Немного теории об используемых понятиях. «В основе понятия сюжета лежит представление о событии. Так, Б. В. Томашевский в Теории Литературы» пишет «Фабулой называется совокупность событий, связанных между собой, о которой сообщается в произведении. Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в их изложении, в том порядке, в каком они сообщены в произведении, в той связи, в какой даны в произведении сообщения о них». Событие принимается за мельчайшую нерасторжимую единицу сюжетного построения, которую А.Н. Веселовский определил как мотив». … понятный сюжет не представляет собой нечто независимое, непосредственно взятое из быта или пассивно полученное из традиции. Сюжет органически связан с картиной мира, дающей масштабы того, что является событием, а что его вариантом, не сообщающим нам ничего нового. Представим себе, что супруги поссорились, разойдясь в оценке абстрактного искусства, и обратились в органы милиции для составления протокола. Уполномоченный милиции, выяснив, что ни избиений, ни других нарушений гражданских и уголовных законов не произошло, откажется составлять протокол ввиду отсутствия событий. С его точки зрения ничего не произошло. Однако для психолога, моралиста, историка быта или, например, историка живописи приведенный факт будет представлять собой событие. Многократные споры о сравнительном достоинстве тех или иных сюжетов, имевшие место на протяжении всей истории искусства связаны с тем, что одно и то же событие представляется с одних позиций существенным, с других – незначительным, а с третьих вообще не существует». (Ю. М. Лотман. «Структура художественного текста») «Слово «Образ» берется в том широком значении, в каком оно выступает в классическом определении искусства и поэзии как мышления образами. Сущность же образа точнее схватывает восходящее еще к Планоту и Аристотелю термин «подражание». В классическом своем значении этот термин имеет в виду реальное, практическое подражание природе и жизни в их способности творить новые предметы. Образно говоря, художник творит не «как в жизни», а «как жизнь», подражая ее творчеству, создавшему бесконечное многообразие форм и вещей. Как прекрасно сказал Роден, «художник подражает природе, которая творит, а не анатомии, которая описывает». Отражение мира в процессе практического созидания или действия – это самое существенное, всеопределяющее свойство образа. Уже отсюда вытекают другие его свойства – предметно-чувственный характер, индивидуализированность, целостность отражения, эмоциональность, «жизненность», особая роль творческого вымысла и т.п. Отражение и практическое созидание предмета выступают в образе в таком единстве, что было бы неточно говорить о них как о двух сторонах природы образа; вернее будет сказать, что при рассмотрении единой, целостной природы образа с различных сторон он предстает то как созидание, творение предмета, то как отражение мира. Великие художники оставили немало замечательно точных формулировок, схватывающих цельное существо образа. Горький, желая дать высшую оценку писателю, сказал: «…действительность он знает, как будто сам ее делал». … совершенное «подражание природе» в процессе созидания образа, способность творить, как сама жизнь, подразумевает проникновение в глубинные, субстанциональные силы и закономерности, которыми как бы руководствуется жизнь, создавая тех или иных реальных людей, вещи и события. Художник должен быть мудрым, как жизнь, знать не меньше, чем «знает сама жизнь». Но в то же время это особое знанье дается именно и только тому, кто может создавать, кто умеет делать вещи так, как созидает сама жизнь. Для того, чтобы знать столько же, сколько «знает» жизнь, нужно уметь столько же, сколько «умеет» она. Нужно обладать способностью создать в статуе, на полотне, в романе, на сцене подлинную, полнокровную жизнь в ее движении и одухотворенности. Не слепок, не снимок, не описание, но именно живую предметность, которая, может быть внешне и не похожа на те или иные реальные формы жизни, но в то же время будет дышать и трепетать жизнью». (В.В. Кожинов. «Художественный образ и действительность». Теория Литературы. Основные проблемы в историческом освещении). Ну что, господа творцы, посмотрим, что у нас создалось и затрепетало? Начну с произведения Татьяны Ионовой «Нам не дано предугадать как слово наше отзовется» (Ах, великий Тютчев). Происходят ли здесь события? Безусловно. Встреча художницы с натурщиками – событие, а уж для них-то какое! Рождение портретов – суперсобытие. Творит, как сама природа. Разбирая в уме по частям то, что природа уже натворила (как сумела). И что же в итоге? Родился слепок? Не-е-ет! Подражание, творчество. Полнокровное и одухотворенное. Ибо каким еще словом назвать засиявшую Лизку? Увидевших ее по-другому одноклассников? Творчество в творчестве, сомнение, решение, трепет – как сама жизнь! Сюжетно и образно – художественное прозаическое произведение. Продолжим об искусстве. Либидо ре минор. Пилипенко Александра. Вот с распространенной точки зрения событий здесь нет. А образ? Очень даже. Мыслящий, живущий в разных состояниях, которые ему дал автор: - ожидание, томление - встреча с ним, любителем ре минора, - притирка во время настройки, - единение во время игры, - тревога, радость С точки зрения созданного образа можно говорить, что для лирической героини – гитары – все эти состояния являются событиями, из которых состоит ее жизнь. Почти как наша жизнь людей. От гитары перейдем к произведению Скрипка. Роман Литван. Сверхсобытие – встреча с мечтой, обретение вожделенной скрипки. Ведь какие простые слова: Маленький Ленька мечтал о скрипке. Не злился, не завидовал. Не смотрел на других. Он жил с ней в своей мечте. И у них был целый мир, целый образ. Мотив – ожидания, трепета, вожделения. Он слышит мелодии, знает, что скрипка подарит ему дивные звуки. И фоновое событие – Володя в отпуск с фронта приехал – отражает суровую действительность времени, в котором Ленька все равно мечтал о скрипке. Так кратко, как у Пушкина «В те поры война была»… И отражение, и созидание. Мгновение обретения. Нет, не скрипки – нового мира. Раз уж мы заговорили о военных мотивах. Предчувствие. Наталья Бацанова. События самые рядовые вроде бы: поездки, сборы, суета, встреча с детьми и с теми, кто с ними был. Образ – поглощающий, всеобъемлющий – мать. Мотив – нарастающая, необъяснимая тревога. Сильный мотив порождает темп, ритм, определенное дыхание, неподвластное времени. До последних строк неясно, в каком же времени разошлась эта тревога От этого дыхания запотевают детали на зеркале мира. Сейчас она протрет пелену тревоги и увидит – вот они люди, черешенки, маттиола, часы, кукушка, календарь… Календарь с которого отрываются листки. 22 июня 1941 года. Крушение довоенного мира. Событие. Образ. «Ах война, что ж ты сделала подлая?» Теперь о произведении Последний миг. Микаэл Абадяжнц. Ключевое событие я бы сформулировала так: Некто Гриф остановил для себя миг смерти. - он пытается вернуться домой - несет цветок из умирающего леса - встречается с Марией, она знает, что Грифу отрубили голову - Гриф видит Марию той, какую помнит, - Мария таковая, как и должна быть Мотив – отвращение к смерти, страх неизбежности смерти. Яркие образы, созданные автором – Умирающий лес, Порочный цветок, Гриф, Мария Образы и события позволили автору создать мир, которого нет в реальной жизни, но как много мыслей и чувств отобразилось в нем. 8 секунд. Vasilisk. Событие – вдох. Событие – выдох. Событие – размышление. Мотив – непрерывность, ритм, закономерность. Закономерность дыхания и закономерность смерти. Образ лирического героя. Событие – предположение последствий задержки вдоха. Событие – задержка. Идем дальше, у нас мало времени. Событие – явлением Музыканта и Дракона. Событие – их диалог о курении и происхождении. Образ – Дракон – ну, очень образ. Музыкант – фоновый образчик. Но лирический герой выдохнул, и всем наступила хана. А вот он смог. Эрнест Стефанович. Событий целый ряд: - изобретение аппарата «Остановись, мгновенье!» - испытание аппарата - разочарование в увиденном - решение уничтожить аппарат - уничтожение аппарата - встреча Нового года с друзьями Лейб-мотив – самообожание лирическим героем самого себя, возвышение себя, пренебрежение к окружающим – вот уж сотворено, как самой жизнью. Все могло быть так? Да запросто! Важный мотив – стремление управлять временем и будущим. Образ – молодой самодовольный ученый Герман. Живенький такой мир получился у автора. Темный угол. Быстрюков Александр. События явные: - старуху мучает бессонница - старуха вспоминает любовь в молодости, рождение своей тайны - готовность открыть тайну - смерть мужа - наступление утра и проникновение света Главный образ – старуха, вобравшая в себя многие черты, так ярко присущие самой жизни. Мотив – трепет обладания тайной, потрясение смертью. Ты в меня веришь? Владимир Безладнов. Вот события чрезвычайно просты: - проснулся в болоте Леший - разбудил Кикимору - стали они друг в друга верить Да и образы, прямо скажем, автор использовал известные. Разве что душевности вложил в них изрядно, будто у хороших людей брал, а не у сказочных героев. Так и сидят, хохочут, обнявшись. Что держит этот придуманный мир? Мотив. Мотив веры, потребности веры, необходимости веры и силы ее животворящей. В одном из отзывов написано было «разве это не про нас?» А многоплановое прочтение возможно только при удачной работе автора-создателя. И снова о вере. Теперь в произведении Галины Мальцевой «Наедине с собой (остановка)». Ну, каковы же события? Лирическая героиня стоит на остановке и ждет автобуса. Размышляет. Потом автобус приходит, и она едет в магазин. Вот мотив – размышление и держит нас крепко-крепко. Страх одиночества и страх познания себя, обращение к своей душе. Лирическое отступление. Выражение «Свято место пусто не бывает» подразумевает под собой, что определенное место в душе человека должно быть занято Богом, и если оно Богом не занято, то устремляется туда всякая, извините, дрянь. Посему размышления, записанные автором, как отражение происходящих сплошь и рядом мыслительных процессов – трудный путь сохранения в душе этого самого святого места, а это уже величайшее событие, которое на наших с вами глазах и свершилось. И снова о вере. Я рада, что этому мотиву, или событию, или образу – понимайте как хотите, нашлось немало места в конкурсе. Алена Чубарова. Еще одна молитва. Что событийного происходит: - старушка искренне, истово молится - предположения, о чем она молится, заботят лирическую героиню и не только ее - подает старушка записку за здравие - становится известно, что молится она за Президента - сочувствие старушки Президенту. Что стоит за этими событиями? Снова вечный мотив веры, глубинный, ментально свойственный нашему народу. И отдельно особенный мотив наш – это вера в хорошего царя. Трепетно, душевно, подлинно созданный автором образ молящейся старухи вызывает сильное сочувствие всему народу в ее лице. А это мощно.
|
|