Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Литературный альманах «Венок Есенину». Выпуск 4-1.

Автор: markoniНоминация: Проза

Девушка Александр Блок

      Марк Котлярский
   Эссе
   
   В каждой шутке есть доля правды;
   и даже в той шутке, которая сотворена... ради шутки.
   Впрочем, вот вам сама шутка:
   в самом начале девяностых годов в апрельском номере одного из многочисленных советских (тогда еще советских) изданий появилось исследование, посвященное Александру Блоку. На полном серьезе в нем доказывалось, что на самом деле никакого Блока не существовало, а маска его, образ -
   - заметьте! -
   были созданы женщиной... А какой именно - это, дескать, исследователям предстоит еще выяснить.
   Первоапрельская шутка не сработала.
   В редакцию посыпались письма, требующие опровержения или дополнительных доказательств.
   Журнал, если я не ошибаюсь, даже выступил с разъяснениями: мол, извините, мы ничего такого не имели в виду, все это, дорогие товарищи, шутка...
   А между тем шутка не удалась не потому, что была плоской или безвкусной; нет, она не удалась потому, что слишком смахивала на правду.
   Так что же?
   Может быть, Блока действительно не существовало, и, как говорят фривольные французы, "шерше ля фам"?
   Позвольте, но я о другом:
   не женщину ищите, которая создала Блока,
   но женщину, которая была его аlter ego, оборотной стороной той медали, на которой вычеканен четкий блоковский профиль.
   О чем это я?
   Возможно, о той странной двойственности, которая "заявлена" жизнью и творчеством поэта.
   Иннокентий Анненский как-то написал о Блоке:
   
   Под бело-мраморным обличьем андрогина
   Он стал бы радостью, но чьих-то давних грез.
   Стихи его горят - на солнце георгина,
   Горят, но холодом невыстряданных слез.
   
   Андрогин - мифическое существо, по преданиям древних греков, давшее жизнь человеческому роду и соединявшее в себе черты мужчины и женщины.
   Четверостишие Анненского - это, собственно говоря, отражение его же беглого поэтического замечания о внешности Блока:
   - ...Напечатанные на cart-postal`ях черты являют нам изящного Андрогина.
   Двуполое существо, соединявшее в себе черты мужчины и женщины.
   Вот - Блок, его странность, его загадка, его рок.
   Впрочем, можно смело вынести за скобки то, что касается его "мужской половины",- об этом известно многое:
   об увлечениях, любовях и страстях, словах и поступках и даже о "простой девушке с Карпат", которая, по словам Надежды Павлович, "ждала от него ребенка. Во всяком случае, образ Марии, девушки с Карпат, должен войти в пантеон женщин, связанных с поэзией Блока".
   Имеет ли значение эта биографическая поправка к творчеству поэта и проливает ли она свет на загадку его личности,- не знаю да и гадать не стану. Мне ближе другое мнение:
   - Блок - самая большая лирическая тема Блока (Юрий Тынянов).
   Нас интересует в этой теме - "женское начало".
   
   Медленно в двери церковные
   Шла я, душой несвободная,
   Слышались песни любовные,
   Толпы молились народные.
   
   Или в минуту безверия
   Он мне послал облегчение?
   Часто в церковные двери я
   Ныне вхожу без сомнения.
   
   Падают розы вечерние,
   Падают тихо, медлительно.
   Я же молюсь суевернее.
   Плачу и каюсь мучительно.
   17 октября 1901 г.
   
   Женщина? О нет:
   девушка, скорее ангел с девичьим лицом, опаленный земной жизнью.
   Девушка Александр Блок.
   
   Мой любимый, мой князь, мой жених,
   Ты печален в цветистом лугу.
   Повиликой средь нив золотых
   Завилась я на том берегу.
   
   Я ловлю твои сны на лету
   Бледно-белым прозрачным цветком.
   Ты сомнешь меня в полном цвету
   Полногрудым усталым конем.
   
   Ах, бессмертье мое растопчи,-
   Я огонь для тебя сберегу.
   Робко пламя церковной свечи
   У заутрени бледной зажгу.
   
   В церкви станешь ты, бледен лицом,
   И к царице небесной придешь -
   Колыхнусь восковым огоньком,
   Дам почуять знакомую дрожь...
   
   Пред тобой - как свеча - я тиха.
   Пред тобой - как цветок - я нежна.
   Жду тебя, моего жениха.
   Все невеста - и вечно жена.
   26 марта 1904 г.
   
   Листая записные книжки Блока, я не раз ловил себя на мысли, что попал:
   в "девичью" -
   так здесь все аккуратно и прибрано, так расставлено по своим местам - и так, словно шепотом, поверяются бумаге сокровенные мысли, как поверяет подруга подруге самое заветное.
   
   16 июля 1903 года. Записи в книжке связаны с предстоящей свадьбой Блока:
   Люба. Любочка. Любушка.
   
   Если Люба наконец поймет, в чем дело, ничего не будет. Мне кажется, что Любочка не поймет.
   
   У Любочки щечки побледнели. Глазки открылись. Волосики растрепаны. Ручки исцарапала. Совсем беспомощная - слабенькая.
   
   У Любочки пушок на личике. Золотистый. Красное вечернее солнышко его насквозь проглядывает. Пушок золотой.
   
   Из семьи Блоков я выродился. Нежен. Романтик. Но такой кривляка.
   
   Будто бы и "кривляка"!
   Нет, это "кривляется" женское начало в нем; и записи перед свадьбой:
   странно - будто подруга пишет о подруге, тихо и с умилением.
   Но подруги могут и ссориться!
   Через семь лет в записных книжках мелькнет:
   
   Люба довела маму до болезни. Люба отогнала меня от Людей. Люба создала всю ту невыносимую сложность и цтомительностъ отношении, какая теперь есть. Люба выталкивает от себя и от меня всех лучших людей, в том цисле мою мать, то есть мою совесть. Люба испортила мне столько лет жизни и довела меня до того, что я теперь...
   ...Люба на земле - страшное, посланное для того, чтобы жучить и уничтожать ценности земные.
   
   "Женское" постоянно вибрирует в Блоке.
   Любопытна его запись в сентябре 1907 года:
   
   ...Женские песни, страсти, разврат, обрядовые игры, переряживанья (мужчин в женское платье, женщин - в мужское...)
   
   Кстати, в этом же году (но в начале) - написано стихотворение "Ее песни".
   Чьи? Его/ее...
   
   Не в земной темнице душной
   Я гублю.
   Душу вверь ладье воздушной -
   Кораблю.
   Ты пойми душой послушной,
   Что люблю...
   
   Господи, да что это за напасть такая, что за наваждение? Что за "женские страсти", что за "девичьи вздохи"?
   Что за "девичья рука" выводит эти строки в дневнике? -
   
   Виденное: гумно с тощим овином. Маленький старик, рядом - болотце. Дождик. Сиверко. Вдруг осыпались листья молодой липки на болоте у прясла под ветром, и захотелось плакать.
   
   Право, не ангел ли с девичьим лицом? Ангел, опаленный земной жизнью? Девушка Александр Блок.
   
   Да, я изведала все муки, -
   Мечтала жадно о конце...
   Но нет! Остановились руки,
   Живу - с печалью на лице...
   
   Весной по кладбищу бродила
   И холмик маленький нашла.
   Пусть неизвестная могила
   Узнает все, чем я жила!
   
   ...Тяжелый петербургский туман неспешно опускается на выверенную череду вытянувшихся, как по ранжиру, улиц. Вон у того окна чей-то профиль проглядывает сквозь молочную завесу - кто это? Не разглядеть.
   Только звук какой-то приближается, неясный, щемящий,
   будто хочет прикоснуться к тебе,
   прошептать что-то вещее,
   поведать о чем-то неизбывном и вечном.
   
   Мой милый, будь смелым -
   И будешь со мной.
   Я вишеньем белым
   Качнусь над тобой.
   Зеленой звездою
   С востока блесну.
   Студеной волною
   На панцирь плесну.
   Русалкою вольной
   Явлюсь над ручьем.
   Нам вольно, нам больно,
   Нам сладко вдвоем.
   Нам в темные ночи
   Легко умереть
   И в мертвые очи
   Друг другу глядеть.
   
   Но:
   пропало наваждение;
   или - туман скрыл внезапное видение;
   или - и не было его вовсе,
   а: был лишь обычный променад по Офицерскому проспекту, туда, к Пряжке-речке, на берегу которой притулился дом, где долго-долго жил Блок.
   Гулкая парадная, прохладные стены, лестница, уходящая из-под ног;
   время словно застыло здесь раз и навсегда.
   Странно:
   оказывается, в этом же доме жил когда-то Иннокентий Анненский. Жил еще до вселения Блока.
   Как знать, о чем говорят тени двух великих поэтов, сталкиваясь здесь, на лестничной площадке?
   Может быть, они говорят о любви?
   Может быть, они читают друг другу ненаписанные любовные стихи или спорят до рассвета о том, о чем не успели доспорить когда-то?
   - Полноте, Александр Александрович! - говорит Иннокентий Анненский,- да есть ли вообще любовь в ваших стихах?
   Разумеется, есть.
   Но, право, какая-то она непривычная, вселенским холодом веет от нее, "холодом невыстраданных слез", как справедливо изволил заметить господин Анненский.
   Любовь у девушки по имени Александр Блок - поистине астральное чувство, и вряд ли мы сможем познать его;
   разве только - почувствовать нестерпимый, обжигающий холод, идущий ниоткуда.
   Ниоткуда с любовью.
   
   ...И встречаю тебя у порога -
   С буйным ветром в змеиных кудрях,
   С неразгаданным именем Бога
   На холодных и сжатых губах...
   
   Ниоткуда с любовью.
   
   "...Пойми, пойми, ты одинок,
   Как сладки тайны холода...
   Взгляни, взгляни в холодный ток,
   Где все навеки молодо..."
   
   Так! -
   ибо любая попытка любви обречена:
   
   В час рассвета холодно и странно,
   В час рассвета - ночь мутна.
   Дева Света! Где ты, Донна Анна?
   Анна, Анна! - Тишина.
   
   ишина. Никого на лестничной площадке. Только холодный ветер ввинчивается в зияющую пустоту лестничного пролета.
   Медленные ступени вниз, словно строчки из дневника, ведущие за собой, но не открывающие тайны.
   Если бы знать, чьи это строчки,
   чьи? - его/ее?
   
   ...Утром розы от Л. А. Дельмас и маленькое красное письмо, любящее и мудрое, каких не бывало еще...
   
   ..Вечером была у нас Катя Манасеина, сидела долго, болтала весело, хорошенькая, особенная.
   
   ..Ночью - разговор с Любой о приближающейся старости.
   
   ...Одиночество - больше чем когда-нибудь. Все-таки им уловить меня не удастся, я найду способ от них избавиться.
   
   ...Вчера вечером был Женичка. В понедельник 23-го мая буду его венчать.
   
   Откуда, откуда этот нежный девичий тон, откуда эта трогательная девичья заботливость о близких и друзьях,
   откуда эта "слезинка" в голосе?
   
   Петербургские сумерки снежные.
   Взгляд на улице, розы в дому...
   Мысли - точно у девушки, нежные,
   А о чем - и сама не пойму.
   
   И - взгляд на фотографии: девичий;
   и улыбка - сродни улыбке Джоконды:
   чему улыбается? кому? Поди разгадай!
   
   Но не эта ли улыбка чудится нам, когда "медленно, пройдя меж пьяными. Всегда без спутников, одна. Дыша духами и туманами, Она садится у окна..."?!
   Не "женское" ли Я выводит на прогулку в этом стихе поэт, чтобы сквозь шуршание шелков и слегка вздымаемую дыханием вуаль вдруг подтвердить близость с этим Я, даже странную близость, и воскликнуть ничтоже сумняшеся: "В моей душе лежит сокровище, и Ключ поручен только мне!"
   Это второе Я следовало за ним неотвратимо, жило в нем, вело его за собой днем и ночью; склоняясь над постелью, напоминало о себе:
   
   Но не ели, не тонкие ели
   На закате подъемлют кресты,
   То в дали снеговой заалели
   Мои нежные, милый, персты.
   Унесенные белой метелью
   В глубину, в бездыханность мою, -
   Вот я вновь над твоею постелью
   Наклонилась, дышу, узнаю...
   Я сквозь ночи, сквозь долгие ночи,
   Я сквозь темные ночи - в венце.
   Вот они - еще синие очи
   На моем постаревшем лице!
   В твоем голосе - возгласы моря,
   На лице твоем - жала огня,
   Но читаю в испуганном взоре,
   Что ты помнишь и любишь меня.
   
   Но странно:
   чем ближе надвигалась трагическая дата в истории России -
   - я говорю об Октябрьской революции, -
   тем тише и глуше становился "девичий голосок" и исче-цее роковое слиянье его с "мужским голосом", исчезая, эвно истончало зыбкую почву творчества Блока. Стихи практически перестают появляться из-под его пера;
   и - если Пушкина убило отсутствие воздуха,
   то Блока - умершее женское началов нем.
   
   С фотографий последних лет глядит на нас совсем другое осунувшееся и невероятно переменившееся. И неотвязные просятся на ум строки -
   те, в которых он словно предчувствует смерть своего alter ego:
   
   Не подходите к ней с вопросами,
   Вам все равно, а ей - довольно:
   Любовью, грязью иль колесами
   Она раздавлена - все больно.
   
   И стихотворение вроде бы о другом, - скажет проницательный читатель, - и - тема другая, и - вообще...
   Все так.
   И все было бы так, если бы это написал другой поэт.
   Засим закончим наше скромное повествование о странном и загадочном человеке, в ком столь причудливо соедились черты мужчины и женщины,
   и произнесем еще раз благоговейно имя этого человека:
   АЛЕКСАНДР БЛОК.

Дата публикации:11.12.2004 15:38