Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: ЛАУРЕАТ. Журнал литературной элиты.

Автор: Мария БродскаяНоминация: Циклы стихов и поэмы

Поэзия и Музыка

      * * *
   
   Дж. Гершвин "Рапсодия в стиле блюз"
   
   
   Полутёмная зала исчерчена струнами света,
   Тишина, звучащая арфой под взмахом ресниц...
   На возвращенье наложено тяжкое вето,
   И время течёт, ни тел не касаясь, ни лиц.
   
   Обнажённые тени в полупрозрачных мгновениях
   Упиваются струями ночи в муаровой тьме,
   И дремлет сознание на обветшалых ступенях
   Гобеленовых замков в небесно-лазурной тесьме.
   
   Мысль не тревожит сонных лощин кулуары,
   – Это впервые, и знаю, в последний раз –
   Стук сердца не смеет спугнуть торжества фанфары:
   Дебют тишины – "Рапсодия в стиле экстаз"!
   
   
   
   
   * * *
   
   Солисту камерного оркестра Юрия Башмета "Московские Солисты" -
   Юрию Голубеву и его контрабасу.
   
   
   Поздний час, – порог отвесный,
   Месяц, любодей известный
   Вышел нынче прогуляться,
   Скрипнув дверцею небесной.
   
   До утра погасли звуки,
   Время скорчилось в гримасе,
   Вдалеке играет ветер
   Чью-то грусть на контрабасе.
   
   В сердце сладко и тревожно,
   В мыслях тишина курится,
   Не пытаются сегодня
   С духом плоть договориться;
   
   В этот час со мною только
   Месяц грешный, да в углу,
   В ожидании участном
   Молчаливый мой «гурУ»…
   
   
   
   
   * * *
   
   Касаются клавиш пальцы,
   Волнуясь, смыкаются связки,
   Втиснув душу в стальные пяльцы,
   Вдеваю сознанье в иглу развязки;
   По струнам скользят молоточки,
   А звуки под сердцем режут…
   Расставив по строчкам точки,
   Я знаю: конец неизбежен;
   Колеблет струна пространство,
   Пустота – эха след изувечит,
   И бессердечно слукавит,
   Кто скажет, что время лечит.
   
   
   
   
   * * *
   
   Тишина, босыми ногами
   Наступив на половицу скрипучую,
   Замерла посредине комнаты… –
   Знаю, знаю, тебя я мучаю.
   
   Стебель лунный в паутину липкую
   Угодил в темноте – незадачливый, –
   Для кого-то добыча сладкая,
   Для кого-то гибель невзрачная.
   
   Ночь занавешена шторой тёмною,
   Ниткой серебряной звёзды вышиты,
   А на полу валяется
   Сердце, до капли выжато…
   
   
   
   
   Истина в вине
   
   Звук зацепился в глубине,
   И не желает на поверхность...
   Играешь «истину в вине» –
   Не проверяй ее на верность.
   
   Вот пустота открыла рот, –
   Сейчас она тебя проглотит,
   ... А кто-то правду-мать колотит,
   И попадает между нот.
   
   Ты раздевалась натощак,
   – Нет, здесь не та аппликатура, –
   Сказал какой-то лысый фрак,
   И ты осталась дурой дура.
   
   Не страшно, – опадают перья?,
   В чернила будет что мочить..,
   Вчерашний день бы заточить,
   Да написать два – три неверья.
   
   При свете – крошечном клочке,
   Что пал на краешек стола,
   Как тощий волос на смычке
   Редеют скудные слова.
   
   Все оттого, что мысли – ноль,
   Как флажолет в пустом кармане..,
   ..Как бы порадоваться манне,
   Как бы вкусить земную соль...
   
   Так до минор звучит фальшиво,
   Что мы от ужаса запили,
   А вы, «пока танцует Шива»,
   Нас так изящно перебили.
   
   ...Звук зацепился в глубине,
   И не желает на поверхность...
   «Она» и «мы» - не помним ценность,
   И ищем истину в вине...
   
   
   
   
   «Зелёные рукава», «стойкий оловянный», «лев, колдунья и платяной шкаф»
   
   Пасмурно.
   Небо свернулось в ракушку.
   Тонкие струйки
   Из ноздрей тёплых окон,
   Босоногий асфальт
   Шлёпает звонко по лужам;
   Каждый спешит
   В свой заточиться кокон.
   
   Время лист за листом
   Вырывает из книги,
   И хочется очень
   Оспорить его права,
   И, пока кто-то спорит
   О смокве и фиге,
   Средь жёлтой листвы
   Зеленеет нахально трава.
   
   Оловянным солдатом
   Мнит себя столб бетонный,
   Объявленье «куплю – продам»,
   Как бумажная брошь,
   И до самого до Арбата
   Под мотив монотонный
   Танцовщица прозрачная
   Исполняет дрожь.
   
   Сквозь дверь приоткрытого шкафа –
   Фонарь одноглазый,
   Мир безрадостный
   В белый укутан саван, –
   По эту сторону
   Дождь подбирает стразы,
   По ту – на флейте
   Мелодию грустную фавн.
   
   По эту сторону
   Всё вполне привычно,
   Не в первый раз
   Встречает октябрь Москва,
   И не впервой
   У семи холмов столичных
   Стали желтеть
   Зелёные рукава…
   
   Вечер прикрыл макушку
   Шляпой из фетра,
   На зависть продрогшего,
   Полуплывущего люда,
   И осень вплела
   В роскошную гриву ветра
   Запах костра
   И ожидание чуда.
   
   
   
   
   * * *
   
   Лапы дождя топчут бордюры,
   Горсть фонарей светотенит асфальт,
   Из предночной сон-увертюры
   Грезит по струнам призрачный альт.
   Грезит по струнам высоковольтным,
   Из-за зановесья пегой луны,
   И на дорожки цветом фривольным
   Сыплет кокосовой стружкою сны.
   
   
   
   
   На пять
   
   (Paul Desmond «Take five» – джазовый стандарт)
   
   
   В подёрнутых истомой небесах
   Размыта акварель,
   И осень в ожидании гонца –
   Расстелена постель;
   Воссела, как столичный олигарх,
   Укуталась в вуаль,
   И вторглась в осенённый златом парк
   Лесная пастораль;
   В ветвях дразнится солнца скорлупы
   Не колотый орех,
   И рядом, будто в предвкушеньи мзды,
   Лукавый бродит грех,
   И бьётся опьянение в висках,
   И тленьем веет дол;
   Шальной разгульной осени дитя
   Завёрнуто в подол,
   И выкормлено грудию земли,
   Омыто влагой туч,
   И бдит его седоволосый ветр –
   Несдержан и летуч;
   И до утра постится тишина
   Среди смиренных ив,
   И месяц зародился дотемна,
   И голос птиц пуглив;
   Вибрирует проросшей высоты
   Ионовый стрел-звук,
   Один из купидончиков смешных
   Свой поднимает лук…
   Пульсирует кленового листа
   Пятиконечный драйв,
   И облетает с каждого куста
   По ноте для «Take five» .
   
   
   
   
   В поезде
   
   Мы по очереди в сон бросались,
   И выныривали с разбегу;
   Что до нас молодому веку? –
   Мы навечно, каждый в своём времени остались.
   Те же люди, только, чуть с другими лицами,
   Мы в дороги ночные кучимся,
   Те же боли, надежды, молитвы
   По слогам читать заново учимся.
   
   …И, вагонов стареньких качающийся скрип,
   И света «фонариного» в окно за всхлипом всхлип,
   И нежный детский шелест на ушко: «Мама, спи… »;
   – Так много чьих-то взглядов рассыпано в степи…
   
   Колёсный стук проходит лейтмотивом;
   Врывающимся в ночь локомотивам,
   На мысли, на пугливые мои,
   Вестимо, наплевать…
   А я, как нерадивый и неопытный охотник
   Сижу на них в засаде,
   Подкрасться, что ли, сзади,
   Или вперёд них забежать? –
   Они, ещё непойманными – слаще,
   А если их приправить вдохновеньем…
   
   Поистине, с завидным же терпеньем
   По капельке рассвет издалека,
   Неосязаемая верная рука
   Мне размыкает вежды,
   Ни призрака крадущейся надежды
   На то, чтобы заснуть.
   …И тянутся до края ночи,
   Чернея, провода,
   И правда в том, что я хочу не очень
   Туда… туда…
   
   Так вот и лежу, и вслушиваюсь чутко
   Во всю эту симфонию, тональную и – без,
   И не известно, кто из нас друг в друга
   Сегодня ночью влез.
   
   
   
   
   * * *
   
   Кто мы такие?,
   – Вытянулись, но не повзрослели...
   – Цветы!, да-да,
   вон те, что в саду «поспели».
   ... Нет. Не в саду, –
   полевые побеги воли,
   Неба ростки,
   земли горчинки и соли.
   У нас «бабочки в животе»,
   а в голове – эльфы,
   У нас мысли все не те
   от Омеги до Альфы,
   Наших волос касаются
   пальцами ветры,
   И они на солнце звучат,
   словно струны арфы.
   Мы жизни и смерти
   златые бубен и лира,
   Мы тихие, незаметные
   тельца эфира,
   Мы тонкие нити
   полотен многореальности,
   Не лишены ни злодейства,
   ни гениальности;
   Мы – аромат
   испеченного пОутру хлеба,
   Шоколад, что спрятан
   на дальней полке буфета,
   В старом горшке
   букетик львиного зева,
   Полоса горизонта
   на той стороне света.
   У себя за спиной
   мы оставляем время,
   Входим по локоть
   в прохладную вечность,
   И, снимая с себя
   покров за покровом,
   Обнажаем (чуть-чуть стыдливо)
   свою человечность.
   
   2000 - 2004гг.

Дата публикации:08.10.2004 23:50