Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Второй Международный литературный конкурс "Вся королевская рать". Этап 2.

Автор: Мария КирилловаНоминация: Очерки, эссе

Отечественное «фэнтези» - жанр востребованный?

      «Волкодав», «Волкодав. Право на поединок», «Волкодав. Истовик-камень», «Волкодав. Знамение пути» - эти романы Марии Семеновой на основе центрального образа главного героя – Волкодава – венна из племени Серых Псов. После публикации романа в 1995 году, российские читатели познакомились с жанром, позднее закрепившемся в хронологии как «славянское фэнтези».
   Отечественные романы в стиле «фэнтези», по словам самих писателей, востребованы кинокомпаниями в силу того, что продюсеры в первую очередь стали обращать внимание на качество материала, а не на возможную прибыль. Так что пора так называемых детективов, в стиле «Каменской» и «Марша Турецкого», а так же фильмы о «братве» занимают вторые позиции. Первые позиции в рейтинге популярности должны занимать фильмы, способные сохранять остроту сюжета и накал страстей, которые как нельзя кстати способны раскрыть индивидуализм исконно-русской души, те ее оттенки и красочность, которые во все времена отличали русского человека от всех остальных. Возможно, эта особенность состоит в том, что душа эта способна впитывать все, что ей по праву передано самой природой и генами от других народностей. Именно перекрестью религий и смешению культур мы обязаны своей Великой Русской Литературе.
   Одноименный фильм в жанре «фэнтези» задуман режиссером и сценаристом Николаем Лебедевым (фильмы «Звезда», «Змеиный источник», «Поклонник») заведомо ориентированным на успех зрителей разных сословий. Тому способствует звездный состав как молодых и начинающих исполнителей, так и исполнителей, уже завоевавших «свое место» в актерской Галактике. Смотрите, какие алмазы будут блистать: Александр Бухаров (Волкодав), Александр Домогаров, Игорь Петренко (Лучезар), Нина Усатова, Наталья Варлей (мать Кендарат), Юозас Будрайтис (Дунгорм), Оксана Акиньшина (Кнесинка Елень), Дмитрий Марьянов, Татьяна Лютаева (Лекарка), Дмитрий Дюжев, Екатерина Величко, Ирина Пегова, Андрей Руденский (мудрец Тилорн), Ирина Бразговка, Резо Эсадзе (Эллад), Петр Зайченко, Артем Семакин ( Эврих), Евгения Свиридова (рабыня Ниилит), и многие другие.
   Но кого утвердят продюсеры, не вполне ясно: съемки еще не закончены. Недавно стало известно, что Олег Фомин - актер, режиссер, сценарист, художественный руководитель киностудии «Гранит» (среди работ Олега Фомина фильмы «Мытарь» (1997), «Пантера» (2000), «Next» (2001) и др. ) взялся снимать «Молодой Волкодав», - сообщает кинопрокатная компания Централ Партнершип. Съёмки телесериала «Молодой Волкодав» начнутся летом 2005 года. Часть съемок будет проходить в декорациях Галирада.
   
    Языческий город Галирад – это огромный деревянный город площадью 5 кв. км - построен в павильонах Мосфильма, в котором недавно закончился очередной съёмочный период самого громкого российского кинопроекта из запланированных на 2005 год. Над строительством города трудилось, не покладая рук, 200 человек около трех месяцев. Деревянные срубы – самые что ни на есть настоящие, потому как для воссоздания достоверности для этих целей разбирали старые срубы. Этот чудо-город придумала художник-постановщик­ Людмила Кусакова. У Людмилы этот город не первый: была старая Москва для фильма «Всадник по имени смерть» Карена Шахназарова, был Париж для картины режиссера Сергея Юткевича «Ленин в Париже». Свои декорации для Галирада Людмила характеризует так: «Этот город должен быть деревянный, живой и немножко фантастичный, но не сказочный». На оборонном заводе ВИЛС тоже построена декорация - с круговым интерьером из мостков и мостиков, многочисленными переходами, и несколько комнат замка Людоеда. Так же к декорациям Людмилы относится святилище (капище), расположенное на священном месте в центре города с идолом внутри, и переправа у Препоны.
   
   Визуальные эффекты, которыми занимается Владимир Лещинский, супервайзер («Ночной дозор», « По ту сторону волков») - это дорисованные горы в Словакии, без тумана, с элементами зловещности и фэнтезийности. Самый занимательный персонаж – НеЛетучий Мышь – почти феномен нашего кино, реагирующий на действия, летающий над головами дерущихся и угрожающе щипящий. Эти «щ» и «ш» в моем представлении рисуют милую мышку, ночами парящую между многоэтажками. Мышь родился не без помощи компьютерной графики, и милым и безобидным его можно назвать с большой натяжкой: так он похож на живого. Надо сказать, что настоящая летучая мышь актрисой становится не планировала – раздавала укусы не менее пяти раз. Именно ей мы обязаны созданием НеЛетучего Мыша.
   
   Оружие в фильме – тема отдельная. Мужчина способен оценить вещь, прикидывая, подходит она ему или нет, только после того, как подержит ее в руках. Боевые игрушки в руках настоящего воина – оружие грозное. Оно готовилось для фильма в трех экземплярах: макет, тяжелое настоящее оружие, которое актеры носят при себе, и оружие для боевых сцен, легко складывающееся.
   Вот что рассказал Марат Ким, арт-директор «Волкодава», о работе над мечом главного героя: «По легенде этот меч выковал кто-то из предков нашего героя. Меч должен легко узнаваться и выделяться из общего ряда… глазами мифического кузнеца… клинок имеет стержень, на который надевается рукоять. А что если рукоять сделана из прутов, обвивающих этот меч наподобие косицы? Ведь это характерная черта племени воинов, к которому принадлежал Волкодав… К концу рукояти пруты расходятся как дерево и держат навершине в виде некоего молота. В том же духе сложилась и гарда – дугой к низу как это и положено у славян… То, что нужно».
   Сама Мария Семенова посещала место съемок в Галираде. И вооружившись крепкой ладонью своей писательской руки, поначалу шла на место съемок, «чтобы набить морду», но оттаяла душой среди декораций и атмосферы, в которой ваяется «Волкодав». Воссозданные торговые ряды с гусями и курами, козы, плетеные корзины с провизией, в которых невозможно отличить реальные фрукты и овощи от бутафорских, гомон спешащих за снедью и продающих ее людей; голуби, сидящие на соломенных крышах – вся атмосфера в Городе способствовала благоприятному воздействию на его посетителей. Писательница очень внимательно наблюдала за съемками эпизода в покоях кунса, когда красавец-Людоед пытается овладеть юной Ниилит. Но спаситель Волкодав появляется как всегда вовремя…
   Мария Семенова считает, что фильм не будет повторять роман – это два отдельных произведения, тем они и хороши. Она посмотрела фотографии – кадры из фильма, и на прощание сфотографировалась с Николаем Лебедевым, Александром Бухаровым и Евгенией Свиридовой, и обещала вернуться вновь по приезде из Санкт-Петербурга.
   Славянская культура – ее верования, традиции и обычаи наших предков, - праматерь незримого самобытного героя. Своеобразные превращения Волкодава делают его покровителем своего племени. Он становится носителем главнейшего тотема – Образа Серого Пса. «Его предок был псом, который избавил праматерь племени от лютых волков, а потом, как водится, обернулся статным мужчиной» (М.Семенова. Волкодав. Т1. С.80. М., 1995-2000). Предок дарит Свое обличие только величайшим в роду. Черты человека и черты пса сливаются друг с другом, их души становятся единым целым, и тогда можно охарактеризовать особенность героя так: «У страшного серого зверя были человеческие глаза». В романе есть упоминание о племени, родственном Серым Псам, в котором тотемом является волк. Он, так называемый посредник между «тем» и «этим» светом, между людьми и нечистой силой. По преданью, волк был создан дьяволом, чтобы кусать бога. И получается, что два героя – Волк и Волкодав противопоставляются друг другу – один как носитель светлого начала, охранителя человека от всяческих злых напастей, а другой как губитель стада, жестокий слуга не только земных тиранов, но и пособник потусторонних сил.
   
   Само племя веннов, из которого происходит главный герой, чем-то напоминает племя реальных исторических северян-невров, живших в 5-6 вв. до н.э., их то и считают предками славян. Еще Геродот записал любопытную этнографическую деталь относительно невров: об их ежегодном превращении в волков. Правда, узнать, что именно он имел в виду и роднит ли это его невров с племенами предков славян, живших в лесу первобытно-общинным строем, неизвестно.
   …Все чаще Волкодав будет терзаться вопросом о своем земном предназначении. Ради какого свершения судьба хранила его во тьме подземных рудников, выводила живым из смертельных поединков, оберегала в ледяной пустыне и среди языков беспощадного пламени?.. Но впереди - смертельный поединок с кровным врагом, отважным и достойным воином, человеком, которого в другой жизни он предпочел бы считать другом. С сыном Людоеда - прославленным кунсом Винитаром.
   Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью заявить, что романы Марии Семеновой в обзорном виде представляют основные моменты славянской мифологии. Согласитесь, нужно иметь достаточную смелость, чтобы на основе верований славян, воссоздать языческую культуру, которую церковь в свое время так беспощадно изничтожила, обозвав ересью. И тем не менее, даже сейчас исконно русский мужичок от безысходности судьбы идет в лесок, и слушает голос деревьев, молится там своим особенным богам, сетуя на горести своей жизни…
   
   Семенова разработала несколько легенд, связанных с изображенными в романе Самоцветными горами. Это своеобразная культура рабов, их легенды и вера в спасение и грядущую свободу. Так, например, рабы верили, что если в забое будет шесть человек, то Горбатый рудокоп обязательно станет седьмым и освободит их. Легенда, а так же рассказы о звоне его кайла, который слышали очевидцы, напоминает линию «Уральских сказов» В. Бажова, в том числе, историю о «Хозяйке Медной горы», иногда помогающей наиболее радивым и честным работникам.
   Тем не менее, ни в коем случае нельзя упрекать автора в искажении некоторых моментов или в своеобразной, нетрадиционной интерпретации отдельных мифов, так как эти работы не претендуют на энциклопедическую достоверность.
   Суждено ли Волкодаву стать героем для наших мальчишек? Возьмет ли его подрастающее поколение как пример для подражания? Ведь сейчас нет героев- комсомольцев, грудью прикрывающих дуло пулемета, нет элементарного Бэтмэна а-ля Russia. И так ли безобидны эти игры с превращениями «туда-обратно», из человека в животное и наоборот, и способна ли «волшебная сила искусства» удовлетворить аппетиты самой изощренной аудитории?
   Великая Битва еще впереди, и когда произойдет это Сретение двух великих сил – Добра и Зла, торжество победы бросит к ногам героев золото слитками, а людская любовь найдет свое воплощение в преданьях и новых романах.
   
   А пока поклонницы на сайтах расхваливают талант Бухарова как театрального актера. И это неудивильно: классический вариант – все самые-самые играют больше на сценах театра, а не участвуют в сценах кинофильмов.
   Компания «Новый русский сериал» не так давно приобрела права на экранизацию романов Ника Перунова, романа «Не время для драконов» в соавторстве с Сергеем Лукьяненко. Как говорит представитель компании Ирина Пороховщикова, «на интерес к отечественной литературе фэнтези во многом повлиял успех «Властелина колец», … «нам понятнее и ближе свои собственные аналоги. Кроме того, жанр фэнтези сам по себе никому не интересен, должен быть социальный фон, понятный зрителям».
   
   Бюджет «Волкодава» составит не менее 5 млн. долларов, но очевидно, чтобы конкурировать с зарубежными аналогами, средств явно недостаточно. «Зато мы берем качеством и актерскими работами», - сказал заместитель генерального директора компании «Централ Партнершип» г-н Арам Мовсесян. – Именно сейчас настало время для реализации такого проекта, эти затраты экономически оправданы. Мы допускаем, что зрители больше привыкли к западным образцам, но все же решили рискнуть. Этот проект должен «выстрелить».
   Сейчас, когда компания «Централ Партнершип» приобрела права на экранизацию остальных романов о Волкодаве и запускает сериал «Молодой Волкодав», «Новый русский сериал» планирует развернуть киноверсию восьми романов Ника Перумова, таких как «Алмазный меч, Деревянный меч», «Рождения мага», а из романов Сергея Лукьяненко - «Рыцари сорока островов», «Звезды- холодные игрушки», и уже ведутся переговоры (по данным RBC daily) о покупке прав на экранизацию серии романов Дмитрия Емца «Таня Гроттер», создатели проектов ждут этого выстрела, а зритель настраивается на фейерверк и звездный дождь, - зрелище такого масштаба, которому захочется рукоплескать стоя.
   Когда я впервые прочитала название «Волкодав», оно меня не испугало и не обрадовало. Но сейчас, по прошествии нескольких дней, я буквально «заболела». Сначала Бухаровым, актером театра Армена Джихарханяна («Звезда»), потом Игорем Петренко («Звезда», «Кармэн», « Водитель для Веры»), Татьяной Лютаевой («Гардемарины, вперед!», «Другая женщина, другой мужчина» и др.…
   
   Итак до бесконечности, по мере знакомства с киноролями и жизнью актеров, задействованных в этом фильме.
   Если каждый из них донесет образ своих героев до зрителя, со всей самобытностью и той филигранной работой, с которой Создатель ваял эти души, у нашего кино будет, наконец-то, свое собственное лицо. Пока это «Славянское фэнтези», а что будет дальше – покажет время. Массовое увлечение «фэнтези» лишь этап в формировании Российского Кино, какая–то ступенька на пути к великим достижениям и покорению европейского Олимпа.
   Вспомнилось, что Коба (Сталин) после концерта классической музыки поспешил к директору театра и гневно заметил тому, что «у композитора было иначе».
   Кто станет Хранителем тотема своего племени? На чьи плечи возложена эта задача?
   Но я точно уверена, что нельзя продвинуться вперед, растоптав свое прошлое.

Дата публикации:01.12.2004 03:13