил меня:
   - Друг мой! Что это было?
   Я мог бы ответить, конечно…
   Но – по врожденной вредности – промолчал…
   Что было, что было?
   Ну, градусов за 200 в низкой избенке, адский котел, в котором сидят женские тела и что-то еще пытаются выдувать…
   Что было?
   То и было…
   
   Боря – а он после посещения цеха был похож не столько на аккуратный пирожок, сколько – на обгоревший блин - всплеснул пухлыми ручками и спросил:
   - А как же мы там снимать будем?
   - Мы – и не будем… - угрюмо проворчал оператор. – Тебе надо – ты сам и снимай…
   * * *
   На следующий день решение нашли: оператора обмотали мокрыми тряпками, дверь – открыли, под зад оператору поставили вентилятор, который взят был то ли в райсовете, то ли в райсобесе – но под 25 рублей залога и подпись режиссера…
   Сняли с грехом пополам… Там уж – не до жиру, быть бы живу…
   Но я во время съемок успел поговорить с одной из работниц – красной, в ситцевом халате и – неопределенного возраста, хотя и с завитыми волосами…
   У нее было что-то вроде пересменка – вот она на улицу и вышла…
   А я как раз был на улице – делать-то было нечего…
   Была зима, но еще бесснежная – и от этой вот женщины пар шел, как от лошади на скачках… Просто – облако пара…
   - Здрасьте… - шаркнул ножкой я.
   Она меня оглядела, как некогда я оглядывал в Питерской Кунсткамере заспиртованных уродцев – и ответила небрежно:
   - Ну, здоров. Ты из кина, что ли?
   - Да… - согласился я скорбно. – Из него…
   - И чего делаешь? Только ты меня не фотографируй – я на карточке не такая, и в кине тоже…
   - Я не умею фотографировать… - успокоил я женщину.
   - Да? – удивилась она. – А чего тогда умеешь?
   Я подумал с минуту – и решил ответить честно:
   - Ничего…
   - О! – оживилась она. – И сколько тебе «за ничего» - плотют?
   - Мало… 90 рублей…
   - Мало, точно… - скривилась она. – Мой муж и то больше получает…
   - Да? А сколько?
   - Откуда ж мне знать? Он же до дому не доносит – а все пропивает. А как пропьет – с меня деньги берет, да еще и долги отдает фингалами…
   Странное ощущение у меня появилось тогда: она, эта женщина, совсем не жаловалась. Да. Она говорила с гордостью…
   - А вы сколько получаете, если не секрет?
   - Хитрый какой… - задрожала она своим крупным телом. – В полюбовницы зовешь? Ишь, какой прыткий…
   Мне понравилось, что она меня посчитала прытким – такое льстит…
   Но вот мысль о том, что я лезу к ней в любовники сделала меня на пару дней полным импотентом… Впрочем, там, в деревне, все равно было вынужденное целомудрие – так что, я не сильно огорчался…
   - Ну… Нет… - покраснел я. – Не хотите говорить – не говорите, а в любовники я ни к кому не лезу…
   - Что ж ты за парень? – удивилась женщина. – Парень, молодой – а тебе и баба не нужна…
   Я отчего-то вспомнил «Венеру» Боттичелли и фрески Пьетро Де ля Франческо…
   И тут же панически понял, что есть у меня пристрастия, есть понятие красоты – а вот что до понятия «бабы» - я просто пока еще не дорос, наверное…
   - Ну… - протянул я. – Есть некоторые…. Эти… Бабы… Особо – в Возрождении…
   - Я 210 получаю… - вдруг сказала женщина. – А если есть премия – и 230.
   Деньги по тем временам были солидные – не сказать бы, крупные…
   Тогда профессор – рублей 400 получал, не больше… Кандидат – 250 – максимум, а начинающий инженер – 90.
   -Много… - подтвердил я.
   - А… махнула она рукой. – Я разве деньги вижу? Муж – такой засранец – и бьет, и жизни не дает… А уж деньги – про них и разговору нет… Все отбирает, паразит!
    * * *
    Не думаю, что я ей понравился как собеседник – просто у нее уже давно никого не было, с кем реально поговорить…
   А я – был….
   Еще – тут эффект поезда сработал… Я ж – человек, который не живет в деревне, а – так, сквозняк… Приехал – уехал… Такому можно самое сокровенное рассказать – и он тебя не предаст. Не потому, что хорош – а просто потому, что не успеет предать, уедет…
   И я узнал от женщины, которую звали Любой – о многом…
   Не о муже даже, не о деньгах.. Я узнал, что раньше в деревнях паспортов не давали… Просто не давали – и все…
   Ясно, что теперь это уже даже и не новость, а часть истории, о которой знают те, кому это интересно – но великого секрета больше нет…
   Правда, секрет и тут был – лишь недавно я выяснил, что последние паспорта крестьянам по России выдавались в 1982 году…
   Это как же? И Олимпиада уже прошла, и кукурузой все наелись, и про Брежнева анекдоты устали рассказывать… А паспорта все выдавали, но – отчего-то не всем, а в порядке необщей очереди…
   - А как вы там работаете? – кивнул я в сторону цеха. – Туда и зайти невозможно – такая жара…
   - Ты просто в колхозе за трудодни не работал… - усмехнулась Люба. – А поработал бы – так полез в любую печь. И сам бы на угли лег – чтобы тебя опять в колхоз не загнали…
   Миф о счастливом крестьянстве после той встречи был развеян окончательно…
   И я тогда вдруг вспомнил «Каштанку», Куприна…
   « Так жизнь нельзя! – подумала Каштанка. – Нужно застрелиться… «
   * * *
    Именно в те времена показывали фильмы о счастливых рабочих, которые не столько работают, сколько поют песни, ходят по ресторанам, общаются с рабочими девушками, одетыми в крепдешин и думают лишь об одном – куда потратить деньги, которые им скоро выплатят в миллионном исчислении за рационализаторские предложения…
   Предложения эти почти всегда заключались в хитроумном желании перевыполнить уже существующий план на каких-нибудь несчастных процентов 200-300… Ясное дело, что перевыполняли его рабочие на все 1000 процентов, но вот – как? Именно это и было как-то глухо показано и подавалось зрителям ускоренным монтажом, как будто то шла шпионская съемка: за кадром что-то невнятное говорили, в кадре – еще что-то более невнятное показывали…
   И тут я попал на картину про что-то, что имело отношение ко всему – но, в частности, и к заводам…
   Режиссером картины была дама – и не просто так дама, а по мужу – Гинзбург: замужем она была за родным братом известного в те времена барда, сценариста, драматурга, актера – который укрывался от преследований под творческим псевдонимом - А. Галич.
   Первый объект для съемок – был некий заводишко на Сущевском валу, стоял он – во дворе, с улицы его видно не было – но такой… Вполне аккуратный завод… Проходная в серой краске, начальник отдела кадров – отставной капитан войск МВД, директор – явный жулик с виду, да и не с виду – тоже…
   Елена Павловна – так звали режиссершу – считала себя чуть ли не царских кровей… Ну, великокняжеских точно…
   Хотя, теперь вот, вспоминая ее профиль, да и фигуру…
   Было жеманства много, верно…
   Но и порода, наверное, была…
   За что могу ручаться – бабушка ее точно в прислуге у кого-то из Великих князей могла состоять…
   Но Елена Павловна, надо отдать ей честь – была хоть и очень манерная, однако – совсем не привередливая, хоть и зануда…
   - Ах… - говорила она мне. – Я и завод? Вы, начинающий кинорежиссер – вы мужчина… А я – женщина… Как я могу работать в такой грязи?
   И – начиналось…
   Елена Павловна умела взять несколько слов – и обсасывать их, как сосучие конфеты – до слюны без конфет…
   - Грязь… - закатывала она глаза. – Завод… Вот вы – мужчина, хотя еще почти мальчик. Но вы понимаете, что вы – уже мужчина, мальчик? Вы – мой мальчик – должны понять, что вы уже – мужчина…
   Это было невыносимо…
   Она просто доставала меня своим нытьем про мальчиков, мужчин, ее мальчиков, опять – мужчин…
   Но я молчал – должность у меня тогда была такая вот, лакейская…
   Как у бабушки Елены Павловны при великих князьях.
   Только той хоть платили сносно – а мне копейки…
   - Елена Павловна? – спросил я ее на второй день – когда мы продолжали нудно осматривать завод по пятому разу – там осматривать было нечего.
   - Как начинающий кинорежиссер я хочу Вам предложить оказать мне доверие – разрешите мне провести съемки на заводе без Вас. Понимаю, что это – большая жертва с Вашей стороны – но ведь и я, согласитесь, должен научиться режиссерскому мастерству?
   Узнав от Елены Павловны совершенно неизвестных мне два факта – ну, что я еще мальчик, но уже мужчина – и это она повторила раз 60 – вдруг я услышал:
   - Да! Вы и проведите съемки в этом грязном месте… Вам, мальчику – пора становиться мужчиной…
   * * *
   Съемка была сразу назначена на следующий день….
   Елена Павловна – уехала срауз после нашего разговора, а я стал знакомиться с передовиком и гордостью завода Колей – которого и должен был назавтра снимать…
   Коля сначала смотрел на меня презрительно: ему было чуть за тридцать, а тут какой-то малец, с чистыми руками… И рожа такая…
   Не знаю, какая уж у меня такая рожа, но уверен, просто, что он именно так про меня и подумал:
   - И ручки чистые, и рожа такая…
   А разрешилось все очень просто и спонтанно…
   Подошел к Коле какой-то заскорузлый мужик и сказал, что он может сбегать за водкой – но нужно еще 2 рубля.
   - Я рубль дам… - сказал я, гремя мелочью в кармане. – То есть, может у меня рубля и нет – пятак на дорогу нужен, но все остальное – отдам… Только погодите – у меня в кармане двойное дно – надо время, чтобы копейки вытащить…
   Коля вдруг перестал смотреть на меня враждебно – удивление отразилось на его лице…
   Наверное, так вот и патологоанатом: собирается резать мертвеца, а тот вдруг приходит в себя, оказывается живым и говорит:
   - Привет! А что тут со мной собираются делать?
   - - Ты сколько получаешь? – спросил меня Коля, все еще не теряя давешнего удивления.
   - 90.
   - Оставь свои копейки при себе! – скомандовал он. – Я угощаю!
   И – заскорузлому протянул червонец:
   - Бери на все…
   * * *
   Этот Коля при ближайшем знакомстве оказался покруче БСЭ…
    Ну, он мне и рассказал…
   И про расценки, и про план, который нельзя перевыполнять – иначе расценки срежут, и про ГОСТы, и про все остальное…
   - Я из Станкина с 4 курса ушел… - рассказывал он мне. – Зачем мне быть инженером и копейки получать? Я вот – при станке, так у меня 350 выходит, если не гнать – а кто тут гонит? Кто? Если гонит – ему тут же все сразу объясняют – и он уже не рыпается. Жизнь знать надо!
   Жизни я не знал – а потому очень внимательно слушал.
   - Ну, у нас переработки. Остались вечером, выпили коллективом – а плати, как сверхурочные. Дома, конечно – жена орет, недовольна. И пусть недовольна. А где она еще больше поимеет? Нигде! Орет, орет – и затыкается, потому что и ей понятно – я не на страну пашу, а на нее. Дура – а туда же, интерес-то понимает? Дом – полная чаша, машину покупаем, я для этого в партию вступил. Ну, а будь я инженером? Кто б меня в партию взял? Про машину уж я и не говорю…
   Коля мне за три часа столько рассказал – что куда там, Тарле с Лихачевым и всей дореволюционной московской адвокатурой??
   Но нет – не простым скопидомом он был…
   То есть – не был он вовсе скопидомом…
   - Думаешь, я в инженеры из-за денег не пошел? – спросил он меня.
   - Ну… уклонился я от ответа. – Деньги тоже что-то решают…
   - Плевать мне на деньги… - заорал уже сильно выпивший Коля. – Только вот инженера – все посылают на… А я, рабочий – всех сам туда посылаю! Улови момент!
   * * *
   Момент – как мне кажется – я уловил…
   И передовика Колю снял на следующий день за станком, и другие станки снял, и виды завода – спереди и сзади…
   Но я устало понял, что и рабочим это государство счастья не дало…
   Я согласен страдать – но при том, что кто-то за счет моего страдания счастлив. Он ликует и песни поет. У него крылья есть – и он ими изредка машет…
   А тут, как выяснилось – страдают все…
   И рабочие, и крестьяне…
   Хотя, государство – как бы по определению – их…
   Интеллигенцию / ту, что посчитала себя такой на фоне выжженного поля, когда спалили всю интеллигенцию… И из праха проросло нечто хлипкое и уродливое… И оно зашумело глухо: - Настоящих, нет, но хоть кто-то, хоть ложные, мы – должны быть взамен?/ - я ее знал… Только ее и знал… Но – памятуя старые традиции прежних времен – думал о жертвенности, о том, что ум плоти не нужен, а жизнь – это плоть. И она чавкает и сопит, и превращается в великие народы… Но – только со временем. Или – не превращается ни во что – а только в чавканье и грязь…
   * * *
   Был такой законодатель – Ликург…
   Мне кажется его история / если, конечно, это история – а не миф/ - весьма показательной…
   Впрочем – а кто сказал, что мифы – менее показательны, чем история?
   Я этого не говорил…
   Так вот – Ликург… Спартанцы его попросили дать им законы…
   Ну, не было Спарты, как таковой – одни праздношатающиеся герои и бандиты…
   На этом государства не построишь…
   Для государства – законы нужны…
   Ликург не отказал – он написал законы…
   Он дал ту самую жесткую структуру, которая и привела к созданию самого жесткого и организованного государства античности.
   Этот Ликург – очень любил человечество: даже более чем самого себя…
   Мог бы он смухлевать, назначить себя пожизненным диктатором с виллой, женами и бассейном…
   Но – мухлевать он не стал – ибо не хотел…
   Он вдруг задумался об идеальном обществе – и решил его создать…
   Законы были написаны, спартанцы радостно пили вино в честь этого великого события…
   А Ликург собирал нехитрые манатки и садился на корабль…
   Впрочем, записку спартанцам перед бегством он оставил.
   Разное говорят о той записке – и пересказывают ее по-разному…
   Но самые авторитетные авторы приводят ее в таком виде:
   « Я создал для вас идеальные законы. Но сам я жить по этим законам не могу и не хочу – поскольку сам я совсем не идеален… «
   Потом был корабль – и модная по тем временам смерть философа: Ликург уморил себя голодом…
   Он был на редкость корректным, на мой взгляд – и очень, очень последовательным, этот самый философ Ликург…
   * * *
   История – мое хобби, не занятие…
   Как может быть занятием то, чего больше нет, а если оно и было – то изувечено летописями?
   Но я не на летописи гляжу – а на то, что было со мной… Когда я начал открывать для себя Россию – и не книжную, не московскую, а ту вот – со станками и выдуванием пробирок…
   И – как ни странно…
   Я не уверен, что до 16 лет Россию я любил…
   Я любил изыски в виде Бальмонта, Северянина, Осмеркина, Татлина, Блока, Пастернака…
   Дачу еще любил…
   И прогулки по Бульварному кольцу – особенно, с рублем в кармане, чтобы в кафе зайти и вина дешевого выпить с кем-нибудь из приятелей…
   Ну, да, я много чего любил тогда – но вот Россию я не только не любил – я даже и не догадывался до какой-то поры о ее существовании... До тех первых своих встреч с реальными людьми в реальном, а не придуманном мной, пространстве…
   Впрочем, это были только первые опыты, первые знакомства, первые откровения…
   Как и следовало ожидать – о существовании России я тогда узнал, однако не скажу, что я ее тогда сильно понял.
   Впрочем, понимание – вещь очень относительная, и - не самая важная…
   Куда важнее иное: именно тогда, в свои 16 лет и полюбил Россию: единожды и навсегда…
   
    Ноябрь 2005

Дата публикации:17.08.2006 17:50