Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Текущие статьи и обзоры

Автор: Микаел АбаджянцНоминация: Литературно-критические статьи и обзоры

MИСТИКА И РЕАЛЬНОСЬ. Часть I

      С некоторым волнением начинаю обзор произведений, представленных на конкурс «Мистика и реальность» 30.IХ по 01.Х число. За эти два дня авторы разместили 22 прозаических произведения, которые и будут ниже рассмотрены, не считая «Прозаический протест» Мстислава Хмельникова и стихотворения «На бреге» Жана-Поля Пруткова. Протестующему господину поэту Хмельникову Мстиславу предлагаю все-таки попробовать свои силы в прозе, а Пруткову Жану-Полю, юмор котрого очень ценю,– переименовать свои стихи на «Посыл меня (автора) на три буквы». Буде ближе к теме. Думаю, что Вы, Жан-Поль, не обижаетесь.
   Сразу оговорюсь, что весьма и весьма удовлетворен высоким профессиональным уровнем почти всех авторов. Думаю, что у любого обозревателя, в роли которого я сейчас выступаю, сразу же пропадет всякое шапкозакидательское настроение при виде такого жанрового разнообразия и исполнительского мастерства. Какой-то специальной мистической мерки у меня нет, кроме принятой здесь десятибальной. И даже многие те авторы, которым выставлены семерки, выглядят очень достойно. Баллы буду проставлять условно ввиду нехватки на это занятие времени. Начну с работ, которые особенно понравились:
   
   
   1. КОРВИН. «Сказки отрубленных голов».
   Автор создал некий мир, в котором персонажи между собой расплачиваются душами. И душа в этом мире равнозначна по ценности железному гвоздю или дохлой стрекозе. Вся небольшая повесть Корвина разделена на множество глав, некоторые из которых названы сказками. И каждая из глав – это удивительная история, в которой повествуется о мытарствах отрубленной головы некой куклы. Декорацией к похождениям этой куклы служат очертания некоего западно-европейского­ городка в неопределенные эпоху и век. Что почему-то не воспринамается, как недостаток. Напротив. Автор создает удивительный новый «дизайн», который будит воображение. Повесть насыщена множеством софистского толка рассуждений, которые в итоге никак не запутывают во лжи читателя, а наоборот – укрепляют в нем веру в общечеловеческие ценности. Браво, Корвин! (10)
   
   
   2. ЦАЛО ИЛЬЯ. «Save game».
   Захватывающая история человека, который открыл в себе возможность возвращаться в любой момент жизни, в какой ни пожелает. При большем ли мастерстве автора, а может при большем его упорстве – он мог бы свое повествование превратить в удивительный роман. Но автор пожелал нам только намекнуть на те приключения, какие испытал главный герой в течение своей долгой и запутанной жизни. Не смотря некоторую сумбурность изложения – одна из самых запоминающихся историй. (9)
   
   
   3. АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ. «Полнолунье».
   Замечательная история любви между двумя молодыми людьми, которые и языка то друг-друга не знали. Шквал аплодисментов в уютном кафе где-то на отшибе Хельсинки кружит им голову. Зародившееся чувство пьянит им разум. Но после бурной ночи стоило только вспомнить главному герою, что он не знает формы сосков своей любимой, как грезы выталкивают его в самую гущу будничной реальности, грубо давая ему понять, что вся его любовь только иллюзия. От начала и до конца повествования ощущается рука мастера. (9)
   
   
   4. ЯН ЛИСИЦА. «Вечность впереди».
   Автор рисует некую древнюю, осыпанную прахом столетий, цивилизацию. У читателя возникает полная иллюзия, что он попал не то в старый Бабилон, не то к древним Майя. И, непокорный господствующим здесь законам, главный герой оказывается принесенным в жертву демонам. Но несгибаемый дух его самого обращает в демона, и он вновь идет к оскорбившим его людям... Жуткая история. (9)
   
   
   5. ИГОРЬ КИТ. «Фарфоровый ангел».
   Рассказ о новом русском, который в силу ли своей неосторожности или в силу самоуверенности попадает в автомобильную катострофу, а затем – в инвалидное кресло с мотором. Во сне ли – в бреду ли он героически выносит девочку из горящего дома. За что ему судьбой сниспослана надежда на выздоровление. Рассказ читается легко и отличается выверенностью стиля. (9)
   
   
   6. ВЛАДА МЕДВЕДНИКОВА. «Дети солнца».
   Несколько сбивчивый и запутанный рассказ вампира, которого какие-то недоумки пытались убить первыми лучами солнца. Но вампир пошел уже не тот. Солнце в него только влило новые силы и бедные жертвы не смогли даже защитить себя пистолетом. Весьма впечатляюще. (9)
   
   
   7. СЕРГЕЙ ДИГУРКО. «Дом на скале».
   Накрученная история любви молодого человека и девушки, утонувшей в шторм. Полный Хеппи Энд. Ну так и должно быть, когда настоящая любовь. Кстати совсем недурственно. (9)
   
   
   8. CATILINA L. S. «Тропинка Мостовой».
   Очень впечатляющая история о муках человека, стремящегося угодить в ад. Никогда не слышал о книге «Эйбон», не сочтите за невежество... Не совсем понял, но герой вроде в ад все-таки попал. Вроде... (9)
   
   
   9. ЭРНЕСТ СТЕФАНОВИЧ. «Мистика и реальность».
   Больше научная фантастика, чем мистика. От нее веет тем советским временем, когда замечательные разработки не находили своего применения. Главный герой – инженер конструктоского бюро, проектирует всякие невиданные по простоте летательные машины (из деревянного стула и старого вентилятора) и никто не верит в то, что все это действительно работает. Здорово, в стиле ретро! Но как-то не актуально что ли... (9)
   
   
   10. КРОКОДИЛ. «Притча».
   Пессимистический анегдот на тему должен ли быть писатель сломлен свалившимися ему на голову неприятностями. Нет – отвечает Крокодил. (8)
   
   
   11. АРМАН. «Гроза».
   Замечательные воспоминания человека о детстве. Рассказ проникнут тем самым духом, что сделал великими Тургенева и Чехова! Мистика так и витает в каждой строке, написанной автором. Эллектричество сгущалось-сгущалось.­..­ но молнии так и не последовало. Никакого проявления мистики в этом чудесном рассказе я не заметил. Грозовая туча прошла стороной. (8)
   
   
   12. ДИМА КЛЕЙН. «Мясник и фея».
   Анегдотическая история, в которой мясник битый день думает о фее и незаметно для себя вырубает на ферме весь персонал. Но потом, видимо не без протекции этой же феи, его назначают менеджером фирмы. Видимо за не имением лучшего сотрудника. (8)
   
   
   13. ДОНЕЦ. «Истина».
   Детективная история, в которой некая молодая особа обладает мистической способностью предвидеть, кто совершит и где какое убийство. Читается легко, интрега сохраняется до самого финала. (8)
   
   
   14. THOMAS BERG. «Небеса».
   Размышления автора о смысле жизни и вечном, о роли человека на планете и во вселенной. Целая жизнь проносится перед читателем. Заканчивается же эссе тем, что к врачу-гинекологу приходит молодая и красивая женщина и тот ей производит аборт... Так вот. (8)
   
   
   15. ЮРИЙ ИВАНОВ. «Люди и Бог».
   Это записки скупщика икон. Описание самих икон, как они сделаны и все подробности говорят о том, что автор знаком со всем этим не по наслышке. Читается с интересом, особенно видения главного героя, где Иисус предстает пред ним в доспехах и латах. Но когда главный герой пытается убедить себя ли, читателя ли в божественном сотворении мира, используя обычные приемы иеговистов, чувствуешь себя обманутым... Например: телевизор, как и человек напичкан лампами-органами. По проводам бежит эллектричество-кровь­.­ Главный герой задается нешуточным вопросом, где у телевизора душа? А потом приходит к выводу божественного сотворения человека... Нет, простите, приводит читателя к мысли, что души в нем нет – он просто биологическая машина. Или нет... Ну я совсем заплутался в такого рода мистике... (8)
   
   
   16. ИРИНА КАРЛСОН. «Художник».
   Рассказ о том, как молодая чета вселяется в новый дом, принадлежавший когда-то некому художнику. Нагнетается атмосфера высокого напряжения, такая же как в американских ужастиках. Как-то: включающаяся и выключающаяся сама по себе стиральная машина; мясной фарш, изображенный на оставленных якобы случайно в подвале картинах и т. д. Не смотря на прекрасное описание дома, приемы долженствующие нагнать на читателя страху явно списаны из фильмов-страшилок. Мотивы художника-маньяка тоже остались мне не совсем ясны... (8)
   
   
   17. XE KLUV. «О опыте холотропного дыхания».
   Что такое это самое дыхание, для меня осталось загадкой. Но этот текст мог бы быть прекрасным обзацем какого-нибудь еще не сущесвующего романа. Завороженно я его прочитал, но через минуту отнего ничего в памяти не осталось... (7)
   
   
   18. ЭЛЛАХЭ. «Цена крыльев».
   Странная история о девушке с крыльями. Зачем ей были даны крылья – она не разобралась, оставив разбираться в этом самому читателю. Прочитайте и вы, может и поймете... (7)
   
   
   19. ВИЛЛИЯ. «Выдуманная история».
   История любви некой школьницы к парню-Депрессии. Парня этого вроде как и нет. Он вымысел – игра воображения. Самое натуральное изображение всяких не очень детских вечеринок и тусовок и затем – мученических ожиданий сообщений на «мобилу». Но в конце все Ок! Она на улице чуть не попадает под колеса его «вольвы». Они, наконец, всамделишно знакомятся и вместе уезжают. Правда, он ее не узнает. Но главное, что у них снова любовь. (7)
   
   
   20. МАДАМ КОЗЯВКИНА. «Прогулка с привидением».
   Каким-то особенным настроением веет от этой новелки. Но не понял, если честно, где здесь мистика. Наверное в том, что итальянское привидение с героиней рассказа слишком вежливо обошлось. (7)
   
   
   21. ВАСИЛИСК. «Саламандра».
   Такое впечатление, будто просмотрел какой-то не очень удачный видео-клип. Что, да за чем остается не ясным. От такой мистики только пухнет голова. Простите, не в обиду. (7)
   
   
   22. ЮРИЙ ТУБОЛЬЦЕВ. «Романтика клавы».
   Очередной компьютерный анегдот, где он любит ее, а она – мальчик гей. Но живут они дружно и счастливо, потому что «клава» полов не различает. (7)

Дата публикации:06.10.2005 08:51