Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Литературный конкурс "Вся королевская рать". Этап 3

Автор: Александр КрасныйНоминация: Поэтические переводы

Письмa CXVI - CXX

      Письмо CXVI (О страстях)
   
   Луцилия приветствует Сенека!
   Поговорим сегодня о страстях...
   Они - как дань душевного огреха,
   Что неприлично подымать на стяг.
   
   Достаточно ли страсти нам умерить,
   А может, нужно строго изгонять?-
   Тем, кто в себе не может быть уверен,
   К чему на страсти зеркало пенять?
   
   Я только избавляю от порока,
   Ничто не отнимая у тебя:
   "Не жаждать, но желать!"- Таким уроком
   Не отпугну, об истине трубя?
   
   Чтоб страсть не превратилась в наважденье...
   (Написано об этом столько книг!)
   И остроты добавить наслажденьям,
   Будь, не рабом - хозяином для них.
   
   "Как тяжелы любовные страданья...
   Как огорчает чуждых мнений ложь..."-
   Любой порок находит оправданье,
   Особенно сперва - он так хорош!
   
   Затем, он разливается широко,
   Позволь ему возникнуть - ты пропал.
   Как половодье, гонят нас пороки,
   Хотя, лишь край у дамбы раскопал.
   
   "В любых страстях - естественный источник,
   Душа всегда заботами полна." -
   Не стоит потакать заботе, точно
   Мы - для нее, а не для нас - она.
   
   Природа подмешала наслажденья
   К вещам необходимым: мир и труд -
   Как сласти за столом еженедельным.
   А, если чаще?- Люди раньше мрут.
   
   "Позволь мне горевать, позволь бояться,
   Чуть-чуть!"- Прости: пока ты - не мудрец...
   Поэтому, нам лучше не пытаться
   Идти вперед, не зная, где конец.
   
   Один юнец (умом он был ребенком)
   Спросил: А, мудрецу дана любовь?
   Панэтий отвечал изящно-тонко
   (Запомни, или перья приготовь):
   
   "Как будет с мудрецом - спроси другого,
   Я - не мудрец... но, если гонит страсть,
   Душа - олень, что мчит навстречу гону,
   Чтоб бить копытом и ушами прясть.
   
   Любовь легка?- Легко мы плен попали,
   Любовь трудна?- Идем мы в бой... и в плен...
   Отвергнутый - надменно хочет в пару,
   Ту, перед кем, не смеет встать с колен.
   
   Так, лучше оставаться нам в покое...
   Не доверяй нестойкости души
   Бокал вина и деву с красотою,
   Что нас влекут - спиваться и грешить."
   
   То - о "любви"?- Подставим "страсти" вместо
   нее в словах рассказанного им:
   От скользкого подальше встанем места:
   И на сухом - нетвердо мы стоим.
   
   "Нас увлекает страсти паутина,
   Не в силах мы принять твоих даров!"
   Предлог - "не можем", "не хотим" - причина!
   Дух напряги - и сможешь!
   Будь здоров.
   ====================­==================­
   
   
    Письмо CXVII (О мудрости и мудреце)
   
   Луцилия приветствует Сенека!
   Твое письмо доставило хлопот:
   «Мудрец и мудрость – благо?»- Жаль, мне не с кем
   Все обсудить, пробил холодный пот...
   
   Считает стоик: «Мудрость – это благо,
   Быть мудрым – нет.» А, знаешь, почему?
   (Нет, погоди – сначала я прилягу:
   В чем тут секрет – и сам я не пойму).
   
   Согласен ты, что польза – признак блага?
   В бездействии - от блага пользы нет,
   И мудрость – благо… (Начинаю сагу,
   Как надоест читать – смотри в конец.)
   
   «Вы мудрым быть хотите непременно?»-
   Что «непременно» – входит в список благ…
   Применим здесь понятия подмену:
   «Непреминуем» - результата знак.
   
   (Я сам об этом думаю иначе,
   Но, не могу отвергнуть аксиом...
   От стоиков я рассужденья начал –
   Не значит, что закончу их на том)
   
   Все знают: есть обычай побежденных
   Взывать о милосердии к толпе ,
   Я – со своим оружьем убежденно,
   Иду на бой по правильной тропе.
   
   «Бег» и «бежать» - различные понятья,
   Хотя - происхождение одно.
   «Красивым быть» – знак «красоты» объятья,
   «Бесстыдство» – зло, и «быть бесстыдным» - дно.
   
   Есть благо, зло, и третье – безразлично.
   Пусть «Мудрым быть» - не благо... Ни к чему
   Мне спорить. Зло? – и думать неприлично,
   Сказать так – оскорбление уму!
   
   Так, что же? – «Безразлично» остается?
   Но, «безразличье» - всем подряд дано,
   А «мудрым быть» - немногим достается!
   Кто видел «зло и мудрость» - "два в одном"?
   
   Перипатетик правильно считает:
   Мудрец и мудрость – в сущности одно.
   А диалектик – слабо причитает,
   Что различать их нужно, все равно:
   
   Возьмем «владенье полем» и «владельца» -
   В них общность и различия даны...
   (О, диалектик! – От тебя - не деться!
   Как многим... ты добавил седины!)
   
   Мудрец и мудрость – от одной природы,
   А в «поле»и «владельце» - сути две!
   Так сравнивать – скорей подходит сброду,
   Чем разум сохранившим в голове…
   
   Без примененья, мудрость - блеклым флагом
   Висит! Я не устану повторять:
   То, что без пользы быть не может благом -
   Не может в деле благо потерять.
   
   Поверь, что я давно себя ругаю,
   Ввязавшись в этот длинный разговор...
   Жизнь – дело! В слове есть черта другая:
   Часы крадет, как беспощадный вор!
   
   В душе - простор для самых дальних странствий,
   В чем суть богов, движенья дальних звезд?
   И, отчего, вдруг, сидя в странном трансе,
   Увидишь мир неясный – светел, прост?
   
   Зачем нам расточать свои старанья
   На суд о бесполезных нам вещах?
   «Мудрец иль мудрость?»- загадай желанье,
   И бросим жребий... Хватит, натощак...
   
   Мне мудрости дорога – утешенье,
   Закалка для ослабленной души.
   Покинуть жизнь? – Приму свое решенье!
   Когда? – Когда пойму: Пора спешить!
   
   По-моему, постыдны зовы смерти!
   Ты хочешь жить? – Зачем ее зовешь?!
   Не хочешь? – Много способов, поверьте,
   Доступных… Для чего тогда живешь?
   
   "О если бы мне умереть скорее!"-
   На днях я прочитал у одного...
   Уж лучше б он повесился на рее...
   Подумать можно: держит кто его...
   
   О чем он так сомнительно хлопочет?
   Пусть уточнит - когда назначил срок?
   Кто просит смерти – умирать не хочет!
   Кто хочет – тот и в смерти видит прок.
   
   «Что мудрость?» – Масса дел перед тобою,
   Ты их решил?! А, думаешь о чем?!
   Не глупо ли, сигнал услышав «к бою»,
   Немедленно размахивать мечом?
   
   Так в мудрости нам правильно откажут,
   Когда в уме такие пустяки...
   Над теми, кто в словах безмерно важен,
   Смеются люди вслед из-под руки!
   
   Вопрос есть: «Благо ль будущая мудрость?»
   «Есть общий смысл у «блага» и «блажить»?»
   Возможно ли сказать, что будет утром,
   Для тех, кто ночь не может пережить?
   
   Я – будущий мудрец? – Когда им стану,
   Мне – будет благо, прежде – ни за что!
   Коль вовремя болтать не перестану,
   Я превращусь в «полнейшее ничто».
   
   Когда я говорю, что «это будет»,
   Понятно всем, что «этого здесь нет»!
   Все знают: обещать - привычно людям…
   Один поэт сказал: "Пишу сонет...
   
   Он «будет» так божественно прекрасен...
   В нем оживут любовь и чудеса..."
   А что - в итоге? – Результат мне ясен:
   Он никогда сонетов не писал...
   
   Пока что я – не мудр… А был бы мудрым,
   Поверь – не примирился бы со злом...
   Не может лик, что светит перламутром,
   Быть, на поверку, "праведным козлом"...
   
   Оставим пустяки - поищем помощь:
   Кто при пожаре думал об игре?
   Раз дочь рожает – ты об этом помнишь,
   И, не считаешь птичек на заре.
   
   К тебе со всех сторон приходят вести:
   Пожары, наводненья, смерть детей...
   Неужто, в размышлениях на месте,
   Ты будешь ждать дальнейших новостей?!
   
   Как мало жизни нам дано природой:
   Болезни, сон, дела – отнимут все!
   Минутами - уходят дни и годы,
   Уходит жизнь! Ты – сам себя спасешь?!
   
   На деле помоги мне стать мудрее!
   Я чувствую, как тянет смерть багром!
   Я стану мудрым? Я - умру скорее?
   Хотелось бы - стать мудрым...
   Будь здоров.
   ====================­==================­
   
   
    Письмо CXVIII (О честности и благе)
   
   Луцилия приветствует Сенека!
   Ты требуешь, чтоб чаще я писал...
   А, помнишь уговор? Не покраснел? Как
   мне обещал: письмо вперед бросать?
   
   Я не прижимист: в долг тебе поверю…
   И, я – не Цицерон... Тебя спасать
   Мне нужно! Тот же - Аттику доверил:
   Все, что тому на ум придет, писать...
   
   Мне в темах для письма нет недостатка,
   Не буду я писать, как Цицерон:
   Кто к должности пришел, имея хватку,
   А, кто – за деньги обошел закон.
   
   Полезнее, чужого не касаясь,
   У зеркала присесть на полчаса:
   На многое мы в жизни притязаем,
   Но, редко собираем голоса...
   
   Приятней – ничего не домогаться
   И выборы фортуны обойти,
   Чем, ради них, с соперником ругаться...
   И, глупо с избирателем шутить...
   
   Один всем обещает денег кучу,
   (Не сам – при нем посредников орда),
   Другой – всем дамам расцелует ручки
   (Потом - и руку не захочет дать...)
   
   Пусть консулов и преторов избранье
   Проходит, как азартная игра!
   Пусть кто-то победит, кого-то ранят,
   А нам с тобой – задуматься пора:
   
   Велик душой не тот, кто в мраке спален
   Ждет результат, от счастья голосит:
   Ватиний - избран, а Катон – провален:
   Мне не о чем фортуну попросить!
   
   Об этом можем век писать друг другу,
   Не занимаясь прочей ерундой!
   Пусть тысячи людей бегут по кругу...
   От бед? – Нет – за погибелью, с бедой!
   
   Имеем счастье – жалобы и пени:
   Нам птицу счастья хочется поймать!
   Что ты считал вершинами – ступени,
   И нужно выше ноги поднимать…
   
   Вперед! За благом? – Да, за ним, по слухам…
   Боимся, что другие... Не успеть...
   А прибежим, и видим: вот так плюха!
   Большое – благом кажется толпе.
   
   Чтоб мы впустую благо не искали,
   Поймем: что благо?! Как его найду?-
   «Суть блага в том, что души привлекает,
   Зовет к себе.» - А, если – на беду?!
   
   Взгляни: порок - секунды не скучает!
   Правдоподобье – с правдой не в ладу,
   А благо – только с правдою встречают,
   Кто встретил раз - уже не отойдут.
   
   «Стремленье к благу – только от природы,
   Поэтому и тянет нас к себе!» -
   Получше... Дом, заслуживая входа,
   Заведомо не принесет нам бед.
   
   Заслуга – в том, что честно, совершенно -
   Стремление «быть честным» взять на флаг!.
   От честности, не может отрешенно
   Быть благо, честность – корень всяких благ.
   
   Пусть – ты судья, начальник легиона:
   То – должности, не благо и не зло.
   Но, все решая честно, по законам,
   Внесешь в них благо - людям повезло.
   
   Из прошлых зол - и благо прорастает,
   А честность – не рождается во зле!
   «Согласие с природою»- считают,-
   «рождает благо, в нем природы след».
   
   Естественности блага не оспорю,
   Но, благу – не хватает естества:
   Настал отлив – на пенный берег моря
   Выносятся и мусор, и трава.
   
   «Согласие с природой – важный признак!
   Как можно это свойство отменять?!»-
   Величина существенна! Как призрак
   Через века увидите меня...
   
   Наоборот: ребенок станет взрослым,
   Был неразумен - стал чуть-чуть умней,
   Глядь: перестанет задавать вопросы:
   Как звать Сенеку? Луций ли? Анней?
   
   Ведь многое, благодаря приросту,
   Становится и больше, и... другим.
   Мед, в бочке и на ложке, тот же – просто!
   Но, ломит шест усилье на изгиб...
   
   Надвратный свод - понятен всем, пока мне
   И незачем искать другой пример:
   Как клином связан свод последним камнем,
   Пусть даже не велик его размер.
   
   Последний штрих – мы видим завершенье!
   А, есть и непрерывность смены свойств:
   Вот движется чуть-чуть, вот нет движенья...
   Ты видел остановку? – Нет. – Изволь...
   
   Величина меняется – и нечто,
   В ладу с природой, видит блага кров!
   Так души понимают бесконечность –
   Отсутствием предела.
   Будь здоров.
   ====================­==================­
   
   
    Письмо СXIX (О богатстве)
   
   Луцилия приветствует Сенека!
   Я научу: ты станешь богачом
   Без кредиторов - и ругаться не с кем!
   Найду тебе надежное плечо…
   
   Припомни, что указано Катоном:
   «Бери все в долг у самого себя!».
   Иметь и не желать – одно и то же,
   Итог один – не мучиться скорбя.
   
   Я не учу отказывать природе:
   Она во всем потребует свое!
   Но, то, что за предел ее выходит –
   Бесцельный займ, не нужный для нее.
   
   Я голоден – набью свою утробу!
   А чем набью? – Природе все равно.
   Из чаши золотой, из горсти пробуй:
   Вода – всегда вода, вино – вино.
   
   Смотрю на цель, ее под носом вижу -
   Здесь промахнуться ни за что нельзя.
   Нам голод шепчет: «Глянь, что есть поближе!
   Я сделаю все вкусным, что б ни взял!»
   
   Я вижу: ты расстроен, щеки бледны...
   Ты думаешь: «Так гнусно обмануть:
   Сулил богатства – предлагаешь бедность,
   В которой... только ноги протянуть!»
   
   Один имел - все, что ни захотел он...
   Другой имел - богатства полон дом...
   Кто был богаче? – Первый. В чем же дело?-
   Простая мысль доходит к нам с трудом...
   
   Дом – полной чашей?- Что-то не хватает...
   Бедняк доволен – на столе есть хлеб,
   И зависть рядом с домом не витает:
   Тщеславье не живет в печной золе.
   
   Нет голода, нет холода, нет жажды –
   Юпитер не имеет сверх того!
   А Македонский, побледнел однажды,
   Узнав, что Дарий обогнал его!
   
   Он шлет к границам мира флот за флотом,
   Сорвал запоры мира, победил!
   Но, посмотри: он грустен... Отчего так?-
   След алчности - он разум повредил!
   
   Кто, в золоте купаясь, стал богатым?-
   Он стал жадней до денег – вот и все...
   Красе – богат был? – Больше виноват он:
   От мародера - мертвых не спасешь!
   
   Весы богатства – в вечном перекосе:
   Желанья – слева, справа – все что есть...
   Что перевесит? (Думал: ты не спросишь...
   В желаниях, конечно, больший вес.)
   
   Желания разгул, до твердой меры,
   Непросто сократить, и бедняки
   (Синоним есть сейчас – пенсионеры)
   Зачем-то припасают медяки.
   
   (Хотя... уже до смерти недалече,
   А нужно ж, чем-нибудь прикрыть глаза!
   Одних – за счет страны бесплатно лечат,
   Других – бесплатно схоронить нельзя.)
   
   С богатыми - толпой желают дружбы,
   Проедет свита – все кричат: Смотри!
   Все счастье богачей глядит наружу,
   А мудрые – счастливы изнутри.
   
   В богатстве – все для бедности загадки...
   Излишествами полон гордый Рим...
   Богатство – разновидность лихорадки,
   Всех треплет... Только вслух не говорим...
   
   Как мерить все естественным желаньем,
   Чтоб не платить излишествам оброк?!
   В пяти словах прими, как упованье:
   К желанью не подмешивай порок!
   
   Ты спросишь: как прислугу подбирают,
   Какой тарелке - выше всех цена?
   Не важно. Я одно сказать стараюсь:
   Природе - только пища и нужна!
   
   Гораций: «Жажде дела нет до чаши,
   Ей все равно - какой рукой налить.»
   Кто в глине не возьмет, рукою машет -
   Воображает и не хочет пить.
   
   Из всех даров природы наилучший:
   Что нужно нам – не может надоесть!
   На хлеб вчерашний сноб глядит колюче...
   Кто голоден, тот предпочтет доесть.
   
   Создатель мира предписал законом:
   Здоровье, не излишеств баловство!
   Упрек Его с намоленной иконы
   Как голос: вы забыли Божество.
   
   Природе по заслугам воздадим мы
   За то, что алчем праведных даров:
   Ищи - не роскошь, а необходимость -
   Для жизни и здоровья.
   Будь здоров.
   ====================­==================­
   
   
    Письмо СХХ (О происхождении блага)
   
   Луцилия приветствует Сенека!
   Откуда честность, благо входят в нас?
   Из книг, что мы прочли в библиотеках?
   Из опыта души, что дал ей глаз?
   
   В чем честности и блага сердцевина?
   Полезно благо: значит приложить
   Его названье к лошадям, и к винам,
   И к обуви? – Нет, низость – хуже лжи.
   
   В чем честность?- В пониманьи чувства долга?-
   В заботе о стареющих отцах,
   В готовности покинуть дом надолго
   И биться за победу до конца?
   
   Скажу одно: что благом называют –
   Негодно к злу! Как этого не знать…
   Ты замечал, как злоупотребляет
   Богатствами и властью наша знать?
   
   Вернусь к вопросу: В чем источник блага
   И честности? – Природа не могла
   Нам знанье дать, чей плод для многих лаком…
   Но, семена познания дала.
   
   Я не могу поверить, чтоб случайно,
   Вдруг... добродетель встала в полный рост!
   Лишь «ищущий обрящет» эту тайну,
   Пусть, он и «не хватает с неба звезд».
   
   Как наши полагали, добродетель –
   Посредством «аналогии» дана.
   Как слово появилось – не свидетель,
   Теперь же – общепринято, признай.
   
   Я поясню (не делая уступки
   потомкам - мы беседуем одни):
   Нас поразили смелые поступки –
   Знак совершенства видели мы в них.
   
   Мы преклонили перед ними главы,
   Не замечая спрятанный порок:
   Закон природы – всякий видит славу,
   Где блеск поступка он заметить смог.
   
   Не взял Фабриций золота от Пирра:
   Он царские богатства презирал.
   Затем, предупредил отраву пира,
   И совести своей не замарал.
   
   Не давший победить себя богатствам,
   И ядом не умевший побеждать –
   Вот в чем величье духа, образ братства,
   Что сквозь лохмотья светит, как звезда!
   
   Сказал: Живи – моим благодеяньем,
   Так прежде опечалившим тебя!
   Мне, не в богатстве славы, изваянье -
   В том, что богатых пожалел, любя!»
   
   Гораций (тезка знатного поэта)
   Один с врагом сражался на мосту,
   Разрушив сзади мост. (Не видев это,
   Возможно, не поверите мне тут...)
   
   И крикнув, когда брусья затрещали:
   «Кто хочет, пусть идет моим путем!»
   Он прыгнул в реку... стрелы вслед пищали,
   Он вышел цел, с мечом, и со щитом.
   
   Такие, и подобные деянья
   Нам образ добродетели дают.
   На фоне зла – прекрасней изваянье
   Отважного и честного в бою.
   
   Пороки - маскируются под благо:
   Ленивый - порицает честный труд,
   Себя считая смелым... Это – наглость!
   Хоть глупому и кажется: Он – крут…
   
   Пусть щедрым притворится расточитель:
    «Дарить» и «не беречь» - нам не равно!
   Он – собственных пороков обличитель,
   Вернувшийся с прогулки без штанов.
   
   Труслив перед собраньем храбрый воин:
   Он не врагов боится – площадей...
   Кто в бедности и весел, и спокоен -
   Боится поношения людей…
   
   Такое сходство нас и заставляет:
   Не внешнее, а суть всего взирать!
   Как часто мы поступок прославляем,
   А, человека - стоит презирать!
   
   Представь себе другого человека:
   Терпим к врагам, и добр к своим друзьям,
   Что сделает – то сделано навеки:
   И в мелочах не сыщется изъян,
   
   Хорош не «по намеренью» - «по делу»,
   Мудр, терпелив, разумен, смел и щедр,
   В нем дух - всегда царит над слабым телом,
   Порок - не нанесет ему ущерб,
   
   Он постоянен в мыслях и поступках,
   Что начал – все доводит до конца…
   (Нарисовал я образ недоступный?-
   Но... шевельнулись слабые сердца?!)
   
   Увидев добродетели сиянье,
   Частями примеряем на себя:
   Нам следует обуздывать желанья
   И относиться к ближнему - любя!
   
   Забыть про страх, спокойно делать дело,
   Раздать долги, поменьше людям врать,
   Учиться жить: полжизни просвистело –
   Готовься - не готовься: умирать!
   
   Так мы поймем: что значит жить блаженно,
   Не требуя от жизни ничего...
   Кто выбрал Сам - Голгофы униженье,
   Тому не страшен крик: Распни Его!
   
   Пожертвовав Собой, других заставил
   Понять Свое сияние во тьме.
   Он кротостью на путь добра наставил,
   Хотя, и чудеса творить умел.
   
   Когда душа настолько совершенна,
   Мы говорим: в нем виден Божий дух.
   Кто видит смерть - в спокойном отрешенье,
   Тот видит жизнь - как нимба ясный круг.
   
   В душе есть признак появленья свыше:
   Ей тесно в теле, и не страшно – вон.
   Мы от знакомых ежечасно слышим
   Их жалобы: болит со всех сторон!
   
   Желудок, печень, сердце, голова и
   Так далее... Все плачут и скорбят:
   Нас донимают, гонят... Так бывает
   Со всеми, кто живет не у себя!
   
   Мы рождены... в таком тщедушном теле,
   Что не понять: В чем держится душа?
   А жить в нем больше века захотели,
   Не думая о смерти и греша...
   
   Подходим к смерти, с каждым днем - все ближе,
   Чем ближе – тем сильнее жизни страсть,
   И, каждый час, доволен ты, обижен,
   Влечет туда, где суждено упасть...
   
   Как слеп наш ум! Не зная, что осталось,
   О смертном часе горько голосим!
   Все дни пути - добавили усталость,
   В последний день – лишь падаем без сил.
   
   И если мы увидим в ком-то стойкость,
   Что подлинным величием полна,
   Его душе приписываем свойства,
   Которым не известна нам цена.
   
   Все истинное – строго неизменно,
   А в ложном – краткосрочности налет.
   Есть люди, что всю жизнь попеременно,
   Срываются то в лужу, то в полет:
   
   То им Фабриций кажется не бедным,
   То Туберон – не скромен и не строг...
   Потом - затмят Апиция обедом,
   И - Мецената превзойдут порок...
   
   В больной душе заметны даже детям -
   Как волны, колебания ее:
   То, напоказ - нужна ей добродетель,
   То, по любви – к пороку пристает.
   
   И – все мы таковы... Желаний смена
   Нам, видно, уготована судьбой:
   То - тянет на жену, то – на измену,
   То – быть царем, то – хуже, чем рабом,
   
   То раздуваться в жалком самомненье,
   И ненависть от ближнего снискать...
   То рвать одежды, исторгая пени...
   И деньги – то транжирить, то искать...
   
   Тем - безрассудство душ изобличаем,
   Позорней быть не может ничего...
   Одною ролью - мудрость лишь венчает,
   А прочим – сто ролей на одного.
   
   Каким ты был – таким и оставайся,
   Не будь, как флюгер - в воле всех ветров,
   В разумной похвале – не зазнавайся,
   Всегда будь узнаваем.
   Будь здоров.
   ====================­==================­
   07.11.03

Дата публикации:02.12.2003 10:55