Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Текущие статьи и обзоры

Автор: Моисей БельферманНоминация: Литературно-критические статьи и обзоры

ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕРАЗБЕРИХА. РАССУЖДЕНИЯ об "ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ"

      Номинация: Литературно-критичес­кие­ статьи Автор: Бельферман Моисей
   
   Номинация: Литературно-критичес­кие­ статьи Автор: Бельферман Моисей
   
   Объем: 10 313 [ символы с пробелами ]
   
   ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕРАЗБЕРИХА. РАССУЖДЕНИЯ об "ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ"
   
   Трудно понять-разобраться, что происходит в мире. Как состыковать непохожие позиции? Соседей и отдаленных по расстоянию интересантов. Внутренняя, да и международная политика правительств разных государств полна противоречий, абсурдов. Объяснимо это: громогласными декларациями и принципами прикрывают тайные намерения и деятельность. Без знания этого последнего нельзя достоверно судить о происходящем. Не видно направление, не понятна тенденция развития. На историческое развитие влияют сильно человеческие факторы. Только в абстрактных учениях говорится об объективном развитии.
   
   «Героями», «вождями», лидерами чаще оказываются личности не просто несимпатичные – преступные! История – это плод человеческого безрассудства. Массовых помутнений рассудков. Слепого передвижения. Организованного топтания на месте. Существование толпы по велению инстинктов. Подстрекательство хулиганства, подчас бандитизма по воле-требованию уловившего момент демагога-горлохвата.­ Малокультурная масса напоена страстным желанием давить, громить и разрушать! В «историческом процессе» постоянно происходит соревнование всяких прогрессов с разновидностями варварства, дикости, жестокости. История жестока! Это – проявление силы и меньше всего разума! Толпы все еще ведут за собой никчемных правителей! Последние оригинально проявляют свои странности. Ставят эксперименты, испытывают подвластных.
   
   Сколачивают костяк приверженцев. Склоняют на свою сторону
   «большинство». И без этой видимости демократии навязывают свою волю. В «историческом процессе» нет и не может быть закономерностей. В нем чаще проявляются национальные черты, ментальности, возобладавшие общественные страсти, клановые суеверия. Если представить все в обобщенном виде. История – это сюжетное наполнение. Столкновение интересов, сил… Результат «волевого компромисса». Торжество слепого случая. Иногда – очень редко – видно влияние мистического всполоха-озарения. Верно, МИСТИЧЕСКАЯ СИЛА брезгует вклиниваться в противостояние страстей часто торгашеского, даже животного свойства. В исторической неразберихе редко разбирается даже честный историк.
   
   История - загадочна и телесна. В ней – Душе тесно! Неуютно! Даже иногда противно! Не расслабишься, не отдохнешь: отвлекает от основных дел и интересов.
   История – это выдумка. Это – среда, арена действия тщеславцев, насильников, психопатов, маньяков… В последних случаях история превращается в разновидность истерии. Сопровождается массовым психозом, тотальным порабощением. История – наука комплексная, емко наполненная. Серый в своей массе народ не позволит в ней развернуться умным. Умники смогут преуспеть! Оставляют свой памятный след в истории, как напоминание о привычках, настроениях, свойствах характеров… Почти всегда от этого зависят принимаемые решения. Зарубы памяти! Короткой или долговременной, исторической. В народную судьбу вклиняются действия одиночек.
   История – неподъемная глыба! Виден на поверхности айсберг: запротоколированная часть государственного творчества, общественной деятельности. Иногда в истории проявляются, осуществляются химерические представления. Развитие действий напоминают костюмированные маскарады. В бездумное веселье вдруг вплетаются жестокие зверства. Те же участники! Такой контраст!
   
   Исторические события – непоследовательны. Случайная смена репертуара. Теряешься в именах, датах! Во всем сумбуре поступков, страстей, эмоциональных взрывов… История исходит из реагирования и восприятия. Отражает самые запоминающиеся эпизоды.
   История – комична! Вот только мало кто наделен чувством юмора: не видит смешное - в трагичном. Нелепую тиранию воспринимает с серьезным видом знатока. Считает ее некоей непогрешимой, нерушимой данностью. Возмущается при узнавании: беллетристы ее превращают в забавные повествования. Требуют неукоснительного соблюдения «условностей». Не искажения «фактов»! Кто знает, как все происходило в действительности? В тонкости вникают специалисты да еще въедливые знатоки. Массе достаточно иметь «общее представление». Обходятся и без таких знаний. История входит во всеобщую культуру. Массе людей нужна ее условность! И мораль – обременительна! Логика полезнее – пластилинового свойства. Способная выгибаться, закручиваться… В крайнем случае: имеющая вызубрины. Преодолевать логику, как препятствие.
   
   История изначально возникла из Торы! В нее вошла составной частью. Изначальная история человечества наделена мистическими свойствами.
   
   Из многочисленных пастелей история становится в последовательную серию фотографических снимков. Даже в киноленту. История регулирует развитие общества – во времени! Она учит нелепым способом - не умеющих усваивать и учиться. Использует энергию. Вместе с сырьем человеческий материал перерабатывает в материальные ценности. Цивилизации бездумных, живущих одним днем обществ – обходятся без духовности. Часто под его названием выдают поделки технические, ремесленнические, художества…
   Иудаизм сплетен с древней историей. В течение трудных двух тысяч лет имел главной целью – самосохранение. Оказался как бы в скорлупе. Не чувствует раскованности, востребованности. Ныне он не поспевает за темпом движения. С опаской оборачивается на жульничающих политиков. Лишился смелости предстать и высказаться перед светским большинством общества. Иудаизм теряет авторитет, влияние на общество. Отделяется от истории! Проживает вне временных рамок. Сама история чаще убыстряет темп: пытается сравниться с техническим. Мчится в Никуда! Иногда ее пытаются записать прежде, чем осуществится.
   
   История раскололась на составляющие и одновременно впитала в себя многие сферы. С их частью - конфликтует. Соревнуется за первенство, значимость… И в убранстве тоже определенная важность.
   
   История подобна пылесосу: впитывает в свое жерло все на пути попадающее. Перемешивает. Без стеснения в таком общественном беспорядке предстает. Обращает на себя внимание. Требует уважительного отношения к глупостям людей, дикости общества. Повышенное внимание к настроению часто затемняет суть происходящего. Не сразу поймешь: во благо оно или – ко злу! Происходит движение и прогресс или – продолжается топтание? Сползание к преодоленному прошлому? Настоящее – оно и есть вариация прошлого! Только изредка – вползание в будущее. Не всегда история «видит», верно определяет грань между этими таинственными величинами. Эпохи назначают не точно: по случайным признакам. Нужно обладать особым нюхом: учуять тенденции. По силе и смыслу тенденции определить ее жизненность, направленность… Потенции возможных преобразований. Только отдельным позволяют сохраниться, развиться: остальные топчут в зародыше. При этом «абортивность» значительно превышает «рождаемость». В десятки-сотни порядков счета.
   
   История бесстрастна. Ей даже забавнее общаться с легче запоминающимися сенсационными выходками. Завихрения общества, массовое одичание выдают за страсть жизни. Ищут в космосе или «Сверху» указующий перст судьбоносного повеления. Трепещущие умы пытаются вникнуть в «подземные толчки»: не они ли симптом грядущих скандалов, волнений, преобразований? И планетарные сбои, солнечные вихри: что внесут они в историко-сексуальные­ отношения? Как география обеспечит экономике психологическое равновесие? Не сможет ли математика прикрыть брешь в демографии диспансерной наполняемости? Остается еще гидротехника и прочие компоненты преобразования природы. Истории до всего этого и подобного нет дела. Только бесстрастно констатирует извлеченные факты. Их препарирует. Объясняет графикой – динамику. Исторические концепции – те же гипотезы.
   
   Общественные боли и болезни истории не всегда понятны. Иногда их принимают во внимание. Истории обслуживают государства, системы, правителей… Постоянно меняются моды, косметические приемы, бытовые удобства… Истории производят для чтения, изучения, следования… Иногда они применяются в качестве снотворного средства («сонник» - для засыпания!) Для предъявления претензий соседям. Истории потворствуют национализмам. Готовят войны. Для их скрупулезного изучения. Передышки историки используют для поиска новых фактов, доказательств… Для написания новых исторических трудов. Цикл истории – беспрерывен! Истории не будет конца, как и жизни! Не всегда ясно: что первично? Жизнь или история? Идут параллельно. Являются древнейшими профессиями! Разве жизнь нельзя так назвать? Кто возражает: так наименовать историю?!
   
   История – это наука? Какими точными приборами или методами исследований она пользуется? Не лучше назвать ее историко-подобной беллетристикой? Это сага, фольклор, легенда, миф? Пусть даже написана скучно – с академической целью. Не только для поучения читателей и кормления автора. Разве нельзя жить без истории? Современная цивилизация так и живет!
   
   История подобна забаве! Игра – серьезнее карточной и даже шахматам! Дающие образование (образователи ?) считают: не обойтись без знания истории. Видите ли, история сохраняет культуру! Несет мораль! Но в таком случае, история подменяет религию. Выполняет ее функции. История в данном смысле понятия – бесполезна! Обременительна! Подчас, расточительна! Не более нужна обществу, чем… канализация! Разве не так?! Попробуйте обойтись без канализации! А что история? Вызревает зелеными плодами: как бы не заразила дизентерией!
   
   Скорость полета истории соразмерна техническому развитию общества. Не всегда! Подчас, история вытворяет такие холерические кренделя: дивуешься диву! Напоминает семейную разборку – на кухне! Только что – не тот масштаб, массив, да разнятся результаты! История выставляет две стороны: освещенную и теневую. Не всегда! Это объективистская история! Некоторые даже выцвечивают полутени, проникает в закоулки… Кому это нужно?! Главное для истории – назвать героя и противопоставить ему злодея! Как в античной драме-комедии! Пусть позабавятся в игре и вынудят чему-то свершиться!
   Все внимание истории обращено – на факт свершения! Пусть даже незначительный, смешной: с него идет отсчет времени! Наблюдение над событиями! История и есть хронология. И только! Ей уделять внимание – по значимости! Отметили зарубку времени – переходим к очередным делам! Не задерживаемся! Еще надо уметь верно оценивать потенциал…
   
   История не хочет мириться с «хронологией» - требует больше функций! От них зависит авторитет! История ищут пути в политику, в силовые структуры и сферы власти. Пытается формировать идеологию. Подсказывает пути и способы беспроигрышной игры, утверждений, побед…
   
   
   © Бельферман Моисей, 2004 Дата публикации: 16.12.2004 06:18

Дата публикации:23.08.2005 15:51