Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Открытый литературный конкурс «О, Альпы и Рейн, и Дунай голубой!»

Автор: Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон)Номинация: О большой прозе.

чиСЛО и СЛОво. Быль сказочной фантастики (роман) (вне конкурса)

      чиСЛО и СЛОво. Быль сказочной фантастики (роман) (вне конкурса)
   
   
   Синопсис
   
   Название: «чиСЛО и СЛОво»
   Подзаголовок: «Быль сказочной фантастики»
   Жанр: роман
   Объем: 12 авт. листов (480 тыс. знаков)
   
   Математик, доктор технических наук. Изобретатель СССР. Автор эластичной математики, общей теории прочности, десятков концепций, методов и теорий, 17 поэтических сборников на русском, украинском, английском и немецком языках, лекций-концертов о выдающихся поэтах (Пастернак, Мандельштам, Цветаева, Ахматова, Гумилёв, Волошин, Хлебников, Заболоцкий, Чичибабин, Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Бродский) и авторской песне (Вертинский, Галич, Окуджава, Визбор, Городницкий, Дольский и Розенбаум), психологических лекций, среди которых «Человек среди людей», «Как стать здоровым и счастливым», «Самоопределение и самореализация», «Планирование судьбы и организация успеха», «Стратегия и тактика высших творческих достижений», «Выгода добра и света», «Стихотерапия» и «Поэзия науки, жизни и любви». Был экскурсоводом первой категории и руководителем секции. Объездил СССР (даже Сахалин), пол-Европы, обзванивает полмира. Причалил в Мюнхене.
    Бывший вундеркинд. Стихи с 12 лет. Победитель областных олимпиад по всем предметам. Третий призёр Всесоюзной олимпиады по математике. Об одинаковых, в Германии негодных оценках, золотой медали и больших портретах в городе скромная история умалчивает... Будучи д.т.н., зав. 2 кафедрами, зам. директора института, услышал сзади: "Парень, дай пройти!" – и порадовался вторым движением души...
    Член программных и оргкомитетов международных научных конференций. Представляет на них международную аэрокосмическую фирму докладами и публикациями. Гастролирует как лектор и поэт в 3-м поколении после 25 лет литучёбы с помощью Литконсультации Союза писателей СССР и предисловий Лауреата Госпремии СССР 1990 Бориса Чичибабина к трём сборникам. Сопровождавшиеся афишей выступления транслировались по телевидению и редакцией иностранного радиовещания. Продолжаются семейные традиции – поэтическая и научная династии. Бабушка, свидетельница Октябрьской революции, жила рядом с дворцом Матильды Кшесинской в Петрограде, писала эпитафии и трогательные стихи и до революции. Дядя, Зиновий Иосифович Красовицкий, – доктор медицинских наук, профессор, создатель и главврач клиники, названной при жизни его именем. Другой дядя, Иосиф Львович Упор, весьма профессионально переводит с английского ("Гамлет", сонеты Шекспира), идиша, иврита на русский и с русского на украинский. Дети, также представленные в Антологии немецкой поэзии, освоили поэтическую палитру четырёх языков и добавили французский, латынь и испанский...
    Поэтические и прозаические произведения относятся к лирике, драме, в том числе стихотворной, и эпосу, включая научную фантастику, сказки, юмор, часто лирический, и эротику.
    Литературный редактор.
    Лауреат VI Международного поэтического турнира в Дюссельдорфе.
    Президент I Международного фестиваля поэзии «Таланты твои, Украина» в Гамбурге исключительно на украинском языке. Представлены Европа, Азия, Америка и Австралия.
    Президент I Международного поэтического фестиваля в Гамбурге на русском, украинском, английском и немецком языках. Представлены Европа, Азия, Америка и Австралия.
   
   
   Отрывки:
   
   
   ЖАР-ПТИЦА НА ОРБИТЕ
   
   То ли космонавты непосредственно или дистанционно вселились в телевизионный спутник, то ли его осенили Небеса. Ненароком он ожил, радостно осознал своё пламенное имя, удивлённо замахал крыльями, но вовремя вспомнил о своей геостационарной траектории. Подсознание подсказало, что он призван «к священной жертве» и обязан послушно «висеть» над одной-единственной и неповторимой точкой земного экватора. И почему-то именно 13 градусов восточной долготы... Счастливое или несчастливое число? Как знать... Как посмотреть! Задумался о пользе позитивного мышления и оптимистического настроя. 1 плюс 3 – это 2 во 2-й степени, 2 умножить на 2 или 2 плюс 2. На выбор! Одна возможность краше другой. К тому же 2 – единственное целое между 1 и 3, разность 3 минус 1 и простое число. Единственное чётное...
   
   Спутник гордо оглянулся на коллег. Они бессознательно и бездушно двигались по той же траектории, но, сдвинутые по фазе, «висели» над «своими» точками земного экватора. Их было так много... У них не было такой замечательной координаты. А главное, столь искромётного имени! Вот и пусть несут свой серый крест! Прекрасный фон...
   
   Как вдруг коммутативный закон насквозь пронзил лучезарную логику спутника. А если переставить 1 и 3? 31. Чем хуже? Столь же замечательно? Нет, убывание цифр! А убывать так не хочется! И это не периодично, как Луна, вернее, её часть, видимая с Земли, а вечный приговор. Вечность! Сколь сладкое слово... И вечно возрастать – от 1 к 3. Восклицать здесь нельзя, иначе получится факториал трёх, то есть произведение 1, 2 и 3, а это уже 6. Ну, и пусть! Первое совершенное число, равное сумме своих делителей меньше себя самого. Как хочется совершенства! А воскликнешь там дважды – получишь произведение 1 и 3, и это 3. А Бог троицу любит. И число 13 на глазах Жар-птицы расцветает ею же. Да ещё почти всегда – купание в щедрых лучах солнца. Ведь велика высота над Землёй – чуть меньше длины экватора. Поэтому затмить даже столь малый спутник – краткая и крайне редкая удача для всех гигантов мироздания. И спутник снисходительно посмотрел на них. Они – всего лишь естественные, дети природы. Зато он – рукотворный, явление стерильного искусства, которое куда выше грубой и грязной жизни. Правда, есть и другие искусственные спутники, но они неживые...
   
   Вспомнилась и настоящая сказочная жар-птица со светящимися перьями. Олицетворение огня, света и даже Солнца? А зачем, когда есть настоящее? Жар-птица питается золотыми яблоками, дарующими молодость, красоту и бессмертие? А где она берёт несуществующее? Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым? Кого и кому именно? При этом из её клюва сыплются жемчуга? И кто ими обогатился? Сплошные выдумки... Многие прочитали или прослушали сказку в детстве, и больше она им ни к чему. Лень даже скачать её текст по Интернету, да и незачем разбрасываться памятью винчестера... Иное дело – спутник с тем же именем! Десятки миллионов не жалеют миллиардов. Велик соблазн донельзя точно направить прямофокусную или офсетную антенну часто метрового или даже куда большего размера на Жар-птицу с большой буквы, а то и ангажировать «вместо сердца пламенный мотор». Чуткий конвертер решительно и беспощадно снижает входную частоту хилого сигнала и гонит его в шею. Да так, чтобы он не утонул в кабеле, а всё-таки угодил в лапы к далеко не всегда голубому экрану. Тысячи каналов... Всё не пересмотришь. Как и дам... Вот это фантастика! Правда, может исчезновением при нежном налёте урагана попросить о новой юстировке. Да ещё обледенения и снежные заносы... Но чего не сделаешь ради любимой игрушки? А сколько внимания к новостям, трепетно касающимся такой Жар-птицы! Сказочной и не снилось...
   
   Спутник задумался о том, кому и чем он, оживившийся, может оказаться полезнее бездушных коллег. И скромно решил: всем! Но как? Добавить что-то своё, неземное? Хлопотно. А какое действие обратно или противоположно сложению? «Ты как хочешь это назови!» Вычитание! Редактировать – по-английски сокращать. Но надо на всех языках. Естественных и искусственных. Подумаешь, эсперанто! Пусть думают аспиранты! Значит, цензурные фильтры. Где располагать – на выходах транспондеров? Но зачем собственное переполнение чужими отбросами? Значит, прямо на входах. Как стражу. Как страшно! Выбрасываемому. Трудно произнести? Тем более пронести? Так и надо! Но что пропускать, а что прогонять в шею или пониже? И спутник пристально и критически посмотрел на поток телевизионного сознания и применил классический хронометражный метод. Невероятно! Сплошная массовая «культура». Чего? Нижайшего. То дают, то берут. То стреляют, то попадают. То певицы в облике девиц, то наоборот. Прощай, «страна героев, страна мечтателей, страна учёных», инженеров (и «человеческих душ»)? Высокому отводится глубокая прОпасть. Да и как ему в таком военном мире не пропАсть? Но, может, просто все современные творцы – недостаточно интересные, «как на подбор»? Проверим! Как? Мысленный эксперимент. У одной стены длинного зала вдохновенно читает свои шедевры оживший Пушкин. У противоположной – восставший, словно феникс (мифологический, как и жар-птица), из пепла Эйнштейн, аккомпанируя себе на скрипке, воспевает свои специальную и общую теории относительности. Слушатели разделились, а некоторые, не выдержав теста на буридановость, раздвоились. И вдруг в центре зала молча появляется произвольная девица и откровенно демонстрирует данное природой без малейших собственных заслуг. Куда обратится почти всеобщее внимание? Однозначно. Случайно? Повторяемость – свидетельница закономерности. «Невидимая рука рынка» диктует именно так. «Что делать?» Укоротить! И фильтры дружно возвели неодолимую преграду для низкопробного.
   
   А что коллеги? И умный «пример заразителен», если посилен. Другие спутники стали постепенно оживать, и «добра наживать», и щедро делиться им. Думы исключительно положительной направленности концентрировали талантливую изобретательность на избирательной (по части объёма показа, времени и адресата) обратимости телевизионных трансляций в соответствии с желанием отправителя. И был сделан важный шаг на пути к созданию общества с избранными информационными потоками.
   
   А Жар-птица, слыша заслуженные высокие слова, стала проявлять удивительную скромность. Все спутники создали творческое объединение в виде «разумного, доброго, вечного» кольца. И этим превзошла близкая Земля далёкий Сатурн в глазах родного Солнца. А оно – Жар-птица жизни – отвечало горячей взаимностью на зависть прохладной Вселенной...
   
   
   АНГЕЛ ГРЯДУЩЕГО
   
   Где-то внутри неслышно раздался вечерний зов, явно нацеленный на безусловный рефлекс. Квартира склонилась к затмению и задумчиво затихла. Унеслись дневные достижения и потери, радости и разочарования, караты вечности и тонны повседневности. Все они взаимно переплелись и плотно спрессовались в очередной отрезок беспощадного времени. Мечтательные сны стали сладкой сменой утомлённой реальности. И посетил писателя встревоженный современностью ангел далёкого, но такого близкого грядущего.
   
   ...Проснувшееся солнце уверенно протиснулось между стволами деревьев, столпившихся у лесной опушки. Скользящие лучи трепетно погладили ласковый шелест листвы. Световой пароль стал сигналом к наступлению всего сущего. И внезапно зазвенели зажигательные трели задорных соловьёв. Отдохнувшие веки нерешительно разжали ночную блокаду уловленных глаз. Слетела пелена плена, наполненного блаженством. Глава потянувшейся семьи отменил перезревшую непрозрачность. Удивлённое утро не замедлило заметить очаровательную четвёрку потаённых путников. Ни дОма, ни палатки, ни вентиляторов, ни кондиционеров, ни спальных мешков, ни одежды. Только незримые групповые и индивидуальные экраны – механические, тепловые, электромагнитные, временнЫе... Нерушимые по предложенной автором универсальной общей теории прочности. Но неодолимой силой мысли выключаются, включаются и абсолютно тонко регулируются в произвольных комбинациях по его же эластичной математике. Искромётно исполняются жаждущие желания. Автоматически выбираются оптимальные конфигурации, цветА и другие параметры.
   
   Каждый вызывает личную программу текущего дня. Она включает гимнастику, дружбу с воздухом, водой и солнцем, еду, питьё и любимые занятия в полезнейших сочетаниях. Управляемо и время – и скорость его течения, и направление, и даже влияние на внешний вид. И всё это делается независимо, мгновенно и обратимо. Хотят дети стать старше родителей или вторые младше первых, – пожалуйста. Возможны и предварительный просмотр, и внесение произвольных изменений в программу. Ни болезней, ни старения, ни геронтологии... Царит всеобщее здоровье и счастье.
   
   Восхищает всё. Мгновенное создание желанных благ и собственное перемещение. Вызов и преобразование любой информации, обмены между внутренней и внешней памятью. Никакой необходимости тратить время и силы на чуждую работу во имя заработка и даже на отправление естественных потребностей. Каждый живёт именно и только своей собственной жизнью и посвящает всё время любимым занятиям и развитию способностей к ним. Излишни промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля, деньги... Идеальное состояние природы и оптимальный обмен с ней веществами и полями. Индивидуальные погода, климат, природное и человеческое окружение. Регулируемая степень контактов вплоть до полной изоляции. Невозможность никому и ничему навредить.
   
   Каждый проснулся и сделал утреннюю гимнастику по индивидуальному графику и наилучшему плану. Личные экраны исключили даже малейший шум, который мог бы помешать другим в исполнении их желаний. Каждый автоматически насытился обменом с природой и тут же очутился за общим семейным столом для завтрака. Все делились впечатлениями о снах, радостно вкушали свои любимые блюда и дегустировали выбранные напитки в тёплом кругу родных.
   
   Затем отец включил летний полдень лет через 500, Мальорку, парадный костюм и председательство на Международной научной конференции по эластичной математике и общей теории прочности. Мать выбрала зимнее утро лет через 100, прибайкальскую тайгу, лыжи и соответствующее одеяние и совершила забег. Сын остановился на сборе грибов в Новой Зеландии через 50 лет, а дочь прельстили костюм королевы и бал-маскарад на Новый год лет через 10 в Париже. Каждый насладился последствиями своего выбора и тут же очутился за общим семейным столом для обеда. Все радостно поведали друг другу о своих достижениях.
   
   Во второй половине дня каждый опять занялся делом по душе. Отец выбрал зимнее в северном полушарии утро лет через 200, яхту на рейде Сиднея, фрак и президентство на Международном литературном фестивале. Мать включила осенний закат лет 20 назад, вечернее платье, Большой театр, избранное из лучших балетов с участием Майи Плисецкой в постановках Юрия Григоровича. Сын перевоплотился в студента мехмата МГУ в позапрошлом году, а дочь показала по всемирному телевидению себя в блестящем одеянии через год на светской тусовке в Лондоне. И вновь обменялись впечатлениями, на этот раз за ужином.
   
   Вечером все вдруг захотели остаться вместе и включили индивидуальные экраны. Отец сначала развивал свои общие теории, а затем Всевышний начал диктовать ему стихи и прозу. Мать запросила свежую информацию о новых методах лечения. Сын почувствовал себя студентом Мюнхенского университета после занятий по физике, химии и математике. А дочь просто перелистывала тысячи программ телевидения на русском, украинском, английском, немецком, французском, испанском и многих других языках. И для этого не требовались ни спутники, ни моторные антенны, ни телевизоры...
   
   Так и пролетел незабываемый день мечты. Он таинственно обогатил всех бесценными знаниями и впечатлениями, радостными переживаниями и счастливым блаженством. Поистине неисчерпаемые сокровища ясно выразили полную готовность щедро дарить наслаждение и вдохновение. И завтра, и послезавтра, и всегда!
   
   Новый сон сковал семью, полную внушённой веры в чудеса и пламенных надежд на их неизбывность...
   
   ...А реальное пробуждение сознания состоялось без уже далёкого ангела грядущего в прошлой и настоящей квартире, столь близкой бытию.
   
   
   СТИХОТЕРАПИЯ
   
   Инопланетяне направили самый интеллектуальный по сравнению со всеми известными до сих пор десант на Землю, чтобы попытаться понять её обитателей. Рациональные и особенно прагматические аспекты их жизни были практически достоверно известны Всеобщей Академии Мироздания. Этому способствовали многовековые наблюдения в телескопы и полёты космических кораблей – НЛО по определению земных скептиков. Да и показания похищенных «языков», тщательно зафиксированные в протоколах допросов. Именно последние упорно наталкивали на мысли о том, что столь многие поступки людей слишком часто нельзя сколько-нибудь удовлетворительно объяснить даже с помощью скрупулёзного анализа обстоятельств. Пленные, явно не сговариваясь, упорно твердили о каких-то непостижимых чувствах. Совсем иное дело – общепонятные ощущения:
   дистантные (зрение, слух, обоняние),
   контактные (тактильные, температурные, вибрационные, вкус, осязание, боль) и
   глубинные (чувствительность от внутренних органов, мышечная и вестибулярная).
   Вот без них и впрямь не обойтись! А тут какие-то выдумки о переживании человеком своего отношения к самому себе и окружающей действительности (к явлениям, людям и их поступкам)! Настроения, аффекты, страсти... От радости до печали, от умиротворённости до ярости, от любви до ненависти... Да ещё какие-то высшие чувства:
   интеллектуальные (связанные о удовлетворением познавательных интересов),
   нравственные (чувство коллективизма, долга, чести и т. п.) и
   эстетические (чувство прекрасного).
   И вовсе таинственная и необъяснимая душа! Пустые слова... А почему такие дружные измышления? Без прямого вторжения не обойтись! Но держать марку и не консультироваться у аборигенов, и без того не особо страдающих скромностью... Иначе и вовсе возомнят себя самыми разумными во всей Вселенной!
   
   В процессе информационного поиска пришельцы внезапно обнаружили монографии и стихи автора в библиотеках и в Интернете. Эластичная математика, общая теория прочности, десятки концепций, методов и теорий показались явно полезными, хоть и требующими немалых усилий для восприятия. А вот 17 поэтических сборников на русском, украинском, английском и немецком языках виделись куда доступнее. Языки для инопланетян-полиглот­ов­ – не проблема. Но сначала они никак не могли понять, зачем такой учёный тратил время на столь отвлекающие забавы. Информации – ноль. А душ и сердец у них не было. Господь не удостоил. Какая там эфемерная любовь? Кто её видел? Ещё более или менее посильны для ощущений и разума стихи о природе: звёздах, Солнце, небе, море...
   
   Неуёмное желание раскрыть заманчивые тайны земной цивилизации возвращало Главного научного сотрудника инопланетян к тем стихам «невидимой рукой» антирынка. Никогда ранее не сталкивался залётный мудрец со столь нерациональным жанром. Но шестое чувство, свойственное и пришельцам, подсказывало, что именно здесь и зарыта земная собака. Охотничий азарт не отпускал ни днём, ни ночью. Сначала для общего представления было прочитано полное собрание литературных сочинений автора. Оно оказалось довольно внушительным. Затем стихи были разбиты на группы по степени доступности. А движение от простого к сложному не было открытием Америки и для инопланетян.
   
   Пейзажная лирика выявилась не самым крепким орешком. Если два-три раза медленно, вдумчиво прочитать, то становится ясно. Возникла рабочая гипотеза о том, что при многократном чтении можно понять всё. Она стала почти теорией после проверки на многих стихах. Было, правда, и одно исключение. Камень преткновения и бельмо на глазу – всё те же стихи о любви. Но и упорства было не занимать. И оно оказалось вознаграждено. Количество перешло в качество. Главный научный сотрудник заметил первые изменения. Появился и нарастал блеск глаз. Голос уверенно становился выразительным и певучим, а движения – артистичными. Мир явно склонялся к насыщенной многокрасочности. Зрение, слух, обоняние, осязание и вкус вышли на новые орбиты. Стало невыразимо скучно одному в четырёх стенах. Захотелось общаться.
   
   Коллеги по пришествию давно не видели Главного научного сотрудника. Они с огромным трудом и только методом исключения опознали его, сразу заметили и одобрили большие изменения. Да и могло ли быть иначе? Аура вокруг мудреца и нимб над головой столь неудержимо притягивали к себе... И особенно инопланетянш. Никто не мог устоять. Но выбор пал только на одну из них, самую умную и красивую. Ей Главный прочитал стихотворение автора «Единственной» на всех четырёх языках. Она растаяла. Конечно, к счастью, в переносном смысле. Остальные тоже загорелись.
   
   Главный научный сотрудник организовал коллективные чтения поэзии. Конечно, для этого потребовалось её тиражирование. Но технические трудности и даже расходы уже не воспринимались как препятствие и радостно преодолевались в предвкушении грядущих достижений. Ауры и нимбы дружно росли и множились вместе с восхищением.
   
   Как вдруг в семье Главного научного сотрудника грянуло, как гром, непредсказанное пополнение. Ждали маленького инопланетянчика, а появился человечек. Ведь родился он в семье человекообразных на Земле, подействовал закон эволюции, и Всевышний благосклонно оценил духовность поэзии и особенно посвящённые ему стихи. Уже в следующем поколении все инопланетяне очеловечились и стали здоровыми и счастливыми. А Главный научный сотрудник сбросил ещё один покров тайны с чудесного преображения. Он обнаружил у автора лекцию «Как стать здоровым и счастливым», иллюстрируемую его же стихами. А в книге отзывов на его литературном сайте – словА о стихотерапии его творчества. Наконец, Лауреат Государственной премии СССР 1990 года Борис Чичибабин в одном из трёх своих предисловий к поэтическим сборникам автора назвал его инопланетянином. Тот не удержался и впоследствии сочинил стихотворение «Инопланетянин».
   
   И новые земляне вдохновенно снарядили и решительно бросили в контратаку обратный десант...
   
   
   ВОЛШЕБНАЯ МАТЕМАТИКА (сказка)
   Жила-была Математика. (Для считающих её сухой и безжизненной: Вас ждёт многие десятки лет «Живая математика» Якова Исидоровича Перельмана как теорема существования её именно такой и лучшая подруга не только моего вундеркиндства).
   
   А где же именно Она жила-была? На земле? С её скучными проблемами и заботами о хлебе насущном? Фи (одна из излюбленных Математикой греческих букв: «В Греции всё есть», Чехов, касательный к Математике)! Витала в облаках («вита», конечно – и начально, и в промежностях, – жизнь, но уже по латыни, а также имя-сокращение победительницы и победы). Почему в них? Чтоб купаться в бесконечном золоте солнечных лучей, омываясь живой водой – мамой и дочкой росы и водоёмов, включая (на всю катушку) очаровательные, как мысли, извивы рек, дарящие зеркальную симметрию и строящие глазки озёра, чудесно взволнованные моря и невероятно неоглядные океаны. А главное – над землёй! Жить в своё удовольствие! И думать только о себе, любимой! А если что не по душе – доказывать, что оно просто не существует: был бы объект невнимания, а теорема найдётся!
   
   А как же именно Она жила-была? В каком смысле? Конечно – и бесконечно, как форма общественного сознания. И продвинутого индивидуального, особенно у рационалистов. Слышали о браках по расчёту? Самые крепкие, как объятия. Ещё бы! Любовь проходит, а дети остаются. И расчёты. Лучше правильные и заблаговременно. Незыблемые! Куда без Математики? Конечно, опять «Фи!» И заземлённая сойдёт. Даже с обычной строчной. Но не срочной, а бессрочной. Не пожарная команда! «Только Вечности служим-с!» Тоже с прописной. И множественное. Одна она, да многолика. Куда там пресловутому Янусу! А в первую очередь – форма индивидуального сознания Её славных творцов. Но и церберов. Тоже на Олимпе. Импотенты, но лают. Цепные. Но не себя приковывают к Ней, а Её как дойную корову к себе. А раз кушать хотят, то жрецы. Непогрешимы. Интерпретаторы. А с ними, казалось бы, и Она. Сплошные истины в последней инстанции. Вечное телевещание. Спорить не моги! В спорах разве рождается разве истина? (Двойной риторический вопрос). А снизу вверх – хуже, чем против ветра. Уж точно всё – на тебя. «Закон природы-с! Симметрия-с! Мы, церберы, ни при чём-с». Ещё и добавят. Дольют. И далеко не дистиллят. Ушатами. Чтоб не мало было. Не жадные. Не жалко. Не место на Олимпе... Но что нам церберы? «Нам не страшен серый волк!..» А это псы, да ещё прикованные. Вернее, приковавшиеся и присосавшиеся. Вот пусть и попробуют сдвинуть такую махину, как Она! «Какая глыба, а!» Кишка тонка. Поэтому шевельнём извилинами спокойно и отважно. Конечно – и начально, – есть и другие науки. Даже точные. Но «кто может сравниться с Матильдой моей?..» Если не риторически, то от церберов можно получить и мат. Не обязательно шахматный. Но не от Автора, который в давнем процессе становления поэта из стихотворца прошёл такое очищение души, что более не способен даже думать грубо (не считая грубых, прикидочных приближений в расчётах), несмотря на незабываемую солдатскую школу. Однако ближе к телу, то есть к другим, естественным наукам. Они орудуют объектами материального мира и открывают столь же реальные законы. А Математика – сплошное изобретение. Оглянитесь вокруг себя и попробуйте обнаружить в природе, скажем, число 2 или прямоугольник. Только не их вполне материальные изображения, скажем, мелом на доске. Символ 2 вообще относителен, свойствен системе счисления с основанием не менее 3 в арабской (индийской) нумерации. В двоичной системе это символ 10, в римской нумерации II. То есть символ 2 условен. А прямоугольник вообще нельзя изобразить заметным, ведь линия одномерна, имеет лишь длину и нулевую ширину и не может быть увидена. То есть Математика полностью выдумана. Но не надумана. Она – универсальный язык наук для моделирования реальных объектов и их отношений. Число 2 – то общее, что есть у 2 яблок, 2 львов..., любых двухэлементных множеств, которые можно поставить во взаимно однозначное соответствие. И это общее объективно, то есть независимо от нашего сознания, существует. А прямоугольник – прекрасная модель для описания, скажем, граней кирпичей. Гаусс: «Математика – царица наук, а теория чисел – царица математики». Цветаева:
   «Царю Петру и вам, о царь, хвала!
   Но выше вас, царей, колокола...»
   
   Но жил-был и Автор. И был он математиком. И даже третьим призёром Всесоюзной олимпиады по Математике. И защитил он кандидатскую диссертацию. И свято верил в непогрешимость Математики. Больше, чем себе самому. И казалось ему здание Математики верхом совершенства. И стал он работать над докторской. Не колбасой, а тоже диссертацией. Но почему «тоже»? Куда до неё кандидатской! И согласился Первый Вице-Президент Академии Наук Украины быть научным консультантом. И взлетел Автор прямо или криво на седьмое небо на крыльях столь высокого доверия. И увидел Автор, что остальные науки изменились за несколько десятилетий до неузнаваемости. И только одна Математика «вечно неизменна». И не «в душе измученной», а на деле. И не то беда, что «старый конь». А то беда, что «борозды» «портит». Краеугольный камень Математики – теория множеств Кантора. Родившегося в Санкт-Петербурге. Элемент может множеству принадлежать или нет, а кратность не учитывается. Всё равно, хоть миллион условно неразличимых монет достоинством в 1 евро, хоть одна. Миллионер эквивалентен нищему. Разумеется, во многих случаях та теория даёт куда более здоровые модели, чем те, что на подиумах. Но во многих других, как видим, просто непригодна. По той же причине происходят поглощения при сложениях даже конечных множеств. Так что операция необратима. А фундаментальные законы сохранения нарушаются. И моделировать подчиняющиеся им процессы нельзя. И даже множество, состоящее из половины яблока и четверти груши. Хоть добавь к бесконечному множеству эквивалентное ему, хоть разбей его на две эквивалентные части и оставь только одну, всё равно. Ну и равнодушие! На усомнившегося Больцано лают церберы уже века полтора. «А воз и ныне там». И бесконечность – просто куча, в которую свалены совершенно разные и только очень грубо различаемые бесконечности. И действительных чисел не хватает, чтобы выразить вероятности разумных событий. И доказываются теоремы их несушествования. И могут возможные события иметь нулевую вероятность, как и невозможные. И неоднозначна относительная погрешность. И может она быть и бесконечной. И нет меры уверенности в точности объекта. И нет меры противоречивости в системе отношений. И дюжины принципиальных грехов у классического метода наименьших квадратов Гаусса-Лежандра. А только его можно приложить к переопределённым системам уравнений, число которых больше числа неизвестных. «Куда ни кинь – всюду клин».
   
   И создал Автор свою Математику. Столь же придуманную. В той же мере изобретение. И не «вместо», а «вместе». Альтернативную. И назвал он Её Эластичной. Потому что гибкая. Не видно задач, к которым нельзя применить. Не видно объектов и процессов, которые нельзя моделировать. Краеугольный камень Эластичной Математики – теория количественных множеств. Они операбельны наподобие чисел. «Мечта поэта»- Математика. Количество любого элемента в таком множестве может быть любым и точно учитывается без поглощений. А фундаментальные законы сохранения действуют. Бесконечно большие точно различаются даже при бесконечно малых отличиях. Универсальные числа получены расширением действительных с оригинальным включением бесконечных кардинальных чисел Кантора. И привычные свойства операций сохраняются. И возможные события всегда имеют положительные вероятности. И стала однозначной относительная погрешность. И всегда в пределах от 0 до 1. И введён резерв как мера уверенности в точности объекта. И мера противоречивости в системе отношений. И предложил Автор дюжины общих теорий и методов, которым пока не приходилось каяться в принципиальных грехах.
   
   И защитил Автор докторскую диссертацию. И продолжает работать над зданием Эластичной Математики. И наращивает его при радостных встречах с новыми задачами. И не хочет возвращаться с седьмого неба. И летает только там на крыльях вдохновения. И согласен с Гильбертом. Об одном бывшем питомце тот отозвался так: «Да, он стал поэтом – и правильно сделал. Для математики ему не хватало фантазии!» А в одном из стихов на немецком Автор сказал, что в Математике больше поэзии, чем в самой поэзии. А в одном из стихов на русском поведал причину. Символьная речь науки не диктует мысли таких ограничений, как это делает любой язык. «Хотите – верьте, хотите – нет».
   
   «Вот и сказке конец». А Математика продолжается. И Эластичная. И их поэзия. И поэзия. И жизнь. И судьба...

Дата публикации:18.01.2007 15:01