Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект:

Номинация: Подборки стихотворений

№ 136. БЕЗ НАЗВАНИЯ. Индивидуальная заявка.

      1. * * *
   
    Не выжить жажду – просто жить
    смешно ль... нелепо... мудро...
    Вчерашний сор не ворошить,
    не ворожить на утро,
   
    но как родившийся едва
    вдыхать сей мир и слушать,
    учиться заново словам,
    забыть, как ужас сушит.
   
    Читать и в пропасть между строк,
    и в бездну многоточий
    уметь упасть. А в оный срок,
    однажды... между прочим
   
    встав из-за старого стола,
    чтоб дня вдохнуть остаток,
    почувствовать, как два крыла
    восходят от лопаток.
   
    2. Ожидание –
   
    это безотчётный отказ,
    оживает в теле шаман,
    и глядит испуганно глаз
    в океан потерянных стран,
   
    это непрерывность и рост,
    и закономерность волны,
    отражают капельки рос
    наводненье полной луны,
   
    и струится тёплая мгла –
    вьётся беспредельности вязь,
    и тончайшей грусти игла
    обретает странную власть...
   
    И сдаёшься. Кутаясь в плед,
    постигаешь пластику змей,
    но выводит взгляд силуэт
    в плоскости безмолвных дверей.
   
    3. * * *
   
    Это пространство семью ключами
    замкнуто «на потом»,
    здесь иступлённым дают молчание
    поровну с коньяком,
    это тот город, где воздух серый
    даже в ночи горчит,
    это тот омут, где чувство меры
    вымерло или спит.
    Если года (хоть трещи) ни с места –
    факт объясним вполне –
    значит, дружок, ты того же теста,
    что и пейзаж в окне.
    Что ж, попытайся одеться в кокон –
    бабочкой прорасти,
    кажется, найдена прочь дорога,
    и ты ушёл почти...
    Но это слой, где вчера и завтра
    порознь, как «да» и «нет»,
    если надежда мелькнёт на завтрак,
    явится боль в обед.
    Так возлюби же свой дом – свой улей,
    дни, маяту ночей,
    рык перекрёстков, изгибы улиц
    имени палачей.
   
   
   
   
   
    4. * * *
   
    Когда бы не сдавать себя внаём
    ни по частям, ни оптом, ни в рассрочку,
    то не пришлось бы каяться потом
    и заново сшивать себя из клочьев,
   
    и плакаться о том, что опоздал,
    как пассажир отставший на перроне,
    потративший немыслимый запал
    в очередях – за калачом в погоне.
   
    Когда бы не сдавать себя внаём
    для игрищ чужеродных, бесталанных,
    то не пришлось бы искажённым ртом,
    соизмеряя барыши и раны,
   
    вдруг восклицать: «Игра не стоит свеч»,-
    по правилам чужим играя снова,
    и жечь себя, и без остатка сжечь –
    безжалостно, бездарно, бестолково.
   
    Когда бы не сдавать себя внаём
    для обретенья благ, чинов и славы,
    то не пришлось бы постаревшим псом
    увидеть хвост ушедшего состава...
   
    А человек пройдёт пустой перрон,
    калач сжимая влажною рукою,
    и будет бормотать: «Какой-то сон...
    Ну, как могло произойти такое?..»
   
   
   
   
    5. * * *
   
    Поверил теперь или нет?
    Становится время дороже
    лишь только с течением лет,
    и ценишь упрямей и строже
    удачи в течениях бед.
   
    Несомый потоками рек
    оценит сухую рубаху,
    а счастье прожить долгий век –
    поймёт обречённый на плаху,
    а сон – не смыкающий век.
   
    И вспомнишь забытых друзей
    в промозглом, промёрзшем вокзале,
    и встретившись с тенью своей,
    восполнишь их облик в деталях
    под грохот железных путей.
   
    Вот так обретают свой вес
    водою набухшие вёсла –
    и трудно, и больно, но в срез
    течения учат ремёслам
    на стыке земли и небес.
   
    Увидел теперь или нет,
    что поступь становится строгой
    лишь только с течением лет.
    Всё реже клянёшься ты Богом,
    но чаще выходишь на свет
   
    и веришь, что всякий узор
    поймёшь и оценишь наверно,
    но знаешь, чем цепче твой взор,
    тем реже берёт он на веру –
    потоки меняют свой сор.
   
    А хочется просто смотреть
    и плыть по пространству лучами,
    но утром вдруг радиосеть
    поймает тебя новостями,
    и страшно уже не успеть...
   
   
   
   
   
    6. * * *
   
    Опять звенит сентябрьская листва,
    и августейший звездопад растаял...
    ...вновь поиски небесного тепла...
    ...игра без слов, и проигрыш без правил.
   
    Сегодня, возле парка, на углу
    я встретил осень, осень улыбалась,
    а я глядел, глядел в её золу
    и злился, что испытываю жалость.
   
    Под вечер я укрылся за стеной
    от ликованья ливня и от власти
    осенней меланхолии земной.
    В надвинувшихся сумерках напастей
   
    я слушаю: по венам век бурлит,
    ломая изнутри (не смог снаружи),
    изобретатель сей, увы, не спит,
    ищейкой ищет и вороной кружит.
   
    И я не сплю... Кто крепче?.. Белокож
    и синеок мой век, как я подлунен.
    Я на него?.. Он на меня похож?..
    Мы до утра раскладываем руны,
   
    и эти знаки явно говорят,
    что осень не настала, не настанет,
    что грянет лето вместо октября,
    хотя всё это не стояло в плане,
   
    и что сегодня, после четырёх,
    деревья и трава зазеленеют,
    и я услышу то, что шепчет Бог
    в щебечущей листве аллеи.
   
   
   
   
   
   
    7. * * *
   
    Пора озимых –
    в землю или оземь –
    застыть...
    замкнуться...
    спрятаться в пейзаж...
    Росток, взмолившийся о всплеске
    в осень –
    не по сезону жажда или блажь...
   
    Размеренно
    размешивая вехи,
    развоплощая войлок облаков,
    рассеивая ватные огрехи,
    он
    расставляет по краям листов
    поправки, дополняя из-
    реченья,
    тем
    уплотняя ремесло речей,
    втирая в русло млечного теченья
    светящийся реальности ручей.
   
    Его слова несёт поток, листая,
    сплетая отблеск звёзд и фонарей,
    когда, рыча, грядущий день верстает,
    пространство рассекающий, Борей.
   
   
    8. Сентябрьский джаз.
   
    Ах, как руки свивались, как в танце безумном,
    лунный день бередил твою суть серебром,
    и, срываясь, летел в бездну голосом трубным,
    и дыханье рвалось, словно нож под ребром,
   
    а как ночь рассыпалась в рассвете холодном,
    а как горечь и счастье росли по часам,
    и то в небо душа, то ныряла в болото,
    то блуждала по жёлтым сентябрьским лесам,
   
    как влекли за собой лабиринты мгновений,
    где пытались года, нет, века уместить,
    и, нахлынув, топил сонм цветных наваждений,
    сердце билось, спешило и жаждало жить...
   
    Разливалась безмолвно по миру молитва,
    и в объятьях воды утомился огонь...
    И карабкался мир, вновь сползая по бритве,
    и лучи всех светил умещались в ладонь.
   
    9. * * *
   
   
   
    Дверцы захлопнутся – не воротиться,
    в чёрного ворона не обратиться –
    значит по белому пеплу зимовья
    нам уходить из сегодня с Любовью,
    значит, настало то странное время,
    тот Перекрёсток Прощанья со всеми,
    где, соблюдая канон классицизма,
    Время и Место взирают сквозь призму
    наших эмоций на действия наши,
    дабы потом опустить на дно чаши,
    в некий момент ситуации спорной,
    камушек белый иль камушек чёрный.
    Нам ли гадать о раскладе пасьянса?..
    Драматургию времён Ренессанса
    мы изучали по книгам и всуе,
    и оттого очень ярко рисует
    наша фантазия сцену развязки.
    Мы, улыбаясь, посмотрим с опаской:
    кто декорации свёл так умело –
    клетки для духа, капканы для тела...
    Право, согласен, обидно до боли –
    мы не избрали – нам выдали роли.
    Верно, не спорю – согласно заслугам.
    Мы сторожа-сторожилы друг друга –
    наши геройства и наши злодейства
    двигают Время и Место, и Действо.
    Так что не будем отныне страшиться,
    пусть совершается, пусть завершиться
    этот спектакль и его послесловье,
    только Любовь остаётся... С любовью
    и без оглядки, сквозь сон декораций
    выйдем под небо – ни век здесь слоняться,
    роли чужие просить воровато –
    эти подмостки сгорели когда-то...
   
    Лучше взгляни: млечность в темень колодца
    смотрит так пристально – не отшатнётся.
    Вспомни, тебе я нашёптывал фразу:
    «Ночь опрокинет хрустальную вазу,
    но запрокинет лицо в поднебесье», -
    месиво слов, а всё-таки песня...
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
    10. Попытка прозрения.
   
    Мерещатся вещие старцы
    и карцер
    вчерашнего дня,
    и скалы слепящего кварца,
    и флюгер, кружащий меня,
   
    и с шумом ворвавшийся Вестник
    из леса
    Великих Вестей,
    и песни расшатанных лестниц,
    и месть незарытых костей.
   
    Но кажется, где-то, напротив –
    в болотах,
    рождающих сон,
    какой-то бесцветный, бесплотный
    прервал летаргический сон.
   
    Он смотрит... Он слушает сушу
    разбужен
    моею тоской,
    и вот, покидая подушки,
    своей безразмерной рукой
   
    он тянется, весь – расстоянье,
    сквозь зданья
    напротив – ко мне,
    вторгаясь в моё подсознанье,
    как холод в прожилки камней.
   
    Он весь образуется в руку,
    без звука,
    ладонь его – глаз,
    он пьёт мою старую скуку
    и требует новой – сейчас!
   
   
    Но вот пресыщается. С ленью
    теченьем
    уходит в песок...
    А Вестник растаял виденьем,
    а флюгер глядел на восток.
   
   
   
   
   
   
   
   
    11. * * *
   
    Сначала ждешь, и день, и два,
    письма, звонка, визита, сплетни
    и пишешь на бумаге бредни,
    так трудно подбирать слова:
    «Тебя я вспоминал намедни...»
   
    И первый месяц по письму
    на каждый день и каждый вечер,
    и слепо веришь – скоро встреча,
    хотя и нет причин тому.
    Часы текут. День бесконечен.
   
    Потом проходит некий срок,
    и ты так долго был на грани,
    что видишь на узорах ткани,
    или взирая в потолок,
    лицо... глаза, как на экране.
   
    Всё реже письма, то ли связь
    почтовая в загул пустилась,
    иль может, что-нибудь случилась...
    Но нет конверта – всё не в масть.
    И ждёшь, надеясь лишь на милость.
   
    Потом напишут, что дела,
    болезни, непогода, время
    и что-то там ещё про бремя,
    да про эпоху... И со зла
    подумаешь, что всё зола.
   
    Мелькнёт ещё один виток,
    и удивишься, что однажды
    ты мог бы умереть от жажды,
    однако умереть не смог,
    и вот забыл в клубке дорог
   
    тепло, что источали руки,
    пьянящий аромат волос...
    Ты боль свою насквозь пророс –
    и в новый круг, а в этом круге
    Забвение – венец разлуки.
   
   
   
   
   
   
    12. * * *
   
    День догорает изнутри –
    пустая кожура,
    танцуй, мелодия, пари
    до самого утра.
    Кто растолкует тайну слов
    и, раскрутив волчок,
    развяжет тысячи узлов
    там – за моим плечом?..
    Танцуй, мелодия, прошу,
    а про меня забудь,
    я здесь волчонком посижу,
    послушаю чуть-чуть,
    а хочешь, притворюсь, что сплю,
    зажмурюсь, словно рысь?
    Но об одном тебя молю:
    когда усну, приснись...
    Из хаоса мотив плети –
    звучащий карнавал,
    я здесь, я рядом, я почти
    твоею частью стал.
   
   
   
    13. * * *
   
    Чем ночь длинней, тем больше вероятность
    неспящему остаться одному,
    любой источник света – жизнь ему,
    так в темноте проявится всеядность.
    Зажжешь, к примеру, спичку, привыкая,
    по сторонам испуганно глядишь,
    отметишь, как в шкафу метнулась мышь,
    рванулись тени, спешно убегая
    от пламени за серые предметы,
    расширилась квартира – сотни миль...
    Найти светильник! Разбудить фитиль!
    И, словно слышит он, взываешь: «Где ты?»
    Светильник отвечает: «Я на полке...»
    Но чахнет спичка, пальцы опалив,
    путь затемнён, теряется призыв,
    идёшь на ощупь – осторожно, долго,
    коробку спичек шумно сотрясая,
    зажжёшь другую – озарится дом,
    и сумрак, очарованный огнём,
    отступит, над оконцем зависая.
    Ведь ночь длинна – она ещё в разгуле,
    и звёзд не видно – замурован свод...
    Теперь гляди, веди минутам счёт
    и утро жди, как смену в карауле.
   
    14. Набросок.
   
    Она вошла... Теплом её дыханья
    (так греют руки) пробудился дом,
    и, ощутив своё существование
    под неуклюже брошенным плащом,
   
    вздохнуло кресло. Время потерялось,
    как лопасти в вращениях винта,
    и медленно пружиною сжималась
    готовая вернуться пустота.
   
   
    15. * * *
   
    Есть серебро, поющее над бездной,
    и темечко младенца помнит звук,
    вибрации небесных струн отвесных
    и полноту раскинувшихся рук.
   
    Ведомые видением сквозь воды
    событий, убегающих в песок,
    искатели объезда или брода,
    нас беспокоят даты или срок...
   
    Поставит грусть печать свою на очи,
    а смех – морщинки жёсткости у рта,
    горб за спиной вернее напророчит
    чем гороскопы. Прошлое – всегда.
   
    А струны серебрятся и играют –
    вот вертикаль, творящая мотив,
    его услышишь, замерев у края,
    и вызубришь, когда придёт прилив,
   
    и уповая, как всегда, на случай,
    на счастье может или на беду,
    вновь будешь ждать таинственных созвучий,
    кляня свою земную глухоту.
   
   
    16. * * *
    Я поставлю за твоё здравие свечку Господу,
    попрошу Его о самом простом:
    чтоб спалось сладко тебе и чтобы елось досыта,
    чтобы Ангелы берегли твой дом.
   
    И, наверное, за тридевять земель от города
    и церкви, где бьется, треща, свеча,
    полетит огонёк над простором холода
    и от холода нырнёт в твой очаг...
   
    17. * * *
   
    1.
    Всё оплачено плачем,
    и на чашах весны
    легковесны удачи,
    а утраты верны,
   
    потому что уж точно
    не забрать пустоты
    ни ледышкам барочным,
    ни потокам воды.
   
    Пей, расплавленный солнцем,
    этот воздух зимы,
    пей, от края до донца –
    поминаньем немым,
   
    потому что то явно,
    что ушло и уйдёт,
    но окажется главным –
    не вошедшее в счёт,
   
    и покажется точным
    произвольный ответ,
    и наметится точка,
    а за ней ещё две...
   
    2.
   
    А в весеннем разгуле,
    раздражая курок,
    направление пули
    выверяет стрелок,
   
    может костью игральной
    завтра сбросят с доски –
    все полёты летальны,
    но в щедротах тоски
   
   
    тоже есть своё злато
    или зло ремесла,
    нам резцами утраты
    оголяют тела,
   
    и стоим мы нагие,
    как и создал Господь,
    первородной стихии
    обнажённая плоть.
   
   
    18. * * *
   
    Кроме тебя и меня жили – спешили – были
    много людей на Земле, помню, - мне говорили...
    Но я не верил и почитал вымыслом жутким
    все эти россказни, все эти бредни, все шутки.
   
    Но до меня, до тебя тоже текли столетья –
    русла иссохших веков прячут отметки плети –
    даты, события тело наполнят ознобом...
    Сущность истории – горб?.. Или пляска за гробом?..
   
    Где нас носило, скажи, словно по ветру крохи?
    Где же мы были с тобою все эти эпохи –
    в годы, где мир обретал то святых, то ублюдков?
    Если вдруг всё осознать, то лишишься рассудка –
   
    если понять то, что было, и где в это время
    мы пребывали, не выдержит темя,
    лотосом белым раскроется в небо – в пространство,
    соединившись с Любовью (читай: с постоянством),
   
    лишь осознать то, что было со мной и с тобою...
    Кто-то сказал: «Всё проходит». С бездонной сумою
    это вот самое «Всё», говорят, забирает с собою
    нас по частям – навсегда. Люди кличут Судьбою,
   
    то, что «проходит», и как у кого «Всё проходит».
    Вроде, похоже у всех, но по-разному вроде...
   
    Где же мы будем, скажи, не сейчас, а когда-то
    в час, когда стрелки без нас побегут циферблатом?..
   
   
    19. * * *
   
    Унесёт
    постук сердца обиды и страх –
    это всё,
    мой дружок, у тебя на устах,
    так скажи,
    с губ сорвётся – из сердца долой,
    пусть брюзжит
    серый ветер над чёрной золой,
    пусть поёт
    вертопрахом ни в такт, ни впопад,
    всё ни в счёт –
    всё прошло много жизней назад...

Дата публикации:12.08.2006 13:29