Глава шестая. «Героиню звали Ириной Романовой» I Романова более реальна по жизни, к ней можно пройти с любой житейской ситуацией. Она могла наорать, сделать выговор, обидеться, но злопамятной она не была никогда. По крайней мере, я за ней этого не замечала. Ее должность начальницы не ставила ее выше людей одного возраста, скорее даже тяготила. И в общении с Ириной человек не ощущал в ней черт, присущих начальникам. В Романовой не было безмерного честолюбия, гордости и надменности. Проблемы, с которыми к ней обращались, она считала своими. А так часто мы слышим от этих многочисленных начальников: «Разбирайтесь са-ми!». Откуда взялись все эти ее качества, почему из веселой Иришки выросла взрослая, сильная и отзыв-чивая Ирина Анатольевна Романова?… Этот вопрос долго меня заботил, только спустя много времени я смогу ответить на него беспристрастно, четко и ясно, а пока я упивалась своей увлеченностью романом, новой героиней, ее простой, обычной жизнью. Я через нее пыталась добрать все то, чего была лишена сама. II Дико разругаться, хлопнуть дверью, а потом пытаться сдержать гнев, чтобы не обрушиться стихи-ей на общество. Знакомо? Именно так и повела себя Ирина Романова с утра, когда разругалась в пух и прах с братом Олегом. Суть ссоры забылась через мгновение, но гром и молнии летали все утро. Никто уступать не хотел, тем более Романова. Она, не конфликтный по природе человек, иногда может обратиться Фемидой или, в крайнем случае, Немезидой. - Не ори на меня! – крикнула она брату. - А я и не ору! Я разговариваю! - Нет, орешь! - Нет, не ору! - Ты хочешь всех соседей перебудить?! - А, какого черта они спят?! – Олег стукнул чем-то по трубе. – Нечего спать!! - Сумасшедший! - Сама такая! Хлоп! С силой закрыл дверь Олег. - Ну и, пожалуйста! Хлоп! Ира выскочила из квартиры. - Что вы орете?! Ненормальные!!! – заорала проснувшаяся мама Елена. – Ира?!!! А Иры и след простыл. III В три раза быстрее доехав до работы, Романова влетела в здание, даже не поздоровавшись с ох-ранником. Вместо этого она с силой хлопнула дверью так, что вся школа подскочила и замерла. Весь ее внешний вид показывал: «Не будите во мне зверя, а то я вас покусаю!» - Что это она? – спросила Орлова у Киры, удивленно посмотрев вслед разъяренной Романовой. - А кто ж ее разберет? – пожала плечами Кира. – У нас тут все такие ненормальные! Орлова второй год работала в этой школе, мало кого знала, мало с кем общалась. В числе тех, с кем она могла поговорить была и Романова, которая в это утро могла бы, кажется, кого-то убить. Даже в голосе ее все начало дня слышалась борьба внутреннего гнева с благоразумием. Ученики как-то притихли, стараясь не попадаться ей на глаза. Ирина такой человек – если не в настроении не дай вам бог попасться ей на пути или еще хуже что-то сделать не так! Она так летала по школе, что чуть не сшибла красавицу Лизу, которая, не торопясь, что-то перепи-сывала из расписания. - Ир, что случилось? - Почему я не родилась в каком-нибудь другом городе?! Или лучше стране?! Лиза покачала головой и принялась снова что-то писать. Пролетев по четвертому этажу, Романова распахнула дверь туалета, в котором по обыкновению на перемене курят старшеклассники. - А ну, пошли отсюда!!! – заорала она. В домовой завесе мимо разъяренной Романовой понуро гуськом прошли старшеклассники. – Быстрее! – процедила Ирина сквозь зубы. – Сколько можно гово-рить?! В школе не курить!!! - Что это с ней сегодня? – спросил кто-то из выгнанных у товарища. - А черт этих женщин не разберет! – отозвался тот. – Пошли на третий, она туда не придет. Какой-то умник (явно самоубийца!) умудрился нецензурно выругаться при Романовой. Она вся на-лилась гневом, схватила его за ухо и, пригвоздив к стене, начала сто-то выговаривать. К концу дня директор Петр Николаевич, дабы уберечь общество от разъяренной Романовой, от-правил ее в округ. Бедные… Их-то никто не предупредил, что надвигается ураган! IV Сентябрь 2000 года. Когда Ирине Романовой за два дня до начала нового учебного года, сказали, что она теперь Новая Завуч, ее серо-голубые глаза стали раза в два больше. Она с такими большими-большими глазами, натя-нуло, улыбаясь, стояла на ступенях школы первого сентября 2000 года! В тот год она как раз изменила прическу и покрасила волосы в коричневый цвет, но даже это не смогло скрыть ее какого-то замешательства. А общество замерло, затащилось, ожидая как поведет себя Новая Молодая Завуч. Кулуарно ситуация обсуждалась с особым интересом, все смотрели новый сериал под названием: «Наша Новая Начальница Романова» с Ириной в главной роли. Самое удивительное (для общества) бы-ло то, что Нэо-героиня затаилась на какое-то время, походила-походила в полубессознательном состоя-нии, а потом встала, отряхнулась и… устроила маленькое представление. Директор Петр Николаевич в тайне радовался, говорил всем и вся: «Смотрите, а она молоденчик! Я бы так не смог!». Доходили или нет до Романовой его слова, но, тем не менее, она взяла вожжи управления каретой в свои руки. И взяла сильно! V Сначала Нового Завуча никто не воспринимал всерьез. А свидетелями кулуарных разборок стали ученики, которые первыми услышали о Романовой такую характеристику: «Девчонка! Молодая еще, не потянет!». Может быть, она о чем-то догадывалась или даже что-то слышала, вы ведь не исключите эту воз-можность, и еще сильнее вставала обеими ногами на зыбкую почку ситуации. И с каждым новым ша-гом, с каждым новым вздохом, стремление и убеждение Романовой усиливались. Вопреки предрассуд-кам, она доказала кому-то, но, прежде всего самой себе, что победить ситуацию можно. Тем не менее, потеряв состояние относительного равновесия, общество расслабилось. Уволившая-ся завуч, которую по странной случайности, тоже звали Ириной, уступила место Романовой, а заодно и дала обществу свободу. Ирина Евгеньевна, женщина коренастая, в очках и с короткой стрижкой черных, словно вороново крыло, волос носила прозвище «мышь». Вся какая-то страшная и внушающая уважение, она оставила после себя два воспоминания: тоненький, почти пищащий голосок, и пиджак едкого салатового цвета. А так же наследство в виде освободившегося кабинета и Ирины Романовой. Последняя достойно приняла факел первенства. VI -Ну, начальница, - Наталья Ильина, работавшая тогда еще в каком-то захудалом информационном агентстве, зашла к подруге Романовой в гости. С момента назначения Ирины на ответственный пост завуча прошло как раз три недели. - Жива еще? - А, почему вы все считаете, что со мной должно обязательно что-то случится?! – возмутилась Ро-манова. Наташа пожала плечами. Вообще, Ильина, худая с русыми вьющимися волосами, улыбчивая была для Иры чем-то средним между хорошей подругой и приятельницей. И, сидя на кухне у Нового Завуча, походила на летучую мышь. Жила Наталья в соседнем подъезде, потому ей было достаточно легко вне-запно заявиться в гости. Что-то, помешивая в большой кастрюле, Ирина с усмешкой взглянула на гостью. - Ну и? – спросила последняя. - Что? - Что-что! Как тебе в новом амплуа? Романова задумалась, прикрыв глаза, а потом, улыбаясь, ответила: - Никак! Ильина хмыкнула. - Господи, - продолжила Ира, посерьезнев, - Ну, стану я немного более занятой, немного более ворчливой и противной, - она покачала головой. Отвернувшись, снова начала что-то помешивать. - Ну и что! – в голосе ее теперь была не то усмешка, не то укор. – Что ж теперь! Наташа смотрела на подругу и все порывалась спросить. - Если не получится, - внезапно опередила ее Ира. – Обо мне скажут: «Девчонка! Не справилась, не потянула!». Было такое впечатление, что Романова осветила то, чего она больше всего боялась. - Ир, ты что мысли читаешь? – оторопела Ильина. - Бывает, - усмехнусь Романова. - Да, кстати, а твои-то где? - В музей ушли, хоть в тишине побуду! – всплеснула руками Ирина. И то, что она помешивала в кастрюле, внезапно убежало. VII Апрель 2001 года. Прошло чуть более полугода с момента назначения Ирины Романовой на пост. Освоившись, она перестала удивляться всем и всему, но, по прежнему, ей чего-то не хватало. Вам может показаться, что профессия завуча это власть. Ирина Романова поняла, что значит эта власть. Только, может быть, она хотела чего-то иного? Или даже ожидала? Только получилось диамет-рально противоположное! Ирина Романова отдала себя по капле миру и обществу, не оставив для себя самой ничего. Она помогает всем и каждому, делает то, что должны делать они! Почему?!!… Как это всегда бывает, в первый год ее назначения, школа попала под аттестацию. Впрочем, как вы знаете, есть такой жизненный закон, который в отличие ото всех других прекрасно сбывается и рабо-тает. Называется он законом подлости. - Петр Николаевич, хотела спросить, - Романова зашла в кабинет директора, прикрыв дверь и села как всегда на стул против его рабочего стола. - О, администрация пришла, - не поднимая глаз от каких-то бумаг, усмехнулся он. - С серьезным вопросом! – Ира улыбнулась в ответ. - Взгляни-ка лучше на это, - директор протянул ей несколько скрепленных бумаг. Они были уже немного помяты – видимо он их очень внимательно изучил. Романова пробежалась взглядом по строчкам, потом перевернула листок, посмотрела следующий. - Результаты аттестации школы, Ира, - пояснил директор. Романова подняла на него глаза. Чего больше было в них: удивления, недоумения или сдержанной холодности. - Но это значит… - она еще раз посмотрела на бумаги. – Что мы ее… - Не прошли, - перебил ее директор. Романова должна была как-то отреагировать, но она только снова посмотрела на бумаги. - И что же теперь? - Если не пройдем в следующем году… Даже и не знаю. - Да… - Ира пролистала смятые документы, потом встала, положив руку в карман пиджака. – Я возьму? – потрясла она листочками. Директор кивнул. И вышла, прикусив губу с остекленевшими глазами. Видимо о чем-то своем, административном, думала. Пока шла на четвертый, встретила полшколы учителей, и на всех посмотрела странно, то ли с уко-ром, то ли со скрытым страхом, что они у нее что-то спросят. Единственное, что ее несколько ободрило, это то, что никто (по крайней мере она не слышала) не сказал про Иру Романову: «Девчонка! Не смогла, не справилась!». А это было, наверное, ее маленькой победой. Первая победа Нэо-Романовой. VIII Март 2002 года Больше всего при повторной аттестации школы досталось именно Ирине Романовой. Если бы ей в начале февраля в карман положили шагомер, а в середине марта – прямо перед аттестацией – вытащили, с его показаниями можно было спокойно идти в книгу рекордов Гиннеса. По крайней мере, за перемену (пятнадцать минут) она умудрялась четыре раза побывать на втором этаже, шесть – на третьем, один раз на пятом и по два раза на первом и четвертом. А кто-то говорит еще, что устает на работе! Все кабинеты были обследованы от двери до углов, вымыты, вычищены. В лабораториях повеше-ны памятки по технике безопасности.… Кроме бумаг и вечной беготни Романовой пришлось вспомнить и о собственном кабинете-лаборатории. Из лаборантской было выброшено огромное количество старого хлама, которым явились тетради, чуть ли не двадцатилетней давности, вышедшие из строя приборы и еще много чего! И если после этого Романовой еще не снилась школа, ей можно сразу поставить памятник. На Красной площади, рядом с Мининым и Пожарским, написав на нем: «Ирина Романова. Мировая жен-щина!». Дети-то уже совершенно устали от тестов и проверок, которые им учинили преподаватели. Они с ужасом смотрели на Романову, ожидая, когда она взмахнет рукой и, улыбнувшись, скажет, что вся эта история с аттестацией, всего лишь шутка. Только Ира мало того не улыбалась, она день ото дня стано-вилась все более уставшей, раздраженной и обеспокоенной. - Завтра, - сказал директор всем учителям на внештатном собрании. – Завтра начинается наша по-вторная проверка. Ну, что сказать? Ира сидела в просторном кабинете Лизы, в котором по обыкновению проходили все совещания, и практически не слушала то, что говорил ее начальник. По большей части она смотрела в окно и на сте-ны, на которых плясали тени от веток тополей. Солнце на мгновение куда-то спряталось. - Вы все очень постарались за это полугодие, - продолжил директор. Ира с удивлением посмотрела на него. Высокий, в очках, поблескивающих в солнечных лучах, стоит посреди кабинета, смотрит на всех сверху вниз… - Всем вам большое спасибо, особенно тебе, Ирина Анатольевна, - директор бросил взгляд на Иру. В кабинете восстановилась мертвая тишина. Романова вздрогнула и даже покраснела от неожиданности и удивления. - Да-да, Ирочка, тебе! Ты молодец, просто умничка! «Молодец, девочка!» - сказала она себе, усмехнувшись. *** «Последняя ночь перед началом» - Ира сидела на кухне, уставившись в стену. Удивительно в ней было одно – она так искренне улыбалась, так открыто. Только иногда казалось, что под этой улыбкой она что-то скрывает… И всегда-всегда, даже в моменты истинного разочарования сохраняла в себе кри-стально-чистую каплю разума и самообладания. Может быть, по этому Ирина Романова и стала «Сдер-живающим фактором»?… Я снова посмотрела на раскрытую книгу. «Сдерживающий фактор» - кому нужны такие жертвы?» И захлопнула книгу. «Глупая книга! Что ты можешь понимать в ее душе!» - закричала я на нее. *** И началась аттестация. Ученики писали тесты, учителя глотали таблетки. Лиза, когда девятикласс-ники писали русский, так разволновалась, что напрочь забыла все правила. Романова правда, продолжа-ла метеором носится по школе, накручивая километры. Даже умудрилась подсказать кому-то из учени-ков, писавших тесты по физике, что-то про электричество. И таблетки не пила, только кофе в кабинете у Киры и нервно стучала по парте ручкой, когда какой-то класс пошел на математику. - Ира, немедленно перестань стучать по парте! – возмутилась Регина Александровна, пожилая пре-подавательница математики. – Я кому сказала, Ира? Романова встала, походила по кабинету. - Ира, да напишут они! – не выдержала математик. – Сядь спокойно, положи ручку на край стола и успокойся, в конце концов! - Не могу! – Романова тряхнула головой и продолжила ходить по кабинету кругами. Регина Алек-сандровна, женщина полная, со строгими глазами и волевым характером некоторое время следила за ней, не шевелясь. Потом пришел директор. - Что это она? – покосился он на Романову. Та недовольно отвернулась и села, снова начав нервно постукивать по столу ручкой. Петр Николаевич молча подошел к ней и отнял ручку. За это она смерила его недовольным и даже насмешливым – немного – взглядом. Пришла Кира с чайником. Посмотрела на собравшихся. На недвижимую статую Регину, на Петра Николаевича, уставившегося в окно, на недовольную Романову, какую-то обиженную, и ушла. - Кира, постой! – вскочила Ира. – А ты чай поставила? Директор улыбнулся Регине. Та только усмехнулась краешком губ. А Романова выпорхнула ба-бочкой в коридор. Бабочкой в юбке и пиджаке. В клеточку. - Пойду, - вздохнул директор. – Пойду туда, - он махнул рукой. Регина понимающе покачала головой. - А Ирина-то молодец, - сказала она ему вслед. - Да… - очки директора блеснули. – Странная женщина, - он даже посмотрел на двери кабинета Киры. – Странная и очень… - Очень молодец, - Регина хитро улыбнулась. – А ведь совсем еще девчонка! - Девчонка? – директор задумался. – Ну, уж не сказал бы. Я ее уже немного боюсь, есть в ней что-то демоническое! IX Стараниями всей школы аттестация была сдана. Госпожа Ирина Романова, как принято теперь на-зывать наших русских граждан в СМИ, была бесконечно рада. И радость эта выражалась в том, что она, после того как узнала от директора такую хорошую новость, пробежалась по всем этажам с довольным и радостным выражением на лице. Ну, не умничка, не молодец? Ну, скажите, правда, прелесть эта новая героиня, эта Ирина Романова? Да и кто заподозрит в ней хоть каплю дьявольской усмешки?… Она же чудо! Да, и видели ли вы где-нибудь такого начальника как она? Сомневаюсь… Видимо так звезды рас-пределись. Так ярко, наверное, сиял Антарес в созвездии Скорпиона в то утро, в конце октября, 28 чис-ла, когда родилась Ирина Романова. Новая героиня какого-то собственного нового времени…
|
|