«Поскольку русалки в наше время ловятся варварскими способами, я Филарет Валаамов сын, летописец при монастыре святого Фрола равноапостольного, составляю этот перечень способов ловли русалок, которые должны быть запрещены незамедлительно. И за сим буду я ходатайствовать перед настоятелем о поддержании моего прожекта, и перед властями уездного города Ольшанска о введении его в силу изданием подобающего циркуляра. Ибо ежели не прекратить этих варварских способов добычи оной живности, то предвижу я, что скоро таковой живности в речке Ольшанке не останется вовсе. На случай, ежели я своим вмешательством в дела мирские прогневаю я настоятеля, составил я сей документ в трёх экземпляра, из каковых с одним я завтра же отправлюсь с челобитной, второй документ я оставляю у себя в дому, а третий схороню в месте, которое будет мной выбрано надежно и скрытно. Предже, нежели перечислять способы, мною осуждаемые, скажу я, что не осуждаю я выманивание русалок на песню, на хороводные игры и прочие потехи народные, которые в традицию вошли и нашими предками нам завещаны. Буде какая русалка на песню выплывет, то коли и она столь глупа, что даст себя в руки взять, то беды большой не вижу в том, чтобы поймавшему её поиграть с ней, да и выпустить, а нет, так можно её забрать в другое озеро или к какому омуту на ручье, чтобы она жила в прикорме, была ручная и выплывала по зову добрым людям на потеху, детям в назидание. Если обращение с ней ласковое и не жестокое, то долго она может прожить в дружбе с человеком, и известны случаи, что и до тридцати лет в дружбе были с которой из них люди, что поймали и приручили, а что о двадцати лет, то мне доподлинно известно, ибо я и сам с одной таковой дивой имел отношения, и выплывала она из Ольшанки по зову моего свистка, изрядно к тому приспособленного. За сим, уповая на милость божью, приступаю я к перечислению методов, которые стремлюсь запретить, ибо осуждаю от всего сердца, как противные богу, человеку и природе. Первый из осуждаемых мною методов состоит в налаживании приманок на русалок в виде венков из полевых цветов, связок мелких и легких, и посему делу плавающих предметов, цвета яркого и привлекательного, среди которых сохранены крючки, петли и другие хитрые ловушки. Ибо известно, что русалки до цветных предметов очень падкие, и интересуются тем, что красиво плывет на поверхности. К тому же всякий знает об их глупости и доверчивости. По этой причине на такую приманку русалок легко поймать, а которые не поймаются, то сильно повреждены будут, а сказывают люди знающие, что раненая русалка долго не живет. Потому этот способ сильный вред наносит. Вторым я назову установленные через реки и в заводях различные сетки из конского волоса плетенные, каковые русалки со своей слепоты под водой не замечают, и попадаются в них, либо ранятся, что также я осуждаю велико. Третьим способом я назову ловлю оных существ на свечи и иные огни в ночи, потому как известно их безмерное любопытство и их манеру выплывать на огонь в ночи». … На этом рукопись, писанная на пергаменте и найденная при строительстве в городишке на берегу реки Бердь в медном сундучке, обрывается, поскольку остальная её часть, составляющая наружную часть рулончика, в которую она была свернута, истлела и восстановлению не подлежит. Сказывают люди, что Бердь раньше называлась Ольшанкою…
|
|