Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Текущие статьи и обзоры

Автор: Илья Славицкий (Oldboy)Номинация: Литературно-критические статьи и обзоры

И это все о нем. Обзор стихов конкурса «Любимый город»

      Это восстановленная копия взамен случайно удаленного оригинала
   
   Итак, наконец и я дозрел. Честно скажу, читая обзоры других авторов, и вспоминая количество работ (229 от 87 авторов) думал – сейчас пробегусь налегке, по-минимуму, выхвачу пятерку надежных, и бог с ними.
   
   Однако, начал читать с самых первых – и пропал. Читал почти целый рабочий день, часов 6, наверное. Могу честно признаться – прочел ВСЕХ авторов, но не все стихи. Обычно, не более 2х-3х-4х, если зацепляло. Если не нравились первые – бросал, извините.
   
   Теперь о деле...
   
   Я никогда не скрывал мои личные чувства к Ленинграду-Петербург­у,­ я писал об этом в моих сильно «предвзятых» и намеренно «необъективных рецензиях на многие работы задолго до этого конкурса. И что же я вижу? Нет, это не мои «предпочтения», это «сухой» язык цифр. А он говорит, что из 229 работ, где-то 35 прямо (в названии) посвящены Ленинграду-Петербург­у­ или его частям (я отношу Царское Село и прочие пригороды к такой категории). Кроме того, еще, я думаю, работ 15 реально посвящены тому же, хотя явно и не ссылаются. Итого- 50+ работ. Почти четверть. Москве посвящено значительно меньше (около 12 явных, и несколько неявных), пусть – 20. И, что интересно, я бы отнес половину из стихов о Москве к «антипризнаниям». Даже если не считать надрывно-печальные стихи Мстислава Мельникова, мало кто из авторов реально выразил свою любовь именно к Москве, как «своему», единственному городу.
   
   Что это? Магия? Случайность? Может, среди петербуржцев больше поэтов, чем среди всех других градов и весей? Или – этот Город сам – магия, сам, случайность, сам – Поэт, что пишет о себе сердцами своих навсегда-пленников.
   
   Мне, наверное, повезло. Я сам побывал во многих городах, о которых читал сегодня. Не во всех, конечно, даже не в половине, но во многих. Киев, Одесса, Минск, Рига, Даугавпилс, Калининград, Прага, Париж. Я уже не говорю о Москве.
   
   И что интересно, везде почти я находил, да и вы тоже, верно, находили, черты, места, здания напоминающие Петербург, или, наоборот- Петербург вобрал в себя так много всего, что сам стал как целый мир.
   
   Лишь одного он не вобрал, да и не мог, конечно. Он не мог стать «малой родиной», о которой тоже пишут многие авторы конкурса.
   
   Теперь о моих критериях. Я поставил главным:
   
   1. Это - о Городе, а не об Авторе
   2. Адресность – это не о городе вообще, а о конкретном городе
   3. Узнаваемость – это не о чем-то известном только автору, но и разделяемом читателем
   4. Искренность – можно выдумать что угодно, и даже, себя убедить, но, Я – читатель, должен верить, что автор любит этот город, а не просто хочет чтобы я в это поверил, или просто, не пытается отработать конкурсные условия.
   
   Может быть, я несколько сузил (формально) объявленную тематику «Тематика конкурса: стихи и проза, в котором главным действующим лицом является ГОРОД(большой или маленький), а не раздолья, луга, березы и пр.», ничего не говорящуюю о «ЛЮБИМОМ ГОРОДЕ». Но, ведь таково название конкурса!
   
   Такие простые, но жесткие критерии позволили мне довольно легко (хотя и не всегда в согласии с эмоциями) вывести за рамки целый пласт стихов, посвященных чувствам, лирике Автора в пейзаже города, даже конкретного, даже хороших (порой – ОЧЕНЬ ХОРОШИХ).
   
   Назову здесь такие стихи, как Андрей Тошев «Вальс на исходе лета», Руслан Норов
   «Москва», frensis “Києве мій”, Sunny «Утром (О Минске)» и др. Наконец, здесь же, по моему, пронзительный Илья Тюрин - «10 стихотворений о Москве» - потрясающей искренности и силы стихи. Я бы присвоил ему «Особый приз жюри», но не здесь.
   
   (Кстати, этим критериям НЕ вполне соответствует моя шутка «Прогулки по Парижу», все же, это не совсем о реальном городе, а о городе в голове автора).
   
   Теперь, горячее. Выделю в отдельную субкатегорию стихи о «малой родине». Их достаточно много. Им трудно соответствовать моим критериям, особенно, 2 и 3. Но, есть, есть и тут на что посмотреть. Вот те, которые «зацепили глаз»:
   
   Виктор Батраченко «Павловск» - небольшое, пронзительно чистое стихо.
   Александр Шапиро «Я люблю этот город тихий» - искренне, очень лично.
   Сомов «Лебедянь»
   Вячеслав Волдочинский «Тихим сном над Тихою Сосною»
   Сихайя «Кострома», пожалуй, лучшее в субкатегории «Малая родина»
   Александр Асмолов «Зеленая трава» - о Москве, но в том же стиле. Редкость!
   
   В известной степени сюда же можно отнести и большинство стихов Ольги Багаевой об Одессе, например «Баллада о походе на Привоз» - мило, узнаваемо.
   
   Теперь, к тому, что мне ближе.
   
   (Заранее прошу простить за прямоту – это только МОЁ впечатление)
   
   Ю. Силин «Дожди Петербурга» - неплохо, образно, вторично.
   
   Тамара Ростовская «Хайфа» - легкое, хочется верить в искренность.
   
   S.Gera «Над декабрьской Москвою» - пожалуй, единственный искренний стих про Москву (кроме Тюрина).
   
   Джанет – стихи о Ленинграде-Петербург­е­ – все по своему неплохи.
   
   Арман. Много стихов и о Москве и о Питере. Почему-то не зацепляют. Может, автор все же не считает их «любимыми»?
   
   Астра
   «Фонари...» - милая зарисовка. Астра
   «300 летию Питера» - стих довольно вторичный, но в нем есть момент истины (для меня) :
   «Как может стать родным Торонто
   И захватить дух вольный мой,
   Когда за далью горизонта
   Мосты повисли над Невой?» (Спасибо Вам!)
   
   Татьяна Барандова «Архангельск» – не зацепляет, это не о Любимом городе, по моему.
   
   Алексей Хазар
   «Алма-Ата» - хорошее, но это явно не «любимый город»,
   «Равенна» - милая зарисовка.
   
   Теперь «ГОРЯЧЕЕ» вместе с моими «необработанными» эмоциями:
   
   Г.Нейман
   «Утро на одного» Сборник стихов о Ленинграде-Петербург­е­ и себе ПОТРЯСАЮЩЕ!!!!
   
   Алексей Хазар
   
    «Питер и Париж» - это чудное стихо уже мне знакомо.
   «Январский Петербург» - очень сильно, напомнило Блока.
   
   Татьяна Барандова
   
    «Питер, повседневная жизнь» - оооочень славно.
   «Санкт-Петербург. (В день Андрея Первозванного) - очень !!!
   
   Ирина Мышкина
   
   «Питерское послание» - мороз по коже, честно. Я – заворожен. Очень похоже на «Город-вор» по технологии, но совсем другой «градус эмоций». Для меня.
   
   И, отдельной категорией:
   
   Татьяна Барандова «ПОЭМА ОДНОГО ГОРОДА» и ее часть - «Город-Вор»...
   
   Очень ярко, образно, технично, но мне почему-то кажется, все же – это НЕ ПРО ЛЮБИМЫЙ ГОРОД. Я не буду спорить, если Таня скажет, что я не прав. Мне кажется, это то же, что и у меня с Парижем. Наверное, у Алексея Хазара тоже. Мы любим в ЧУЖОМ ГОРОДЕ что-то, что искали и находили (или хотели найти) в своем. Может быть, КОГО-ТО в этом интерьере. Дежавю? Фрейд? Не знаю. Я не утверждаю, что нельзя полюбить ранее чужой город. Но это бывает так редко, и требует сначала отдать ему СВОЮ ДУШУ, как это, например, сделали десятки гениев, взлелеявших Петербург – Растрелли, Росси, Монферран, Тома-де-Томон (пусть простят меня великие, но здесь не упомянутые).
   
   Поэтому, я своей волюнтаристской волей СНИМАЮ это ВЫДАЮЩЕЕСЯ (без тени иронии) произведение с данного конкурса.
   
   И вот, мы подошли к самой тяжелой работе. Выбрать пятерку лучших и отсортировать их по «росту». А вы пытались сортировать Моне и Шишкина? Хотя, кажется, сортировать не требуется. Однако, надо решать!
   
   Но что это? Пятерка уже, тут как тут! Вот что значит «правильная» технология и «железная логика» Мастера (:))))
   
   1 Г.Нейман «Утро на одного»
   2 Ирина Мышкина «Питерское послание»
   3 Алексей Хазар «Питер и Париж»
   4 Татьяна Барандова «Питер, повседневная жизнь».
   5 Сихайя «Кострома»
   
   Хотел бы оставить больше чем один стих у Алексея и Татьяны, но увы.
   
   На этом позвольте откланяться, и простите, если что не так.
   
   Искренне Ваш,
   Илья Славицкий (Олдбой)
   
   Зы
   В качестве эпилога хочу выразить особую признательность Эдуарду Филю. Его «Белая коза» - пример для подражания и источник мудрости, вроде «Черного квадрата». Все бы так, и рецензентам бы жилось много легче:))

Дата публикации:01.09.2005 08:39