Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Литературный конкурс "Вся королевская рать". Этап 1

Автор: Анатолий АнтоновНоминация: Просто о жизни

НОВЫЕ ЗАПОВЕДИ

      Нужен какой-то другой,
    высший разум современному человеку -
    без этого, люди, беда.
    (Олесь Гончар)
    Система целей личности, согласно моим представлениям, имеет иерархическую пирамидальную структуру. Внизу пирамиды - цели сегодняшнего дня: сделать зарядку, приготовить еду, выполнить дневной план работы, посетить магазин, кинотеатр и т. д. Посредине пирамиды - более отдалённые цели: поступить учиться в институт, приобрести квартиру, написать книгу, жениться и т. д. В верхней части пирамиды - специальные цели всей жизни. Например, цель жизни Мартина Идена - стать писателем; Марии Склодовской-Кюри - изучить радиоактивность; В. Ленина - захватить власть в России любыми способами ради построения социалистического государства; Николая Ивановича - персонажа рассказа А. П. Чехова "Крыжовник" - купить усадьбу в деревне; Дон Жуана - соблазнить побольше женщин.
    Однако фанатичное преследование личностью специальной цели всей жизни хотя и приводит иногда к достижению этой цели, даёт и побочные весьма отрицательные результаты. Так, Мартин Иден покончил жизнь самоубийством; Мария Склодовская-Кюри погибла от радиации; вопреки ожиданиям Ленина, социалистические страны оказались загнивающими, а империалистические - экономически процветающими; Николай Иванович в своей усадьбе потерял человеческий облик, "...постарел, располнел, обрюзг: щёки, нос и губы тянутся вперёд - так и гляди, хрюкнет в одеяло"; Дон Жуан погиб от руки Командора.
    Я полностью присоединяюсь к мысли Л. Н. Толстого, что стремление личностей достичь в жизни специальных целей, вырванных из контекста общечеловеческой высоконравственной Цели, обуславливает многие беды - войны, террор, революции, преступность, бедность. Избежать ужасных последствий от преследования специальных целей можно лишь в том случае, если эти цели будут постоянно согласовываться с общей жизнеутверждающей Целью всего человечества. Недаром лучшие умы мечтали о такой общей Цели. Л. Толстой говорил о необходимости "морального или религиозного, обязательного для всех и общего всем, закона". Сент-Экзюпери писал: "Чтобы нас освободить, надо только помочь нам увидеть цель, к которой мы пойдём плечом к плечу, соединённые узами братства, - но тогда почему бы не искать такую цель, которая объединит всех!" О существовании такой Цели догадывался И. Кант, который ввёл в качестве центрального понятия этики категорический императив, то есть безусловное общеобязательное правило поведения всех людей, независимо от их происхождения, социального статуса и любых обстоятельств. Но что это за правило, что за принцип, согласно с которым должен вести себя каждый человек, и который мог бы стать всеобщим моральным законом? К сожалению, И. Кант не даёт ответа на этот вопрос.
    Поскольку до сих пор никто не дал определения общечеловеческой высоконравственной Цели, я сделал это в книге «Идеал», изданной в 1991 году (Киев): Абсолютная Цель жизни каждой личности - максимальное продление молодости и жизни вплоть до бессмертия /первый элемент/, максимальное удовлетворение жизнью, счастье /второй элемент/, максимальное развитие способностей, обеспечивающих продление жизни и ощущения счастья, могущество /третий элемент/, - и всё это для себя, своей семьи, всех людей и всех разумных существ во Вселенной /четвёртый элемент/.
    Первых трёх элементов Абсолютной Цели, в их неразрывном диалектическом единстве, желают абсолютно все разумные существа - люди, инопланетяне /если они есть во Вселенной/ и даже Бог. Каждый хотел бы быть одновременно бессмертным, максимально могущественным и счастливым. Поэтому сформулированная Цель названа Абсолютной. Осознание людьми в полной мере четвёртого элемента Абсолютной Цели - дело будущего, поскольку в настоящее время большинство людей мало заботится даже о благе своих ближних, не говоря уже про всё человечество. Признание четвёртого элемента как руководства к действию неизбежно: успешное движение индивида к Абсолютной Цели возможно лишь при условии, что члены его семьи и все другие индивиды будут не препятствовать, а помогать этому движению, а это, в свою очередь, ставит перед данным индивидом требование способствовать движению к Абсолютной Цели всех других индивидов. Ситуация такая, как во время наводнения или пожара: если люди будут мешать, а не помогать спасению друг друга, то при этом никто не спасётся.
    Несмотря на то, что каждая личность может сформулировать для себя и других людей тысячи и даже миллионы частных целей, самую главную, общечеловеческую, приемлемую для всех людей, для всех разумных существ Абсолютную Цель сформулировать точнее, чем это сделано выше, вряд ли возможно.
    Если главной движущей силой взаимодействия человека с миром служит Абсолютная Цель, то исторический процесс вообще и личность в частности развиваются прогрессивно, если же - другие приоритеты, противоречащие Абсолютной Цели, то развитие личности и человечества идёт в регрессивном направлении.
    Как определить, соответствуют ли наши идеи и действия Абсолютной Цели или нет? Для этого служит экспертиза. Эксперты должны оценивать раздельно два качества информации: могущество и нравственность. Могущество - это сила влияния данной информации на человека, она оценивается от нуля баллов /нет никакого влияния/ до пяти баллов /очень сильное влияние/. Нравственность информации оценивается знаком плюс или минус, в зависимости от того, помогает или мешает данная информация движению человека к Абсолютной Цели. Например, победу медицины над некоторыми эпидемиями можно оценить в пять баллов с точки зрения могущества /сильное влияние на здоровье миллионов людей/, причём - со знаком плюс с точки зрения нравственности /влияние на людей положительное, соответствующее Абсолютной Цели/. Самые большие победы человека в борьбе за Абсолютную Цель отнесём к эстетической категории возвышенного. Противоположный пример: вторую мировую войну следует оценить в минус пять баллов, учитывая её сильнейшее влияние на человечество, причём влияние отрицательное, противоречащее Абсолютной Цели. Самые большие события, противоречащие Абсолютной Цели, отнесём к эстетической категории трагического. Промежуточное положение занимают другие эстетические явления: героическое, прекрасное, жалкое, комическое /вместе с возвышенным назовем эти эстетические явления чемпионской информацией разных уровней/; ужасное, драматическое, уродливое, сатирическое /вместе с трагическим назовем эти эстетические явления античемпионской информацией разных уровней/.
    Сила религий, по моему убеждению, заключена в том, что они, проповедуя в завуалированной форме Абсолютную Цель, ведут человечество прогрессивным путём. “Человек верит в богов, - писал Л. Фейербах, - не только потому, что у него есть фантазия и чувство, но также и потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в блаженное существо не только потому, что он имеет представление о блаженстве, но и потому, что он сам хочет быть блаженным; он верит в совершенное существо потому, что он сам хочет быть совершенным; он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умереть”. Религии, как правило, соответствуют трём главным стремлениям человека и в этом «секрет» их могучего влияния на людей.
    К сожалению, религиозные догмы и действия церквей иногда противоречат Абсолютной Цели, и поэтому должны быть скорректированы. Например, с позиций Абсолютной Цели следует внести поправки в следующие религиозные заповеди.
    Так заповеди «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…», «…не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую…» в течение 2000 лет на практике не выполнялись, поскольку они не реалистичны. Реально выполнима следующая заповедь: ЛЮБИ В СЕБЕ САМОМ, БЛИЖНЕМ ТВОЁМ И ВРАГЕ ТВОЁМ ЧЕМПИОНСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ, ИЗБАВЛЯЙСЯ САМ, ПОМОГАЙ БЛИЖНЕМУ ТВОЕМУ И ВРАГУ ТВОЕМУ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕНАВИСТНОЙ АНТИЧЕМПИОНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.
    Не выдерживает критики известное испокон веков Золотое правило «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе», поскольку оно противоречит другому знаменитому правилу «На вкус и на цвет товарищей нет». Истинным будет такое правило: ПРЕДЛАГАЙ ЛЮДЯМ ТУ ЧЕМПИОНСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРУЮ ОНИ ХОТЯТ, И ТЕБЯ БУДУТ ЛЮБИТЬ, А ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ЭТОГО ДЕЛАТЬ, НЕ НАВЯЗЫВАЙ СЕБЯ ЛЮДЯМ И БУДЬ БЛАГОДАРЕН ЗА ТУ ЧЕМПИОНСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРУЮ ДАЮТ ТЕБЕ ЛЮДИ.
    Десять заповедей Моисея в редакции, диктуемой Абсолютной Целью, имеют следующее содержание.
    1.Да будет Единый Бог - Высший Разум, приблизившийся к Абсолютной Цели больше, чем кто-нибудь другой.
    2.Сотвори или приобрети чемпионскую информацию.
    3.Произноси имя Господа в молитвах:
    - Помоги, Господи, мне, членам моей семьи (назвать имена) и всем, кто борется за Абсолютную Цель, быть молодыми, могущественными, счастливыми и сейчас, и сегодня, и весь этот год, и все последующие годы.
    - Дай, Господи, царство небесное (назвать имена умерших близких людей), павшим в борьбе за Абсолютную Цель.
    4.Соблюдай день с любовью к чемпионской информации.
    5.Почитай отца и мать за мысли и действия, соответствующие Абсолютной Цели.
    6.Убивай людей только по их просьбе и по закону, разрешающему таким способом избавлять людей от невыносимых страданий, которые, согласно заключениям медицинских экспертов, ни другими способами, ни с течением времени прекращены быть не могут. Убийство людей во всех других случаях есть тягчайшее преступление перед Абсолютной Целью.
    7.Прелюбодействуй, но только такими способами и в тех случаях, если это осчастливит тебя и не навредит другим людям
    8.Укради и передай правоохранительным органам оружие и другие средства, предназначенные для совершения преступления, или являющиеся результатом преступной деятельности.
    9.Произнеси ложное свидетельство на ближнего своего, если правдивое свидетельство противоречит Абсолютной Цели (например, засвидетельствуй на ближнего ложный диагноз, если правдивый диагноз, по заключению медицинских экспертов, может укоротить ему жизнь или сделать его несчастным).
    10.Желай жены ближнего твоего, дома его, и поля его, и всего, что есть у ближнего твоего, либо по решению суда, либо в обмен на твои ценности - по добровольному соглашению между тобой, ближним твоим, женой его и другими лицами, заинтересованными в этом обмене.
    Имею ли я право, как христианин, корректировать библейские заповеди? Мой ответ следующий. Все религии, в первую очередь мировые, проповедуют Добро и Любовь, однако не всегда до конца раскрывают смысл этих понятий и, тем более, не всегда дают рабочие рецепты, какие действия предпринимать, чтобы в результате получались Добро и Любовь. Я, как философ, ОБЯЗАН восполнить этот пробел и делаю это исходя из Абсолютной Цели, истинность которой сомнений не вызывает. Реформировать же сами религии - не моё дело, как философа, это - дело теологов и реформаторов соответствующих религий. Я лишь призываю ликвидировать разобщённость между религиями и конфессиями, призываю верующих устремиться к общей Абсолютной Цели, которая не противоречит ДУХУ ни одной из мировых религий. Если же в какой-либо религиозной догме найдётся БУКВА, противоречащая Абсолютной Цели, то её необходимо привести в соответствие с Абсолютной Целью.
    В этом - моя попытка объединить все религии под эгидой Абсолютной Цели и тем самым создать один человеческий вид не только в биологическом, но и в духовном смысле.
    Что касается лично меня, то любых нарушений Абсолютной Цели я стыжусь и стараюсь избегать. Глубоко усвоенная идеология Абсолютной Цели есть моя праведная душа. Практическая жизнь в согласии с Абсолютной Целью есть моя святая жизнь. Я верю в Бога – материальное воплощение Абсолютной Цели, ибо «человек должен быть верующим или хотя бы искать веры, иначе жизнь его пуста» (А.П. Чехов).

Дата публикации:27.06.2003 00:48