В 2006 году отмечала мировая общественность 150 лет со дня смерти великого немецкого поэта Генриха Гейне. Во многих еврейских и русских культурных центрах Германии прошли литературные вечера памяти поэта. Генрих Гейне родился в 1797 году в семье обедневшего еврейского купца в Дюссельдорфе. Первоначальное воспитание Гейне получил в местном католическом лицее, где у него проявилась любовь к пышности католического богослужения, не покидавшая его всю жизнь. Родители Гейне, мечтавшие видеть сына генералом наполеоновской армии, после поражения Наполеона думали о профессии купца для Генриха. И после окончания лицея в 1816 году отправляется мальчик к своему дяде Соломону Гейне – одному из самых богатых банкиров Гамбурга. Здесь он обучался торговому делу, но уже вскоре стало ясно, что у него отсутствует талант и склонность к этому делу. И он начинает с согласия и с материальной поддержки дяди изучение юриспруденции в Геттингене, Бонне, Берлине. Во время учебы он слушает лекции теоретика немецкого романтизма Шлегеля, классического философа Гегеля, встречается с поэтом Гете, со сказочником Э. Т. А. Гофманом и другими, знакомится с французским утопическим социализмом, вступает в Еврейское общество культуры и науки. Все это не могло не отразиться на его мировоззрении. В декабре 1821 вышел первый томик стихов Гейне, отражающий его поэтические «годы учения». Большинство стихов этого сборника свидетельствует об отсутствии у поэта установившейся «своей» манеры. Но наравне с ними здесь помещены и такие перлы поэзии, как «Два гренадера» и «Валтасар»: первая вещь написана в ясном и простом тоне немецкой народной песни, вторая — оригинальное преломление байронического мотива. Из отдельных частей сборника наиболее интересны «Сновидения», использующие — частью иронически — тематику народной баллады и позднего романтизма. Слава приходит к Гейне после сборника стихов «Лирическое интермеццо», опубликованный вместе с трагедиями «Альманзор» и «Ратклифф» в 1823. Большое влияние на его личную и творческую жизнь оказала первая неразделенная любовь к своей кузине Амалии, дочери Соломона Гейне. Он начал писать стихи и осознавал себя поэтом. Но его увлечение поэзией было встречено в буржуазно-трезвом семействе дяди с презрением. Поэт со своей любовью и своим творчеством оказался отвергнут тем миром, в котором существовал. Равнодушие и холодность любимой лишили поэта веры в людей, в близость между ними. В 1825 году он закончил свое юридическое образование, получив звание доктора права. И чтобы получить «входной билет в европейскую культуру», переходит в христианство. Однако из его намерений стать известным адвокатом ничего не вышло, и он принимается опять писать и издаёт весной 1826 первый том своих «Путевых картин» в прозе, материал для которых он подчерпнул в Геттингенском университете, вызвавших сначала восторженный приём, а потом бурю негодования. В них Гейне высмеивает реакционные, узкие, традиционные и вообще все отрицательные черты немецкой общественной жизни. Например, в «Путешествии по Гарцу» он пишет: « Жители Геттингена делятся на студентов, профессоров, филистеров и скотов. Причем эти сословия не строго между собой разграничены. Сословие скотов преобладает.» В них он намечает — наряду с резким осмеянием своих прежних националистических настроений — свой новый идеал свободной и гармонической индивидуальности. Старые романтические мотивы несчастной любви и воспоминания детства перебиваются апологией Наполеона, как воплощения Великой французской революции. После освободительных войн против Наполеона наступил период европейской реакции. Социальную реакцию этого периода Гейне как еврей ощутил особенно остро, когда он попытался найти себе работу. Равноправие евреев, которое частично было решено во время французской революции, после 1813 года было отменено. В этом стоит рассматривать источник социальных и политических взглядов Гейне, его ненависть к буржуазии и феодально-бюрократической Германии и одну из причин его преклонения перед революцией и Наполеоном. Мировая слава поэта определяется в первую очередь, его любовной лирикой, написанной до 1830 года. Они собраны в первом большом сборнике его стихов, в «Книге песен», вышедшей в свет в 1827 году. Циклы, составляющие этот сборник: «Юношеские страдания» (1817-1821), «Лирическое интермеццо» (1822), «Опять на родине» (1823-1824) и «Северное море» (1825-1826). Эти стихи показывают, что смысл жизни в эти годы сводился к гармонии идеальной любви. Но Гейне довольно скоро осознал ограниченность своей тематики. Он призывал себя со свойственным ему юмором кончать крутить любовную шарманку. Стихотворения цикла «Опять на родине» выходят за пределы темы «Амур и Психея». В цикле «Северное море» воспевает Гейне море, которое становится символом неограниченных просторов «большого мира», к которому поэт причастен и в котором ему предстоит найти свое место. Автор продолжает публиковать новые тома своих «Путевых картин», в которых все смелее критикует политическое положение в Германии, напоминает о прошлых боях за свободу и мечтает о немецкой революции. Когда поэт понял, что происшедшая во Франции в 1830 году революция не перекинется в Германию, он переезжает в Париж. Там он изучает социальное и политическое положение во Франции, печатает статьи на эту тему в немецких газетах до тех пор, пока это было возможно. Сравнивая развитие Германии и Франции, опираясь на учение Гегеля, Гейне разрабатывает свою концепцию философии истории, которой принадлежит важное место в развитии домарксистской мысли. Любовные стихи, написанные до 1840 года, составившие цикл «Разные», заметно отличаются от стихов «Книги песен». В новом сборнике перед нами предстает не страдающий своенравный юноша, а опытный, скептически настроенный мужчина. Гейне прославляет свободную чувственную любовь. В этих стихах любви отказано в вечности. После этого он был объявлен «аморальным человеком», лишенным «немецких добродетелей». В жизни он проповедовал те же принципы. С 1834 года он жил в гражданском браке с юной парижской продавщицей, и лишь много позже он оформил законный брак для обеспечения ей соответствующего положения после его смерти. Несмотря на счастливую любовь, мысль о родине часто не давала ему покоя. За четверть века, прожитые во Франции, он лишь дважды побывал в Германии в 1843 и 1844 гг. Любовь к родине не могла его заставить забыть об отсталости Германии по сравнению с Англией и Францией, о необходимости борьбы с любыми проявлениями реакции для создания предпосылок прогрессивного развития Германии. В своих стихах он часто возвращается к противоречию между чувством неразрывной связи с родиной и критическим отношением к «стране филистеров». Он воспевает Германию: « О Германия, моя недосягаемая возлюбленная!» Она занимает место недоступной красавицы. Она отворачивается от поэта, не понимая его глубоких чувств, и которая не так уж достойна его поклонения, как кажется охваченному любовью поэту. Гейне возродил утратившие свое демократическое начало и связь с актуальностью баллады. Для ранней баллады «Гренадеры» он заимствовал сюжет из современности. Говоря от имени двух солдат наполеоновской армии, мечтающих о возвращении императора, Гейне выступил против существующих порядков. В других балладах использовались сказания и легенды, исторические сюжеты. В безымянных памятниках народного творчества поэт видел ту часть культуры немецкого народа, которая показывала, что народ не полностью подчинился господствующей идеологии. С 1840 года Гейне стал публиковать в газетах статьи, посвященные общественной жизни Франции. В них он предвидел грядущие битвы. Он писал о рабочих клубах, об исполнении марсельезы в рабочих мастерских. Все это казалось ему более важным, чем парламентские дебаты или правительственные распоряжения. В возможности возникновения серьезного политического движения в Германии поэт очень сомневался. Фальшиво звучали для него антифранцузские ноты в воспевании «свободного немецкого Рейна» и немецкого единства под эгидой Пруссии. Поэту с трудом удалось избежать высылки из Франции по требованию Пруссии. Карл Маркс, сотрудничавший с Гейне, вынужден был уехать из Парижа в 1845 году. В это время поэт создает произведение «Германия. Зимняя сказка», воспевающую грядущую свободу. «Мы здесь, на земле, устроим жизнь, На зависть небу и раю. При жизни счастье нам подавай!» Гейне чувствует себя барабанщиком, который будит свой народ ото сна. В стихотворении Гейна «Силезские ткачи» пролетариат впервые изображается новой самостоятельной силой, осознавшей свое положение. 1843-1846 гг. – время наибольшего расцвета Гейне – лирика в борьбе, предшествовавшей революции. Лучший период его политической поэзии связан с переездом осенью 1843 в Париж Карла Маркса и его друзей. Маркс вербовал виднейших членов немецкой эмиграции в сотрудники «Немецко-французских ежегодников»; в число этих сотрудников входит и Гейне. С этого момента между величайшим мыслителем и поэтом завязалась дружба, не прекращавшаяся до самой смерти Гейне. Под непосредственным влиянием Маркса начинается самый плодотворный период творчества Гейне как политического поэта. В 1848 году болезнь приковала поэта к постели на восемь лет. Ему удалось выпустить два последних сборника «Романсеро» (1851) и «Стихотворения 1853 и 1854 гг.». В 1856 году поэт скончался. Его творчество в целом оказалось чуждо буржуазии, за исключением лишь некоторых его сторон. Рабочий класс со времени Маркса и Энгельса чувствовал поддержку поэта в своей социальной и политической борьбе и признал за поэтом то почетное место, которое по праву принадлежит Гейне в истории человеческой культуры.
|
|