Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Проект "Визитная карточка"

Автор: SvetНоминация: Литературно-критические статьи

Душа родилась крылатой

      (о Марине Цветаевой)
   
   Знакомство с поэтом начинается с его стихов. У меня — со всеми — знакомство,
   знаковость — с имени. С Цветаевой — тоже.
   Весною 1981 года на фестивале творческой молодёжи Витебской области после моего
   поэтического выступления ко мне подошёл человек, и с восхищением выдохнул:
   - Ваши стихи похож на цветаевские!..
   Со всем юношеским максимализмом я — даже не зная стихов этой Цветаевой: ну,
   серебряный век, ну, на стыке эпох, ну и что? — заявила:
   - Я — просто я.
   Потом по возвращении в Витебск, в котором я тогда училась, а когда-то жил
   Марк Шагал, моя подруга Галя Красильникова читала нам по ночам стихи Цветаевой
   (томик в то время был большой редкостью — в ротапринте, и естественно, из-за
   границы, а также всего лишь — перепечатка у нас).
   В волны увлечения Цветаевой были подхвачены все наши друзья (кроме меня). Ещё
   одна подруга, Наташа Туркина, замечательная гитаристка, художница из Бобруйска,
   положила на музыку 2 стихотворения Цветаевой, из цикла «Комедьянт». И только
   тогда я — прозрела, услышав музыку цветаевской поэзии:
   
   1
   Я помню ночь на склоне ноября.
   Туман и дождь. При свете фонаря
   Ваш нежный лик — сомнительный и странный,
   По-диккенсовски — тусклый и туманный,
   Знобящий грудь, как зимние моря...
   — Ваш нежный лик при свете фонаря...
   
   И ветер дул, и лестница вилась...
   От Ваших губ не отрывая глаз,
   Полусмеясь, свивая пальцы в узел,
   Стояла я, как маленькая Муза,
   Невинная — как самый поздний час —
   И ветер дул, и лестница вилась.
   
   А на меня из-под усталых вежд
   Струился сонм сомнительных надежд,
   — Затронув губы, взор змеился мимо... —
   Так серафим, томимый и хранимый
   Таинственною святостью одежд,
   Прельщает мир из-под усталых вежд.
   
   Сегодня снова диккенсова ночь.
   И тоже дождь, и так же не помочь
   Ни мне, ни Вам, — и так же хлещут трубы,
   И лестница летит, — И те же губы —
   И тот же шаг, уже спешащий прочь —
   Туда — куда-то — в диккенсову ночь.
   2 ноября 1918
   
   6
   Вы столь забывчивы, сколь незабвенны.
   — Ах, Вы похожи на улыбку Вашу! —
   Сказать ешё? — Златого утра краше.
   Сказать ещё? — Один во всей вселенной!
   Самой Любви младой военнопленный,
   Рукой Челлини ваянная чаша.
   
   Друг, разрешите мне на лад старинный
   Сказать любовь, нежнейшую на свете.
   Я Вас люблю. — В камине воет ветер.
   Облокотясь — уставясь в жар каминный —
   Я Вас люблю. Моя любовь невинна.
   Я говорю, как маленькие дети.
   
   Друг! Всё пройдёт! — Виски в ладонях сжаты, —
   Жизнь разожмёт! — Младой военнопленный,
   Любовь отпустит Вас, но — вдохновенный —
   Всем пророкочет голос мой крылатый —
   О том, что жили на земле когда-то
   Вы, — столь забывчивый, сколь незабвенный!
   52 ноября 1918
   
   Оба эти стихотворения (и ещё — "песочница") до сих пор мои самые любимые из
   Цветаевских.
   Летом 82 года в Одессе Юра Кондратюк, замечательный поэт-фантазёр, с которым
   меня познакомила Галя (так начинал складываться поэтический дружеский круг, — круговая
   порука), протянул мне два пожелтевших листка из журнала «Огонёк» начала
   шестидесятых годов. Такой оттепелью пахнуло от строк: "Цветаева. Из непечатавшегося".
   Это и было стихотворение, которое я для себя называю "песочницей":
   
   Времени у нас часок.
   Дальше — вечность друг без друга!
   А в песочнице — песок —
   Утечёт!
   
   Что меня к тебе влечёт —
   Вовсе не твоя заслуга!
   Просто страх, что роза щёк —
   Отцветёт.
   
   Ты на солнечных часах
   Монастырских — вызнал время?
   На небесных на весах —
   Взвесил — час?
   
   Для созвездий и для нас —
   Тот же час — один — над всеми.
   Не хочу, чтобы зачах —
   Этот час!
   
   Только маленький часок
   Я у Вечности украла.
   Только час — на
   Всю любовь.
   
   Мой — весь грех, моя — вся кара.
   И обоих нас — укроет —
   Песок.
   27 апреля 1920
   
   А дальше пошли годы, время от времени в разговорах всплывало имя Цветаевой. Меня
   с ней сравнивали разве что за глаза, зная о моём отношении к Поэту с большой
   буквы. Поэт — личность, он поэтому и поэт — что — неповторим! Но имя Цветаевой напоминало мне о цикле «Комедьянт», и в очередной раз оказывалось,
   что этих стихов ни у кого — нет.
   Прошлой весной (почти двадцать лет спустя), — а я уже знала, что этот цикл
   посвящён актёру Юрию Завадскому, в которого Цветаева была влюблена — да можно ли
   так о поэте — влюблена!? — в которого Цветаева выплеснула душу. — Зима 1918
   года. «— Посвящение — Комедьянту, игравшему Ангела, — или Ангелу, игравшему
   Комедьянта — не все равно ли, раз — Вашей милостью — я, вместо снежной
   повинности Москвы 19 года несла — нежную.»
   
   и моё: ***
   И это — ангел?
   Господи!
   Это — ангел!
   Как облик чёрен,
   как ясен контрастом свет,
   из глаз его исходящий двумя лучами,
   двумя потоками,
   словно двумя истоками
   двух ипостасей,
   оставивших в сердце след.
   
   И этот ангел, —
   как грусть его мимолётна, —
   как взрыв вселенной,
   как нового мира звезда,
   из двух потоков
   сплетает тугую плётку
   и месяцем вёртким,
   как меж пальцев вода,
   проскальзывает,
   протекает
   проистекает,
   и крыльями-волнами
   ласково градит вихры
   спасённого мира.
   Господи!
   Как он легко управляет снами,
   как просто он справляется с нами! —
   Как Ты — создаёшь миры...
   26.05.01 (13:37)
   
   Так вот, прошлой весной звонок: привезли очередную книгу Цветаевой. (Инга в
   Питере передала).
   — Ой, я вашу поэзию не люблю, но — начала читать в поезде... Можно, дочитаю?
   Это оказалась «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой. Открываю, как всегда, конец,
   где приложением — стихи, а там: цикл «Комедьянт». И я пила взахлёб стихи, но к
   повести не прикасалась. К тому времени была уже прочитана проза Марины «Мой
   Пушкин», подаренная Юрой из Одессы, у которого уже была дочь — Марина!? Уже
   прочитаны воспоминания сестры Цветаевой, но Марина для меня — это прежде всего —
   стихи! и ещё прежде — цикл «Комедьянт», который впервые: полностью — мне и мой!
   Предисловие, сейчас листаю: всего 16 страничек, а тогда читала н е д е л ю.
   Останавливалась на «точностях». После месячного «подступа» к повести, её
   отобрала у меня Валентина Галышева (поэт, яшница, моя стародавняя подруга),
   отобрала, прочла и в разговоре, затянувшемся на целый день, заявила
   безапелляционно:
   — Я же тебе давно талдычу, да только ты всегда пропускаешь мимо ушей:
   Ты — Она, но — сейчас.
   Я не слушала её объяснений о каких-то кармических наследованиях, о желании Поэта
   совершенствовать свой дар и многом другом. Так можно было договориться до того,
   что Юрка из Одессы — это дух Юрия Завадского, воплотившегося и т.д. и т.п.
   Потому что наш Юрка-одессит вечно фиглярствует, пишет об актёрах и актрисах,
   драмах и пьесах, даже мыльные пузыри лопаются в его стихах театрально. Я
   зарывалась в себя и, как когда-то Марина о себе: «Кто я?.. Я не дворянка — (ни
   гонора, ни речи) и не хозяйка (слишком веселюсь), я не простонародье... и не
   богема (страдаю от нечищенных башмаков, грубости их радуюсь, — будут носиться!)
   Я действительно, абсолютно, до мозга костей, — вне сословия, профессии, ранга. —
   За царем — цари, за нищим — нищие, за мной — пустота.» — Оглядывалась, чувствуя
   эту пустоту за спиной. Здесь была вторая остановка при чтении предисловия.
   Дальше: «Цветаева пишет не только пьесы. Ещё, разумеется, и стихи. Море стихов!»
   — Это уже Ирма Кудрова, составитель. А у меня: ступор разума, сердцебиенье/
   учащённое: до двадцати/ в день рождается стихотворений./ Не иду, а лечу по
   пути... — Это уже не она-тогда, а я-сейчас.
   А самый первый Stop — на первой же странице (дважды!): «В тысячу первый (или в
   миллион первый?) раз — о любви... В сущности, вся мировая литература — о любви,
   за немногими исключениями. Разгадать любовь нельзя, потому что тайна её
   бесконечно многолика и всякий раз неповторима — как неповторима человеческая
   личность. Сколько людей на свете, столько и особенностей любовного чувства. Но
   даже один и тот же человек может любить по-разному разных людей, встретившихся
   ему на жизненном пути... Цветаева прирождённо обладала необычайно развитым и
   мощным эмоциональным миром — при тонком проницательном уме и страсти к
   самонаблюдению. Плюс к тому это был человек беспощадной искренности . —это опять
   Ирма.
   И я уже не слушала Валю, потому что я-сейчас — это и она-Марина, и она-Сонечка,
   — воедино — я, я — любящая всех:
   «Любить было «её призвание — и назначение», говорит о ней Цветаева. «Как я люблю
   — любить!» — повторяет Сонечка снова и снова. И настаивает: именно самой любить!
   И тут нас подстерегает (по мнению Ирмы) самое интересное.
   Сонечка — несомненное alter ego Цветаевой... Впервые на это обратила внимание
   Анастасия Цветаева. «Я точно то же слышала о любви, что говорит в повести
   Сонечка, от самой Марины!» — говорила Анастасия Ивановна. Спутать она не могла
   хотя бы потому, что с Сонечкой сама никогда не встречалась.
   В цветаевской биографии поражает чуть ли не непрерывная череда её влюблённостей.
   Это неизбывная потребность её сердца. «Я, когда не люблю, — не я», — записала
   она в свою тетрадку всего за год до конца жизненного пути. »
   И ещё один Stop, — Это уже Сонечка в повести:
   Как я вас тогда испугалась! Как боялась, что вы его у меня отымете! Потому что
   не полюбить — вас, Марина, не полюбить вас — на коленях — немыслимо, несбыточно,
   просто (удивлённые глаза) — глупо? Потому я к вам так долго не шла, потому что
   знала, что вас так полюблю, вас, которую любит он, из-за которой он меня не
   любит, и не знала, что мне делать с этой своей любовью, потому что я вас уже
   любила, с первой минуты тогда, на сцене, когда вы только опустили глаза —
   читать. А потом — о, какой нож в сердце! какой нож! — когда он к вам последний
   подошёл, и вы с ним рядом стояли на краю сцены, отгородившись от всего, одни, и
   он вам что-то тихонько говорил, а вы так и не подняли глаз, — так что он совсем
   в вас говорил... Я, Марина, правда не хотела вас любить! А теперь — мне все
   равно, потому что для меня его нет, есть вы, Марина, и теперь я сама вижу, что
   он не мог вас любить, потому что — если бы он мог вас любить — он бы не
   репетировал без конца «Святого Антония», а Святым Антонием бы — был, или не
   Антонием, а вообще святым...
   — Юрием.
   — Да, да, и вообще бы никогда бы не обедал и не завтракал. И ушёл бы в Армию.
   — Святым Георгием.
   — Да. О, Марина! Именно Святым Георгием, с копьём, как на кремлёвских воротах!
   Или просто бы умер от любви.
   И по тому, как она произносила это умер от любви, видно было, что она сама — от
   любви к нему — и ко мне — и ко всему — умирает; революция — не революция, пайки
   — не пайки, большевики — не большевики — всё равно умрёт от любви, потому что
   это её призвание — и назначение.
   — Марина, вы всегда меня будете любить? Марина, вы меня всегда будете любить,
   потому что я скоро умру, я совсем не знаю отчего, я так люблю жизнь, но я знаю,
   что скоро умру, и потому, потому всё так безумно, безнадёжно люблю... Когда я
   говорю: Юра — вы не верьте. Потому что я знаю, что в других городах... — Только
   вас, Марина, нет в других городах, а — их!.. — Марина, вы когда-нибудь думали,
   что вот сейчас, в эту самую минуту, в эту самую сию-минуточку, где-то, в
   портовом городе, может быть на каком-нибудь острове, всходит на корабль — тот,
   кого вы могли бы любить? А может быть — сходит с корабля — у меня это почему-то
   всегда матрос, вообще моряк, офицер — всё равно... сходит с корабля и бродит по
   городу и ищет вас, которая здесь, в Борисоглебском переулке. А может быть просто
   проходит по Третьей Мещанской (сейчас в Москве ужасно много матросов, вы
   заметили? За пять минут — все глаза растеряешь!), но Третья Мещанская, это так
   же далеко от Борисоглебского переулка, как Сингапур... (Пауза.) Я в школе любила
   только географию — конечно, не все эти широты и долготы и градусы (меридианы —
   любила)...И самое ужасное, Марина, что городов и островов много, полный земной
   шар! — и что на каждой точке этого земного шара (у вас есть глобус? Я бы
   показала) — на каждой точке этого земного шара — потому что шар только на вид
   такой маленький и точка только на вид — точка, — тысячи, тысячи тех, кого я
   могла бы любить...
   Марина, кто изобрёл глобус? Не знаете? Я тоже ничего не знаю — ни кто глобус, ни
   кто карты, ни кто часы. — Чему нас в школе учат?! — Благословляю того, кто
   изобрёл глобус (наверное, какой-нибудь старик с длинной белой бородой...) — за
   то, что я могу сразу этими двумя руками обнять весь земной шар — со всеми моими
   любимыми!
   «Ни кто — часы»...
   Однажды она у меня играла песочными часами, детскими, пятиминутными: стеклянная
   стопочка в деревянных жёрдочках с перехватом-талией — и вот, сквозь эту «талию»
   — тончайшей струечкой — песок — в пятиминутный срок.
   ...Так она играла — долго, нахмурив бровки, вся уйдя в эту струечку. (Я — в
   неё). И вдруг — отчаянный вопль:
   — О, Марина! Я пропустила! Я — вдруг — глубоко — задумалась и не перевернула
   время, и теперь я никогда не буду знать, который час...
   О, Марина, у меня чувство, что я кого-то убила!
   —Вы время убили, Сонечка:
   «Который час?» — его спросили здесь,
   А он ответил любопытным: «Вечность».
   — О, как это чудесно! Что это! Кто этот он и это правда — было?
   — Он, это с ума сшедший поэт Батюшков, и это, правда, было.
   — Глупо у поэта спрашивать время. Без-дарно. Потому он и сошёл с ума — от таких
   глупых вопросов. Нашли себе часы! Ему нужно говорить время, а не у него —
   спрашивать.
   ...Но, Марина, представьте себе, что я была бы — Бог... нет, не так: что вместо
   меня Бог бы держал часы и забыл бы перевернуть. Ну, задумался на секундочку — и
   — кончено время.
   ... Какая страшная, какая чудная игрушка, Марина. Я бы хотела с ней спать.
   И ещё —55 стр.:
   — Марина, вы думаете, меня Бог простит — что я так многих целовала?
   — А вы думаете — Бог считал?
   — Я — тоже не считала.
   
   ...А главное, я всегда целую — первая, так же просто, как жму руку, только —
   неудержимее. Просто никак не могу дождаться! Потом, каждый раз: «Ну, кто тебя
   тянул? Сама виновата!» Я ведь знаю, что это никому не нравится, что все они
   любят кланяться, клянчить, искать случая, добиваться, охотиться... А главное — я
   терпеть не могу, когда другой целует — первый. Так я по крайней мере знаю, что я
   этого хочу.
   
   — Марина, я никогда не могла понять (и себя не понимаю), как можно — только что
   целовавшись — говорить молитву. Теми же губами... нет, не теми! Я, когда молюсь
   — никогда не целовалась, и когда целуюсь — никогда не молилась.
   — Сонечка! Сонечка! От избытка сердца целуют уста ваши.
   Я останавливаюсь, потому что теряюсь: я говорю сама с собой, нет, это Марина с
   Сонечкой, но я так делаю, так считаю, так веду себя сейчас, как они — тогда...
   И так — всю книжечку в 216 страничек. С остановками, чтобы не разорвалось
   сердце, чтобы не сойти с ума: можно ли сначала, чтобы тебя написали, а потом —
   ты есть? Сначала (19 век) — образ, а потом (в 20-м) — человек? Всегда было
   наоборот: сначала прототип, затем только — образ. Или же Цветаева летала так
   высоко, что с высоты своей души летящей видела весь двадцатый и меня — в
   середине (или же с краю?) — не люблю сравнений, как и не люблю впадать в
   крайности. — Бред. — Кто я? Просто я.
   Книжку прочла только к зиме, радуясь, когда находила явные (явленные) неточности
   "моего" образа и меня-сейчас. Но в глубине души понимала, что несоответствие —
   только внешнее: стиль одежды, а отсюда и привычки, диктуются веком.
   Конец 20-го века. Марат Тарасов, прочитав мои стихи:
   — Слишком много перьев и крыльев, оторвано от реальности, сплошная любовь...
   Начало 20-го. Маринины облака, звёзды до «стихов, как драгоценных вин» (1913) и
   после:
   
   
   — О, летящие в ночь поезда!
   
   — Я была для Вас
   Тающая легче снега...
   
   — И яблони — что ангелы — белы,
   И голуби на них — что ладан — сизы...
   
   — Снежный лебедь
   Мне под ноги перья стелет.
   Перья реют
   И медленно никнут в снег.
   Так, по перьям,
   Иду к двери,
   За которой — смерть.
   или:
   — Когда над головой блеснут
   Два пламенных крыла!..
   
   — Имя твоё — птица в руке...
   или:
   Думали — человек!
   И умереть заставили.
   Умер теперь. Навек.
   — Плачьте о мёртвом ангеле!
   
   ...О, поглядите — как
   веки ввалились, тёмные!
   О поглядите — как
   Крылья его поломаны!
   
   Все крылья Марины — не перечесть, а любовь, любовь — красная нить — как кровавый
   след её жизни — в каждой строке.
   Мать называла её в детстве — лебедёнок. Любимый герой, Маринин образ — Наполеон,
   орлёнок.
   Душа потому и летает, что — любит.
   Душа потому и не может жить без любви...
   Люблю дыханье робкое ночей,
   ....................­....................­.­
   И всё — и руки — это уже — крылья, и окрылённая любовью — ввысь!
   И здесь, в этом стихотворении, образ был изначален, до прототипа.
   А Евгений Евтушенко прошлым летом, услышав, завёлся с пол-оборота, полчаса бился
   над последним четверостишием и протянул мне исправленное:
   Люблю забыться на кровати смятой
   между забытым и желаньем знать,
   что вновь меня швырнуло на кровать,
   где я летаю, став на ней распятой.
   Евтушенко — наша гордость российская, а — не увидел, что здесь не эротика, не
   пух и перья перин и подушек, но — улетающая от всего обыденного (даже от
   обычного представления о любви!)душа.
   Он увидел грамматику:
   — Нельзя!!! — закричал он, — быть распятой на кровать, — это всё равно что на
   лестница, здесь должен быть творительный падеж — т в о р и т е л ь н ы й падеж
   (ну не дико ли: творить, падая?). Нет, Евгений Александрович! Здесь есть акт
   творения, а не падения, а падеж винительный (заданный вопросом, и управляющий
   предлогом). Ибо женщина — с яблока райского — виновна в падении. А моя героиня —
   не женщина в постели, на постели, моя героиня — душа, и она творит, как и
   сотворена по образу и подобию Божьему.
   Это для вас, Евгений Александрович, поэзия — езда в незнаемое, а для женщины это
   — полёт.
   Но я говорю это сейчас, а тогда на все его нападки, — трижды — с улыбкой:
   Нет, Евгений Александрович.
   
   Любить любимого любовью,
   что лишь любовника достойна,
   Любить и любоваться на
   Любимый облик у окна.
   Любить… За что так больно словом
   Мы прямо по сердцу сурово
   Царапаем и сургучем
   Скрепляем чувства, и мечом
   На части разрубаем, словно
   Непримиримы мы с любовью?
   Любить, люблю, влюбленный, люб…
   О, как грубы слова для губ,
   Что тянутся лишь к поцелую!
   Но почему «тебя люблю я»
   Они вышептывают вновь,
   Ведь это меньше, чем любовь…
   ....................­....................­.­..
   Кто определит, где больше, а где — меньше?
   Это также неопределимо, неотделимо, как Добро и Зло, жизнь и смерть. Это — две
   руки или два крыла. Маринино:
   
   Как правая и левая рука —
   Твоя душа моей душе близка.
   
   Мы смежены, блаженно и тепло,
   Как правое и левое крыло.
   
   Но вихрь встаёт — и бездна пролегла
   От правого— до левого крыла!
   10 июля 1918
   
   Моё: *****
   Я всё чаще нелепо взмахиваю
   руками, но не взлетаю,
   и слезливые капли смахиваю:
   жалко, что не святая.
   
   А на голову мне напялили
   колпак с бубенцами криво.
   «Хорошо ещё, не распяли», —
   улыбаюсь счастливо.
   
   А когда меня спросят в старости:
   — Чего тебе не хватает?»
   Я отвечу: «Конечно, святости»
   и — растаю...
   22.06.01 (10:30)
   
   
   и ещё: *****
   Крыльев порой не хватает, чтоб в небо взлетать,
   Слов не хватает сказаться — куда и откуда.
   Белое облако — будто Твоя благодать.
   Тёмное облако — видимо, чья-то причуда.
   
   Голубь-сизарь завершил свой вчерашний кульбит,
   Света голубка беззвучно, как лада, выходит.
   Что-то сегодня душа никуда не летит, —
   Оба Завета ей, видимо, не по погоде.
   23.05.01 (9:50)
   
   
   Поэт всегда стоит в центре противоречий, состоит из противоречий, которые
   разрывают его надвое: на тело и душу, на мирское и духовное. И поэт всегда —
   Человек, а не женщина или мужчина, он независим от пола. Я говорила своим
   друзьям-поэтам, что мы недоженщины и недомужчины. Каюсь, меряла по себе. Каюсь
   потому, что Цветаева-поэт — больше, чем женщина. Поэт-женщина всегда больше, чем
   женщина. Её любовь кажется страстью, но это всего лишь безудержность желания
   обрести гармонию двух начал:
   Маринино: Чёрным вихрем летя беззвучным,
   Не подругою быть — сподручным!
   Не единою быть — вторым!
   
   Близнецом — двойником — крестовым
   Стройным братом, огнём костровым,
   Ятаганом его кривым.
   Поэт проходит испытание, мужчина — на смелость, стойкость.
   Женщина — в умении сохранить искру своего чувства:
   
   *****
   Я прошла испытание чувством
   до последней ступени, до края;
   и любить, как и жить, не боюсь я.
   Как светло эта флейта играет!
   Как легки её звуки, и трели
   поднимают до неба созвучий
   душу осени в спайке с метелью, —
   им чем выше обеим, тем лучше.
   И яснее становятся взгляды,
   и на сердце спокойствие ляжет:
   я смогла, пролетев листопадом,
   так в любви убедиться, что даже
   я поверила в счастье земное,
   пусть до дна не испила я чашу;
   и неважно, что ты не со мною,
   я лечу, упоённая, дальше,
   и попутчики мне не помеха,
   и союзники счастья надёжны.
   Я прошла испытание смехом
   издевательским, также, как ложью.
   Я глотала сомнений печали,
   уподобила слово металлу.
   Но мы оба с тобою не знали,
   что конец приведёт нас к началу.
   22.02.01 (07:56)
   
   А ещё через три дня у меня выдохнулось:
   
   *****
   Когда мы вместе —
   Дух Святой нисходит
   на нас двоих, и тройственность видна
   любому, кто любил, любим и будет...
   И ты поймёшь, любовь испив до дна,
   что Дух Святой к нам нисходил когда-то...
   И я люблю лететь в твои глаза,
   в которые теперь глядеть нельзя,
   которые по-прежнему так святы,
   что я молюсь на эти образа
   и постигаю молчаливость песни,
   когда мы вместе...
   Были ли мы вместе?
   Но жизнь — любовь,
   и в гневе жить нельзя.
   Так уподобься ты Святому Духу
   и снизойди до верности моей,
   а ты молчишь: тебе всегда видней,
   с кем хочешь ты во тьме идти под руку,
   кого ты хочешь в губы целовать...
   Ах, милый мой, мне ль этого не знать...
   Ведь Дух Святой сходил на нас тем летом...
   Молчу, молчу... И стоит ли об этом...
   25.02.01 (19:54)
   
   Мой сегодняшний рассказ— не сравнительно-сопоста­вительный­ анализ творчества
   Марины Цветаевой и моих опусов, и не поэзия Цветаевой в призме моего
   миропонимания. Это всего лишь начало разговора о душе, о изначально крылатой
   душе, всегда возвращающейся (улетающей) к Тому, кто вдохнул её в образ свой,
   чтобы появился Человек.
   Сумеет ли каждый из нас осознать в себе лёгкость, невесомость души, сумеет ли
   сохранить её чистый свет — это уже вопрос не литературы, но жизни.

Дата публикации:11.04.2007 18:08