Каждый день, дважды, а то и трижды, я спускаюсь в московскую подземку. Вниз по лесенке-чудесенке, на которой теперь нас развлекает реклама, кто-то толкается, кто-то целуется, как правило, в час-пик, в общей толпе я спускаюсь на платформу. Сажусь в поезд - и еду. В дороге я обычно читаю - от дома до работы минут двадцать, с работы до института - где-то полчаса, с работы до спортклуба - тоже минут двадцать, ну а если я еду в спортклуб из дома получается целых минут сорок. И я читаю. Почти всегда. Чаще что-нибудь для института - как и все студенты, ничего не успеваю в срок. Однажды поздно вечером войдя в поезд на Проспекте Мира, я по старой привычке открыла "Сагу о Форсайтах", пытаясь найти оправдание, за что же Голсуорси получил Нобелевскую премию. А действительно, за что? Хорошо изобразил современное ему общество, что называется 'true to life' - согласна, но из книги в книгу, из рассказа в рассказ не могу увидеть ни одну его героиню - все какие-то аморфные, бесхарактерные. А может, это просто мое проявление феминизма? Сменяется остановка за остановкой. А у меня Сомс в очередной раз пришел к Ирэн, хотя это по-русски, а у нас по-английски, они Соумс и Айрини. Ужасно, теперь не удивляюсь, почему иностранцы так коверкают мое имя... Как раз в тот самый момент, когда Соумс вновь заявляет о своих правах на Айрини, слышу: - Стой! Держи его! Не сразу переключаюсь между языками. Озираюсь по сторонам - кажется, будто менят неожиданно разбудили, а сон еще не ушел. В конце вагона явно что-то не так: двое мужчин встали и держатся за одну сумку, один из них слегка покачивается - не совсем трезвый. Где-то минуту ничего не происходит - и я снова возвращаюсь в дом к Айрини. Ну и дурак же Соумс - неужели можно двенадцать лет безумно любить одну и ту же женщину, которая, его никогда не любила, изменила, бросила, да еще и навлекла скандал, чего так боятся Форсайты. Да и зачем все так усложнять?... - А ну отдай! Милицию вызову! Снова отрываюсь от книги. Теперь, кажется, начинаю понимать: тот, что подвыпивший, пытается вырвать сумку у другого, а другой, соответственно, не отдает. Этот защитник своего имущества хиленький какой-то и ростом пониже. Жалкое зрелище. А все сидят, как в театре, - и мне на минуту становится стыдно. Остановка, и пьяненький нарушитель общественного порядка делает попытку выбежать - с сумкой. Видимо, это зрелище показалось жалким не только мне, и один из сидящих мужчин - опрятно одетый, в кожаной куртке и очках - подскакивает и помогает остановить хулигана. Лицо последнего приобретает несколько оскорбленный вид и он отмахивается от заступника и - очки с лица храбреца падают на пол и разбиваются. - Ты, козел! Очки разбил! В ментуру его! 150 долларов! Милицию вызовите! Ты мне вернешь, скотина!... При этом заступник пытается вытрясти душу из хулигана, который молчит и по-прежнему держится за сумку первого... Начинаю искать кнопку для связи с машинистом - и нахожу ее между собой и рядом сидящим парнем - тоже студентом, но явно технарем (обожаю смотреть в чужие книги!). Он протянул мне тубус, а сам поднялся и, нажав кнопку, произнес: - В вагоне драка. Вызовите милицию. В ответ - тишина. Едем дальше. в конце вагона все та же троица держится друг за друга и сумку... - В вагоне драка. Милицию вызовите. Снова остановка. Очередная попытка хулигана выбежать... - Не отправляй поезд. Драка. - Какой номер вагона? Наконец-то! Помогаю моему соседу найти нужные цифры... Поезд стоит минут пять. В вагоне все без движения. Трое стоят, остальные внимательно смотрят. Тишину нарушил голос машиниста: - На следующей остановке придет милиция. Состав отправляется. Двери закрываются. Следующая станция Китай-город - двери должны открыться с другой стороны - мне на переход. Встаю и иду в противоположенный от троицы конец вагона - от греха подальше. В эту самую секунду что-то произошло - хулиган вырывается и бежит в моем направлении, спотыкается о кого-то из сидящих... - Ну, ты, урод!... И дальше один за другим куча народу включается в драку - как в старых советских фильмах: каждый бьет каждого... Крики женщин, девушка, пытающаяся оттащить своего спутника... Женская часть попутчиков сбивается в кучу, в то время как почти все мужчины оккупировали середину вагона... Остановка. Выскакиваю на платформу - обычная вечерняя суета - куча народу: кто-то на переход, кто-то кого-то ждет... Первое желание закричать подавляется всеобщим спокойствием. Делаю пару шагов вперед, все еще не веря в это самое спокойствие, и вижу: двое в милицейской форме и с дубинками плавно направляются к вагону, из которого я только что вышла. Куда мы катимся? Кто нас защищает? Вот эти? - с огромными животами и дубинками. Да они только документы проверять в толпе могут! Преступника поймать захотели! Конечно, он убежал и, и наверняка, наказали кого-нибудь ни того... Продолжение я не видела. Позже так и не смогла вернуться к Форсайтам. Голсуорси такое и не снилось! Подумаешь, скандал в газете! Человека грабят - а мы молчим и смотрим, зовем милицию - она идет, потихоньку. Да, "моя милиция меня бережет"! Что с нами? Куда мы катимся?
|
|