(фантазии на тему фэнтези) Фэнтези существует сто лет. За это время она разработала бесконечное количество вариантов магии и чудес, положительных и отрицательных типажей героев, конфликтов, проблем… Но в последнее время кажется, что все варианты исчерпаны, и можно только переигрывать сотворенное мэтрами. Те же Н. Перумов, С.Лукьяненко и другие почти во всем откровенно заимствуют художественные элементы, атрибутику и даже персонажей - и при этом они не плагиаторы и не пародисты, а гениальные и печатаемые авторы. И что самое удручающее - потребляемые. Не читаемые, а именно потребляемые - молодой фанат “проглатывает” все книги, на обложке которых, помимо накачанных супергероев и их полуобнаженных подруг, значится имя обожаемого автора. Любая идея его гениальна, свежа и остра. Почему так? Потому что литературный багаж современного читателя в области фантастики и фэнтези ничтожно мал. Иван Ефремов, Айзек Азимов, Александр Беляев, Жюль Верн - то, о чем они лишь слышали. Циолковский, Одоевский, Свифт - вообще что-то неизведанное. Хорошо еще, что где-то одним глазком заглянули в томик ранней Нортон, Ле Гуин или, поддавшись восторгу знакомых, приобрели трилогию Толкиена. Но это не помогает критичности мышления: все, что печатается под известным именем, должно быть прочитано - принцип массовой культуры. Старые издания без суперобложек такие фанаты не купили бы. Что же внутри? Прямолинейные сюжеты с неглубокой проблематикой и неаккуратной атрибутикой художественной реальности - зачем беспокоиться, если читатель сам все додумает? Ведь он уверен, что автор умнее, чем показалось, он что-то подразумевал… Автору же не до того - успеть бы сдать новую книгу к сроку. И вот она сдана, нарисована яркая обложка - и в воображении восторженного читателя оживает художественный мир фэнтези. Не очень логичный, но это не волнует влюбленного в автора читателя - влюбленность слепа. СТАРТ МИССИИ Главный герой - мускулистый блондин с мечом за спиной (топором на поясе, боевым посохом в руках…) в силу обстоятельств лишен полагающегося ему по праву монаршего трона (или, на худой конец, изгнан из рода) и вынужден отправиться в квест (quest (англ.)- испытание). В трудном и долгом пути его сопровождает девушка, которую главный герой хотя бы раз за повествование спасает из рук (лап, зубов, крыльев…) антагонистов, и которая компенсирует в итоге все неудобства, причиняемые герою, тем, что вручает в финале желаемый артефакт, оказывается наследницей престола или магической силы, или же, на худой конец, просто становится его супругой. Вдвоем эта пара функционировать еще не способна. Систему базовых персонажей дополняют друг главного героя, спутник главного героя (разница между ними принципиальная) и артефакт главного героя. Друг главного героя - мужчина в полном расцвете сил вне зависимости от возраста, как правило, бывший военный высокого ранга (разбойник, пират, король соседнего маленького, но гордого народа и т. п.). Его функции - спасение главного героя тогда, когда ему уже никто, казалось бы, не поможет. Поэтому ему нет необходимости проделывать весь путь вместе с солистами повествования, он всегда успеет вовремя. Спутник главного героя – фигура зачастую комичная. Его судьба - таскаться вслед за главным героем, куда бы того ни заносила фантазия автора. Он нелеп, но в редких необходимых случаях проявляет недюжинную смекалку, а также употребляется автором для вовлечения героя в отдельные сюжетные “заморочки”. Артефакт главного героя – то, без чего обойтись в фэнтези просто невозможно, служит ли он герою на всем протяжении сюжета или обретается в финале по выполнении квеста – это неважно, важно то, что без него произведение не состоялось бы. Причем артефактом может оказаться все, что угодно: оружие, украшение, робот, книга или что-то трудноопознаваемое, подобранное ”на всякий случай” где-то по дороге и очень редко – человек. Есть еще Антагонист, но с ним все просто: он ненавидит главного героя и, скорее всего, хочет заполучить его артефакт, а заодно и девушку - чтобы добро не пропадало. С такой компанией уже ничего не надо придумывать - сюжет движется сам по себе, бесхитростно и просто. Пара нарушенных околомагических запретов, два десятка магических пассов, один красивый обряд - и все должно идти как будто по лезвию ножа, один неверный шаг – и ... Только тяжеловата и грубовата поступь героев, эмоций мало, плоско и скучно. Как ни приукрашивай стандарт, он останется стандартом. И самое странное то, что читатель только этого и ждет: просто читать, когда можешь предсказывать, что будет. Приятно ощущать себя умнее автора, который не сумел запутать своего потребителя. Из искусства фэнтези превратилась в торговлю, или, если угодно, ритуал: человек берет то, что хочет, и получает именно то, на что рассчитывал. Не скучно ли, господа?! Разочарование Один мой знакомый, неглупый молодой человек, с восторгом рекомендовал мне книгу про то, как экипаж звездолета отправился на далекую планету охотиться на дракона… «Стоп», - сказала я ему. - «Я не знаю эту книгу, но могу сказать, что было дальше: они хотели найти сокровища дракона; нашли и убили бедного зверя. Сокровищ, конечно, у него не было - это все легенда, а дракон был последний и занесенный в Красную книгу». «Откуда ты знаешь?!» - поразился мой знакомый . Автор вышеупомянутого сюжета (умолчим его имя) использовал слишком стандартный прием - это Разочарование. Некий сказочный мотив побуждает главного героя к действию, в финале он достигает желаемого – и вдруг выясняет, что цель - фикция: живая вода не воскрешает, сокровищ у дракона нет, Атлантида затонула безвозвратно, а волшебная палочка выполняет желания, но за них потом придется отрабатывать долгие сотни лет (ведь герой не забыл пожелать себе бессмертие!). К несчастью, эта банальность сейчас любима читателями. Чужой среди своих В названии уже звучит Ханлайн, но речь не о нем как таковом. Внимание, сюжет: герой, человек неординарный, но почему-то не вписавшийся в родной мир, вдруг попадает в мир иной (не в тот, куда мы все благополучно отбудем, а в совершенно иной). И там начинается Настоящая жизнь, ведь о нашем герое есть древнее Пророчество, или он вдруг обретает небывалую магическую мощь, а то и еще невероятнее - это мир, который он придумал сам и знает о нем все - что за бесценный человек! Вокруг него не преминут собраться типичные персонажи, также не устроившие пока свою жизнь в своем мире - наш Герой поможет им! Сам не зная того, он совершит недоступное нормальным людям, будет принят за дьявола или бога, великого мага или хотя бы легендарного воина, ведь это поможет герою самоутвердиться. С поддержкой новых друзей он осознает свою «крутость» - и горе несчастному Антагонисту, раньше надо было действовать. Наши победили! Ура! И домой герою уже возвращаться, в общем-то, незачем. Меч в камне Двигатель сюжета - Артефакт, вокруг которого почти наверняка витает Пророчество. И наш главный герой - тот единственный, кто может воспользоваться им, вытащить меч из камня и тем самым исполнить - или только начать исполнять Древнее Пророчество. Причем данный мотив вполне совместим с другими, уже упомянутыми выше… КАМПАНИЯ Уже слышу возмущенные голоса редких молодых любителей жанра, которые читают эту статью: а как же быть с культовыми “ Хрониками Амбера”, “Хрониками Черного Отряда” и прочими бесчисленными сериалами на полках книжных магазинов? – Они ведь не подходят под выше упомянутые стандарты! Верно, не подходят. В них нет главного героя как такового, есть лишь стержневой персонаж; его можно заменить, - повествование не пострадает. Раз нет главного героя, то нет и той схемы персонажей, которая характерна для прочей фэнтези. В сумме типовое строение таких мини-сериалов напоминает “Гэндзи-моногатари”; шедевр средневековой японской литературы. Но если в “Гэндзи…” то, что события и описания текут , не оставляя следа, сменяют друг друга - художественный прием и повествование ценно не сюжетом, а красотой описаний, психологическими нюансами, развитием характеров героев, то в фэнтезийных сериалах мы ищем все-таки сюжет. Находим же, вследствие вышеупомянутого приема, в основном атрибутику. Правда, у вышеупомянутых Р. Желязны и Г. Кука, атрибутику оригинальную, незаимствованную; чего не скажешь о многих других. Такие книги хороши, пожалуй, лишь для тех, кто занимается прикладной фантастикой: хорошо разработанный мир легко воспринимает сюжетные ходы, предложенные для игры. Хорошее пособие, но слишком “легкая”, плоская книга. Но читатель требует - и автор пишет. Но - остановимся. Цель моя – вовсе не перечисление сюжетных типов, которых не так уж много, а лишь попытка указать на то, что наша литература, особенно та ее часть, которую никто не проходит в школе, и поэтому ее все читают, достигла пика шаблонности и стандартизации; мастерские исчезают, ведь появились конвейеры. ФИНАЛ Усталый главный герой входит в свои апартаменты, сбрасывает на пол королевскую мантию и бережно кладет на полку изрядно зазубренный меч. Девушка главного героя вешается ему на шею - и автор задергивает за ними портьеру. Друг и Спутник главного героя пьют с гостями в огромной обеденной зале и вспоминают свои подвиги: Друга слушают с почтением, а Спутнику никто, конечно же, не верит. Забытый всеми Главный Артефакт повествования пылится в шкафу, и над всей этой картиной зажигаются мирные звезды… Вот и вся фантазия на тему фэнтези. И вот еще маленькая нотация, ведь какая сказка и басня без морали: Читатели! Будьте бдительны! Вас кормят тем, что никогда бы не стали есть сами! (С.Лукьяненко даже честно признался, что после написания свои произведения не читает) Прочтите классиков - и отсейте все то из сегодняшнего, что является всего лишь слабым подражанием. Писатели! Уважайте читателя! Уважайте себя! Мы сыты по горло однообразными, похожими друг на друга, как братья-близнецы, творениями. Вспомните, что фэнтези - это тоже литература, а не просто товар, и она тоже хочет занять свое место не только на полках книжных магазинов, а еще и в истории литературы, и в новых школьных учебниках среди достойнейших…
|
|