Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Текущие статьи и обзоры

Автор: Андрей БореевНоминация: Литературно-критические статьи и обзоры

ОБЗОР КОНКУРСА "В ПОИСКАХ СЕБЯ". ЧАСТЬ-5: "ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНО-ИТОГОВАЯ"

      ЧАСТЬ-5
   
   Необходимая преамбула.
   
   Прошу прощения у всех участников конкурса «В поисках себя», а также у администрации портала за вынужденную задержку последней части моего обзора. Но – обстоятельства, обстоятельства, обстоятельства… Все мы человеки…
   Зато я стараюсь не бросать начатое и всегда доводить дело до конца – рано или поздно.
   
   А теперь – продолжим.
   
   И вот, наконец, я добрался до самой объемной конкурсной работы «Закрась все черным: записки о методе» (автор: Игорь Дорогобед). Это – целая повесть, или, как предложил жанрово определять это произведение Николай Хлебников, поэма в прозе. Плюс – интерпретационная часть работы. Скажу честно, и то, и другое читал с огромным удовольствием. Но – по порядку.
   
   Для начала несколько слов о повести «Закрась все черным». Тема борьбы неких «светлых» и «темных» сил за человеческие души, конечно же, не нова в литературе, в том числе русской, в том числе современной. Правда, нынешняя, даже признанная, фантастика (не вся, конечно, а, например, тот же Лукьяненко со своими «Дозорами»), вписывающая человеческий мир в контекст «разборок» всяких-разных «темных», «светлых», «сумеречных» и прочих не/над/вне/сверх-чел­овеческих­ сил, для меня неубедительна как литература уже потому, что в погоне за вычурностью сюжетного лабиринта и фантастического антуража она забывает о человеке. Я имею в виду неубедительность мотиваций поступков (особенно, когда дело касается Выбора). На мой взгляд, любой художественный мир, каким бы фантастическим он не был, должен иметь не только индивидуально-авторс­кую­ реальность, но и реальность читательскую. В фантастическом произведении могут жить одни только монстры, или, скажем, говорящие железяки, но если мы вдруг начинаем видеть, понимать, узнавать, открывать в нем что-то о себе, свое, для себя, что-то авторское, в общем, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, значит - произведение состоялось.
   
   Фантастический художественный мир повести Игоря Дорогобеда – это такая реальность, созданная автором, погружение в которую заставляет заглянуть в собственное сердце, в то самое сердце, которое – «поле битвы…». Заглянуть и… задуматься – всерьез и надолго.
   Однако больше о повести – ни слова. Я просто всем рекомендую ее прочесть, потому как – серьезно, глубоко, интересно, нетривиально…
   
   Теперь немного об интерпретационной части, о «Записках о методе».
   
   Что для писателя (поэта) может стать неким толчком к рождению нового сюжета, темы, идеи? Многое. Случайный взгляд, крупинка янтаря, интересный разговор, реальные события из жизни – своей или чужой, - долгие (или недолгие) размышления над…, чьи-то судьбы, мистический (или любой другой) опыт, новые ощущения, произведения искусств, - в общем, все, что угодно. У каждого автора свои источники сюжетообразующих импульсов. Для Игоря Дорогобеда таким источником, благодаря которому возник сюжет повести «Закрась все черным», стала музыка. И даже намного конкретнее – песня легендарной группы The Rolling Stones - сначала как сочетание «бессловесного» голоса и мелодии (Игорь тогда не знал английского языка), рождающее устойчивое настроение, а затем… Так начинает Игорь свой рассказ о том, КАК и ПОЧЕМУ ИМЕННО ТАК возник замысел и была написана эта повесть. Вот лишь некоторые подзаголовки «Записок о методе»: «Мелодия текста», «Падение сюжета», «Правила имен», «Принцип театрализации». Интересно? Еще бы! Соприкоснуться с «творческой кухней», которая представлена совершенно искренне, ясно, без частого в подобных текстах самолюбования – разве не интересно? В «Записках о методе» Игорь не только рассказывает нечто нам, читателям, но и сам для себя пытается что-то осознать («Для самого же автора смысл предприятия заключается в том, чтобы впервые попытаться изложить ясными словами, происходящее как бы само собой»). Единственное, в чем я, пожалуй, не соглашусь с Игорем, так это, когда он говорит в том, что «подобная инструкция по применению ничего не даст собратьям по перу». Конечно, это не инструкция (в литературе, как и вообще в искусстве, их не бывает). Но подобные тексты, тексты, в которых предпринимается попытка поразмышлять над природой собственного творчества, как мне кажется, всегда интересны, и именно авторам. Лично я в свое время просто зачитывался так называемыми «писательскими» книгами Паустовского, Горького, Каверина, Бродского и многих других. И не просто зачитывался, а все лучше и лучше постигал природу литературного творчества, все больше и больше узнавал секреты писательского ремесла.
   «Закрась все черным: записки о методе» Игоря Дорогобеда – очень достойная конкурсная работа.
   
   Ну а теперь – итоги конкурса, точнее, мои рекомендации редколлегии портала.
   
   Итак:
   
   1 место: Ирина Мышкина, «Ярила – вглубь импульсов моря…».
   2 место: Светлана Аркадьева, «Язычница», «Мы все забыли»; Игорь Дорогобед, «Закрась все черным: записки о методе».
   3 место: Юрий Тубольцев, «Бравые похождения барчонка».

   
   
   Также хотелось бы отметить:
   
   - «За высокое художественное мастерство оригинального произведения»
   
   Лару Галль
   Игоря Дорогобеда

   
   - «За лучшую поэтическую интерпретацию»
   
   Семена Венцимерова
   
   - «За жанровое новаторство и экспериментальную смелость»
   
   Николая Хлебникова
   Михаила Навина

   
   Огромное спасибо всем, кто принял участие в этом непростом конкурсе, а также всем тем, кто читал конкурсные работы!
   
   С неизменным уважением,
   Андрей Бореев

Дата публикации:05.10.2005 13:50