Продолжаем разговор о произведениях финалистах. Море. Анна Кссо. Событие? Встреча с морем, любовь с морем, даже (страшно писать) измена с морем и оправдания перед любимым человеком, ведь целая ночь проведена с морем – это вам не просто так, да и рану море вылечило, и сказку рассказало. Образ – оригинальный, чувственный, очеловеченный образ моря. Море-любовник, и мы видим его действия, его чувства. Мотив – любовь, безграничная, волнительная, волшебная. Отображение чувств, ощущений и единение лирической героини с созданным образом. Чтение в метро перед выходом на станции «Площадь революции». Vita. Ключевое событие – создание образа, судьбы, отражение, которое увидел автор в выражении глаз, лица, внешнем облике случайно замеченного в метро человека. Протянуло воображение цепкую руку и сняло с полочки события-образы, выложило перед нами мозаику жизни, которую вполне мог прожить Плюш. Явленный нам образ – отображение действительности? Конечно. Создание жизни, как будто она это сделала сама? Безусловно. Далеко, далеко водопады шумят. Balgator. Событие – болезнь, погружение в яркие воспоминания. Образ – бабушка, образ – сам лирический герой. Мотив – четкий, но не давящий, не навязчивый – смиренное прощание, власть болезни и времени, ценность близкого человека. Ощущение дождя. Валерий Белолис. Событие – встреча. Говоря словами автора «творчество встречи». Беседа. Предполагается беседа образом или событием? Я бы сказала, что автор тяготеет к образу беседы, пока к нему стекаются мотивы – лирические, иронические, тягостные (ведь перед расставанием). Еще мотив хронического влечения героев друг к другу, трепетная бренность отношений. Нам не удалось узнать, какая из громких мелодий жизни поглотила эти мотивы. Образы. Он и Она? Неявно проступившие из ощущения дождя на фоне машины, аэропорта, чашечек кофе и очень многих точно и образно подмеченных автором деталей. Ощущения и обстоятельства. Сергей Дигурко. Здесь у нас целая череда событий: - потеря ощущений и обстоятельств - воспоминание о погребе, в котором заперли - воспоминание о длинной трубе, в которую загнали - где-то между ощущениями и обстоятельствами - явление, образ жизни, высказывания бомжа Гены, что жил в люке коллектора - смерть Гены и память о нем - дети играют на площадке, девочке купили куклу - возвращение ощущений Ключевой образ, конечно, Гена. Но как помогает ему засветиться образ лирического героя. Как зажил этот самый образ лирического героя, как забарахтался между ощущениями и обстоятельствами. Как отразили они с Геной некую бренность бытия. И создал все это автор. Белый крокодил. Наталья Балуева. Увидеть в облаке белого крокодила. Событие? Думается, что да. Создать образ, наделенный сказочными чертами – творчество? Да. Прокрутить, как руль, разочарование жизнью, неизбежную смену цветов любви, приспособление и существование, затем постоять над пропастью, затем обнаружить пропажу крокодила и нажать газ. И страх отправить куда нужно. Это ли не отражение жизни во всей ее многогранности, с крепким конструктивным началом. Первые роды. Юрий Иванов. Событие – главное и величайшее вообще – рождение ребенка. Вернее – подготовка к выписке. Попытка вспомнить роды, новые ощущения в теле, кормление, мысли-лоскутки. Да вот только мотивы приобщения к великой радости материнства потонули в хоре смачных подробностей, весьма достоверных, только исполненных с отвращением, пренебрежением, даже я бы сказала – злобой. А это не женская песня. Нет. Одна на миллион. Леонид Рябков. Событие – потеря любимой. Осознание событие, предшествующих этому. Образы: Он, страдающий сейчас, Она, уже настрадавшаяся и принявшая решение. Образ мира, взорванного и повергнутого в смятение болью лирического героя. Мотив – потеря любви. Сильный, горячий, пульсирующий в каждой строчке. Сердце зимы. Травин. Событие: да просто старый дед Михась вышел за дровами. А увиделось ему… Два загадочных образа, созданных по подобию. Так вот появилось у зимы сердце, и сын появился. Живые, жутковатые, влитые в таинство природы, скрытые от обыденных глаз. Одно утро. Виктория Магини. Пройдемся по событиям: - женщина проснулась с мыслью, что хочется любить - захотела очутиться дома, поцеловать дочурку, сварить кофе. - о кофе - задумалась, что она делает в чужом городе - получила SMS от любимого - подумала о любви - призналась в любви, вернулась к мысли, что только учится любить Образ у нас один – лирическая героиня. Мотив – переполнение чувством. Немного приторный. Чуть-чуть. Путешествие. Лара Галль. Каковы здесь события? Старуха вспоминает пережитое. - осознание своего Я (девочка смотрит на свое отражение) - не заполняемая пропасть непонимания (стерли рисунок на асфальте) - не помнит родителей - хочется кофе (это сейчас, не в детстве. Любовь к кофе и шоколаду) - вход в надмирное пространство с условным названием «любовь» (возлюбленный женат) - написание наивных пророческих экзерсисов пифии на треножнике (стихи приводятся) - любовник проживал с ней два часа и она рассказывала сказки ему - страдание, ожидание чуда, способы творчества и выживания - снова кофе. Выпит. Жизнь почти прожита. Образы? Должны быть – старухи, девочки, девушки, любовника. Едва очерчены, брошены ради мотива надрыва. Мелодраматического такого со сгущением красок безысходности. Дулся-дулся такой большой мыльный пузырь, надоел автору – и лопнул. Ну, кофе же пора пить. Хотя, многое же взято из реальных мыслей и чувств. Можно создать подобный мир воспоминаний. Только из моего опыта пока известно, что в старости люди говорят и особенно вспоминают словами простыми, емкими, от коих веет мудростью пережитого и осмысленного. Оттого и мудра, в основном, старость, а не молодость. Младший Гор. Gremlin. Событие – работа, перерыв, видение, дом. Вот образы. Столько и все разные, в определенном темпе появляющиеся и исчезающие в рассказе по мановению умелого автора. Клерки, деньги, потоки, вкладчики, человеческие руки, потоки, информация. И, конечно, Орбитальный Город. И Младший Гор. Видение жило и дышало, и, может быть, именно голые стены и потолок так отражают реальные события и факты, что создаются удивительные образы. А потом и уснуть можно. Мотив стремительного движения. Плавился асфальт. Сол Кейсер. События. Лично для меня очень яркое – жара в Одессе, так образно показано, что аж душно стало. Ну, а обычные – кто-то шел с работы, кто-то работал, встретились люди, поговорили. Договорились опять встретиться (с умыслом некоторым). И не было бы в этом ничего особенного, кабы не звучал мотив зарождающейся любви, а ведь она большой творец и созидатель. У кого есть основания не верить? Летящий на огонь. Ян Лисица. Событийно-образное произведение - юноша проснулся - к нему пришли стихи - пошел дождь - в сумерках вторая дочь левого министра отдыхала на террасе - они сыграли партию в Го - юноша сказал все, что хотел - юноша испугался - однако пошатнулась дворцовая упорядоченность - юноша нарушил правила Образы – и природа, и дворец, и Он, и Она. Загадочные, интригующие. Какое-то уникальное единство, целостность, обволакивающее дыхание текста. Улыбка. Лачин. События: она пришла, им некуда деться, ему нужно помыться, девушка вошла в ванную, дети орали, дед кричал сальности, девушка вонзила нож в спину, сфотографировала последнюю улыбку и ушла, обещав вернуться к старику. Смертью была девушка. Образ смерти, образ лирического героя, образы детей, деда, матери, завертелись в темпе бреда последнего мгновения. Ворона. Джемма. Увидеть в апреле гнездо вороны – событие. Почувствовать к ней любовь, вспомнить роман с вороной (встреча, знакомство, угощение, извините – воронье воровство). И образы – теплые, трогательные – лирической героини и гордо-воинственной растрепанной вороны. Мотив духовной полноценности, позволяющий творить образы и события. Вспомнить и понять. Донец. Обычное событие – визит к специалисту в опытных руках художника может оказаться просто шоковым, вытащить из глубины памяти целую череду событий, пронизанных одним, едва в начале уловимым мотивом, который и обрушился на сознание в конце мощным аккордом. И имя ему – Корысть. Четко создан и даже, я бы сказала, типизован, образ лирической героини. Слишком мало времени. Илана Вайсман. Герои рассказа, как живые люди, прошли через множество событий, раскрывая постепенно перед нами характеры созданных автором образов. Встретились раз, снова оказались вместе в силу обстоятельств, ощутили зарождение чувства, не решились (ах, это рефрен «слишком мало времени»), потерялись, расстались, чуть было… но остались вместе. В доме с кошкой и оранжевыми шторами. Искренняя, лиричная, подробная и понятная история. Пусть допустимый объем превышен в два раза – важен результат. Рассказать о зарождении и сохранении чувства, победе над обстоятельствами. Лет… Николай Акрин. Да уж событие привалило – встреча с не совсем настоящим джинном. И всего-то надо быстренько выбрать возраст вечной жизни. А тут еще весна, птицы. И понеслась череда образов разных возрастов. Так бы я определила разбор полета по года, их событиям, характеристикам. Вот уж созданное отражение, подражание – ну, просто живая реальность несется, с едой, мебелью, детьми… А джинн торопит, потому что не совсем настоящий. Да и хрен с ней, с вечной жизнью! Руки мои. Тамара Ростовская. Ключевой образ – руки. Которые разделили трудную судьбу лирической героини. Все события проходят через образ рук, которые трудились, болели, взрослели, грубели, снова трудились, ранились, получали увечья и шрамы, стали объектом исследования врачей. И мотив – оптимизма, патриотизма (нормального, простого, честного), веры в жизни, в себя, в трудовые руки свои. Искушение. Эдуард Снежин. По событиям: - он был влюблен в будущую жену - он сделал ей предложение - он улетел к себе домой - писались письма - подвернулась командировка - бродил по городу и думал о невесте - в гостинице помог девушке разобраться с ключом - откровенный разговор - вспыхнула искра - возник образ невесты - вернулся в номер, уснул счастливым сном Образы колоритны: и сам лирический герой и обе Тани. А вот образ искушения было нарисовался, да и смылся, как наваждение. А мотив остался. Куда его из жизни денешь???
|
|