Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект:

Номинация: Подборки стихотворений

№ 8. БЕЗ НАЗВАНИЯ. Номинатор "Вечерний Гондольер"

      * * *
   
   Можно с вами, тонкими, поплыву,
   будто бы я рядышком, наяву?
   Осень в нашем городе, господа,
   (у мотива длинная борода).
   
   Сквозь чертополох и древесный сор
   струнный не доносится перебор,
   только переулками голоса –
   колобок, медведица и лиса.
   
   Если с ними рядышком поплывешь,
   не спугни случайно, не потревожь
   их печальных душ - поминальных свеч:
   им своим путем суждено истечь.
   
   Застилает дерево небеса,
   не листва – червленые паруса.
   Рыбий царь по крышам побрел на юг,
   и ему на юге придет каюк.
   
   Не губи болезных. Клади, холоп,
   белый лед на бледный соленый лоб.
   Душ непотревоженных череда
   заполняет мертвые города.
   
   Трын-травой их выкорми на убой,
   беленою, лебедью-лабудой.
   Их сердец глаголами не разжечь.
   Не умеешь вылечить – не калечь.
   
   Переулков пасмурных переплет,
   заплутает в сумраке пешеход.
   Можно с вами, тихими, поплыву
   к золотому ясеня рукаву?
   
   Осень в нашем городе, господа.
   Осень в вашем городе, господа.
   Слышите, вы слышите – голоса?..
   Мы не слышим более голоса.
   
   
   * * *
   
   Я начал замечать: мой добрый друг
   становится печальней и прозрачней.
   Просвечивают шляпа и сюртук,
   и как бы автор ни был близорук,
   а в легких ясно виден дым табачный.
   
   Не прячет воровато друг лица:
   сквозь стенки черепной его коробки
   я наблюдаю ветку и птенца,
   рекламный щит, прилавок, продавца;
   я мысленно беру все это в скобки.
   
   Он тихо-тихо таял с детских лет,
   но - оболочкой, а не сердцевиной.
   Пустяк - исчезли кожа и скелет,
   не в этом суть. Мучительный секрет,
   загадка в том, что сердце, сердце видно!
   
   А я, напротив, становлюсь плотней -
   булыжник в череде других камней.
   
   * * *
   
   Послушай голос заводной,
   игрушка времени прощальная:
   в зеленой книжке записной
   ты будешь странница печальная.
   
   Моим сверчкам и паукам
   ключей не надо позолоченных.
   Они не ходят по рукам,
   живут в строеньях заколоченных,
   
   где мой по праву каждый гвоздь,
   где дремлет музыка сосновая,
   где я их суеверный гость,
   усатый нянь и смерть клоповая.
   
   * * *
   
   Пока в саду храпели человеки,
   четыре марципановых клопа
   седой кукушке подымали веки,
   хотя она давно была слепа.
   
   Из дерева и ткани разноцветной,
   из нитей, узелков, сосудов, жил
   ее по древней формуле запретной
   китайский чернокнижник смастерил.
   
   Другие времена пришли: в печали
   уже не красят щеки, зеркала –
   стекло, но говорят, что и в начале
   кукушкина душа стара была.
   
   Ей ведомы все тайны человека,
   его судьба, его последний час
   и час, когда сгорит библиотека,
   последняя, что помнить будет нас.
   
   Кукушка отсырела, истрепалась –
   в часах настенных время тяжелей.
   Она, бывало, ночью просыпалась,
   пугая пауков и мотылей.
   
   Но сладкие клопы из марципана,
   фарфоровые лисы, журавли
   и чучела медведя и фазана
   о чем-нибудь ее спросить могли.
   
   * * *
   
   Я ставни захлопнул и запер дверь.
   Не наступит Вчера, сестра.
   Раньше море в траве шумело, теперь
   ледяные поют ветра.
   
   Нам в чертогах смертных кивал камыш
   и лягух отверзал уста,
   нам ладони крапивный прожег бердыш,
   проросла во лбу береста.
   
   А сейчас тетрадь, как зима, бела,
   как снега, чиста и пуста.
   Вечерами гудит земля – затекла,
   а весна нейдет – заперта.
   
   * * *
   
   Мы громко жуем шаурму и кунжут,
   вином запиваем котлетки.
   Тем временем, рядом печально живут
   волшебные тихие предки.
   
   У них кукушата ночуют в зобу,
   их лица – вареные раки,
   проплешины – пятна лесные, на лбу
   не складки морщин – буераки.
   
   Такими они представляются нам –
   навек молодым и зеленым,
   птенцам желторотым, слепым пискунам
   и лопотунам несмышленым.
   
   И нам незаметно, как мир оскудел
   без музыки, слова и красок,
   без гуда, которым он раньше гудел,
   без ярких костюмов и масок…
   
   Мы это не видели. Нам не понять.
   Покушали, смяли салфетки –
   теперь подобает покойно поспать
   в домах, что построили предки.
   
   * * *
   
   То ли мне табак – не табак,
   то ли свет – не сед.
   Окунают белых собак
   в деревянный снег.
   
   У моей собаки не шерсть – трава-мурава.
   На свету смолкают ее следы и слова.
   
   А в другое время – ледок, листок.
   Расколол висок.
   Я бы сделал один соленый глоток,
   но вокруг песок.
   
   Так живем – пустыня желта, пустыня бела,
   а моя беда – пришла, пожила.
   Пожила, ушла.
   
   * * *
   
   Щелкни по струне, как по реснице,
   дунь в дуду, как будто в позвонок.
   Журавлей затюкали синицы,
   муравей стрекозам не помог.
   
   Кто у Карла золотые гири,
   гири ненаглядные унес
   и живет в спокойствии и мире,
   ест бананы и жует кокос?
   
   Клара, Клара, тьфу ты, Клара, Клара.
   Карл на Клару строчит фельетон.
   Замолчала кларина кифара,
   и не отвечает телефон.
   
   Между тем, умнейший мистер Твистер
   выступает с книжкою своей,
   рассыпает по столице бисер
   для свиней и маленьких детей.
   
   Все при нем: со шпагою и тростью
   (набалдашник – песья голова),
   с мощной тазобедренною костью,
   с сундучком, в котором сон-трава.
   
   Я живу, дыша и дешевея,
   запиваю хлоркой колбасу.
   Ничего-то толком не умея,
   только чушь прекрасную несу.
   
   * * *
   
   Всем хороша игра фигурок деревянных:
   и музыка, и смерть, и зимняя пора
   в угрюмом танце их. Из тополя сухого,
   из липы и сосны, ореха или вишни
   мерцающие головы и торсы,
   похожие на свечи в полутьме.
   А где же мастера? Ушли и не вернутся.
   И дымкой золотой подернут мир вокруг.
   Краснодеревщик, часовщик, фонарщик
   возникли на пороге, но их лица -
   мираж, и вот они исчезли торопливо,
   как будто кто-то их убрал с доски.
   
   * * *
   
   Было время, когда мы боялись людей
   и селились, как черти, за печкой.
   К нам зима приходила с пучком орхидей,
   кружкой супа, домашней аптечкой.
   
   Так и жили, о том толковали, о том
   пели песни, о том тосковали,
   о прекрасном, о теплом, о чем-то своем,
   так мы прятались, так зимовали.
   
   Но однажды очнулись и – черт побери! –
   мир вокруг изменился до боли.
   Хоть листай словари, хоть пускай пузыри
   в орхидеи, да желтофиоли.
   
   И теперь мы не точки в небесном шитье,
   а скворцы из кирпичных скворешен –
   кто распят на трухлявом рекламном щите,
   кто к железной антенне подвешен.
   
   Мы решили поверить во всё до конца
   и во всем до конца сомневаться,
   в монологе лжеца и сонете слепца.
   Может быть, может быть, может статься!
   
   Может быть, я не только пустой человек,
   что застигнут внезапной листвою
   и глядит, как уходит серебряный век,
   может быть, я чего-нибудь стою.
   
   Не по мертвому берегу тризну твори –
   по живому, что свищет и тает;
   посмотри, кто-то снежные губы твои
   с замиранием сердца читает.
   
   * * *
   
   Я вернулся, но узнать не смог ни улиц,
   ни домов, ни лиц прохожих. Все другое.
   Там, где раньше было кладбище, сегодня
   занесенный снегом парк и пруд стеклянный.
   Город за ночь совершенно изменился,
   как всегда – но я привыкнуть не способен.
   Лишь маршруты электричек постоянны,
   лишь подземки переполненные залы
   не меняются, когда пробъет двенадцать.
   А когда-то были дни неотличимы
   друг от друга, словно новые перчатки.
   Дождь за окнами и сонные соседи.
   И багряная листва на темных ветках.
   Я почти забыл об этом, а другие
   если помнят, то скрывают друг от друга.
   
   * * *
   
   Выхватывает свет движенье запятых,
   как будто мертвых птиц – зеленых, золотых,
   подхваченных водой, отпущенных домой,
   плывущих вслед за мной в последний путь ночной.
   
   Друзья, мои слова сгорают на ветру,
   как на войне жилье и горло на пиру.
   Я глух и нем, как лист, оставленный волной,
   поэтому, гроза, не говори со мной.
   
   Ничьи ладонь и лоб я не умел обжечь,
   от холода укрыть, от смерти уберечь.
   Мой дом навеки скрыт за дождевой волной.
   Благослови меня в последний путь ночной.

Дата публикации:05.07.2006 11:40